Забытая империя - Хампи, 8 часть

Библиотека компании "Россиянка", www.rossyanka.ru

Книга Р. Сивелла "Забытая империя" в переводе Александра Рудакова, автора сайта www.rossyanka.ru об истории королевства Виджаянагара (Хампи) и политической ситуации в Индии с начала XI до конца XVI вв. 

1 часть 2 часть 3 часть 4 часть * 5 часть * 6 часть 7 часть 9 часть * Экскурсия в Хампи, фото и видео

 

8 часть
Основание могольской империи на севере Индии. Междоусобные войны султанов на юге. Объединение султанатов для священной войны с Виджаянагарой. Последняя битва империи. Мусульмане ворвались в Хампи. Падение империи и разрушение Хампи.

 

   Характеристика эпохи 16 века - междоусобные войны в борьбе за власть и земли, полное пренебрежение к человеческой жизни.  Жестокость и деспотизм правителей просто поражал. Португальцы уничтожали все на пути колонизации побережья Индии. На подчиненных им землях процветала инквизиция, которая по своей изощренности и продолжительности (до 1812 г.) затмила бесчинства в Испании. Султаны могли обезглавить любого за малейший проступок или просто из-за своего плохого настроения. Перед смертью султан Ибрагим приказал всех врачей, которые не смогли его вылечить бросить под ноги слонам. Виджаянагарские короли, словно взяв за традицию, часто ослепляли всех родственников, кто мог претендовать на престол. Зачастую их братья могли просидеть в тюрьме до конца жизни. Родная бабушка могла убить одного внука, чтобы другой - ее любимый занял трон. И таких историй множество.

  Теперь о политической ситуации во всей Индии в XVI веке. С 1526 г. северная Индия оказалась под властью кабульского правителя родом из Ферганы Бабура. Обосновавшись в Дели, он основал знаменитую могольскую империю. С 1530 г. разраставшейся империей правил Хумаюн, а с 1556 г. император Акбар. Его планы нацелились и на юг Индии, где находились 5 султанатов и Виджаянагарская империя. Султаны этих государств запутались в интригах и зачастую вели войны друг с другом. Внутри каждого из этих мусульманских государств также было не все спокойно. Случалось, что некоторые из этих правителей обращались к португальцам в Гоа за военной помощью, либо за убежищем. Португальцы за каждую услугу требовали деньги или землю. Таким образом, в руках колонизаторов оказались земли в глубине Индии, а не только побережье с несколькими крепостями. За это от других султанов португальцам зачастую доставалось. Не раз султаны и шахи заключали мир с виджаянагарским правителем Рама Райя, чтобы вместе выступить против того или иного султана. Рама Райя был совсем не против наносить поражения то тем, то другим, ведь от этого его империя становилась сильнее, а соседи слабели. Попутно, он присоединил к своей империи города султаната Голконда Пангал и Ганпура. Впрочем, это были последние завоевания еще великой тогда Виджаянагарской империи. Индуисты были адекватно жестоки к мусульманам и достаточно пренебрежительны к их вере. Представьте, один султан в союзе с индуистами захватил город другого султана. Что мог чувствовать султан-победитель, когда его союзники - индуистские воины насиловали мусульманок и загоняли лошадей в мечети. Если игра на противоречиях между султанами и шахами явилась хорошо продуманной внешней политикой Рама Райи, то высокомерие с союзниками и противниками, подчеркнутое неуважение к их вере стало большой ошибкой с его стороны. Мусульмане при всей разобщенности нашли единственное, но очень важное, что их объединяло - ислам. Воюя друг с другом, мусульманские правители поняли, что их разобщенность на руку Виджаянагарским правителям и угрожает не только их власти, но и вере.

   На фоне всего происходящего султан Голконды Ибрагим Кутуб, шах Бидара Хуссейн Низам, султан Ахмаднагара Али Барид и шах Биджапура Али Адиль заключили союз. Чтобы скрепить дружбу последние двое выдали замуж или женили своих дочерей и сыновей между собой. Чтобы создать повод для разрушения ранее заключенного союза Али Адиль Шах отправил к Рама Райе посла с письмом, в котором потребовал вернуть все территории. Во время встречи этих четырех правителей прозвучали мысли о слишком больших силах со стороны Рама Райи и богатстве империи. Но вспомнили и о султанате Бахмани, из которого в середине XIV веке они все вышли. Тогда силы были примерно равны. Итак, было очевидно, что нужно объединиться для священной войны с Виджаянагарской империей, для которой это решение соседей стало началом конца.

   В понедельник 25 декабря 1564 г. объединенные силы мусульман двинулись на юг к городку Таликота, что севернее реки Кришна. Чтобы обеспечить водой огромное войско с несколькими тысячами лошадей и слонов лагерь разбили у реки. Там всем предстояло прожить 30 дней, прежде чем армии удалось переправиться на южный равнинный берег близ города Мудкал, где и состоялась битва.

  В это время в Хампи люди спокойно продолжали заниматься своими делами. Из не менее чем 60 морских портов Виджаянагарской империи в Хампи по-прежнему шли караваны с товарами. Сколько раз за более чем 200 лет мусульмане выходили в такие походы против великого индуистского королевства? И ни одного раза им не удалось ворваться в Хампи! В этот раз над великолепным городом висел дамоклов меч. Рама Райя, услышав о выдвижении врага, даже не пошевелил бровью. Тем не менее, он послал своего младшего брата Тирумалу с 120 тыс. войском и 500 слонами, чтобы заблокировать все возможные переправы через реку Кришна.  Следом шла вся мощь империи - армия, собранная со всех концов государства. Руководил основными силами средний брат Рама Райи Вентакадри.

   Далее будем основываться на сведениях португальца Куто, тогда находившегося в стане индуистов, и араба Фиришты, собравшего воедино свидетельства мусульман. Итак, численность основных сил Виджаянагары была не менее чем 600 тыс. пеших и 100 тыс. всадников. Противник же имел ровно вполовину меньше. В большей своей части индуистские воины имели минимум одежды на себе, а их вооружение составляли копья и кинжалы. Южный берег Кришны был укреплен земляными преградами и пушками. Тем не менее, султаны провели весьма удачный маневр. Они сделали видимость, что продвигаются вдоль северного берега реки. Индуистские разведчики повелись на хитрость и давали рекомендации своим частям двигаться вслед по южному берегу. На третью ночь все объединенное войско султанов незаметно быстро вернулось в исходную точку и переправилось на другой берег, не встретив никакого сопротивления - все укрепления были пусты. Утром мусульмане были уже в 10 милях от своего противника. Возникла возможность нанести удар по основным частям Рама Райи, который был удивлен действиями противника, но не встревожен.

  Во вторник 23 января 1565 г. части Виджаянагарской армии под руководством трех братьев встретились лоб в лоб с мусульманским войском. Тирумала руководил левым флангом, Вентакадри - правым, а в центре частями управлял сам Рама Райя. У противника было 600 дивизионов, каждый из которых управлялся 12 имамами. Все они выстроились в длинную цепь. Средняя часть представляла собой 4 линии. В глубине - располагалась тяжелая артиллерия, на второй линии - легкая, а впереди  - воины с ружьями. Чтобы ввести в заблуждение Рама Райю перед первыми 3 линиями выстроилась группа из 2 тыс. иностранных стрелков из лука.

   Сражение началось атакой индуистских войск по всему фронту. Мусульманские воины, стоявшие перед пушками, по команде разбежались по флангам и в бой вступила артиллерия. Удар был очень мощным и потери впервые же минуты оказались существенными. Рама Райя не слушал мольбу своих офицеров принять меры к отступлению. Несмотря на смятение в рядах своей армии, Рама Райя не допускал других мыслей кроме как одной - враг будет вскоре отброшен и побежден. Именно в это время он приказал привезти ему голову Хуссейна Низама, но обязательно взять в плен живыми Али Адиля и Ибрахима Кутуба, чтобы до конца жизни заключить их в клетку в железных кандалах. На флангах картина была иной. После жестокой схватки на мечах и копьях мусульманские дивизионы стали отступать. В этот момент Рама Райя решил подбодрить воинов и приказал перенести трон, инкрустированный драгоценными камнями на возвышенность в опасной близости от зоны боевых действий. С трона король стал видимым со всех точек. Ему было уже 96 лет, но храбрости было не отнять. Между тем, артиллерия мусульман продолжала тысячами косить воинов в центре. Между пушек вынырнула вражеская кавалерия и стала преследовать отступавших. Конница постепенно двигалась к тому месту, где сидел Рама Райя. Вместе с ней на расположение бежал, возбужденный битвой, сметая все на своем пути, слон шаха Хуссейна Низама. События вдруг начали развиваться так стремительно, что главнокомандующему просто не хватило времени, чтобы сесть на лошадь и избежать плена. Рама Райя был схвачен. В порыве ярости его тут же обезглавили и накололи голову на длинный шест. Позже ее привезли в Ахмеднагар, где проводилось празднование победы. Осознание того, что Рама Райя обезглавлен окончательно повергло Виджаянагарские войска в панику. Надвигалась катастрофа. Река рядом с полем была красной от крови 100 тыс. убитых и трехкратно большего количества раненных. Оставшиеся в живых даже не попытались реорганизоваться, захватить высоты и обороняться, они просто бежали по направлению к Хампи. Мусульмане преследовали их все 250 км. Наступавшие были одержимы быстрым обогащением. До битвы султаны обещали им, что все трофеи и богатства Хампи они могут оставить себе, кроме слонов.

   На следующий день жители Хампи получили плохую весть. До этого случалось, что враг стоял у стен города, но получив выкуп, всегда удалялся. Несметных богатств короля, как думали жители, с лихвой бы хватило, чтобы спасти их жизни и город от разрушения. Плохие предчувствия чего-то очень страшного появились, когда прибыла знать и за считанные часы собрала свои семьи, ценности и покинула город. Ну и совсем стало страшно, когда явился спасшийся Тирумала и рекомендовал королю Садашиве со всем королевским двором собираться. Караван из 550 слонов с гружеными на них королевскими сокровищами в сопровождении верных немногочисленных войск выстроился в длинную линию по направлению к Пенуконде. Столица осталась без власти, защитников на стенах и башнях и без возможности откупиться. Горожане были в панике, но мало кто из них бежал из города из-за отсутствия лошадей, повозок, волов, так как все это сопровождало войско, которому не суждено было вернуться. На второй день начались грабежи. Никто не мог противостоять грабителям, принявшимся опустошать магазины и отбирать ценности у своих же граждан. На третий день первые отряды мусульман ворвались в город. Через неделю к ним присоединились еще десятки тысяч воинов основных войск, подавивших окончательно все очаги сопротивления и успевшие отдохнуть после битв. Началось разорение и разрушение великого города, продолжавшееся 5 месяцев. День за днем жители безжалостно истреблялись, статуи, храмы и дворцы разрушались при помощи топоров и пороха. Вероятно, еще никогда в истории мира не происходило такого стремительного поворота событий, когда еще вчера процветающий город с полумиллионным населением поражал своим величием, а сегодня представал полностью в руинах.

     Через 1.5 года после этого катаклизма сюда прибыл итальянский путешественник Чезаро Федеричи и оставил такую запись: "После ухода завоевателей, Тирумала пытался заселить город снова, но только небольшая группа людей вернулась. В Хампи еще есть уцелевшие дома, но людей в них нет. Повсеместно я видел тигров и других диких животных. Сохранились каналы, так прекрасно снабжавшие город водой. Это позволило некоторым фермерам продолжать выращивать рис, сахарный тростник, но города уже не было. Я вынужден был в течение 7 месяцев пережидать в укромном месте, пока с дорог не исчезли грабители. Они нападали на тысячи торговцев, ничего не знавших о случившемся и по прежнему везущих свои товары в Хампи. Те же, кто наоборот возвращался после кровавых событий в порты, также часто попадали в плен и платили выкуп. Царила анархия и безнаказанность. Вскоре дороги, которые когда-то были наполнены людьми, спешащими с караванами друг за другом на базары Хампи, опустели". 

   Другой итальянец Сассетти, проживший в Индии десять лет с 1578 г., пишет, что для португальцев окончание торговли с Хампи явилось крахом. Далее он пишет: “Какие были времена для португальских купцов когда-то! Движение на дорогах, ведущих в Хампи, было таким интенсивным, что это невозможно себе представить. Торговцы шли в невероятно большой город, где люди были не просто богаты, а богаты как Красс в Древнем Риме. И какие товары продавались и покупались: бриллианты, рубины, жемчуг, ткани, лошади... Доход Гоа только от торговли лошадьми с Хампи когда-то составлял 120-150 тыс. дукатов, теперь же общий доход был всего 6 тыс”. Во время падения Виджаянагарской империи наместником короля в Гоа был Дом Константин де Браганза - жестокий и агрессивный правитель. Гоанцы стали жить хуже. Инквизиция захлестнула весь Гоа. Разрушались храмы, а местным жителям запрещалось исповедовать свою религию, отчего те покидали свои земли.

    После бегства из Хампи Тирумала прибыл в Пенуконду. Через 3 года он убил Садашиву и стал королем Виджаянагары (1565-75 гг.). Впрочем, это было уже маленькое по территории и зависимое королевство, не имевшее ничего общего с величием и мощью той Виджаянагары. Большинство королевств бывшей империи не захотели признать власть Тирумалы, зная, что он нехороший человек. Как-то по старой дружбе Тирумала попросил португальцев прислать ему большое количество лошадей. Их доставили, но деньги коварный правитель им так и не заплатил, сказав торговцам, что достаточно и того, что они живыми вернутся в Гоа. Это был окончательный удар по торговле. Юг Индии оказался в упадке.

  Стало ясно, что кровавая и бессмысленная драма у реки Кришна и распад Виджаянагарской империи кроме кратковременного удовлетворения султанов, никому не принесла пользы. Победившие султаны и шахи продолжали жить разрозненно. После смерти Тирумалы королевством правили Ранга II (1575-86 гг.) и Венката (1586-1614 гг.). После 1615 г. Виджаянагарское королевство распалось окончательно. А через 5 лет после этого первая фактория англичан появилась в Мадрасе. На севере Индии окончательно укрепилась могольская империя. 


© Текст зарегистрирован и отображается в поисковых системах как первоисточник, 
перепечатка текста не разрешается. www.rossyanka.ru
Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997 или +91 860-551-5934, в России: +7 921 6363 986.