Главная \ Библиотека \ История Виджаянагарской империи (Хампи) \ Виджаянагарское королевство (Хампи), 8 часть

Виджаянагарское королевство (Хампи), 8 часть

 Хампи 111  


Основание могольской империи на севере Индии. Междоусобные войны султанов на юге. Объединение султанатов для священной войны с королевством Виджаянагар. Последняя битва. Мусульмане ворвались в Хампи. Падение империи и разрушение Хампи. 



Характеристика эпохи 16 века в южной Индии - междоусобные войны в борьбе за власть и земли, полное пренебрежение к человеческой жизни. Жестокость и деспотизм правителей просто поражал. Португальцы уничтожали все на пути колонизации побережья Индии. На подчиненных им землях процветала инквизиция, которая по своей изощренности и продолжительности (до 1812 г.) затмила бесчинства в средневековой Европе. Мусульманские султаны могли обезглавить любого за малейший проступок или просто из-за своего плохого настроения. Перед смертью султан Ибрагим приказал всех врачей, которые не смогли его вылечить бросить под ноги слонам. Индуистские Виджаянагарские короли не отставали от них по жестокости. Словно взяв за традицию, они часто ослепляли всех родственников, кто мог претендовать на престол. Их братья могли просидеть в заточении до конца жизни. Родная бабушка могла убить одного внука, чтобы другой - ее любимый - занял трон. И таких историй множество. 

Теперь о политической ситуации в северной Индии в XVI веке. С 1526 г. эта часть оказалась под властью кабульского правителя родом из Ферганы Бабура. Обосновавшись в Дели, он основал Империю Великих Моголов. Империя существовала с 1526 по 1857 год, имея 150 млн. население в пик могущества. С 1530 г. разраставшейся империей правил Хумаюн. В 1556 г. в возрасте 15 лет к власти пришел падишах Акбар, внук Бабура. Он правил до 1605 г. и стал самым известным правителем тех времен. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культура и искусство Индии. Планы Акбара нацелились на центр и юг полуострова Индостан, де находились Виджаянагарская империя в пике своего могущества, а также пять исламских султанатов: 

  • Биджапурский и Бидарский (объединились в 1619 г.);   
  • Берарский и Ахмаднагарский (объединились в 1574 г.);
  • Голконда. 

Султаны этих государств запутались в интригах и зачастую вели войны друг с другом. На войны уходила львиная часть бюджета. Каждый султан занимался строительством укреплений. Главные города султанатов невозможно было захватить без длительной многомесячной осады.
 

Форт Индия Хампи

Фото этой чудо крепости 


Случалось, что некоторые из этих правителей обращались к португальцам в Гоа за военной помощью, либо за убежищем. Португальцы за каждую услугу требовали деньги или землю. Таким образом, в руках колонизаторов оказались земли в глубине Индии, а не только побережье с несколькими крепостями. За это от других султанов португальцам зачастую доставалось. Не раз султаны и шахи заключали мир с виджаянагарским правителем Рама Райя, чтобы вместе выступить против того или иного султана. Рама Райя был совсем не против наносить поражения то тем, то другим, ведь от этого его империя становилась сильнее, а соседи слабели. Попутно он присоединил к своей империи города султаната Голконда Пангал и Ганпура. Впрочем, это были последние завоевания еще великой тогда Виджаянагарской империи.

Индуисты были адекватно жестоки к мусульманам и достаточно пренебрежительны к их вере. Представьте, один султан в союзе с индуистами захватил город другого султана. Что мог чувствовать султан-победитель, когда его союзники - индуистские воины насиловали мусульманок и загоняли лошадей в мечети. Если игра на противоречиях между султанами и шахами явилась хорошо продуманной внешней политикой Рама Райя, то высокомерие с союзниками и противниками, подчеркнутое неуважение к их вере стало большой ошибкой с его стороны. Мусульмане при всей разобщенности нашли единственное, но очень важное, что их объединяло - ислам. Воюя друг с другом, мусульманские правители поняли, что их разобщенность на руку Виджаянагарским правителям и угрожает не только их власти, но и вере.

На фоне всего происходящего султан Голконды Ибрагим Кутуб, шах Бидара Хусейн Низам, султан Ахмаднагара Али Барид и шах Биджапура Али Адил заключили союз. Чтобы скрепить дружбу последние двое выдали замуж или женили своих дочерей и сыновей между собой. Чтобы создать повод для разрушения ранее заключенного союза Али Адил Шах отправил к Рама Райя посла с письмом, в котором потребовал вернуть все территории. Во время встречи этих четырех правителей прозвучали мысли о слишком больших силах со стороны Рама Райя и богатстве империи. Но вспомнили и о султанате Бахмани, из которого в середине XIV веке они все вышли. Тогда силы были примерно равны. Итак, было очевидно, что нужно объединиться для священной войны с Виджаянагарской империей, для которой это решение соседей стало началом конца.
 

Хампи 116


В понедельник 25 декабря 1564 г. объединенные силы мусульман двинулись на юг к городку Таликота, что севернее реки Кришна. Чтобы обеспечить водой огромное войско с несколькими тысячами лошадей и слонов лагерь разбили у реки. Там всем предстояло прожить 30 дней, прежде чем армии удалось переправиться на южный равнинный берег близ города Мудгал, где и состоялась битва.
 

Хампи 121
В это время в Хампи люди спокойно продолжали заниматься своими делами. Из не менее чем 60 морских портов Виджаянагарской империи в Хампи по-прежнему шли караваны с товарами. Сколько раз за более чем 200 лет мусульмане выходили в такие походы против великого индуистского королевства? И ни одного раза им не удалось ворваться в Хампи! В этот раз над великолепным городом висел дамоклов меч.
 

Хампи 118 
Рама Райя, услышав о выдвижении врага даже не пошевелил бровью. Тем не менее, он послал своего младшего брата Тирумалу с 120 тыс. войском и 500 слонами, чтобы заблокировать все возможные переправы через реку Кришна. Следом шла вся мощь империи - армия, собранная со всех концов государства. Руководил основными силами средний брат Рама Райя Вентакадри.

Хампи 117

Далее будем основываться на сведениях португальца Куто, тогда находившегося в стане индуистов, и араба Феришты, собравшего воедино свидетельства мусульман. Итак, численность основных сил Виджаянагар была не менее чем 600 тыс. пеших и 100 тыс. всадников. Противник же имел ровно вполовину меньше. В большей своей части индуистские воины имели минимум одежды на себе, а их вооружение составляли копья и кинжалы. 

Южный берег Кришны был укреплен земляными преградами и пушками. Но султаны провели весьма удачный маневр. Они сделали видимость, что продвигаются вдоль северного берега реки. Индуистские разведчики повелись на хитрость и давали рекомендации своим частям двигаться вслед по южному берегу. На третью ночь все объединенное войско султанов незаметно быстро вернулось в исходную точку и переправилось на другой берег, не встретив никакого сопротивления - все укрепления были пусты. Утром мусульмане были уже в 10 милях от своего противника. Возникла возможность нанести удар по основным частям Рама Райя, который был удивлен действиями противника, но не встревожен.
 

Хампи 115


Во вторник 23 января 1565 г. части Виджаянагарской армии под руководством трех братьев встретились лоб в лоб с мусульманским войском. Тирумала руководил левым флангом, Вентакадри - правым, а в центре частями управлял сам Рама Райя. У противника было 600 дивизионов, каждый из которых управлялся 12 имамами. Все они выстроились в длинную цепь. Средняя часть представляла собой 4 линии. В глубине - располагалась тяжелая артиллерия, на второй линии - легкая, а впереди  - воины с ружьями. Чтобы ввести в заблуждение Рама Райя, перед первыми 3 линиями выстроилась группа из 2 тыс. иностранных стрелков из лука.
 

Хампи 114


Сражение началось атакой индуистских войск по всему фронту. Мусульманские воины, стоявшие перед пушками, по команде разбежались по флангам и в бой вступила артиллерия. Удар был очень мощным и потери в первые же минуты оказались существенными. Рама Райя не слушал мольбу своих офицеров принять меры к отступлению. Несмотря на смятение в рядах своей армии, Рама Райя не допускал других мыслей кроме как одной - враг будет вскоре отброшен и побежден. Именно в это время он приказал привезти ему голову Хусейна Низама, но обязательно взять в плен живыми Али Адиля и Ибрахима Кутуба, чтобы до конца жизни заключить их в клетку в железных кандалах.  

На флангах картина была иной. После жестокой схватки на мечах и копьях мусульманские дивизионы стали отступать. В этот момент Рама Райя решил подбодрить воинов и приказал перенести трон, инкрустированный драгоценными камнями на возвышенность в опасной близости от зоны боевых действий. С трона король стал видимым со всех точек. Ему было уже 96 лет, но храбрости было не отнять. Между тем артиллерия мусульман продолжала тысячами косить воинов в центре. Между пушек вынырнула вражеская кавалерия и стала преследовать отступавших. Конница постепенно двигалась к тому месту, где сидел Рама Райя. Вместе с ней на расположение бежал, возбужденный битвой, сметая все на своем пути слон шаха Хусейна Низама.
 

Хампи 113


События вдруг начали развиваться так стремительно, что главнокомандующему просто не хватило времени, чтобы сесть на лошадь и избежать плена. Рама Райя был схвачен. В порыве ярости его тут же обезглавили и накололи голову на длинный шест. Позже ее привезли в Ахмеднагар, где проводилось празднование победы. Осознание того, что Рама Райя обезглавлен окончательно повергло Виджаянагарские войска в панику. Надвигалась катастрофа. Река рядом с полем была красной от крови 100 тыс. убитых и трехкратно большего количества раненных. Оставшиеся в живых даже не попытались реорганизоваться, захватить высоты и обороняться, они просто бежали по направлению к Хампи. Мусульмане преследовали их все 250 км. Наступавшие были одержимы быстрым обогащением. До битвы султаны обещали воинам, что все трофеи и богатства Хампи они могут оставить себе, кроме слонов.
 

Хампи 120


На следующий день жители Хампи получили плохую весть. До этого случалось, что враг стоял у стен города, но получив выкуп, всегда удалялся. Несметных богатств короля, как думали жители, с лихвой бы хватило, чтобы спасти их жизни и город от разрушения. Плохие предчувствия чего-то очень страшного появились, когда прибыла знать и за считанные часы собрала свои семьи, ценности и покинула город. Ну и совсем стало страшно, когда явился спасшийся Тирумала и рекомендовал королю Садашиве со всем королевским двором собираться. Караван из 550 слонов с гружеными на них королевскими сокровищами в сопровождении верных немногочисленных войск выстроился в длинную линию по направлению к Пенуконде. Столица осталась без власти, защитников на стенах и башнях и без возможности откупиться. Горожане были в панике, но мало кто из них бежал из города из-за отсутствия лошадей, повозок, волов, так как все это сопровождало войско, которому не суждено было вернуться. На второй день начались грабежи. Никто не мог противостоять грабителям, принявшимся опустошать магазины и отбирать ценности у своих же граждан.
 

Хампи 123


На третий день первые отряды мусульман ворвались в город. Через неделю к ним присоединились еще десятки тысяч воинов основных войск, подавивших окончательно все очаги сопротивления и успевшие отдохнуть после битв. Началось разорение и разрушение великого города, продолжавшееся 5 месяцев. День за днем жители безжалостно истреблялись, статуи, храмы и дворцы разрушались при помощи топоров и пороха. Вероятно, еще никогда в истории мира не происходило такого стремительного поворота событий, когда еще вчера процветающий город с полумиллионным населением поражал своим величием, а сегодня представал полностью в руинах. 

Через полтора года после этого катаклизма сюда прибыл итальянский путешественник Чезаро Федеричи и оставил такую запись: "После ухода завоевателей, Тирумала пытался заселить город снова, но только небольшая группа людей вернулась. В Хампи еще есть уцелевшие дома, но людей в них нет. Повсеместно я видел тигров и других диких животных. Сохранились каналы, так прекрасно снабжавшие город водой. Это позволило некоторым фермерам продолжать выращивать рис, сахарный тростник, но города уже не было. Я вынужден был в течение 7 месяцев пережидать в укромном месте, пока с дорог не исчезли грабители. Они нападали на тысячи торговцев, ничего не знавших о случившемся и по прежнему везущих свои товары в Хампи. Те же, кто наоборот возвращался после кровавых событий в порты, также часто попадали в плен и платили выкуп. Царила анархия и безнаказанность. Вскоре дороги, которые когда-то были наполнены людьми, спешащими с караванами друг за другом на базары Хампи опустели". 

Другой итальянец Сассетти, проживший в Индии десять лет с 1578 г., пишет, что для португальцев окончание торговли с Хампи явилось крахом. Далее он пишет: “Какие были времена для португальских купцов когда-то! Движение на дорогах, ведущих в Хампи, было таким интенсивным, что это невозможно себе представить. Торговцы шли в невероятно большой город, где люди были не просто богаты, а богаты как Красс в Древнем Риме. И какие товары продавались и покупались: бриллианты, рубины, жемчуг, ткани, лошади... Доход Гоа только от торговли лошадьми с Хампи когда-то составлял 120-150 тыс. дукатов, теперь же общий доход был всего 6 тыс”. Во время падения Виджаянагарской империи наместником короля в Гоа был де Браганза - жестокий и агрессивный правитель. Гоанцы стали жить хуже. Инквизиция захлестнула весь Гоа. Разрушались храмы, а местным жителям запрещалось исповедовать свою религию, отчего те покидали свои земли.

В 1565 г. город Виджаянагара (Хампи) был разрушен. Он был таким мощным духовным, военным и экономическим центром, что фактически уничтожение Хампи означало падение империи Виджаянагар после 229 лет с момента образования. Пусть эти земли в конечном итоге не были завоеваны султанами и юг Индии так и не стал исламским, но о былом величии Виджаянагары можно было забыть. Все девять частей империи выставили свои войска по сигналу короля. Разгром означал полный крах армии всего королевства. Великая столица превратилась в руины.

В тот момент не нашлось лидера, способного снова объединить индуистское королевство, а это было возможно: население было громадным, индуизм был стержнем объединявшим народ, торговые пути были открыты, а враги по прежнему были слабые и разрозненные. Мы знаем примеры в истории, когда в гораздо худшей ситуации почти уничтоженное государство с сильными врагами вокруг возрождалось, благодаря сильной личности. И Слава Богу, что такой лидер в самые трудные для России моменты своей истории нашелся - это И. В. Сталин.

Через 50 лет после тех событий Виджаянагар окончательно исчезло с карты. Все чаще в последнее время звучит версия, что предательство на поле боя военачальников, к тому же мусульман по вере было причиной поражения. Эта версия вполне заслуживает внимания.

После бегства из Хампи Тирумала прибыл в Пенуконду. Через 3 года он убил Садашиву и стал королем Виджаянагар (1565-75 годы). Впрочем, это было уже небольшое по территории и зависимое королевство, не имевшее ничего общего с величием и мощью той империи. Большинство королевств бывшей империи не захотели признать власть Тирумалы, зная, что он подлый и алчный человек. Как-то по старой дружбе Тирумала попросил португальцев прислать ему большое количество лошадей. Их доставили, но деньги коварный правитель им так и не заплатил, сказав торговцам, что достаточно и того, что они живыми вернутся в Гоа. Это был окончательный удар по торговле. Без торговли юг Индии оказался в упадке. После смерти Тирумалы королевством правили Ранга II (1575-86 годы) и Венката (1586-1614 годы). После 1615 г. Виджаянагарское королевство распалось окончательно. 

Стало ясно, что кровавая и бессмысленная драма у реки Кришна и распад Виджаянагарской империи, кроме кратковременного удовлетворения султанам, никому не принесла пользы. Победившие султаны и шахи продолжали жить разрозненно.  А через 5 лет после этого первая фактория англичан появилась в Мадрасе в южной Индии. На севере Индии в это время окончательно укрепилась могольская империя.  
 

Забытая империя, 9 часть 
Забытая империя, 7 часть
Забытая империя. Вступление 
Фото Хампи
Экскурсия в Хампи  
 

© Все тексты зарегистрированы и отображаются в поисковых системах как первоисточник, перепечатка текстов не разрешается, rossyanka.ru