Главная \ Фоторассказы

Рассказ об Аджанте

0
250

Библиотека "Россиянки"


 

Особенность храмов Аджанты

 

В Индии не являются редкостью храмы внутри горной породы скал. Я видел такие в разных местах страны, например, в Бадами, Джуннаре, Гвалиоре, Эллоре, на о. Элефанта, да и в соседней Шри-Ланке, которая славится культурными объектами буддийского периода.

 

Аджанта

 

Фото Аджанты

Аджанта - лучший образец древнеиндийского буддистского религиозного искусства в Индии. Отличается от других подобных объектов своим возрастом - II век до н. э. - V век н. э. А также наличием большого количества выразительных картин с прорисовкой мелких деталей, яркостью и стойкостью красок. Эти картины придают жизнь храмам. В других скальных храмах Индии такую древнюю живопись я не видел. Пещеры № 1-2, 10-11, 16-17 привлекают особый интерес. Это настоящее чудо с самой богатой живописью. Выделяются и скульптуры, высеченные в твёрдой породе, и они не статичны, а передают движение и эмоции. Всего насчитывается 29 пещер в базальте и граните разного размера с размещёнными внутри монастырями. В 1983 г. Аджанта внесена в список объектов Всемирного наследия.

 

Аджанта


 

Когда велось строительство Аджанты

 

Первые шедевры относятся к буддистскому периоду Индии. Будда родился в 543 г. до н. э. А буддизм начал развитие из Сарнатха (пригорода Варанаси), где Будда организовал первую общину буддистов. Предполагается, что I период строительства проходил ещё до нашей эры. Потом место оказалось заброшенным.

В IV - VI веках наступил период в Индии, когда одновременно поклонялись и индийским богам, и Будде. Именно тогда Будда встал в пантеон богов индуизма, как 9-е воплощение бога Вишну. В период с 400 по 650 гг. наступил II этап активного освоения пещер Аджанты. К VII веку буддизм был почти вытеснен с территории сегодняшней Индии индуизмом, но распространился по Юго-Восточной Азии. Последняя найденная надпись отводит к началу VIII века, после чего Аджанту ждало снова забвение на столетия.

 

Аджанта
Чайтья-гриха - архитектура I периода

 

Поздние исследования указывают, что II период мог быть с 460 по 480 гг. Если так, тогда кажется невероятным, что можно построить храмы в скалах всего за два десятка лет. Но это только на первый взгляд. Возможно, мы сильно ошибаемся, когда считаем, что в те времена не было особых инструментов и технологий. Просто учёные свой хлеб явно не отрабатывают и эту загадку ещё не разгадали. Мне лично думается, что с одним зубилом и молотком мастера даже и не подумали бы начинать работы.

 

Аджанта
Чайтья-гриха


 

Как шедевры Аджанты смогли сохраниться

 

Так как индуизм - толерантная религия, все буддийские памятники Индии к нашествию ислама в XII веке сохранились. С приходом мусульман район оказался вдали от больших городов, но не стал затерянным местом. Активная фаза осквернения индуистских и буддийских святынь мусульманами началась в конце XV века, когда постепенно угасал Бахманийский султанат, а вместе с этим в худшую сторону изменялись люди. К тому времени пещеры Аджанты уже наполовину были погребены в земле. Исламским дикарям было просто лень раскапывать храмы, чтобы сразу их разрушить. Когда пещеры обнаружил капитан Джон Смит во время охоты на тигров в 1819 г., пришлось нанять местных жителей, чтобы прорубить к ним ход через джунгли. Эллора пострадала больше.

 

Аджанта
Так выглядит местность вокруг Аджанты


 

Где расположена Аджанта

 

Аджанта находится в центре Индии в штате Махараштра в 100 км от г. Аурангабада и 350 км от г. Мумбаи. Знаменитое на весь мир место не изобилует даже индийскими туристами, не то что иностранными. Понадобится время и средства, чтобы добраться сюда. Рядом с Аджантой находится деревня. Ближайшая железнодорожная станция и аэропорт Джалгаон расположены в 50 км. Но и до этого города ещё нужно добраться. Плотность населения в этой части невысокая. Причина - климат и горное расположение на плато Декан. Ещё до существования человека здесь произошли геологические сдвиги, сформировавшие утёс, в котором и нашли место рукотворные пещеры.

 

Аджанта

 

Я поднялся наверх 75-ми метрового U-образного ущелья реки Вагхур. Отойдя от края обнаружил, что огромного разлома, в стенах которого вырубались монастыри абсолютно не видно. То есть за 50 метров до обрыва впереди перед глазами была ровная плоская поверхность с редкими деревьями и кустарниками. И до сих пор ничего вокруг, что говорило бы о существовании человека - ни дома, ни мусора. В ущелье есть водопады, которые слышны у пещер, когда уровень воды в реке высокий. Я убедился, в том, что из-за особого ландшафта и расположения не на торговом пути Аджанта могла быть просто забыта на века. Это её и сохранило.

 

Аджанта

 

Я отхожу всего лишь на несколько метров от края и ущелья в 75 метров глубиной уже не видно; перед глазами лишь пустынный пейзаж плато Декан

 

Аджанта


 

Как определялся период строительства Аджанты

 

В этом помог анализ архитектуры и живописи с сопоставлением художественного стиля объектов в других частях Индии, где даты строительства были известны. А самым ценным артефактом явилась эпиграфика - надписи на камнях с датами. Оказалось, что в сезон муссонов, который продолжается в Индии с июня по сентябрь, когда ветры дуют с экватора и приносят дожди, монахи жили здесь в кельях и, собираясь вместе, молились в залах. Также с целью временного отдыха к ним присоединялись паломники и случайные люди, следовавшие мимо этого места с караванами товаров. Китайский паломник Факсян около 400 г. оставил запись о посещении пещер. И в средние века китайские буддисты останавливались здесь, о чём также есть записи. По эпиграфике учёные определили, что пещеры на о. Элефанта, а также поздние пещеры Эллоры с индуистскими, джайнскими храмами и буддийскими монастырями строились примерно в тот же период, что и поздние пещеры Аджанты.

 

Аджанта

 

Непросто однозначно сказать в I или II период были построены некоторые храмы Аджанты. Люди могли построить их, и, спустя столетия, изменить, согласно традициям своего времени. Тем самым дать нам неправильное предположение о времени постройки. Например, есть несколько храмов типичных для буддийской эпохи, но с росписью свойственной индуистским храмам.

Для определения возраста можно опираться на сведения, что в период царствования династии Сатавахана строились ступы и не придавали значения скульптурам. Пещеры этого периода - № 9, 10. Они точно остались, как были. Пещеры № 12, 13, 15А тоже считаются самыми старыми в комплексе, так как они с вихарами, свойственных ранним буддийским монастырям. И фрески там изображают истории из жизни джатаков - земных перевоплощений Будды.

 

Аджанта

 

Возраст храмов определяется и по живописи. Известно, что она широко практиковалась и ценилась в эпоху Государства Гуптов, а это IV - VI века. Хотя оно не включало в себя территории, где расположена Аджанта, но культура Гуптов имела большое художественное влияние во всей Индии.

 

Аджанта

 

Как говорилось выше, учёные не пришли к единому мнению, в какие года именно был II период, когда древних зодчих вдруг охватило вдохновение. Из литературных источников мы знаем, с середины III до начала VI веков в Центральной Индии правила индийская династия Вакатаков, а на большей части юга Индии - династия Паллавов. В то время как пещеры Аджанты были заброшены уже три столетия, царь Вакатаков повелел выдолбить новые рядом. В таких пещерах остались надписи, подтверждающие пожертвования меценатов. Но основные работы II периода освоения Аджанты, якобы, были при короле Харисене. Это мог быть проект одного правителя, который вложил в него смысл своей жизни. Асмаки подняли восстание против сына Харисены, что привело к концу династии Вакатака. Потому и период строительства был коротким - всего 20 лет.

 

Аджанта


 

Архитектура Аджанты

 

Есть два вида архитектуры буддистских монастырей Аджанты по типу главного зала для молитвы - чайтья-гриха ("дом ступы") и вихара.

Внутри самых древних пещер находится главный зал прямоугольной формы со сводчатым потолком. В апсиде находится ступа. Вокруг неё можно пройти, как это принято в буддизме. Это и есть чайтья-гриха. С боку узкие проходы с колоннами, а неф расположен продольно.

 

Аджанта
Чайтья-гриха со ступой в центре

 

В пещерах Аджанты обычно полумрак внутри, трудно детально рассмотреть мелкие элементы. Подсветка слабая, чтобы не нанести вред фрескам. Но есть пять пещер с большим окном над дверью, пропускающим естественный свет.

Множество пещер имеют крыльцо или веранду с колонами. Потом идёт помещение по ширине пещеры. И только затем вход в главный зал.

Простые восьмиугольные колонны первого периода очень просты и ничем не украшены. Позже они были расписаны изображениями Будды, людей и монахов в рясах. Во второй период колонны были гораздо более разнообразными, часто меняли профиль по высоте и украшались замысловатыми резными капителями, иногда широко расставленными. Многие колонны украшены резьбой по всей их поверхности с цветочными мотивами и божествами Махаяны, как в пещере №1. Встречаются в Аджанте и рифлёные колонны.

 

Аджанта
Восьмиугольные колонны

 

К пещерам II периода строительства относятся № 1-8, 11, 14-29. Они намного более сложные и там есть святилища, которых нет в ранних храмах. Скорее всего это достроенные и перестроенные пещеры раннего периода. Пещеры № 19, 26 и 29 - это чайтья-грихи, остальные - вихары. Официально они датируются V - VI веками, который относится к золотому веку Индии.

На вершине подковообразного ущелья между пещерами № 15 и 16, если подходить к нему со стороны реки, были высечены величественные ворота, ведущие к этому месту, и они украшены слонами с обеих сторон и божеством-защитником Нага (змея).

 

Аджанта
Вихара - зал с кельями и святилищем

 

Пещера №4 отражает самый распространённый тип в Аджанте - монастырь с квадратным залом (вихарой), окружённый квадратными кельями с нишами внутри, где жили монахи. У каждой кельи была деревянная дверь. В самой дальней точке от входа располагалось святилище со статуей Будды с божествами рядом. Пространство зала разделено квадратными колоннами. Снаружи с каждой стороны устроены галереи.

 

Аджанта
Пещера №20


 

Роспись Аджанты

 

Расписывались стены в Аджанте скорее всего в поздний период. Целые картины повествуют о джатаках, согласно буддистским легендам, описывающих предыдущие сотни перерождений Будды в виде животного или человека. Изображения на стенах Аджанты отражают древнюю мораль и культурные традиции, которые также можно найти в индуистских и джайнских баснях.

 

Аджанта
Картины на стенах

 

Самые замечательные фрески находятся в пещерах № 10 и 11. В плане художественного стиля у них есть сходства с подобными древними в других регионах Индии. Но эти уникальны своей сохранностью. Рисунки чересчур чувственны и прославляют физическую красоту, что необычно в храме, да ещё представляющем религию полную аскетизма. Такие изображения заказывали богаты меценаты. Для этого привлекались известные художники. Видно, что те наносили мазки уверенной рукой, как говорится в русском языке "собаку съели" на этом деле. Кстати, это выражение есть и в Индии, связано с ритуальной игрой в кости. В гимне Ригведы "собакой" назывался неудачный бросок игрока, а "съевший собаку" был, напротив, удачлив.

Отмечается, что стилистика росписи ранних пещер № 16 и 17 отличается от поздних, что в пещерах № 1 и 2.

 

Аджанта
Роспись потолка

 

В XIX веке индийские власти пригласили итальянских художников для реставрации фресок. Может и зря. Я в Помпеи как-то случайно подглядел, как эти "жуки" подделывали росписи на стенах, выдавая их потом туристам в качестве очень древних.

Как известно, есть фреска - техника нанесения изображения на мокрой штукатурке, а есть альсе́кко - по сухой. Фреска наиболее долговечна. В индийской настенной росписи обычно оформляется горизонтальная полоса - фриз. В Аджанте же на стенах и потолках мы видим целые картины. Например, праздная жизнь, от которой отрекается Будда. Как я сказал выше, царь Харишена был покровителем работ в Аджанте. Потому ничего удивительного, что художники получили заказ сделать акцент на царской жизни Будды на примере его королевской семьи.

В пещерах № 4 и 17 учёные определили, что стены под роспись были подготовлены в середине V века, но так и остались пустыми. Потому V век стали считать прекращением проведения работ в Аджанте.

 

Аджанта


 

Заходим в первые 7 пещер

 

Не вызывает сомнения, что над обустройством пещер работало большое количество рабочих. Жили они на противоположном берегу. Терракотовая табличка с изображением богини Дурги может сказать нам, что строители поклонялись этой богине, а главное, что они были индуистами, а монастыри, над которыми они работали являлись буддистскими.

Пещеры Аджанты пронумерованы справа налево, не согласно возрасту, а в направлении, котором посетители входят в комплекс. Кроме пещеры №29, которая высоко над пещерой №21, и пещеры №30, которая раскопана в русле реки много позже и оказалась между пещерами № 15 и 16.

Давайте зайдём в первые 7, а на нашей экскурсии с русским гидом узнаете об остальных.

 

Аджанта

 

Пещера №1 (36х28 метров).

В древности находилась в самом конце у более крутого склона, когда лучшие участки скалы были уже освоены. Отсутствие отложений сажи от масляных ламп у статуи и изображений сидячего Будды, а также отличная сохранность росписей на стенах и потолке говорят, что храм даже не начал функционировать. На фото 1880 г. у пещеры виден портик с колоннами у входа. Сейчас его нет. Видим достаточно сложный резной фасад со сценами из жизни Будды и множеством декоративных мотивов. Заходим сначала в притвор. Дверные проёмы устроены по бокам и в центре. Между ними окна. Далее следуем в зал размером 12х12 метров и в высоту 6 метров. За 12-ю колоннами устроен проход. Таким образом можно зайти в кельи с цоколем. Сюжет встречается в других монастырях. Из нового - это изображения бодхисаттв-защитников Падмапани и Ваджрапани в натуральную величину по обе стороны от входа. Значимые фрески рассказывают о Сиби, Санкхапале, Махаджанаке, Махауммагге и Чампейя-джатаке. Наскальные рисунки также показывают Искушение Мары, чудо Сравасти, где Будда одновременно проявляется во многих формах, историю Нанды и историю Сиддхартхи и Ясодхары.

 

Аджанта

 

Пещера №2 (36 х 22 метра).

Сохранилась лучше предыдущей. Похожа на первую, но отличается своей женственной направленностью, более замысловатой наскальной резьбой и художественными работами красками, но без последовательности сюжета. Интересное изображение с детьми в школе. Дети в первых рядах внимательно слушают учителя, а на задних местах зевают. По периметру зала установлена колоннада. Капители колонн украшены резьбой и росписью на разные темы: природа, узоры, люди, животные. Центральное место отведено богине Харити - поджигательнице детей, которую Будда превратил в богиню-хранительницу плодородия и деторождения. На рисунках на стенах и потолках в основном эпизоды из царской жизни, где главное место у женщины, например, рассказы о Хамсе, Видхурапандите, Руру, Кшанти-джатаке и Пурна-авадхане. Другие фрески изображают чудо Сравасти, Аштабхайю Авалокитешвару и сон Майи. Очень вероятно, что заказывала работу над пещерой женщина из царского рода.

 

Аджанта

 

Пещера №3.

Представляет из себя незавершенный монастырь, где работы остановлены на этапе выхода сверанды в задуманный архитекторами зал.

Пещера №4 (35х28 метров).

Расположена на более высоком уровне, по сравнению с соседними. Возможно, качество породы заставило архитектора забраться наверх. Видимо, у него была задача построить самый большой молельный зал в Аджанте, а в будущем ещё расширить пространство. Но потолок не выдержал и обвалился в центральной части. Высоту потолка после этого увеличили. Но энтузиазм архитектор явно потерял и это передалось мастерам. Когда всё шло хорошо они создали в святилище громадного Будду в позе проповедника в окружении бодхисаттв и парящими небесными нимфами. У дверного проёма поставили изящную скульптуру и высекли в камне Бодхисаттву, избавляющего от восьми Великих опасностей. Но другие места украшены не были, кельи остались недостроенными, а работы над росписью даже не начинались.

 

Аджанта

 

Пещера №5 (10х17 метров).

Ещё одна незавершённая работа. Геологический изъян был обнаружен на этапе строительства дверного проёма, рама которого богато украшена женскими фигурами с мифическими существами - макарами, которые родом из индийской мифологии.

Пещера №6 (17х18 метров).


Нижний уровень был давно завершён. Его раскопали через несколько сотен лет. Неудачу с предыдущей пещерой мастера решили окупить здесь строительством второго этажа и глубже в породе.В монастыре есть по залу и святилищу на обоих уровнях, связанных лестницей. Будда сидит на красивом троне в мудре учителя. На стенах 1 этажа изображены легенды о чуде Сравасти и искушении Мары. Но обустроить 2 этаж сил или средств не хватило. На самом деле и на 1, и на 2 этаже мы видим достаточно грубые эксперименты и ошибки. Стены и дверной проём святилищ украшены замысловатой резьбой. На них изображены макары и другие мифические существа, апсары, слоны в разных позах активности, женщины, не то машущие руками, не то делающие приветственные жесты. Верхний уровень примечателен тем, что на нём изображен некто в коленопреклонённой позе у ног Будды, что свидетельствует о практике религиозного поклонения, относящейся к V веку. В вестибюле находится незаконченная скульптурная группа из шести Будд.

 

Аджанта

 

Пещера №7 (15х31 метр).

Колонны в зале здесь с 8-ю углами, а их капители состоят из амалаки и лотоса. У некоторых и основание восьмиугольное. В стенах 8 небольших комнат для монахов. Будда в святилище изображён в позе проповедника. Здесь много художественных панно на буддистские темы, в том числе Будда с Нагамучалиндой и Чудо Сравасти. С левой стороны в вестибюле находятся сидячие или стоячие скульптуры. Внимание акцентируется на сидящих Буддах в различных позах и с разными выражениями лица. Слева их 25. А с правой стороны - 58 и здесь они сидят каждый на своём лотосе. Всё это является скульптурным изображением Чуда Сравасти в буддийской теологии. В нижнем ряду изображены два Нага (змей с капюшонами), держащие по цветущему стеблю лотоса. Вестибюль ведёт в святилище через дверной проём, на раме которого вырезаны две женщины, стоящие на макарах. Внутри святилища находится Будда, сидящий на львином троне, скрестив ноги, в окружении других фигур бодхисаттв, двух слуг и парящих над ними апсар (на фото внизу).

 

Аджанта


 

Туры из Гоа, Мумбаи и Дели:

Аджанта + Эллора + Мумбаи

Фоторассказ об Эллоре

Фото Эллоры

Фоторассказы

 

Читайте другие статьи в моей библиотеке.

Приглашаю вас на экскурсии в Гоа и по Индии.

Буду рад вашему комментарию ниже.

 

 

© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru

Комментарии

Комментариев пока нет