Забытая империя - Хампи, 4 часть

Библиотека компании "Россиянка", www.rossyanka.ru

Книга Р. Сивелла "Забытая империя" в переводе Александра Рудакова, автора сайта www.rossyanka.ru об истории королевства Виджаянагара (Хампи) и политической ситуации в Индии с начала XI до конца XVI вв.

1 часть * 2 часть * 3 часть 5 часть 6 часть * 7 часть * 8 часть 9 часть Экскурсия в Хампи, фото и видео


4 часть
Первый европеец в Хампи. Перс Абдул Раззак о столице. Заговор против короля Дева Райи II. Борьба за власть в Виджаянагарском королевстве. Серый кардинал Нарасимха.


   Первым европейцем, чьи письменные воспоминания о Хампи сохранились до сегодняшнего дня был Николо Конти. Он побывал в столице Виджаянагарского королевства во время правления Дева Райи II в 1420 г. Он пишет, что великий город Бизенегалия был окружен стенами, протянувшимися между холмами. В городе проживало много людей и приблизительно 90 тыс. мужчин могли быть призваны в армию в любой момент. Король мог собрать со всего королевства армию в миллион и более воинов. Воины использовали для разрушения стен при осаде каменные шары, выпускаемые из баллист. У этого народа было много красочных праздников. На индуистский Новый Год проводился фестиваль, когда божество ставили между двумя огромными деревянными колесницами. Сотни мужчин за канаты возили колесницы по городу. Внутри них сидели женщины, поющие гимны богу. Некоторые люди бросались под колеса и умирали в мучениях - такой уход из жизни считался высшим проявлением веры. Другие же просили привязать их веревками к колеснице, как орнамент. В полуживом состоянии они болтались так всю дорогу. Три раза в год торжественно устраивался еще один фестиваль, когда женщины и мужчины всех возрастов купались в реках или море, потом одевались в новые одежды и три дня кряду пели и плясали. Во время праздника Дипавали в октябре внутри храмов и на их крышах люди зажигали бесчисленное количество ламп, горящих и день, и ночь. Самый красивый фестиваль под названием Маханавами проводился в течение 9 дней в сентябре. Жители зажигали огни на всех улицах и вывешивали на дома красивые ткани с рисунками. Каждый день жрецы проводили службу. Верующие несли в храмы апельсины, лимоны и благоухающие фрукты. Во время праздника Холи люди в течение трех дней обливали друг друга, прохожих и даже короля шафрановой водой. В атмосфере царило веселье. У индуистов использовался лунный календарь, в котором было 12 месяцев, названных в честь знаков зодиака. В городе Камбее люди писали на бумаге, тогда как в остальной части королевства использовали сухие листья деревьев. Заемщик, который не мог расплатиться становился рабом кредитора. И таких было очень много.

   Через 23 года после Конти Хампи посетил персидский посол Абдул Раззак. Он лично встретился с Дева Райей II в период с апреля по 5 декабря 1443 г. Вот что он резюмировал: “Виджаянагарское королевство простирается от реки Кришна на севере до мыса Коморин на самом юге. Столица Биджанагар (сейчас Хампи) являет собой потрясающий город. Никогда еще человеческий глаз не видел, а человеческое ухо не слышало о таком красивом и обустроенном городе. Биджанагар построен по такому плану, что 7 крепостей находились одна внутри другой. Город связан с внешним миром тремя дорогами с трех сторон. Первая стена задолго до подъезда к центру городу высотой в человеческий рост и уходит на такое же расстояние вглубь земли. Она находится между двумя холмами. Ее протыкает основная дорога, через которую проходят все торговцы и путники, прибывавшие на западное побережье Индии. Предназначена стена была для того, чтобы вражеские войска не смогли легко пройти дальше по направлению к городу. Через 2 мили следует вторая часть похожих укреплений с воротами, но уже несколько серьезней. Система  такова, что все проходящие через любые ворота по направлению к столице обязаны платить налог.  Все пространство между тремя первыми укреплениями занимают обрабатываемые поля. Кое-где между ними видны дома с садами. От третьей до седьмой линии укреплений следуют дома простых жителей, базары и магазины.  Бесчисленное  количество  горожан  заполняет улицы.  После четвертой линии  за красивыми  воротами дома уже больше, а вдоль главной улицы, по которой путник продолжает приближаться к центру города, с обеих сторон располагаются лавки. Пятая стена представляет собой весьма серьезные укрепления, протянувшиеся почти на 3 мили от озера Камалапурам и до реки. Она полностью защищает западные рубежи Хампи. Шестая стена также начинается от озера Камалапурам и окружает Хампи с юга. Седьмая линия окольцовывает всю центральную часть города примерно 1 на 2 мили. Там внутри находятся дворцовые комплексы и правительственные постройки. Стена прерывается только на северо-востоке, где есть естественная преграда - холм из гранитных глыб. Сам Хампи протянулся на 8 миль с юга на восток и на 7 миль с запада на восток. С севера город разделяет река Тунгабхадра. За рекой расположен очень укрепленный пригород Анегунди - первая столица королевства. Чтобы использовать реку как дополнительное препятствие для вражеских войск, еще первый король перенес ее на южный берег. Недалеко от дворца короля располагаются четыре длинных базара. Каждый представляет из себя галерею из гранита, кое-где со вторым этажом. Самое большое здание в Хампи - это Зал Собраний короля. Розы продаются везде, как будто люди не могут без них жить. Люди одной профессии представляют свой товар в магазинах, следующих друг за другом в одном месте. Ювелиры торгуют в основном на базарах и продают рубины, изумруды, жемчуг и бриллианты. В центральной части города протекает множество каналов – город отлично снабжаемый водой. В комплексе, окруженном массивными стенами, находится Диван Хана - офис министра (сейчас комплекс обозначается как Занана). Король обладает самой большой властью в Индии и называется Райя (видоизмененное от Раджа). Те короли, чьи территории даже не принадлежали Виджаянагаре, например, порт Каликут, все равно в страхе платят ему дань”. Заканчивает Абдул Раззак описание Хампи впечатлениями об увиденных в городе более чем тысячи слонов, “напоминающих гору и дьявола одновременно”. Слоны активно использовались в армии. Все же войско короля состояло из 1 млн. и 100 тыс. воинов.  

   А вот что Абдул Раззак пишет о заговоре против короля: ”Однажды брат короля пригласил близкое окружение короля к себе в дом на обед. Пользуясь обычаем, согласно которому нельзя было принимать пищу рядом друг с другом, он попросил гостей по одному проследовать в его трапезную для приема своей части кушаний банкета. Там в это время двое убийц устроили засаду и убивали смоченными ядом кинжалами каждого гостя, включая сына короля. В шуме музыки и красоты представления никто не мог предположить что происходит. Потом коварный заговорщик отправился к своему брату во дворец. Он вошел в покои и пригласил короля также прийти на обед. Король ответил, что неважно себя чувствует. Тогда братишка достал кинжал и несколько раз ударил Дева Райю II. Думая, что тот скончался, он дал указание помощнику отрезать голову жертве, а сам выбежал на крытую галерею дворца и во всеуслышание заявил, что король, его братья и все окружение им убиты и да здравствует новый король! Но Дева Райя II остался жив. При помощи охранника он смог убить, приблизившегося к нему врага, и через некоторое время выбежал через гарем. В этот момент его брат-злодей все еще выкрикивал речи. Тут все увидели короля, приказавшего убить заговорщика. После случившегося оказалось, что из всех приближенных только Данайк - визирь короля остался жив. Он в это время был с визитом у берегов Цейлона. Большее количество участников в заговоре были пойманы. По приказу короля с живых заговорщиков содрали кожу или сожгли вместе с семьями. Эту жуткую историю рассказал также Нунис, лишь с тем изменением, что это племянник, а не брат устроил резню. Он добавил, что король после отравления смог прожить еще 6 месяцев.

  Фиришта вспоминает, что султан Ала-уд-дин, прослышав о случившемся в Хампи и, видимо думая, что королевство ослаблено из-за вражды за власть, направил королю требование заплатить 700 тыс. варахас (монет). Король в гневе на соседнего султана направил войско, чтобы разгромить наглеца. Были взяты крепости Мудкал и Райчур и мусульмане были отброшены до Биджапура. Но тем не менее, был заключен мир, по которому именно король Виджаянагары продолжал исправно платить дань султану в обмен на то, что тот никогда не будет больше предпринимать военные походы на территорию Виджаянагары.

   До сих пор сложно установить кто правил после смерти Дева Райи II с 1444 и до 1449 гг. Упоминается его сын Пина Райя (или Чикка Райя), а также Дава Райя III. Вероятно, все оба персонажа - это одно и то же лицо. Вообще, с 1444 по 1490 гг. продолжался период, когда в течение 46 лет власть переходила из рук в руки восьми королей. Даты их правления очень сложно установить точно. Вероятно, они были только номинальными королями без реальной власти, поэтому о них почти не упоминают путешественники. Скорее всего, все эти годы реально страной правил министр Нарасимха, ставший официально королем примерно в 1490 г. В воспоминаниях летописцев остались записи, что король Малликарджуна правил примерно в 1452-53 гг. и 1464-65 гг. и отдавал брахманам - высшему сословию – 50 % всех поступлений в казну. Все свое правление он защищал интересы только этой малой части населения, что косвенно также говорит о зависимости. Король Раджасехара правил примерно в 1468-69 гг., 1479-80 гг. и 1486-87 гг.    

   Чуть более известно о Вирупакше I (Верупакарао, примерно 1470-71 гг.). Он проводил бездарную жизнь, часто напиваясь и заботясь только о себе и своих женщинах. Он вообще не появлялся на людях и не виделся с чиновниками. Отупевший от пьянства король был невыносим для своих приближенных. Однажды ему приснилось, что один из них хочет его убить. Это было достаточным основанием для казни несчастного. Тогда многие короли отказались быть вассалами короля Виджаянагары.
    
   Пользуясь случаем, в 1469 г. Махмуд Гаван отвоевал территорию Гоа и берег начал активно развиваться как порт. Лучшие гавани западного побережья Индии оказались в руках мусульман. Они с успехом продолжали торговлю с Европой и Африкой. Самый ходовой и стратегический товар были лошади для армии и личного использования султанов. Виджаянагарская империя в этом плане была полностью зависима от арабов, имевших монополию на продажу лошадей. Старший из двух сыновей Вирупакши I не cмог выносить позора и убил бездарного отца, но добровольно признался в содеянном и отказался от трона в пользу младшего брата Продха Дева Райя (Падеарао, примерно 1476-77 гг.). Тогда министры подговорили короля убить старшего брата. Мол тот, убив отца, может сделать то же самое и с ним. Продха Дева Райя совершил убийство брата своими же руками. В целом, он повторил беззаботную жизнь своего отца. Арабский летописец Фиришта утверждает, что убийство сына Вирупакши I организовал министр Нарасимха, который фактически правил страной. Скорее всего, тот сын, убив безвольного отца, был весьма решителен и умен и мог действительно стать законным королем с причитающейся ему полнотой власти. Нарасимху же устраивали только короли-марионетки.

  Не долго собирали цветы радости из королевского сада следующие короли, правившие всего по году: Раджасехара (примерно 1479-80 гг.), Вирупакша II (примерно 1483-84 гг.), вновь Раджасехара (примерно 1486-87 гг.). Уже 40 лет королевство было под угрозой распада из-за постоянной борьбы за власть и бездарного руководства.

   Не все было гладко и в стане мусульман. В 1482 г. во времена Махмуда Шаха II, которому было всего 12 лет начались междоусобицы и сильное государство Бахмани, с которым Виджаянагарское королевство граничило на севере, разделилось на 5 султанатов: Биджапур под управлением Адиль Шаха, Бидар или Ахмадабад под властью Барид Шаха, Бирар с Имадом Шахом, Ахмаднагар под властью Низам Шаха и Голконда, руководимая Кутуб Шахом.

  В сложный период для Виджаянагары появляется фигура Нарасимхи (Нарсимгуа) - одного из уважаемых знатью военачальников. О нем уже упоминалось чуть выше. Нарасимха жил на юго-востоке королевства. Там же он призвал людей присоединиться к нему и идти на Хампи, чтобы свергнуть действующего короля ради сохранения королевства и нашел всеобщую поддержку. До тех пор пока восставшие не проникли во дворец, не встретив, кстати, какого-либо сопротивления, король не верил в то, что его свержение возможно. И только когда восставшие были уже у дверей его комнаты, он умудрился убежать. Нарасимха не стал преследовать короля, а просто принял власть в свои руки. 

   Фиришта пишет, что Нарасимха несколько иначе узурпировал власть. Он просто стал опекуном маленького наследника, выполняя временно его функции. Однажды один из вассалов попросил помощи у Нарасимхи для того, чтобы разобраться с Адиль Шахом, терроризирующим приграничные районы королевства. Нарасимха взял с собой мальчика и лично отправился в военный поход. Захватив города Мудкал и Райчур, он привел в бешенство султана этих земель Адиль Шаха. Тот послал войска отвоевать города. Нарасимха на этот раз потерпел поражение и вынужден был отступить. Во время отступления в мальчика попала стрела и живым до Хампи он не доехал.

   Так или иначе, началось правление Нарасимхи как короля и основателя второй династии, правившей 77 лет. Официально на троне он был с 1490 по 1498 гг., но как всемогущий министр, сосредоточивший в своих руках всю власть, очень вероятно, что он правил примерно с 1453 г. при короле-марионетки Малликарджуне. Он был так любим народом, что королевство назвали в его честь Нарсимга. Король активно закупал лошадей в Персии и Адене, что привело в Хампи купцов и укрепило кавалерию. За лошадей он выкладывал столько денег, сколько просили торговцы. Даже за умершую в пути лошадь, при предъявлении ее хвоста Нарасимха платил за нее как за живую. Король вернул в состав империи утерянные предшественниками земли и оставил после себя мир и спокойствие в королевстве. Только три важнейших города-крепости: Райчур, Удаягири и Кондавид (Рачол, Одегари и Конадолги) портили картину его успехов. Нарасимха скончался в 1503 г., так и не успев их приструнить. Перед смертью он попросил своего министра Нарасу Найка (Нарсенака) захватить эти города во что бы то ни стало и передать одному из двух тогда еще маленьких сыновей действительно сильное государство с укрепленными границами на севере.


© Текст зарегистрирован и отображается в поисковых системах как первоисточник, 
перепечатка текста не разрешается.
 www.rossyanka.ru

Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997 или +91 860-551-5934, в России: +7 921 6363 986.