Забытая империя - Хампи, 1 часть

Библиотека компании "Россиянка", www.rossyanka.ru

Книга Р. Сивелла "Забытая империя" в переводе Александра Рудакова, автора сайта www.rossyanka.ru об истории королевства Виджаянагара (Хампи) и политической ситуации в Индии с начала XI до конца XVI вв.

2 часть * 3 часть * 4 часть * 5 часть * 6 часть * 7 часть * 8 часть * 9 часть Экскурсия в Хампи, фото и видео 

 

1 часть
Цель книги. Очевидцы событий, на которых опирался автор в процессе написания книги. Воспоминания о посещении Хампи русского путешественника XV века Афанасия Никитина.


  Эта книга посвящена великой Виджаянагарской империи, которая процветала на юге Индии в 1336-1565 гг. и ее великолепной столице Хампи - величайшему мегаполису средних веков. О существовании империи и Хампи после катастрофических событий в середине XVI века забыли. Поэтому книга названа "Забытая империя". Она полностью основана на документах, хрониках, письменах на камнях, найденных в Хампи, которые проливают свет на события далеких времен. После глубоких исследований каждого документа в отдельности, путем сопоставления фактов, а где-то догадок удалось сложить воедино истинную картину с максимальной достоверностью. Мы бы никогда не узнали о Виджаянагаре и Хампи, а также об интересных событиях, случившихся в XIV-XVI вв. в центральной и южной Индии без работ нижеперечисленных путешественников, историков и летописцев.

Португальцы:

  • Фернао Нуниш (был в Хампи в 1535-37 гг.) - крупный португальский торговец лошадьми. Позволил нам окунуться в бытовую жизнь короля и простых жителей Хампи с их религиозными службами и праздниками. Ему удалось восстановить большинство событий, начиная с момента зарождения королевства. Можно не сомневаться в его описании состояния дел в Виджаянагаре во время правления короля Ачюта Райи, так как он сам присутствовал при этом. Он писал наиболее полно и последовательно, поэтому половина информации в книге "Забытая империя" основывается на его хрониках. Остальные же либо добавляют к изложенному события, свидетелями  которых они были, что, безусловно, делает общую картину более яркой и связанной деталями, либо, каждый по своему, повторяют Нуниса.

  • Дуарте Барбоса (был в Хампи в 1508-14 гг.) - первый португальский летописец, прибывший на кораблях Васко Да Гамы на западное побережье Индии, в частности в Гоа. Он писал о первых шагах колонизаторов в Индии, торговле, а также дал описание того, что из себя представляли Виджаянагарское королевство и его столица в самом начале правления Кришна Дева Райи.

  • Доминго Паэс (был в Хампи в 1520-22 гг.) - путешественник, поведавший о месте расположения Хампи, устройстве города, рассказал о народе, проживающем в королевстве, его бытовой жизни и праздниках. Он подробно изложил факты из жизни короля Кришна Дева Райи после личной с ним встречи.

  • Куто (был в Хампи в 1565 г.) - путешественник. Он рассказал о последних годах империи при короле Рама Райя. Будучи очевидцем  заключительной  битвы  Виджаянагарской  империи, подробно написал о соотношении сил, стратегии и тактике противоборствующих сторон.

Итальянцы:

  • Николо Конти и записывавший с его слов секретарь Поджио Брациолини (были в Хампи в 1420 г.) - самые первые европейские путешественники из тех, что, побывав в Хампи, оставили записи о своем визите. Они начали путешествие по Индии с территории Гуджарата. Потом двигались вниз по западному побережью пока не достигли конечной точки - Хампи. Они рассказали о расположении города, поведали о народных праздниках и разработке месторождений алмазов.    
                                                                                                        
  • Вартема (был в Хампи в 1506 г.) - путешественник, прибывший с португальцами и описавший освоение ими новых земель.

  • Чезаро Федеричи (был в Хампи в 1567 г.) - путешественник, поведавший о событиях спустя 2 года после разрушения Хампи.

  • Сассети (был в Хампи в 1578-88 гг.) - путешественник, рассказавший о ситуации в регионе после распада империи.

 Арабы: 

  • Ибн Батута (был в Хампи в 1333-42 гг.) - марокканец, очевидец зарождения Виджаянагары, официальный летописец султана.   

  • Абдул Раззак (был в Хампи в 1442-43 гг.) - как персидский посол лично встречался королем Дева Райей II, рассказал о заговоре против него. Подробно изложил информацию о жизни в Хампи, об укреплениях города, расположении и назначении некоторых зданий. 

  • Фиришта (записи сделаны в 1607 г.) - историк Кутуб Шаха из Голконды. Он оказался единственным из вышеперечисленных людей, который никогда не посетил Хампи и даже не жил в те времена. Со слов других он попытался собрать все возможные сведения о периоде существования Виджаянагары. Интересны его повествования о том, что происходило в стане мусульманских государств, как развивались дела у португальцев. Зачастую, его описания несколько разнятся с официальной версией, он иногда ошибался в датах и путал имена. Тем не менее, путем сопоставления событий, слегка поправляя Фиришту в процессе изучения его работ, появилась возможность добавить интересные детали к общей картине. 

   Ценность арабских хроник в том, что составившие их летописцы, видели события  "с той стороны границы", что также помогло получить более полное описание происходящего.

   Столицу королевства сейчас принято называть Хампи по названию деревушки, близ которой находятся руины древнего города. Сами жители во времена существования Виджаянагарского королевства называли свою великую столицу Виджаянагара, что значит город-победитель. У португальцев название города звучит как Биснага, Биснагар, Биджанагар, Биджанагер. Виджаянагарское королевство они называли Нарсимга. Арабы упоминали Хампи как Биджануггер, Биджанагар, Биджнуггер, на картах итальянцев Хампи обозначался как Бизенегалия. В скобках, вслед за общепринятыми сейчас названиями городов и именами королей, иногда приводятся названия и имена, которые употреблялись авторами хроник.

   Итак, начнем рассказ с рукописей русского путешественника Афанасия Никитина родом из Твери. Его заметки также  использовались  при написании книги. Он отправился в долгий путь в Индию  в 1462 г. Точно известно, что А. Никитин проехал почти по всему западному побережью страны и прожил в Индии 6 лет с 1468 г. Виджаянагарскому королевству тогда уже было 135 лет. Он называл столицу Хампи Биченегер.

На картинке путь Афанасия Никитина.

Библиотека А. Никитин   Вот, что он пишет: "Здесь проживает много людей и в основном они небогатые. Но встречаются и те, кто утопает в роскоши и удовольствиях. На улицах таких несут на серебряных носилках человек 20, за ними следуют около 300 всадников и 500 пеших воинов. Далее идут горнисты, 10 музыкантов и 10 человек, освещающих путь факелами. Что же касается султана (так он называл короля), то рядом с ними можно всегда насчитать около 1 тыс. всадников на лошадях с золотыми парадными конскими сбруями, 100 верблюдов, 300 трубачей и столько же танцоров. Султан сидит в золотом седле на коне в амуниции с сапфирами и золотыми деталями. На головном уборе можно увидеть большой бриллиант. Из оружия на нем 3 позолоченных меча. Брат султана едет в золотой ложе с бархатным балдахином и орнаментом из драгоценных камней. В длительных походах рядом с братом следуют мать и сестра в позолоченных паланкинах, а сзади следуют 2 тыс. женщин верхом на лошадях. Впереди кортежа скачут 300 всадников-мужчин.

   Индуистский султан живет в Биченегере - огромном городе в горах (так он назвал холмы), который окружен тремя линиями укреплений из мощных стен. Город расположен в горной долине. Река разделяет его от страшных джунглей. С одной стороны город неприступен полностью. Мусульманские султаны вели войны с Биченегой. Однажды, когда они подошли к одному из городов этого королевства, индуистский султан мог выставить только 300 слонов, 50 тыс. всадников и 100 тыс. пеших воинов. Тогда как у мусульман было свыше миллиона воинов и 575 слонов. Индийские воины ходят почти голыми и босиком. В руках у них только щит и меч. Некоторые имеют луки со стрелами. Они очень часто используют в битвах слонов, на которых надевают стальные пластины, а на бивни закрепляют острые косы. На тело слонов привязывается цитадель, в которой могут находиться до 12 человек в доспехах с ружьями и стрелами. Враг тогда осаждал город месяц и потерял много людей. Мусульманам не хватало воды и пищи, хотя они видели озеро, но оно было для них недоступно. Город с первой осадой они не взяли. Но когда мусульмане пришли вновь, хану Мелику удалось ворваться внутрь. Но победа досталась с трудом - 20 дней его солдаты не ели и не пили, а 5 тыс. лучших воинов потеряли жизнь. В захваченном городе хан обезглавил 20 тыс. жителей и столько же взял в плен и продал. Сокровищ в городе не оказалось".  


© Текст зарегистрирован и отображается в поисковых системах как первоисточник, 
перепечатка текста не разрешается. www.rossyanka.ru
Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997 или +91 860-551-5934, в России: +7 921 6363 986.