Базиликой в древности греки называли общественное здание. После образования католицизма в 1054 г. католики стали строить соборы, церкви, приходы и базилики. У каждого сооружения было своё значение. Самое почётное звание у Кафедрального собора. Он всегда строился в большом городе и был единственный. Церкви и, тем более приходы уступали главному храму города во всём. Базилика - это не только католическая церковь, но и почётный титул. В громадном городе мог быть в обязательном порядке Кафедральный собор, но могло не быть ни одной базилики. Титул базилики даруется только римским папой после исследования, в котором признаётся исключительная роль объекта в истории Церкви, как то: организованное здесь важное событие, ставшее причиной паломничества или архитектурная ценность здания.
Рисунок базилики в Гоа
Португальцы в Индии
О базилике Бом Иисус в Гоа ниже. Сначала разберёмся почему и с какой целью она появилась в Индии, как и другие католические церкви. Португальцы строили их для себя? Не совсем так.
Через тысячу лет после падения Римской империи идею европейского колониализма продолжила Португалия. В конце XV века она основала колонии в Африке и вернулась к работорговле. С открытием в 1498 г. Васко да Гамой морского пути в Индию, началось покорение народов земель Индийского океана. На постоянное место жительства в далёкие края потянулись солдаты, колонисты, торговцы и служители церкви.
В 1510 г. Португалия решила сделать Гоа столицей всех своих владений восточнее Африки. К тому моменту португальцы были в явном меньшинстве. В 30 селениях близ Гоа проживало около 50 тыс. местных жителей, более 2 тыс. европейцев, как гражданских лиц и 3500 португальских солдат. Последние несли службу в гарнизонах фортов. И культура, и менталитет обеих групп сильно отличались. Португальцам для мирного сосуществования и лёгкости управления новыми землями нужно было приобщить коренное население к европейскому образу жизни. Проверенным способом было насильственное окатоличивание масс. Да, это ломка сознания и яростное сопротивление. Но с каждым последующим поколением народ становился более податливым. Я проехал по самым значимым португальским колониям в Индии и убедился, что плоды той политики дают ростки до сих пор. Португальцев и заодно Ватикан до сих пор любят в Гоа, Дамане и Диу. А всего в Индии насчитывается 17 млн. католиков, которые регулярно ходят в церкви.
Пока не было ресурсов на каменные церкви, наспех строились деревянные. Активная деятельность католиков началась с прибытием в 1542 г. в Гоа "Апостола Востока" Франциска Ксаверия и других иезуитов из Общества Иисуса. Население Гоа росло. Церкви в Лиссабоне Востока задумывались такими же большими как и в португальской столице. В 1562 г. был заложен собор в честь Св. Екатерины (и сегодня самый большой католический храм в Азии). Его строили так долго, что к моменту окончания работ уже давно действовала базилика Бом Иисус. Это самая посещаемая церковь в Гоа и место паломничества католиков со всего мира, которые прибывают, чтобы почтить святого Франциска Ксаверия.
Вот я подошёл к тому, что ценность данной базилики для католиков в том, что тут находится мумия их святого Франциска Ксаверия.
Объект расположен в Индии у реки Мандови в районе Гоа под названием Старый Гоа (Velha Goa, Велья Гоа). От славного города Гоа остались только церковные сооружения. Но он дал название индийскому штату.
Группа католических храмов Старого Гоа португальской эпохи находятся под охраной Всемирного наследия ЮНЕСКО. Базилика входит в тройку главных мест этого комплекса вместе с собором Св. Екатерины Александрийской, монастырём и церковью Св. Каэтана. Ватикан время от времени протаскивает в список достояния человечества важнейшие именно для католиков объекты. Истинная их ценность сомнительна, на мой взгляд, даже несмотря на возраст.
Фасад базилики
Базилика, как видно из названия, посвящена Иисусу Христу. Bom Jesus (Бом Жезуш) означает на португальском "Добрый Иисус". Слово "бом" встречается в первом названии ныне крупнейшего мегаполиса Индии Бомбаина, переименованного в Бомбей англичанами после перехода под свою власть в 1661 г. С 1998 г. город называется Мумбаи и мы делаем там ежедневные экскурсии.
Первый камень в строительстве базилики был заложен в 1594 г. и уже через 11 лет работы подошли к концу. Это было значительное строение того времени. Длина его составила 56 метров, ширина - 17 метров, высота - 19 метров. Изначально церковь была покрыта штукатуркой, которую удалили в 1951 г. при реставрации. В итоге обнажилась кладка из камня латерит, который в избытке имеется во многих тропических странах. С тех пор солёный бриз с моря медленно разрушает камень. В оригинале крыша была черепичной. Именно португальцы принесли в Индию этот способ покрытия крыш.
Главный фасаде имеет 6 оконных проёмов и 3 входные двери. Все элементы сложены из базальтовых плит. На самом верху над центральным входом видна плита с монограммой I.Н.S., что является эмблемой Общества Иисуса. Эти три буквы взяты от греческого написания слова Иисус Ihsus. Сейчас принято писать Jesus. Но тогда ещё не существовало буквы J. Она появилась только в XVI веке, а в английский язык пришла и вовсе только в 1640 г.
Трёхэтажный фасад выполнен в дорическом, ионическом и коринфском архитектурных ордерах. Эти стили оформления колонн родились примерно в одно время в районе Эгейского моря в VI веке до н. э. и явились характерными для архитектуры Древних Греции и Рима.
Архитектурные ордера
Ордер происходит от латинского слова ordo ("порядок", "строй"). Из названия понятно, что ордер предписывает пропорции, состав, форму и расположение всех элементов в строгом порядке.
Дорический ордер - лаконичный, мужественный, монументальный. Во времена античности считался "мужским ордером".
Ионический ордер отличается большей лёгкостью пропорций, утончённостью, изысканностью, а также декором всех частей. За счёт этого в древности считался "женским ордером". Впервые появился в г. Иония (Турция). Ярчайший пример - храм Артемиды Эфесской, признанный одним из семи чудес света. Отличительной чертой ордера является способ оформления капители (венчающей части колонны), которая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют (завитков).
Примеры дорического, ионического и коринфского ордеров
Коринфский ордер ещё больше насыщен декором. Капители колонн (верхушки) имеют орнамент на основе формы листьев растения акант. Это многолетнее растение распространено в Средиземноморье и Азии. Древние греки считали, что акант растёт на могилах героев. С другой стороны, в эти же времена на лжецов и доносчиков надевали венки позора из аканта. В Средние века эти листья ассоциировались с терновым венком на голове Иисуса, идущего на казнь.
Акант
Интерьер базилики
Алтарь базилики выполнен в стиле барокко. Барокко на итальянском означает "причудливый", "странный". Появился стиль в XVI - XVII веках в Венеции, Флоренции и Риме. Растрелли в Санкт-Петербурге творил именно в стиле барокко, например, дворец в Петергофе. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.
Пример барочного алтаря
Хотя базилика посвящена Иисусу Христу, в центре алтаря стоит 3-х метровая статуя Игнатия де Лойолы - основателя Общества Иисуса. Он стоит в позе экстаза и выглядит как индус. Над монограммой I.H.S. изображена Святая Троица. На небольшом пьедестале у ног статуи Лойолы расположена статуя маленького Христа, что необычно. Очевидно, она добавлена позже в конце XVIII века во время гонений на членов ордена иезуитов в Гоа. Успехи, методы и идеология Общества Иисуса на протяжении всего времени его существования возбуждали против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Часто борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование. Во всяком случае, с 1773 по 1812 г. был запрещён в Европе. Спасением Общество обязано России (вечно мы всех спасаем без разбора). Так вот, небольшая статуя Христа рядом с Лойолой должна была доказать, что строение, которое неофициально называлось "Домом иезуитов" посвящено Господу.
В зале можно увидеть кафедру из дерева для выступлений священников. Слева от главного алтаря находится алтарь Пресвятой Богородицы и капелла Святого Причастия. А справа от главного алтаря в 1655 г. сооружена капелла, внутри которой устроен мавзолей из мрамора с итальянскими и индийскими художественными мотивами.
Выйдя из главного зала базилики, посетители могут увидеть фотографии тела и копию верхней одежды святого. Во дворе базилики разбит небольшой сад.
Сад во дворе базилики
Франциск Ксаверий
В 1540 г. португальский король Жуан III обратился к римскому папе с просьбой организовать миссию в португальские владения на Востоке. В этом же году Святым Престолом была разрешена деятельность Общества Иисуса. Миссия в Индию явилось первым заданием для иезуитов. Генерал ордена Игнатий де Лойла доверил дело ближайшему сподвижнику Франциску Ксаверию, который прибыл в Гоа в 36 лет. Отсюда он руководил миссией до самой смерти. Везде, где он проповедовал: Индия, Малайзия, Индонезия, Китай и Япония непрерывно до сих пор действуют католические общины, существуют церкви и проходят мессы. Франциск Ксаверий был канонизирован 12 марта 1622 г. Римским папой Григорием XV.
Святой Ксаверий
Франциск Ксаверий скончался 3 декабря 1552 г. на острове Шанчуань в Китае. Надо сказать, в те времена было счастьем дожить до 46 лет, тем более человеку без прививок отправившемуся в тропические азиатские страны и прожившему здесь 10 лет. Рядом в том дальнем путешествии был только китайский слуга. Он похоронил хозяина на берегу. Через несколько месяцев могилу вскрыли, чтобы перезахоронить тело. Оно очень хорошо сохранилось. Одни говорят, что тело было забальзамировано, другие настаивают, что это свидетельство чуда. Мощи доставили в церковь Св. Павла в Малакке (Малайзия). В то время это был крупнейший порт в Юго-Восточной Азии и находился под контролем португальцев. 16 марта 1554 г. мощи торжественно встретили в Гоа. Более полувека гроб хранился в иезуитской коллегии Св. Павла. А когда в 1605 г. была построена базилика Бом Иисус, там специально была установлена усыпальница.
От мощей Ксаверия неоднократно отделяли частицы. В 1614 г. по указанию генерального настоятеля Общества Иисуса Аквавивы была отделена правая рука, которую разделили на несколько частей. Предплечье и кисть отправили в Рим. Эти части помещены в реликварий иезуитской церкви Иль-Джезу. Фрагменты руки находились в иезуитских храмах в бельгийском Мехелене, немецких Падерборне и Кёльне. В 1619 г. плечевую кость отправили в Японию, но из-за гонений на христиан в этой стране её оставили в Китае. Реликвия хранится в семинарской церкви Св. Иосифа на острове Колоан в 2 км южнее бывшей португальской колонии Макао (Китай). До XIX века в Макао находился печатный бревиарий Франциска Ксаверия (богослужебная книга) 1545 г., который был перемещён во французский Нант и утрачен в 1943 г. во время американской бомбардировки. На мелкие частицы были разделены внутренние органы святого. В различных церквях и резиденциях иезуитов хранились предметы одежды, книги и другие вещи, по преданию принадлежавшие Ксаверию.
Индийские ювелиры в 1637 г. под руководством иезуита Марчелло Мастрилли изготовили богато орнаментированную серебряную раку для мощей, на боковых панелях которой представлены 32 сцены жизни и чудес святого. Этот ларец инкрустирован самоцветами. В 1698 г. раку установили на скульптурный постамент из мрамора и бронзы, изготовленный в Европе по проекту Джованни Баттиста Фоджини на средства великого герцога Тосканы Козимо III Медичи. У подножия постамента есть 4 бронзовых барельефа со сценами из жизни святого. Работа мастера заняла 10 лет. От раки имеются 3 ключа: у архиепископа, настоятеля монастыря и губернатора Гоа.
Первые 80 лет после канонизации нетленное тело выставлялось для поклонения раз в год в день смерти святого. Для этого снимали боковые панели раки. Тело начало портиться и терять влагу из-за постоянных показов посетителям и исследований. К 1700 г. глава иезуитов Рима приказал переместить тело в гроб, который открыли только дважды для высоких сановников в 1744 и 1751 г. Первая публичная экспозиция состоялась в 1782 г., чтобы разогнать слухи, что тело было вывезено по приказу премьер-министра маркиза де Помбала, противника иезуитов. В 1955 г. для того, чтобы предотвратить повреждение останков их поместили в хрустальный ковчег. До этого они хранились в деревянном ларце.
Раз в 10 лет в декабре - январе на 6 недель нетленные мощи выставляются для всеобщего обозрения в соборе Св. Екатерины Александрийской. Верующие, отстояв в длинной очереди, могут увидеть тело и прикоснуться к саркофагу. В 2034 г. Гоа снова ожидает 1 млн. паломников. Отели не в состоянии принять такое количество людей одновременно, поэтому в Старом Гоа разворачиваются палатки или люди сразу же уезжают домой после мероприятия.
На фото 1961 г. легионеры из Анголы, служившие в армии Португалии, маршируют на фоне базилики Бом Иисус в Гоа. В конце того года индийские войска в ходе СВО "Виджай" выгнали португальцев с их бывших колоний в Индии навсегда. Об этом есть статья.
Надеюсь вам было интересно читать. У турбюро "Россиянка" очень опытные экскурсоводы в Индии. Ещё больше информации узнаете от них на экскурсиях:
См. также:
Приглашаю вас на свои экскурсии в других уголках Индии.
© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru