Забытая империя - Хампи, 2 часть

Библиотека компании "Россиянка", www.rossyanka.ru

Книга Р. Сивелла "Забытая империя" в переводе Александра Рудакова, автора сайта www.rossyanka.ru об истории королевства Виджаянагара (Хампи) и политической ситуации в Индии с начала XI до конца XVI вв.

1 часть * 3 часть * 4 часть 5 часть * 6 часть * 7 часть * 8 часть * 9 часть * Экскурсия в Хампи, фото и видео 

2 часть
Политическая ситуация в Индии с XI века. Характеристика Делийского султана. Захват города Анегунди. Основание Виджаянагары. Правление первого короля Харихары I.

 

   В 1001 г. на территорию Индостана с северо-запада начали проникать представители исламской веры во главе со своим великим лидером Махмудом из Газни. Первыми покорились равнины Пенджаба. Год за годом сдавались остальные части северной Индии. Сначала целями мусульман были не переселение или экспедиции, а рейды с целью наживы. Через 2 века мусульмане утвердились в Дели и появился Делийский султанат. В конце XIII века войны шли одна за другой, султаны и шахи начали прессовать южную часть Индии на равнинах Декана. В 1293 г. Ала-уд-дин Хилджи племянник султана Дели атаковал г. Девагири и земли Гуджарата. Индуистские государства со столицами в Варангале, Дварасамудре и Анегунди являлись тремя сильнейшими в Индии, которые хоть как-то могли противостоять завоевателям. Но в 1303 г. Малик Кафур как ураган вторгся в долину Декан, взяв город Варангал, а древняя столица государства Хойсала Баллалас Дварасамудра сдалась ему через 7 лет. Далее началось завоевание Малабарского побережья на западе Индии. Небольшие разрозненные королевства не могли противостоять этому нашествию. Головы индуистских королей и раджей вешались на ворота побежденных городов. 

   С 1325 г. с приходом к власти амбиционного и жестокого султана Дели Мухаммада Талака (Тагао Мамед, 1325-51 гг.) дела для представителей индуизма пошли еще хуже. Так много историй о его личности приводятся различными летописцами, что я обязан немного рассказать самые яркие из них. Красноречиво Фиришта пишет, что султан был образован в физике, логике, астрономии и математике, а философию и метафизику изучал в Греции. Он был строгим приверженцем ислама и слыл либералом особенно в отношении представителей искусства. При нем были построены больницы и дома для вдов и сирот. Но в то же самое время он был очень жесток и часто наказывал без всякой причины. Ни одной недели не проходило без казни одного или нескольких из его приближенных или секретарей. Любая оппозиция приводила его в бешенство. Он очень любил приказывать стянуть кожу с поверженных правителей и набивать ее соломой. Было много и других историй, заставляющих содрогнуться. Он делал абсолютно необъяснимые вещи: мог раздать огромные суммы денег среди знати, в то же самое время он откупился от моголов, которых мог бы легко разбить. Когда его 370 тыс. конница направилась в Персию, он не заплатил воинам ни монеты. Его всегда преследовали амбициозные планы. Так он решил завоевать Китай, направив 100 тыс. армию в Гималайские горы, где почти все погибли в схватке со стихией, а те, кто выжил и вернулся назад были им казнены. Он предпринял попытку ввести медные монеты вместо золотых, но  по цене последних, что привело к потере кредитоспособности и упадку торговли. Он разрушил сельское хозяйство непомерными налогами. Крестьяне бросили свой труд и ушли в разбойники. Когда один из районов отказался платить неподъемный налог, он приказал войскам окружить всю территорию и сжимать кольцо к центру,  уничтожая всех людей внутри. Однажды потеряв свой зуб, он приказал поместить его в великолепный мавзолей из камня (мавзолей сохранился и находится сейчас в г. Бхире). Но самая известная история связана с переселением жителей Дели. Они должны были по его приказу поголовно переселиться в новую столицу город Девагири, переименованный им в Дулатабад. Казалось, что это непросто - города отделяют 600 миль друг от друга, а это 10 дней пути. Еще до переселения была построена дорога с деревьями по обочинам. Тысячи несчастных погибли, следуя этой дорогой. Ибн Батута своими глазами видел выполнение сумасбродной идеи султана. Он рассказывает, что по приказу Мухаммада Талака любого, найденного в своем доме в Дели ждало наказание. Когда один из слуг все-таки нашел двоих больных, султан приказал выбросить из баллисты того, что был прикован к постели, а слепого волочить за лошадью. В итоге, только одна нога несчастного была доставлена в Дулатабад. Султана называли святым с сердцем дьявола. Он добился своего -  Дели превратился в пустыню. 

   Армия Мухаммада Талака захватывала одну индуистскую территорию за другой, продвигаясь все южнее. Султан оставлял после себя смерть, разорение и сожженные города. Именно эта фраза была выбита в камне, найденном недалеко от Хампи. Оставалась последняя надежда индуистов - маленькое государство в глубине полуострова с очень укрепленной крепостью в Анегунди и столицей Кампли (Кампила). Мухаммад Талак в этом походе лично руководил войском, состоящим из 800 тыс. всадников и бесчисленных пеших воинов. Индуистский король предпочел встретить противника в Анегунди (Нагумдин), что в 8 милях от Кампли. Войска Мухаммада окружили крепость. Все осажденные приготовились к длительной осад. Воды и питания для 50 тыс. жителей на долгое время не хватило бы. Поэтому чтобы дольше продержаться король оставил с собой только каждого десятого и укрылся в цитадели на холме внутри города. Остальных воинов и жителей он послал оборонять другие крепости королевства. Перед оставшимися в городе жителями, король исполнил речь, в которой чувствовалась вся горечь той участи, что ждала их на единственном кусочке земли, пока остававшийся у них. Все поклялись защищаться до конца. Одержимость защитников была беспримерной: король лично убил 50 своих жен и маленьких детей, все воины проделали то же самое со своими родственниками – теми, кто не мог бы сражаться. Теперь в случае неминуемого поражения они не достались бы мусульманам в рабство. В 1334 г. крепость была взята. И только 6 мужчин осталось в живых после битвы. Среди них были хранитель сокровищ, а также бывший министр. Они согласились рассказать о месте хранения богатств королевства взамен предоставления им тела короля для почетного захоронения. Их просьба была удовлетворена султаном. После совершения у реки ритуала сожжения, тела всех последующих королей Хампи кремировали именно тут. С тех же самых пор тот храбрый король (вероятно, его имя Кампила) стал святым.  

   Делийский султан прожил в захваченном городе 2 года, пока уничтожались все сопротивлявшиеся города и деревни королевства. Но не так просто было управлять новыми землями. После того как ему стали приходить новости о восстаниях на захваченных землях, султан поспешил в Дели, оставив часть своего войска и все необходимое для защиты крепости своему верному капитану Малику Наибу. Перед уходом он наделил всех остававшихся воинов большими участками земли. Пленники, упомянутые выше, были доставлены в Дели. О ситуации тут же узнали в окрестностях и отказались платить налоги и снабжать оккупантов. Малик Наиб послал письмо Делийскому султану с просьбой прислать двоих почитаемых жителей этого королевства из тех шестерых, что были пленены ранее с тем, чтобы усмирить народ. План был неплохой. Приняв от них клятву верности как вассалов султана на данной территории, бывший министр стал губернатором, а хранителя сокровищ султан назначил его помощником. Вместе с еще 4-мя освобожденными пленниками и небольшим войском они вернулись в Анегунди. Тут они увидели только основания домов и всего несколько жителей. Люди приняли нового правителя, что порадовало и Делийского султана, и Малика Наиба. Новый губернатор действительно успокоил людей, дав им понять, что для всех тогда сложился лучший вариант из возможных и попытки возврата земли были бы неминуемо подавлены мусульманами с жестокостью. Правителя Анегунди звали Харихара. Он до конца жизни не решался называть себя королем. Не называли его так и жрецы, о чем свидетельствуют надписи на камнях. Такие надписи обычно оставляли грамотные брахманы-жрецы. Но потомки справедливо назвали его королем Харихарой I (Хукка, Харияппа, Хараиб, Дева Райя или Дехорао как называли его европейцы и арабы), правившим в 1336-43 гг. Он стал основателем династии,  просуществовавшей 154 года, основателем нового королевства под названием Виджаянагара и его столицы Хампи (Биснага) в последствие величайшего города тех времен. При его жизни эти события еще не представлялись такими значимыми.

   Так как речь идет об истоках основания целой империи, рассказ о которой и является целью книги, следует рассказать и обо всех имеющихся версиях. Индуисты и Нунис пишут, что это нападение на Анегунди было неприкрытым завоеванием в целях грабежа и уничтожения, добавляя, что ни один из членов королевской семьи захваченного государства не уцелел. Другие уверены, что два брата Хукка и Букка, служившие королю, сумели выжить в той бойне вместе со жрецом-брахманом Видьяджуна. Они втроем были основателями нового королевства. Третья версия похожа на сказку: святому аскету Видьяджуна часто приносил еду один пастух по имени Бока. Благодарный святой сказал однажды, что именно ему будет суждено править всей Индией. Почитатели святого прислушались к высказыванию. В итоге, под именем Бока Рао пастух стал первым королем, объединив под своим именем весь юг Индии. Мусульманские же летописцы говорят, что, то выступление мусульман под личным руководством Мухаммада Талака имело целью только наказать восставшего племянника султана Баха-уд-дин Гуштаспа, который укрылся в Кампли, а заодно и его покровителя. По рассказам Ибн Батуты, ворвавшись в крепость, делийский султан приказал содрать с племянника кожу живьем, а мясо приготовить с рисом. После чего эти "подарки" были посланы его детям и жене, а остальное досталось слонам. Слоны не прикоснулись к еде. Кожу набили соломой, чтобы затем провести через всю страну для обозрения. Среди пленников Анегунди оказались 11 сыновей короля. Они были привезены в Дели и обращены в ислам. Султан с большим уважением отнесся к ним, так как был восхищен мужеством короля. С одним из этих сыновей султан даже подружился.

   Дополнив все эти легенды неопровержимыми фактами, сделаем вывод, что все версии в основе своей верны. Султан мог преследовать обе цели наказать племянника и завоевать новые земли; принявших ислам сыновей короля, ортодоксальные индуисты могли уже не считать за своих и верили, что наследника королевских кровей после захвата Анегунди не осталось; два брата Хукка и Букка служили королю в качестве министра и хранителя сокровищ; святой Видьяджуна действительно был, а основателями нового государства в 1336 г. стали все трое Видьяджуна, Харихара и Букка, которые не были в родстве с последним королем.

   Первый король Виджаянагары был стар и вел вполне обычную жизнь. Однажды он переплыл на круглой лодке на другой берег реки Тунгабхадра (Нагумдим). В те времена на южном берегу не было каких-либо строений и сюда король обычно приезжал поохотиться. Вдруг он увидел зайца, который не побежал от собак вопреки ожиданиям, а наоборот набросился на них. Между тем, эти собаки помогли прежде поймать тигра и льва. Шокированный король нашел в происшедшем мистический смысл и тут же приказал возвращаться в Анегунди. У реки он встретил отшельника. Тот, выслушав короля, сказал, что случившееся является знаком для строительства в данном месте города, который будет самым сильным и укрепленным в мире.

   Услышав истину, король сразу начал работы по возведению первых кварталов и укреплений. Хампи стал наполняться беженцами, спасающихся от мусульманских завоевателей. Король дал имя новому городу Видьяджуна - имя того святого, которое полностью звучит как Мадхавачария Видиаранья, что значит "Лес Учености". Со временем название изменилось и стало Виджаянагара (Биснага). После смерти святого король приказал построить храм в его честь в том месте, где его случайно встретил. Сейчас небольшой храм стал целым комплексом Вирупакши - самое почитаемое место в Хампи. С тех пор все короли после коронации посещают этот храм перед тем как в новом качестве вернуться в свой дворец. Каждый год у храма устраиваются всевозможные религиозные праздники. 

   Есть версия, что храм стоит с VII века, но она разбивается об факт, что построен он с использование известкового раствора, который в те времена еще не применялся. Вполне возможно, что храм был построен в VII веке, но перестроен полностью  в XIV веке. Наиболее вероятно, что именно в этом храме тогда проповедовал святой Видьяджуна. В то время не было других построек на этом берегу. Не нужно особо напрягаться, чтобы представить панораму вокруг, ведь она и сейчас потрясает туриста. Это ли не лучшее место для созерцания и медитации?

 

© Текст зарегистрирован и отображается в поисковых системах как первоисточник, 
перепечатка текста не разрешается. www.rossyanka.ru

Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997 или +91 860-551-5934, в России: +7 921 6363 986.