Забытая империя - Хампи, 9 часть

Библиотека компании "Россиянка", www.rossyanka.ru

Книга Р. Сивелла "Забытая империя" в переводе Александра Рудакова, автора сайта www.rossyanka.ru об истории королевства Виджаянагара (Хампи) и политической ситуации в Индии с начала XI до конца XVI вв.

1 часть * 2 часть * 3 часть * 4 часть * 5 часть * 6 часть * 7 часть * 8 часть * Экскурсия в Хампи, фото и видео

9 часть
Бриллиант Кохинур. Фестиваль Маханавами - самый красочный праздник в Индии.

                                                                                                    
Бриллиант Кохинур

     Алмазы добывались севернее реки Кришна и в районе Голконда. Паес пишет, что все камни больше 20 мангеллинс в весе (25 карат) должны были отдаваться королю. Очень редко, но встречались камни размерами 100 и даже 200 мангеллинс. Историк пишет, что видел камень с яйцо на лошади короля. Сначала все думали, что это был самый большой бриллиант в мире Кохинур весом 756 карат. Но исследования доказали, что Кохинур был найден позже в 1656 г. в Коллуре у берега реки Кришна. Он был впервые представлен Шах Джахану (построившего в свое время знаменитый Тадж Махал).  Через 10 лет венецианец Хортезио Борджио так его изуродовал, что камень стал весить только 268 карат. В 1739 г. Надир Шах захватил Дели и увез бриллиант в Персию. Он переименовал его в Кохинур, что значит "Гора света". В 1747 г. Кохинур перешел в руки его внука Шаха Руха. Через 4 года он передал камень Ахмад Шаху Дурани из Кабула, а тот своему сыну. В 1793 г. бриллиант попал в руки Шаха Замана, который был ослеплен братом Мухамедом. Мухамед вскоре попал в тюрьму, а камень стал собственностью еще одного брата этого семейства Султана Шуджа короля Кабула. В 1812 г. Шуджа был свергнут с трона, бежал в Лахор и там был помещен в тюрьму Ранжитом Сингхом - правителем Пенджаба.  В 1849 г. после аннексии Пенджаба англичанами бриллиант был передан генерал-губернатору Индии Джону Лоуренсу, который в 1850 г. перевез его в Британию и передал королеве как подарок от Ост-Индской компании. В 1851 г. Кохинур впервые был выставлен на выставке. Через год голландский мастер сделал новую огранку и камень стал весить по разным данным 106-109 карат.

От автора перевода. Кохинур на 2015 г. занимает 32-ю строчку в списке крупнейших алмазов в истории человечества.  В 1853 г. Кохинур был инкрустирован в британскую королевскую корону в составе других 2 000 более мелких бриллиантов.


Самый большой праздник в Хампи 

 Фестиваль Маханавами - изначально был сугубо религиозный праздник в честь индуистской богини Дурга с жертвоприношениями. Со временем фестиваль стал также политическим, экономическим, культурным и военным событием. Осенью заканчивался сезон дождей, наступает прекрасное время для утверждения планов и бюджета на следующий год, сбора ежегодных налогов с крупных землевладельцев королевства, подношения подарков, смотра войск. Красочное событие очень впечатляло гостей из других стран, специально приезжавших в это время в Хампи. По размаху праздника и военному параду иностранцы складывали впечатление о могуществе королевства. Специально для проведения праздника был построен самый большой комплекс в Хампи размерами примерно 200 на 300 метров (на туристической карте Хампи он обозначен как «Дибба»).

    Обратимся теперь к хроникам Доминго Паэса, ставшего очевидцем фестиваля в сентябре - октябре 1521 г.

  Территория праздника представляла собой комплекс, окольцованный двумя рядами стен с двумя воротами и башнями. Многочисленные стражники бдительно стояли у ворот и пропускали высоких гостей, приезжавших на украшенных колесницах. Это были министры, губернаторы каждой из областей империи, мэры всех городов, чиновники, и военачальники, за исключением тех, что вели военные действия в этот момент. Около входных ворот были две круглые площадки, на которых танцевали женщины в красивых нарядах, украшенных золотом, бриллиантами и жемчугом. Вокруг арены были специально построенные к этому событию веранды, где восседали приглашенные. Внутри территории насчитывалось 34 улочки. В комплексе располагались три крупных строения: посередине - Дворец короля на время праздника, а по краям - Зал Собраний с каменной лестницей, ведущей на террасу на крыше и главное здание, возведенное на двух каменных платформах - Дом Победы. Кришна Дева Райя приказал построить Дом Победы в честь побед в Ориссе. Оттуда же был привезен облицовочный камень зеленый хлорит.  Во время праздника на стенах и потолке были вывешены материи с вышитыми изображениями фигур. Между Дворцом и Домом Победы были сооружены ворота и проход, который соединял оба здания. В центре Дома Победы напротив ступенек величественно располагался трон короля с инкрустированными в него рубинами и жемчугом покрытым золотыми изображениями людей и богов. В верхней части трона виднелась жемчужина размером в орех. Под троном было приспособление для ступней. Направо находились узкие подмости из дерева, специально сделанные для фестиваля и покрашенные в малиновый цвет. Они были обтянуты зеленым бархатом.  После праздника подмостки убирались. Рядом с троном из ткани сооружался храм, где помещалось божество.

   Каждое утро фестиваля король приходил в этот храм для религиозной церемонии вместе с брахманами-жрецами. Рядом с платформой выставляли 11 украшенных лошадей и за ними таких же красивых 4 слона. После церемонии король вместе со жрецом выходил к этим животным. В руках жрец нес корзину белых роз и, король брал эти цветы в руки, сколько мог уместить. Король трижды бросал цветы на лошадей, потом на слонов, а затем окроплял их всех пахучей жидкостью. Когда король заканчивал, жрец клал венки из цветов на голову лошадям. Вместе они снова поднимались на платформу и шли в комнатку с божеством. Материю с храма скидывали вниз и люди поднимали короля, сидящего рядом с божеством. Наставало время для жертвоприношений: 24 буйволам и 50 овцам срубали головы серпами, причем одновременно по команде. После этого король шел к другим строениям в комплексе, где его уже ждали жрецы. Он становился рядом с ними. Ближайшие к королю жрецы бросали в него 10 или 12 роз. Далее высокая королевская особа шла по верхней площадке одного из зданий и как только доходила до конца, снимала и клала на пол свой головной убор. Затем король поворачивался и растягивался на полу по направлению к божеству. Поднявшись на ноги, он спускался внутрь здания, а потом в сад, который был за стенами. В саду разжигали костер и королю предлагали бросить в него пудру из рубинов, жемчуга и других драгоценных камней, смешанных с алоэ и другими пахучими растениями. Закончив эту процедуру, он шел сначала в храм и потом в свои покои, сопровождаемый фаворитами, вскидывающими руки в приветствии. Некоторые из них дарили ему цветы. Женщины еще долго танцевали перед идолом. И так каждое утро в течение 9 дней. 

   С 3 часов дня ежедневно проходили схватки воинов и женские танцы. Борцы и танцовщицы входили через ворота, за ними на арену следовали красиво украшенные слоны. Сидевшие на слонах люди, были одеты в простеганные туники и вооружены копьями и щитами. Борцам позволялось сесть на землю. Они, как и танцовщицы могли жевать бетель в присутствии короля без его разрешения. Бетель - легко-наркотическая жевательная смесь из ореха бетель с кардамоном, анисом, табаком и пудрой ракушек, завернутая в лист и скрепленная гвоздикой.  Остальные люди без воли короля не могли присесть при нем, а также жевать бетель. В это время на верандах собирались жрецы, дворяне, сыновья фаворитов короля вместе с другими родственниками. Король садился на трон рядом с божеством в окружении брахманов-жрецов, которые махали над идолом лошадиными хвостами, ручки которых были злотыми. Рядом вставали пажи с различными атрибутами королевской власти. Рядом с королем садились трое или четверо его близких приближенных. Трое из них являлись папами жен короля и главными вассалами. А четвертый был сын короля Майсурского королевства по имени Вира, который через 31 год после этого события стал править этим вассальным государством, а после падения Виджаянагарской империи еще 13 управлял им как независимый правитель. Понятно, что все были одеты в шикарные наряды, украшенные драгоценностями.

   Руководил действием министр Салува Тимма. С ним Кришна Дева Райя общался как с очень высокой особой. Когда все усаживались, женщины начинали танцевать, а мужчины включались в ожесточенную схватку друг с другом до тех пор, пока кого-нибудь из соперников не выносили с поля. Судья обеспечивал справедливые условия и объявлял победителя.

   К заходу солнца, когда вокруг зажигались тысячи огней, освещая арену и веранды со зрителями, на площадь выезжали всадники. Они принимались ловить пеших воинов сетками, те, в свою очередь, пытались их скинуть с коней. После окончания схватки, гремел красочный салют. За высокими гостями приезжали кареты и все в строгом порядке проезжали мимо короля и удалялись. Затем вокруг арены проводили дважды специально тренированных королевских лошадей, после чего ставили их в 5 или 6 рядов. Личная лошадь короля, обозначенная двумя королевскими зонтиками, закрепленных на теле возглавляла это шоу. Когда все фиксировали свое местоположение, и возникала тишина, из зала на арену к животным спускался жрец высшего сана с кокосом, цветами и рисом в специальной посуде. Другие брахманы выносили следом кувшины с водой. После совершения церемонии, короля приветствовали около 30 женщин-охранниц с палками в руках и плетками на шеях, многочисленные евнухи и музыканты-женщины с рожками, флейтами, виолами, барабанами и другими музыкальными инструментами. Все они были в шелковых нарядах, украшенных драгоценностями и цветами. Из драгоценностей присутствовали в основном большого размера бриллианты, рубины и жемчуг. Особенно потрясала сцена, когда мимо короля проходили многочисленные женщины. За каждой из девяти второстепенных жен короля был закреплен один из 9 дней фестиваля, на который она посылала прислугу и фавориток. В этом параде они смешивались с женами высокопоставленных чиновников королевства. Многих из них приходилось поддерживать с боков, иначе бы те не смогли свободно двигаться под весом своих драгоценностей. В конце пути это шествие проходило три раза вокруг лошадей, упомянутых выше, и только затем женщины исчезали за воротами. Следом уходили лошади и слоны, удостоившиеся такого внимания красивых и богатых женщин. Король с брахманами-жрецами снова, как и утром совершал религиозную церемонию у божества в Доме Победы. Снова срубались головы у буйволов и овец, а танцовщицы в это время исполняли свои зажигательные танцы. Король удалялся по той лестнице, что позади Дома Победы и проходил метров 100 к своему дворцу. Голодный, он теперь мог поужинать - с утра и до полуночи во время 9-ти дневного фестиваля кушать было нельзя. Еще час после ужина женщины танцевали перед комнаткой божества. Так заканчивался один из типичных дней праздника. Кроме одного изменения - на 9-й день убивали уже 250 буйволов и 4 тыс. овец.

  На 10-й день, уже после окончания основного праздника король устраивал смотр войск в открытом поле за пределами города. Для божества строили великолепный шатер. От шатра и до дворца короля в Нагаллапоре, выстраивались войска. Сначала шла линия с пешими воинами, за ними следовали кавалеристы, а затем слоны. Количество воинов в армии впечатляло. Доминго Паэс пишет, что восхищаясь драгоценностями на парадной форме короля и командиров, так закрутил головой в разные стороны, что чуть не упал с коня. У него не хватило слов, чтобы описать их красоту. Приветствуя командиров и солдат, король проскакивал вдоль всей линии войск до самого шатра. В ответ на приветствия воины что-то кричали и ударяли в свой щит. От шатра король тем же путем возвращался, но уже с божеством на носилках, которые несли 16 человек. После того как он проходил, отряды маршировали в свой лагерь, а их командиры следовали за королем до самого дворца и только потом возвращались в лагерь. Когда король с командирами вступал в город, на всем протяжении пути до дворца его приветствовало множество народа в праздничных нарядах. На дорогах были установлены красочные арки. Оказавшись во дворце, король с особой любовью приветствовал свою гвардию из 35 тыс. конников, готовых в любой момент следовать за ним куда угодно. Общая атмосфера военного парада и количество людей, задействованных в нем, заставляло думать, что весь мир собрался здесь. Порой казалось, что все это сон.

    А вот что пишет его соотечественник Фернао Нуниш, увидевший праздник спустя 15 лет.

   В конце сентября в течение 9 дней в Хампи устраивался великолепный праздник. Одни утверждали, что 9 дней фестиваля олицетворяли девять месяцев беременности женщины, другие же замечали, что в империи было 9 важнейших областей. В первый день перед дворцом короля от имени каждого из губернаторов 9 частей империи строились 9 земляных замков, украшенных материей. Замки были такого размера, что женщины могли танцевать внутри. В качестве жертвоприношения вечером каждого дня убивали 9 буйволов, 9 овец и 9 коз. В последующие дни число жертв удваивалось. После завершения ритуала жертвоприношения перед королем выставлялись красиво украшенные, в том числе и драгоценными камнями 9 лошадей и 9 слонов. Рядом с животными стояли их наездники и тренеры. Далее к ним шли жрецы с рисом и другой пищей, а также с пахучими веществами. Они окропляли этих животных святой водой и покрывали их голову венками из роз. Король сидел на троне из золота и драгоценностей. Трон в другие дни кроме этого фестиваля король не использовал. Ачюта Райя никогда не садился на этот трон, так как человек, садящийся на него, должен был быть кристально честным.

   Сотни танцующих женщин проходили мимо короля. После них к процессии присоединялись 9 лошадей и 9 слонов, а также запряженные волы. Следом шли жены короля, возглавляемые 36-ю наиболее красивых. Всего у Ачюта Райи было почти 500 жен и только 25 из них были основными.   Все  эти  женщины были своего рода подарком знати.  В  руках каждая из них  держала  сосуд  из золота с горящей от масла лампой. Все помощницы королевен следовали рядом, помогая своим госпожам идти, ведь украшенные килограммами золотых украшений, они не смогли бы самостоятельно передвигаться. Тысяча борцов, фехтовальщиков создавали шоу, которое так нравилось всем королям. И это было скорее жестокое состязание. Воины использовали кастеты. Раненые получали вознаграждение в виде шелковой материи. На 10-й день король устраивал смотр войск, объезжая их на лошади. Потом, согласно традиции, он сходил с лошади, брал в руки лук и стрелял тремя стрелами в направлении, где находились территории под руководством Адиль Шаха, Кутуб Шаха и португальцев. После этого жеста всем становились понятны цели и антипатии короля. Потом он уезжал во дворец, где веселился. На следующий день король принимал участие в купании в реке вместе со своей знатью. Именно во время праздника он собирал ренту за использование земли королевства с крупных землевладельцев.

 

© Текст зарегистрирован и отображается в поисковых системах как первоисточник, 
перепечатка текста не разрешается. www.rossyanka.ru
Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997 или +91 860-551-5934, в России: +7 921 6363 986.