Забытая империя - Хампи, 7 часть

Библиотека компании "Россиянка", www.rossyanka.ru

Книга Р. Сивелла "Забытая империя" в переводе Александра Рудакова, автора сайта www.rossyanka.ru об истории королевства Виджаянагара (Хампи) и политической ситуации в Индии с начала XI до конца XVI вв.

1 часть * 2 часть * 3 часть 4 часть * 5 часть * 6 часть * 8 часть * 9 часть * Экскурсия в Хампи, фото и видео

 

7 часть
Фиришта о событиях после смерти Кришна Дева Райи. Приход к власти Рама Райи и основание третьей династии. Фернао Нунис о жизни в Хампи.

 

   Фиришта пишет, что в неспокойное для Виджаянагарского королевства время на политическую сцену вышли три брата Рама, Венкатадри и Тирумала. По его версии они были сыновьями министра Салува Тимма, который после смерти Кришна Дева Райя отравил его маленького наследника. Напомню,  что выше приведена версия заслуживающая большего внимания, а именно, что Салува Тимма совершил преступление в отношении сына короля еще при жизни Кришна Дева Райи. Король посадил министра в тюрьму вместе с сыновьями, а позже ослепил их. Но вернемся к версии Фиришты. Тирумала и Рама были женаты на дочерях Кришна Дева Райи. Они не являлись родственниками предыдущего короля по материнской линии. Таким образом, можно говорить, что Салува Тимма стал основателем 3-й династии Виджаянагарских королей. После смерти отца власть сначала принадлежала Тирумала. Но он оказался слабой фигурой. Тогда управлять королевством знать пригласила его старшего брата. Пока тот добирался до Хампи, Тирумала, желавший сохранить свою власть во что бы то ни стало, секретно направил посла с подарками к Ибрагиму Адилю в надежде заключить союз. В 1535 г. тот прибыл с войском к стенам Хампи. Еще одной попытки союза с ненавистным султанатом севера знать не смогла бы пережить. Она поддержала Раму в попытке убить Тирумалу. Узнав, что его гвардия подкуплена, правитель в припадке сумасшествия приказал ослепить всех королевских слонов и лошадей, а также отрезать им хвосты, перетереть специальной машиной все накопленные годами бриллианты и драгоценные камни казны в порошок в жерновой мельнице, чтобы все это не досталось старшему брату. Затем он зафиксировал меч на одной из колонн, разбежался и грудью налетел на клинок, проткнувший его насквозь. Власть досталась Раме.

   Далее снова вернемся к официальным версиям, которые встречаются в разных источниках. Братья Рама, Венкатадри и Тирумала действительно были. Но, скорее всего, их отцом был не Салува Тимма, хотя вполне возможно они были из того же самого всемогущего рода Салува. Тирумала действительно обладал скверным характером. Но о заговоре и гибели они ничего не припоминают. Более того, Тирумала участвовал в последнем сражении Виджаянагарской империи, приведшей ее к гибели. Но об этом чуть позже. Когда Рама, будучи одним из крупных землевладельцев и военачальников прибыл в Хампи ему исполнился 61 год. Он объявил Ачюта Райе, что  тот отныне является лишь номинальным королем без какой-либо реальной власти. Последние записи о жизни Ачюта Райи касаются января 1541 г. Кстати, Фиришта, как и многие другие летописцы, ни разу не упомянул его имя в своих хрониках, что еще раз доказывает факт второстепенности этой фигуры. Через полгода после смерти Ачюта Райи в хрониках впервые появилось имя Садашивы (1542-67 гг.) - племянника Ачюта Райи и последнего представителя 2-й династии Виджаянагарских королей. С самого начала своей королевской жизни он был заключен под стражу Рамой, которого называли уже по-королевски Рама Райя. Принято считать, что он основал третью династию и начала править как король с 1542 г. и до распада империи в 1565 г. Но еще раз скажем, что фактически Рама Райя начала править при короле Ачюта Райе примерно в 1535.

   Напомню читателю, что половину материала книги "Забытая империя" составляют хроники Фернао Нуниса, который поведал нам многое не только о политической ситуации на всем протяжении существования Виджаянагарского королевства, но и рассказал о жизни внутри королевства, а также в Хампи. Он прибыл сюда как раз в этот период, т.е. в 1535-37 гг. Поэтому будет уместно немного отвлечься от политики и переключиться на некоторые интересные детали из бытовой жизни.


О жалобах, порядках и наказаниях

   Торговцы, которые хотели поговорить с королем о бизнесе, обязательно дарили ему предмет своего товара: лучшую лошадь или рулон шелковой ткани. И не только королю, но и всей цепочке посредников. Если кто-либо пришел к королю, чтобы пожаловаться, то он ложился лицом вниз, пока король не спросит его что случилось. Если простой человек хотел обратить на себя внимание, то во время, когда король совершал прогулку по городу, брал стрелу и привязывал ее к оторванной ветке. И так он шел рядом и привлекал тем самым внимание. Когда король замечал несчастного, он спрашивал что случилось. Если оказывалось, что в какой-то провинции торговца ограбили, то король тут же приказывал руководителю этой местности найти преступника. Зачастую при невыполнении приказа король лишал того звания и земли. Пойманному вору отрубали руку и ступню. Если он попадался "по-крупному", его подвешивали на крюк за подбородок. Такое же наказание было за надругательство над уважаемой женщиной или девственницей. Дворяне-заговорщики, привязывались к деревянному столбу. После чего им протыкали живот. Часто преступникам из низких сословий и каст отрубалась голова на площади у рынка. Такая же участь касалась убийц, если только смерть не была следствием дуэли. К дуэлянтам относились с уважением. Выигрывавший дуэль получал дом убитого. Но никто не мог идти на дуэль без разрешения министра. Король мог проделывать ради развлечения и другие виды казни, например, несчастного могли растоптать слоны. К слову, преступлений было мало во всей империи. В целом, короля народ очень любил, да так, что если бы он сказал стоять неподвижно на улице с камнем на спине весь день, то любой бы выполнил приказ с благоговением. Хотя при короле Ачюта Райе из-за его политики поборов все изменилось и люди стали жить хуже.

Обряд погребения в индуизме

   В индуизме уже 4 тыс.  лет вдовам было предписано идти на костер вслед за умершим мужем. Это называется ритуалом сати. Нунис пишет: “В Виджаянагарском королевстве этот обряд  особо широко принят. Считается, что следование на самосожжение является большой честью для женщин, такой поступок высоко ценится горожанами. Плакать не полагается - это значит, что женщина сожалеет о поступке.  Во время движения  к месту погребения родственники идут рядом под музыку с лицом полного удовлетворения. Мужчина поет песню о том, что жена идет на соединение с мужем, а женщина подпевает, что мол да, так оно и есть. Когда люди подходят к месту костра - обычно у реки в специальных зонах, женщина моет ноги. Сначала сгорает труп ее супруга. Вдова проходит 3 раза вокруг огня, держа в руках коврик или подушку, которые не позволяют видеть огня. В костер она бросает рис в куске материи, а также листья бетеля. Когда труп сгорел, настает ее очередь. Несчастная отдает все драгоценности женщинам и своим детям, надевает желтую одежду. Зеркало, чтобы ухаживать за собой для мужа в “том мире” в одной руке и цветы - в другой - последнее, что она держит в руках. На голову ей выливают кувшин с маслом и она бесстрашно идет в огонь. Как только она зашла в костер, ее родственники тут же подбегают и кладут бревнышки в огонь. Затем совершается ритуал оплакивания. Так делают представители всех каст и сословий, за исключением касты Телугас (Телугу), где жены закапываются живьем вместе с трупом мужа”.

   Повсеместно в Хампи можно увидеть камни со сценками ритуала сати в честь женщин, отправившихся на костер в след за своими мужьями -  крупными военачальниками и дворянами, погибших в битвах. Такой камень являлся и могильным памятником,  и объектом поклонения.  В честь значимых людей королевства строили мавзолеи. Их также можно увидеть в Хампи. Иногда на колоннах храмов можно увидеть правую руку согнутую в локте с растопыренными пальцами. Между указательным и большим пальцами изображен фрукт лайм. Бычок Нанди – транспортное средство Шивы и лингам скажут нам, что покойный был шиваитом. Луна и Солнце символизируют вечную память. Если есть изображение раковины, обожаемой Хануманом, и диск, любимый Гарудой – транспортным средством бога Вишну, то умерший был вишнуитом. После смерти короля сотни его жен шли на костер и это было жутким зрелищем.  Мусульмане, составлявшие достаточно большую общину Хампи, не придерживались такого обряда и хоронили в землю. 

  Когда умирает брахман. Брахманами назывались представители высшего сословия в индуизме. Это была наиболее образованная часть населения, жрецы в храмах, крупные военачальники, знать, и, конечно, король. Их кожа была светлее, а весь облик - очень ухоженным. Судя по телосложению, они не были приспособлены к тяжелому труду. К тяжело больному брахману приезжал его жрец и говорил, что нужно сделать, чтобы сохранить и очистить душу. Жрец состригал все волосы с головы умирающего. В дом приводилась корова с телятами. Даже небогатый брахман всегда имел корову при дворе - священное животное. Далее обритую голову мыли, разматывали  тюрбан, привязывали один конец к шее теленка и другой давали в руки умирающего. После этой церемонии больному суждено было или выздороветь, или умереть. В случае смерти, родственники  мыли пол, в том месте, где тот лежал, потом обмазывали пол коровьим навозом. Люди верили, что человек умерший не на земле совершает ужасный грех. После того как тело клали на пол, окружающие начинали плести похоронные носилки из веток фигового дерева. Когда носилки готовы, на них укладывалось помытое в воде с сандаловым маслом тело покойного, обернутое в чистую белую материю. Рядом с телом всегда клали листочки базилика. Носилки несли к месту погребения один из близких родственников - мужчина и трое брахманов.  Жрецы шли впереди и пели  молитвы. Возглавлял процессию сын умершего. Если у того был не один сын, то почетная миссия доверялась старшему, а если сыновей не было вовсе, то впереди шел младший брат или другой родственник покойного. Когда тело, наконец, приносили к месту, на него рассыпали монеты в каком людям угодно количестве. Потом костер с трупом зажигали и все собравшиеся  терпеливо ждали пока оно не сгорит полностью. Далее все присутствующие шли к речке или бассейну с водой и символически мыли свое тело, после чего возвращались домой. 9 ночей сын, брат или родственник был обязан спать на месте сожжения. Утром после 9-й ночи приходили жрецы и брили голову этому человеку. Так начиналась церемония над прахом и костями сгоревшего человека. В отверстие в земле временно закладывали урну с останками, чтобы потом жрец мог откопать ее и взять с собой в дальнее путешествие к священной реке Ганга и развеять прах над ее водами. Все 9 дней родственники кормили бедных и раздавали им одежду покойного. Жрецы получали деньги от родственников в качестве пожертвований. Если умерший был очень богат, то жрецам могли подарить землю. Наследник, отец или сын умершего был обязан 11 дней приносить пищу для  27 жрецов, а трем из них - 21 день. После этого в первый год один раз в месяц он продолжал кормить этих трех жрецов. Кроме того, каждый год в день смерти следовало кормить 6 жрецов. Число три олицетворяло Троицу (Тримурти): Брахму, Вишну и Шиву, а также отца, деда и прадеда. Перед едой жрецам мыли ноги, а вовремя еды совершался ритуал под руководством других жрецов. 

Праздники в Южной Индии 

   По традиции в каждую субботу в империи проводились праздники. Женщины-танцовщицы устраивали представление во дворце перед божеством. А люди не кушали и не пили воду ни днем, ни ночью. Разве что можно было освежить дыхание, жуя листья гвоздики. 2 - 3 тыс. жрецов-брахманов приходили во дворец и получали средства как благотворительность от короля. Брахманы были столь высокомерны, что стражники короля не решались их проверять у ворот в дворцовые и храмовые комплексы.


О личном войске и обслуге индийского короля

  В  королевских конюшнях и слоновниках было 700 лошадей и 400 слонов. 2 тыс. золотых пардао стоил каждый день содержания такого огромного количества животных и людей. Король лично содержал свыше 50 тыс. человек, составлявших в основном его охрану. Из них: 6 тыс. были всадниками, 200 из которых всегда были с королем куда бы он не поехал за пределы дворца, 20 тыс. являлись лучниками, 3 тыс. погонщиками слонов, 16 тыс. были конюхами и 300 тренерами лошадей.  Около 2 тыс. оружейных мастеров, кузнецов, каменщиков, плотников и прачек получали ежедневно жалованье у ворот дворца. Всем всадникам предоставлялись лошади с королевским клеймом на теле. Раз в месяц они могли бесплатно получить питание для них. Каждый год король покупал 13 тыс. новых лошадей из Персии, причем он не платил за них ни монеты из своих денег. Выбрав себе лучших лошадей, оставшуюся треть он продавал втридорога своим же капитанам. И те обязаны были купить их во время фестиваля в сентябре. Во дворце постоянно жили более 4 тыс. женщин: танцовщицы, певицы и музыканты, секретари, женщины, выполняющие роль носильщиков паланкинов с  женами короля, астрологи, женщины-единоборцы, охранники, 10 поварих, готовящих пищу только для короля.


Быт индийского короля

   Король боялся быть отравленным и при входе на кухню всегда стояли евнухи-стражники. Короли империи никогда не ели мясо буйволов и коров. Но они употребляли речную рыбу, мясо ягнят, свинину, оленину, зайцев, голубей, куропаток и перепелок, а также мясо других видов птиц, в том числе воробьев. Приготовлялись даже крысы, кошки и ящерицы. Все это продавалось на рынках Хампи. Подавались к столу фрукты: виноград, апельсины, манго, лайм, гранаты, джек-фрукт. Вода для потребления короля доставлялась в опечатанной таре. Как правило, король носил шелковую одежду и каждый день одевал новое. Один наряд стоил 10 пардао. Для сравнения: 12-15 живых овец стоили 1 пардао. За такое же количество лошадей приходилось отдавать 1 тыс. пардао. Шапка короля была из парчи. Все предметы обихода суверена: посуда, стулья и тд. были сделаны из золота или серебра. За королем всегда следовали секретари, в обязанность которых входило записывать каждое его слово, мысли и  распоряжения. С теми, кто находился далеко, он общался посредством писем с отпечатком на конверте своего перстня на воске.


Знатные люди Виджаянагарского королевства

    Приближенные и знать, согласно рангу, при передвижении в городе зажигали на каретах от 4 до 12 фонариков. Король же имел от 100 до 150 таких фонариков. Дворяне приходили почти ежедневно в 10 или 11 часов утра на встречу с королем. Обязанностью дворян в случае необходимости являлось сформировать в общей сложности войско из 600 тыс. пеших воинов и 24 тыс. всадников. Кроме того, будучи официально арендаторами земли короля, они платили ему ежегодную ренту - 6 млн. пардао в общей сложности. В знак благодарности за службу король давал подчиненным повязки почета каждый год во время получения от них денег за ренту земли. Насчитывалось около 200 представителей знати, которые постоянно были около короля и с кем он постоянно общался. В их числе были и губернаторы, и мэры, которые почти не жили в своих городах. Тем самым король не давал им выйти из под своего контроля.


Система власти и подчинения в Виджаянагаре

    После короля в системе управления шел 1-й министр, потом казначей, командующий охраной дворца, хранитель сокровищ, главный по обеспечению и тренировкам лошадей. Империя была разделена на части. Каждый из крупных землевладельцев был полновластным хозяином там, если не брать в расчет, что землю они арендовали у короля и за это платили ежегодно, как было сказано выше. Все они, понятно, были богатейшими людьми в королевстве и принадлежали к индуистской вере. Король мог всегда забрать земли даже у дворян. Приведем ниже имена лишь трех самых знаменитых из более чем 200 землевладельцев Виджаянагарской империи. Министр Сальванайк имел ежегодный доход 1 млн.100 тыс. золотых пардао и управлял землями и 7-ю крупными городами у границ с Цейлоном. Треть дохода он отдавал королю. В его войске было 30 тыс. пеших воинов, 3 тыс. конников и 30 слонов, которых он содержал самостоятельно. Другой землевладелец министр у Кришна Дева Райя по имени Аджапаркатимапа имел доход 800 тыс. золотых пардао. Руководил пятью городами на границе с Орией и некоторыми землями на самом юге Индии. Все это он получил после конфискации королем владений у своего 1-го министра Салува Тимма, обвиненного в предательстве. Он обязан был иметь войско в 25 тыс. пеших солдат, 1500 конников, 40 слонов и платить ежегодно королю 300 тыс пардао. Войско он должен был предоставить королю в любое время. Еще один из министров Гапанаяк был мэром 4-х городов на границе с султанатом Биджапур на севере. Его доход был 600 тыс. пардао. Он обязан был  обеспечивать 20 тыс. пеших воинов,  2500 лошадей с наездниками и 20 слонов. 150 тыс. пардао он платил королю. 


© Текст зарегистрирован и отображается в поисковых системах как первоисточник, 
перепечатка текста не разрешается. www.rossyanka.ru

Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997 или +91 860-551-5934, в России: +7 921 6363 986.