Что такое буддизм

Жизнь Будды

   В 556 г. до н.э. в семье царя индийского племени шакья, расположенного в среднем течении Ганги у подножия Гималаев, там, где Индия граничит с Непалом, родился мальчик по имени Сиддхартха Гаутама. Он появился на Свет благодаря непорочному зачатию царицы Махамайя. Так же в легендах сказано, что, родившись, Будда поднял одну руку к небу, а другой, указывая на землю, якобы произнес: «Над небом и под небом я единственный достоин почитания».

   Жил Гаутама в прекрасном дворце, среди цветов и драгоценностей, его окружали танцовщицы и музыканты. Слуги держали над его головою белый зонт, чтобы не коснулись принца лучи солнца или капли дождя. Он думал, что повсюду жизнь так же прекрасна. Однажды, он встретил 5 странствующих монахов. Они сказали, что не смотря на то, что у них ничего нет, они счастливы. На это принц рассмеялся. Через некоторое время Гаутама встретил беззубого, дряхлого старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и понял, что не вечно будет здоров. Он задумался о смерти и решил стать отшельником.

   Однажды утром, он покинул дом, поцеловав спящую жену и взглянув на ребенка. Ему не суждено было вернуться назад к ним. Семь лет принц провел в дороге, голодал и терпел лишения. В один из дней, когда он сидел под огромным деревом баньян, скрестив ноги, предаваясь глубоким размышлениям, он обрел мудрость. По иронии судьбы он встретил тех самых монахов и рассказал им о своих познаниях. Монахи поняли, что Гаутама познал, то, что они сами ищут.

   С тех пор его стали называть санскритским словом Будда, что в переводе означает Просветленный. Среди имен Будды наиболее часто встречаются такие: «Обновитель Лотоса жизни», «Благословленный», «Великий Познавший», «Совершенный». Основные положения своего учения Будда проповедовал в Бенарессе, городе на реке Ганга. Из текстов, написанных Буддой, наиболее известен знаменитый сборник изречений «Джаммапада».

   Ядро взглядов Будды – это 4 благородные истины.


Тибет 1 Тибет 1 Тибет 2 
Лхаса - столица Тибета (Автономной области Китая) 

Благородные истины буддизма

Истина страдания

Все в мире преходяще, не имеет постоянной субстанции, а потому полно скорби. Проявлением страдания служит и моральная, и  физическая боль, вызванная например, старостью, болезнью. О мировом страдании и суетности говорили еще в древнем Вавилоне и Египте. И особенно громко этот мотив звучал в индуизме. Но, пожалуй, вершиной жизнеотрицания явился Будда.  Никто до него не находил таких сильных выражений, таких беспощадных оценок для временной жизни:                                                                                                                                                                                                                                       

  • Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищите света? 
  • Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определенности, ни постоянства. Изношено это тело, гнездо болезней, бренное; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом своим - смерть.                                                                                                            

Истина причины

Причиной страдания является жажда бытия, желания, страсти, влечения. Человек зачастую забывает о самодостаточности:  ему нужно больше, лучше, он желает исправить внешние недостатки. Люди слишком тянутся к материальным благам и, добившись вершины, радуются. Но вскоре  радость улетучивается. И люди опять страдают, появляются агрессия, зависть, неудовлетворенность. К чему все эти мысли о материальном, если свой удел нам не изменить. 

Истина освобождения

Освободиться от страданий можно, лишь отказавшись от желаний, подавив в себе все страсти.

Истина пути

Для достижения спасения необходимо выключиться из круга перевоплощений, достигнуть нирваны т.е. угасания или исчезновения. Этот процесс долгий и целиком зависит от устремленности человека. Нирваны можно удостоиться, если следовать среднему восьмеричному пути спасения, пути освобождения от 10 цепей, а именно: любви к земной жизни, чувственных страстей, желаний, ненависти, гордости. 

Тибет Тибет Тибет

Благородный восьмеричный путь буддизма 

Правильное видение
 – нельзя привязываться в этом вещественном мире, так как душа непостоянна.

Правильная мысль
–  любая мысль непостоянна, она приходит и уходит, стоит ли думать о земном? Нам свойственно преувеличивать негативное развитие событий, думать о том, что от нас не зависит.

Правильная речь
– осмотрительность в выборе слов и суждении о людях, ведь мы не знаем, что движет   людьми в тот или иной момент и как бы мы сами поступили в ситуации.

Правильное действие
 – ненасилие: нельзя убивать, торговать мясом, оружием, наркотиками, красть и прелюбодействовать.

Правильный образ жизни
 – уход от проявлений крайностей и восприятие мира как он есть.

Правильное усилие
– проявление решимости для отказа от желаний.

Правильное внимание
 – контроль собственных действий, этот прием отгоняет лишние мысли.

Правильное сосредоточение
 – помогает постичь природу мира. Глубокие рассуждения успокаивают ум.


Учение и логика буддизма

   Будда говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою жизнь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от суеты, от бесконечных желаний все новых богатств и удовольствий. Тогда каждый – богач и бедняк, царь и раб, брахман и «неприкасаемый» - может спастись, т.е. не будет более вновь и вновь рождаться на этой земле.

   Много лет Будда странствовал по Индии. У него появились многочисленные ученики. Звали их «нищими», так как они собирали подаяние. «Нищие» жили в пещерах или лесах, носили оранжевую одежду и брили наголо голову.

   Будда был всегда изобретателен в методике обучения, и то, что он делал, непреходяще и сегодня, будучи внедряемо во многих престижных университетах мира и центрах по подготовке высших управляющих. Любимая игра Будды с учениками: он бросал в пространство какое-нибудь одно слово, а ученики подхватывали его и развивали, каждый, в целую мысль. А вот какая была методика закалки клинка духа. Когда учениками овладевало утомление, Будда предлагал самый неожиданный вопрос и ждал скорейшего ответа. Или, поставив самый простой предмет, предлагал описать его не более чем тремя словами, или не менее чем сотнею страниц. Или, поставив ученика перед запертой дверью, спрашивал: Чем откроешь ее?» Или посылал музыкантов под окно и заставлял петь гимны совершенно противоположных содержаний. Или, проходя перед учениками, спрашивал – сколько прошел? Или, заметив боязнь перед животными или перед явлениями природы, ставил условием побороть.

   Однажды вечером, когда полная Луна освещала учеников, сидевших в почтительном молчании вокруг Будды, он окинул их взглядом и произнес знаменательные слова, в которых объявил ложным весь окружающий мир. Почему ложным? Потому что все на земле, под землей и в космических мирах – временное и, следовательно, подвержено разрушению. Нет неизменной сущности в этом мире. Все непрерывно пребывает в бесцельном беге. Блаженство – это покой, но во вселенной нам нигде не найти его. Куда бы мы не бросили взгляд, повсюду томление, неудовлетворенность, неустанная погоня за собственной тенью, разрушение и новое создание, которое, в свою очередь, несется навстречу гибели. Когда же и почему возникло это всемирное кружение, составляющее  самую  сущность  бытия?   На  этот  вопрос  Будда  не ответил,  а  может  быть,  не  успел  или  не захотел. Кто кроме него знает?!   Один из учеников спросил Учителя о потустороннем мире,  на что Будда ответил, что единственным предметом наших забот является важность прожитой жизни здесь.

   Логика буддизма нетрадиционна до такой степени, что было бы правильным именовать ее «логикой потаенного смысла» в отличие от  «формальной логики» Аристотеля.   Чтобы продемонстрировать эту логику, буддист может протянуть к Вам руку и спросить: «Почему это называется рукой?». Если не последует быстрый ответ, он может взять плод, лежащий перед ним, и неожиданно сказать: «Попробуйте, мой друг, это очень вкусно». И таким образом преподнесет урок различения без различения.

  Будда умер в 476 г. до н.э. Вероятное место его смерти – Кушинагар, местечко в округе Гаранпур, штат Уттар-Прадеш. Его последние слова, сказанные ученикам перед смертью: «Будьте сами своими светильниками». Уходя, он еще раз наставлял своих последователей, чтобы они, каждый в отдельности, открывали истину сами и только сами.     

   Открыть каждому из нас  для себя Будду не так-то просто. Сложная  простота его тайны не может быть передана словом или в слове. Только через особую организацию слов наставительной мудрости можно попытаться заглянуть туда, где он… Один монах спросил у буддистского адепта: «Кто такой Будда?». «Сухая половая тряпка», - последовал ответ. Возможны и другие варианты ответа: «Три циня хлопка», «Кипарис во дворе».

   Судзуки в книге «Основы дзэн-буддизма», 1972 г., сказал: «Вот средство. Что бы вы ни делали – или сидели, или лежали – пусть ваш разум постоянно будет сосредоточен на этой «половой тряпке». Настанет время, когда ваш разум неожиданно остановится, подобно крысе, оказавшейся в тупике. Затем вы погрузитесь в нечто неизвестное с криком: «А, вот оно!». Когда раздается этот крик, вы открываете себя. В то же самое время вы обнаруживаете, что все учения древних авторитетов, изложенные в буддистской Трипитаке, даоистских писаниях и в конфуцианской классике являются не чем иным, как простыми комментариями к собственному неожиданному возгласу: «А, вот оно!»

   Будда говорил: «Существует, монахи, нерожденное, несотворенное, неоформленное. Если бы этого не существовало, то не было бы спасения от рождения, становления, сотворения, оформления. Но так как это существует, то и можно избежать рождения, становления, сотворения, оформления. Существует, монахи, что не является ни землей, ни водой, ни огнем, ни воздухом… ни этим миром, ни другим, ни солнцем, ни луной. Это не то, что приходит, не то, что уходит… Это не имеет опоры, не имеет начала, не имеет основания; это и есть конец страданий. Это нирвана. За всякой вещью, которая манит человека к обладанию ею, притаился Мара. Этот злобный обольститель лишь тогда утратит над человеком силу, когда тот поймет, что все преходящее. Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, как смотрят на мираж, того не видит царь смерти. Но что же породило все страждущие существа и где корни самого их бытия? Бытие есть лишь извечное волнение дхарм. Что же это? Частицы? Нет. Духи? Нет. Не может человеческий язык дать определение мировым элементам. Но из них слагается  все, а различаются они  только  в  проявлениях.  Чувство  собственности  измеряется не  вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником». 

   Три ученика Будды неотступно просили его позволить испытать им чудо. Будда поместил каждого в темную комнату и запер их. После долгого времени он вызвал их и спросил о виденном ими. Каждый рассказал разные видения. Но Будда сказал: «Теперь вы должны согласиться, что чудеса не полезны, ибо главного чуда вы не ощутили. Ибо вы могли ощутить бытие вне зримости, и это ощущение могло направить вас за пределы земли. Но вы продолжали сознавать себя сидящими на земле, и мысли ваши притягивали к земле волны стихий. Набухание стихийных обликов вызвало потрясения в разных странах. Вы разрушили скалы и уничтожили ураганом корабли. Вот ты видел красного зверя с пламенной короной, но огонь, извлеченный тобою из бездны, спалил дома беззащитных – иди и помоги! Ты видел ящера с обликом девы, ты заставил волны смыть рыбацкие лодки, спеши помочь! Вот ты видел орла летящего, и ураган снес урожай трудившихся – иди и возмести! Где же польза ваша, ученики мои? Сова в дупле полезнее провела время. Или вы трудитесь в поте лица на земле, или в минуту уединения возвышаете себя над землею. Но бессмысленное возмущение стихий пусть не будет занятием мудрого! Истинно перо, выпавшее из крыла маленькой птицы, производит гром на дальних мирах. Вдыхая воздух, мы приобщаемся ко всем мирам. Мудрый идет от земли к верху, ибо миры откроют друг другу мудрость свою». 

   Сегодня буддизм является вероисповеданием, мировоззрением, образом жизни и психологией.
           

Судьба Будды

   Однажды Будда попробовал подняться с места, на котором сидел, и не смог этого сделать, так как из-за недостатка нормального питания он очень ослаб, пытаясь принимать минимальное количество пищи с целью подчинить себе тело настолько, чтобы оно не могло себя утверждать. Цель была достигнута, и тело настолько ослабло, что даже встать было невозможно. Но проблема реальности и истины по-прежнему оставалась нерешенной: самоистязание не привело к ее решению. Тогда он подумал, что если он умрет, то вопрошающий исчезнет, а вопрос так и останется нерешенным. Он начал после этого принимать достаточное количество пищи, желая окрепнуть физически и продолжить поиски ответа на вопрос, который поглощал все его существо. Но что же делать дальше? Интеллект не дал ему ответа, аскетизм тоже. Он был в полном замешательстве и не знал, что делать, а стремление получить ответ на вопрос стал как никогда сильным. Все силы его существа были крайне напряжены в реакции на такого рода положение. Фактически все его существо, его «я» и интеллект превратились в вопрос. Другими словами, он сам стал вопросом. Будда находился в этом состоянии  некоторое время,  пока его взгляд  случайно  не  задержался  на  утренней звезде. Ее свет привел его в чувство, и к  нему  вернулось  обычное  сознание. Вопрос, который прежде  его  так сильно беспокоил, совершенно исчез. Все приобрело совершенно иное значение. Весь мир предстал перед ним в новом свете.

И тогда Будда изрек:

Много раз я рождался,
Будучи прикованным к колесу сансары,
Ища и не находя строителя этого дома.
Постоянно рождаться – значит страдать.
О, строитель дома найден.
Ты больше не будешь строить дом.
Все твои балки поломаны,
Все распорки сметены.
К растворению движется ум.
Я достиг того, к чему так страстно стремился.
Всесильный, всезнающий я теперь.
Свободный от всякого заблуждения.
Все вещи отброшены, желаний нет.
Зачем мне учитель – я сам все постиг.
Нет равного мне во Вселенной.
Я высший учитель или архат,
Мое просветление ни с чем не сравнится.
Достиг я блаженного мира в Нирване.

Тибет Тибет Тибет
Представление о мире в буддизме и фото Далай Ламы - лидера буддистов


Мысли буддизма

  • Ни на небе, ни среди океана, ни в горной расселине, если в нее проникнуть, не найдется такого места на земле, где бы живущего не победила смерть.
  • Один день добродетельного и самоуглубленного лучше столетнего существования порочного и распущенного человека.  
  • Ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие в зле. У того, кто почтителен и всегда уважает старых, возрастают четыре дхармы: жизнь, красота, счастье, сила.
  • Плохие и вредные для себя дела делать легко. То же, что хорошо и полезно, - делать в высшей степени трудно.
  • Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости.
  • Говори правду, не поддавайся гневу; если тебя просят, - пусть о немногом, - дай. С помощью этих трех условий можно приблизиться к богам.
  • И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицаний или только похвалы.
  • Легко жить тому, кто нахален, как ворона, дерзок, навязчив, безрассуден, испорчен. Но трудно жить тому, кто скромен,, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста.
  • Нет огня подобного страсти, нет спазмы подобной гневу, нет сети подобной обману, нет реки подобной желанию                                                                                                                                              
  • Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу.
  • Если странствующий не встретит подобного себе или лучшего, пусть он укрепиться в одиночестве: с глупцом не бывает дружбы.
  • Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину глупец.
  • Если кто увидит мудреца, указывающего недостатки и упрекающего за них, пусть он следует за таким мудрецом, как за указывающим сокровище. Лучше, а не хуже будет тому, кто следует за таким.
  • Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве.
  • Не по учености, не по преданию, не по знаниям назовется человек мудрым. Только того, кто шествует без печали, свободный от желаний, затворившийся в себе, в уединенном раздумье, - назову я мудрым.
  • Ни хождение нагим, ни спутанные волосы, ни гряз, ни пост, ни лежанье на сырой земле, ни пыль и слякоть, ни сиденье на корточках не очистят смертного, не победившего сомнений.
  • Легко увидеть грехи других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие грехи рассеивают, как шелуху, свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость.
  • Благие сияют издалека, как Гималайские горы. Злых же и вблизи не видно, как не видно стрел, пущенных ночью.
  • Многие люди порочны, я буду терпеть оскорбления, как слон в битве – стрелу, выпущенную из лука.


Распространение учения

   После смерти Будды назрела необходимость собрать воедино и увязать воедино его учение, которое он считал завещанием человечеству. Были созваны соборы. На третьем соборе, созванном индийским царем Ашокой, обращенного в буддизм, было утверждено много текстов на санскрите. Монахи разнесли учение Будды по миру.

   У буддизма появилось два течения, или две школы:              

  • Школа Тхеравада утвердилась в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии (Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, Малайзия, Корея). В ней упор делается на монахов – только им доступно просветление.
  • Школа Махаяна утвердилась в Тибете, Китае, Японии. Она обращает внимание на мирян и придает большое значение медитации. Кое-где появилась склонность видеть в Будде предмет поклонения, что совершенно чуждо Тхераваде.

   В Японии внутри Махаяны образовалось течение Дзэн, которое главным образом опирается на созерцание, а для обретения просветления используется прием размышления на какое-либо парадоксальное высказывание, например: «Как звучит хлопок одной ладони?». Именно этот парадокс по их мнению воспрепятствует рассудочному мышлению, мешающему  обрести просветление.

   В Китае такое японское учение получило название Чань. Оно не приняло некоторые буддийские обряды и утверждает о внезапном приходе просветления без длительного созерцания. После перевода учения Будды на китайский, религия стремительно распространилась по стране.

   В Индии многие люди, униженные кастовым обществом, не понимающие назначения многочисленных сложных ритуалов, такого большого количества богов в пантеоне индуизма, зачастую принимали буддизм. Ведь в этой религии все люди равны, богов нет, а Будда является примером – к чему может прийти человек, благодаря медитации, созерцанию и праведному образу жизни. Великий индийский царь Ашока, утвердивший свою власть почти на всем Индийском субконтиненте, в 268 г. до н.э. принял буддизм. Вслед за ним буддистской стала вся Индия. Ашока старался проявлять сострадание к своим врагам и как можно реже прибегал к насилию. Впрочем, буддизм не просуществовал долго в Индии – буддизм полностью пришел в упадок.

   Тибет – является сегодня важнейшим оплотом буддизма в мире. Тибет - обширная горная территория,  окруженная Гималайскими горами с юга является сегодня автономной областью Китая с населением  6 млн. человек. Тибетцы считают свою страну оккупированной с 1949 г. китайцами. В первые же годы китайцы разрушили 6 тыс. монастырей и убили 1 млн. местных жителей. Тибет единственная страна в мире где религия не отделена от государства и правитель является как духовным лидером, так и политическим руководителем. Буддизм здесь тесно связан с институтом верховенства Ламы. «Лама» значит монах. Высший пост Ламы появился в 14 веке. Сложилось представление, что Лама перерождается. Нынешний Далай Лама («Далай» - значит «Океан мудрости») всего лишь 14-й по счет. Он родился в 1935г и уже через 5 лет принял это звание. Предыдущий Лама, умирая, сообщил по каким признакам его можно будет найти в другом человеке, в которого он перевоплотится.

   Авторитет Далай Ламы в Тибете абсолютный. Его слово воспринимается как закон. Его критика в стане буддистов не найти. После неудачного восстания в 1959 г. Далай Лама бежал в Индию, где поселился в городе Дармшала на севере страны и получил статус политического беженца. За ним потянулись остальные. Еще Индира Ганди - премьер министр Индии - начала программу по предоставлению территорий беженцам с Тибета. Далай Лама, между тем, просит не следовать его примеру без нужды и продолжать сохранять свою культуру и самобытность в Тибете. В 2001 г. Далай Лама 14 получил Нобелевскую премию мира и сейчас входит в десятку самых влиятельных людей мира. В 2006 г. он впервые посетил Россию: Бурятию и Калмыкию – наши буддистские территории. Он воздержался от политических заявлений и обвинений в адрес Китая, иначе это грозило бы ухудшением отношений России с Китаем. Далай Лама до сих пор остается главным врагом Китая.

   Тибет и сегодня одно из самых потаенных, загадочных и удаленных мест на Земле. Мировая общественность познакомилась ближе с Тибетом во многом благодаря вышедшим в 1997 г. двум голливудским фильмам: «7 лет в Тибете» и «Кундун». Первый фильм повествует об австрийце-скалолазе Генрихе Харрере, офицере Рейха, человеке, у которого было все - успех, красота, известность. Но ему было мало земной славы. Оставив дома беременную жену, он отправляется на покорение самого неприступного пика в Гималаях. Этот подвиг должен увековечить его имя. Однако впереди его ждет не успешное восхождение, а смертельная опасность, вражеский плен, долгие скитания. Наконец, он добирается до таинственного тибетского города Лхаса, где ему предстоит провести долгих семь лет, и где молодой Далай Лама делает его своим приближенным. Герой фильма становится свидетелем жизни людей в Тибете, буддистских практик и китайского вторжения. В стране, лежащей за границами цивилизации, ему приходится пережить события, которые навсегда изменят его жизнь.  Исполнитель главной роли Брэд Пит так вжился в роль, что сам принял буддизм. Фильм «Кундун» режиссёра Мартина Скорсезе - реалистичное повествование о жизни и трагической судьбе четырнадцатого Далай-Ламы, одного из величайших деятелей нашей эпохи. Хроника его детства и юности, наполненной тревогами за будущее древней нации, решительными попытками отстоять право Тибета на политическую и религиозную независимость. После китайского вторжения Далай Лама был вынужден бежать в Индию, где он и по сей день пребывает в изгнании, призывая мировое сообщество обратить внимание на беды и страдания своего народа.



Священные места буддизма

   Самым почитаемым считается то место, где к Будде пришло просветление. По преданию ветка того дерева Баньян, под которым он тогда медитировал хранится в храме в штате Бихар в Индии. Много буддийских храмов в пещерах находятся в Эллоре и Аджанте. Там буддисты скрывались от тех, кто посягал на их религию. Эти храмы уникальны и открыты сравнительно недавно.

   В Шри-Ланке в Канди находится храм Зуба Будды. По легенде, когда после смерти тело Будды сжигали, из огня вылетел зуб. Один монах подобрал его и сберег. В Дамбуле у нескольких пещерных храмов была создана самая большая статуя Сидячего Будды. В столице Таиланда Бангкоке находятся храм Золотого Будды из чистого золота высотой 2.5 м, самый большой в мире храм лежачего Будды, храм Изумрудного Будды. В Непале – стране рождения Будды, расположено множество буддийских монастырей и храмов. В Тибете большинство древних храмов были разрушены в середине 20 века китайцами. Их точные копии восстановлены вновь в Индии.

   Буддисты часто предпринимают паломнические туры к святым местам. Считается чем дольше и труднее путь, тем глубже очищение. Ортодоксальные буддисты идут босиком, распластываются на дороге  через каждые 2-3 м, делая характерные жесты сложенными ладонями над головой, напротив рта и сердца. Они надевают деревянные дощечки на колени и локти, чтобы не содрать их. Но некоторые отказываются и от этого, чтобы повторить физическую боль, которую испытал Будда в самом начале своего отшельничества. В итоге они приходят на место с торчащими оголенными костями.  Пожалуй, буддийское паломничество самое трудное и самоистезающее.

   В последнее время буддийской религией, философией увлекаются богатые люди, имеющие и деньги, и известность, и власть. Они ищут умиротворения, пытаются понять себя и познать смысл жизни. Они открывают специальные фонды, на которые живут многие тибетские монастыри. В Индии монахи получают и помощь от государства, как политические беженцы. Самым известным приверженцем буддизма стал Ричард Гир.


Экскурсии с выездом из Гоа:
Малый Тибет
Хампи и Малый Тибет
Фото Малого Тибета

Библиотека "Россиянки"
В чем разница: православие, католичество, протестантизм


© Публикация всех статей и фотографий с этого сайта разрешается только с прямой ссылкой на rossyanka.ru
Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997 или +91 860-551-5934, в России: +7 921 6363 986