Места и предмет исследований
Я прибыл в глубинку Южной Индии для изучения индуистской храмовой архитектуры. На этот раз меня интересовала хойсальская архитектурная школа. Давайте вместе разберёмся, что это за империя Хойсала и почему люди этого государства начали с таким рвением застраивать индуистскими храмами Южную Индию в XII - XIII веках, создав особую хойсальскую архитектуру, свидетельствующую о богатейшей культуре древнего народа и очень развитой технологии обработки камня.
На каком токарном станке в эпоху отсутствия электричества можно было создать такие шедевры в камне? Как выглядел древний шлифовальный инструмент? Если у кого-то из вас есть догадки, оставляйте комментарии в конце страницы.
Храм Ченнакешава в Белуре
Для глубокого изучения предмета посещение только Хампи не достаточно. Хотя бы потому, что там представлен поздний период, а именно XIII - XVI века. Визит к храмам Бадами и Паттадакала - главных городов империи Чалукья в VI - VIII веках даёт отличный материал к исследованию. Смотрите фото храмов Бадами и Паттадакала. Последние охраняются ЮНЕСКО с 1987 г., как и Хампи. Храмы эпохи Чола вносились в список Всемирного наследия дважды. Первый храм Брихадишвары XI века в Танджавуре попал туда в 1987 г. А два других - Гангайконда-чолишварам XI века и Айраватешвары X века в Дарасураме - в 2004 г.
На обломках государств Чола и Чалукья возникло государство Хойсалов. На основе чалукской и чольской архитектуры появилась хойсальская. Сейчас мы её попытаемся познать. Едем а штат Карнатака.
Храм эпохи Чола в Танджавуре
Посещаю наиболее известные храмы, датируемые XII - ХIII веками: Хойсалешвара и Кедарешвара в Халебиде, Ченнакешава в Соманатхапуре близ Майсура. А на этой странице подробнее дам описание храму Ченнакешава в посёлке Белур. На первый взгляд они превосходят своими шедеврами всё то, что я видел в Хампи. И созданы были примерно на 400 лет раньше. Но не будем торопиться с выводами, ведь сравнивать не совсем корректно. Строительство храмов и целых храмовых комплексов, опиралось на разные архитектурные школы. Кроме того, использовались разные по твёрдости камни. По количеству культурных объектов на единицу территории Хампи - один из лидеров в Индии. Белур и Халебид расположены далеко от крупных городов или туристических мест страны. Храмов там немного, зато они очень яркие и стоят долгой дороги.
Самый простой способ оказаться здесь - полёт до Майсура. Из Гоа летают самолёты с короткой посадкой в Хайдарабаде или Бангалоре без выхода из самолёта. Вся дорога займёт 2 часа. В 40 км от аэропорта, в посёлке Соманатхапур находится первый храм в нашей программе. От Майсура до посёлка Белур ехать 150 км на автомобиле строго на север. Другой важный для нас посёлок Халебид находится в 15 км восточнее Белура. Относительно по пути будет холм Шраванабелагола с огромной джайнской статуей Гоматешвары. Заехать стоит. В пути придётся переночевать.
Второй способ - в одну сторону 670 км на автомобиле из Гоа. Ещё до прибытия в Майсур мы увидим храмы Белура и Халебида, форт Манжарабад и джайнские святыни. Посетив Майсур, удобно вылететь самолётом в Гоа или Дели, если оттуда, например, у вас рейс Аэрофлота домой.
Третий способ быстрый и экономичный - прочитать мой рассказ и посмотреть фото. Пока остановимся на нём.
Храм Ченнакешава в Соманатхапуре
Храмовое строительство в регионе
Чтобы проследить откуда возник хойсальский стиль архитектуры пришлось углубиться в историю. До государства Хойсалана этой территории на юге Индии существовали два других - Чола и Чалукья.
Чола - тамильское государство со столицей в Танджавуре, возникшее в III веке до н. э. после падения империи Паллавов. На конец IX века пришёлся расцвет империи, простиравшейся на всём Тамилнаде и юго-восточной оконечности плато Декан. Империя охватывала огромную территорию. Вассалами Чола были даже сегодняшние территории Малайзии и Индонезии. Правление Чола в X - XII веках ознаменовалось расцветом тамильской литературы и строительством крупных храмовых сооружений. В конце XIII века вассальные княжества стали обретать независимость.
Чола в XI веке и зависимые территории розовым цветом
Чалукья - это четыре династии индуистских королей, господствовавших в южных и центральных областях Декана с VI по XII века. Правление Чалукья ознаменовалось расцветом литературы на языке каннада и масштабным храмовым строительством, сосредоточенным вокруг Паттадакала и Бадами, о чём уже упоминал выше.
Между царствами Чола и Чалукья велись войны с 992 по 1120 год, в конечном итоге привело к ослаблению и исчезновению обоих.
На обломках этих царств возникло государства Ядавов (850 - 1334), Какатьев (1083 - 1323), возродилась древняя Пандья (300 век до н. э. - 1311). Самого большого успеха добилось государство Хойсалов. Первые упоминания датируются 976 годом. Хойсала дословно переводится как "удар Сала". А Сала - глава местного клана, основатель индуистского государства.
В 1279 г. государство Чола полностью слилось с Хойсала. С 1292 по 1343 год под властью Хойсала оказались почти все земли на плато Декан. Сегодня в империю Хойсала вписался бы весь штат Карнатака, а также части территорий штатов Тамилнад и Андхра-Прадеш. Без агрессивных соседей царство превратилось в империю, которая просуществовала 366 лет. В свою очередь, было поглощено индуистским Виджаянагарским королевством.
Мирная жизнь способствовала невероятному подъёму культуры и искусства. Это нашло отражениев строительстве индуистских храмов. Постройка первых храмов символизировала переход верования в новом государстве от буддизма, джайнизма и индуистского шиваизма к индуизму вишнуи́тского толка, когда более всех индуистских богов почитается Вишну во всех своих воплощениях. Храмы должны были стать знаком благодарности богу Вишну за победы над войсками империи Чола и обретение независимости от империи царей Чалукья.
За 200 с лишним лет было построено около 1500 храмов в сотнях населённых пунктах на большой территории плато Декан в южной части Индостана. Король Вишнувардхана перенёс столицу из Белура в Дорасамудру (Халебид). Отлично сохранились храмы в Баллигави, Белавади и Хосахолалью.
Медитация в храме
Появление этих храмов говорит о глубокой духовной преданности индийцев. Интересно, что лучшие мастера империи подписывали свои работы. Иногда они раскрывали подробности о себе, своих семьях, гильдиях и месте происхождения. Благодаря таким надписям и автографам, мы можем установить время постройки разных храмов в округе. Индийским мастерам удалось создать подлинные картины на камне.
В создании храмов использовался камень талькохлорит (стеатит). Он более известен под именем мыльный камень. Касаясь к нему, создается ощущение прикосновения к мылу. Талькохлорид в природе встречается в виде пластовых залежей. Это горная порода метаморфического происхождения, состоящая из талька (до 50 %), магнезита(до 50 %) и хлорита (до 8 %). Блеск матовый, шёлковистый. Физические свойства мыльного камня: мягкость, непористость, низкая электропроводность, высокая удельная теплоёмкость, термостойкость, устойчивость к кислотам и щелочам. В России добывается в Карелии. Из известных сооружений из талькохлорита можно назвать статую Христа-Искупителя на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро и Нидаросский собор в Тронхейме - наиболее значимая церковь Норвегии.
Галерея в храме Ченнакешава в Соманатхапуре
Архитекторы, художники и ремесленники разработали новую архитектурную традицию, просуществовавшую с начала XII и до середины XIV века, когда империя Хойсала прекратила своё существование. На сложение этого типа храмового строительства повлияли предшествующая архитектурная традиция династии Чалукья (VI - XII века) и местное декоративно-прикладное искусство резьбы из сандалового дерева и слоновой кости.
В XI - XII веках в Европе родилась готика. Ей была свойственна устремлённость вверх и монументальность. В это же время хойсальские архитекторы выбрали невысокие строения с утончённой резьбой по камню и общей гармонией архитектурного силуэта. Храмы Хойсала имеют многогранную звёздчатую планировку. Углы стен и крыши в точности проецируются на широкую платформу, на которой стоит храм.
Храм Кедарешвара в Халебиде
Стены богато декорированы рисунками из камня. Они выстроеныв характерные линии вокруг всего храма с чётко заданной темой на каждой линии:
- марширующие слоны;
- львы;
- миниатюрный свиток;
- всадники в разных позах;
- миниатюрный свиток;
- фризы на тему индуистских легенд;
- мистические животные макары;
- хамса (гусь или лебедь) и павлины;
- повседневная жизнь людей;
- мифические существа, фестивали, церемонии;
- сцены из артхи, камы и дхармы (ухаживание, секс, различные занятия);
- панели с богами, духовными историями из индуистских текстов.
Храм Хойсалешвара в Халебиде
Особенность самого большого храма хойсальской эпохи - Хойсалешвара, как и храма Ченнакешава в Соманатхапуре, заключается в том, что на одной платформе расположено два храма и два святилища. Внутри они объединены общим залом. Напротив каждого святилища храма Хойсалешвара имеется два павильона с транспортным средством Шивы - быком Нанди. В храме, посвящённом Шиве есть ещё святилище богу солнца Сурье, что тоже необычно.
А этот храм эпохи Хойсала на фото внизу - единственный созданный из гранита. Также один из немногих, у которых сохранилась башня над святилищем. Если бы такие башни сейчас были у звёздчатых храмов, можно не сомневаться, они повторяли бы форму звезды, заданной платформами и стенами.
Храм Лакшминарайяна в Джавагале
Находится в посёлке Белур, где сегодня проживает 23 тыс. человек. Некогда это был главный город первых королей династии Хойсала. Тогда он назывался Велапури, а в надписях упоминается как "Земная Вайкунтха" ("Обитель Вишну") и "Дакшина Варанаси" ("Южный священный город индусов").
Фото храма Ченнакешава
Одним из царей Хойсала был Вишнувардхана, пришедший к власти в 1110 г. Через 7 лет он распорядился построить храм Ченнакешава (Кесава, Ченнакесава). Храм был построен первым в будущем храмовом комплексе. Об этом говорит надпись на восточной стене возле северного входа в главный зал (мандапу). Тот же правитель перенёс столицу 15 км восточнее - в город Дорасамудру (или Дварасамудру, оба названия индуистские), ныне посёлок Халебид (или Халебиду, оба названия дало мусульманское население).
Входная башня в комплекс Ченнакешава
Лучшие мастера страны в течение почти 100 лет создавали храмовый комплекс вокруг главного храма Ченнакешава, окружив каменной стеной. Храмовый комплекс имеет размер 135х120 метров. В его состав входят пять храмов:
Храм Ченнакешава - был одним из первых в масштабном храмовом строительстве династии Хойсала, став примером для последующих. Как главный, он расположен в центре на платформе высотой 90 см. Обращён на восток в сторону восхода солнца и к центральным воротам. Его размеры - 54х48 метров.
Задняя часть храма Ченнакешава
Постройка этого храма символизировала переход верования в новом государстве к вишнуи́зму (вайшнави́зму), когда более всех индуистских богов почитается Вишну со всеми аватарами, коих пока девять, а с десятой этот мир закончит своё существование и начнётся новый. Вишну здесь подразумевается в форме Кешавы (на санскрите केशव, Keśava). В "Падма-пуране" имя Кешава означает "Юноша с красивыми, длинными волосами", а в "Бхагавад-гите" упоминается, как "Убийца демона Кеши". Там же Арджуна несколько раз использует это имя по отношению к Кришне, в частности: "Неблагоприятные знамения вижу я, о Кешава, и не предвижу блага от убиения близких своих в бою". В Пуранах описывается, что демон Кеши в форме лошади, был послан Камсой для того, чтобы убить Кришну, но тот опередил демона.
План комплекса Ченнакешава
Начиная с XII века, он был и остаётся действующим индуистским храмом, местом паломничества вайшнавов. Об этом храме мы ещё поговорим подробнее.
Вход в храм Ченнакешавы
Храм Каппе Ченнигарая находится в югу от храма Ченнакешава. Его размеры - 38х32 метров. Внутри одно святилище посвящено Венугопале, а другое Ченнакешаве. По местной легенде, возле пупка Вишну была найдена Каппе (лягушка). Храм был построен на деньги царицы Санталы Деви одновременно с главным храмом и представляет его уменьшенную версию.
Храм Каппе Ченнигарая
Храм Виранараяна находится к западу от храма Ченнакешава. Его размеры 21х17 метров. Представляет из себя 9 квадратных залов со святилищем из 59 изображений Вишну, Шивы, Брахмы, Бхайравы (гневный Шива), Лакшми, Парвати, Сарасвати и других. На некоторых панелях изображена история Бхимы из "Махабхараты".
Храм Виранараяна
Храм Сомянаяки находится наюго-западеот храма Ченнакешава. Сомянаяки - форма богини денег и счастья Лакшми, жены Вишну. Это принято в индуизме - вместе с божеством почитать его супругу. Для этого строится второй храм поменьше, обычно справа от главного. Башня храма представляет собой миниатюрную версию главной башни, которая когда-то возвышалась над храмом Ченнакешава.
Храм Сомянаяки
Андал (Ранганаяки). Храм находится к северо-западу от Ченнакешава. Его внешняя стена украшена произведениями искусства с изображениями слонов, природы, 31 различных божеств из 3-х ветвей индуистских верований: шиваизма, вайшнавизма и шактизма. На нём также замысловато вырезаны Венугопала, Мохини и Лакшми, а также фризы на темы легенд из Пуран.
Храм Андал (Ранганаяки)
Другие объекты храмового комплекса Ченнакешава
К востоку от храма Каппе Ченнигарая расположены идолы воплощений Вишну - Нарасимхи и Рамы. Там же памятники святым тамильским поэтам-вайшнавам, которых здесь называют альварами, в своё время написавших гимны и сыгравших важную роль в популяризации вайшнавизма в регионе.
К востоку от храма Андал находятся святыни в честь Кришны и альваров Десикара, Бхашьякара и Рамануджи, прославившихся Вишиштадвайта Ведантой. На основании их святилищ есть фризы, изображающие истории из "Рамаяны". Некоторые учителя вайшнавизма жили после XII века и святилища в их честь были добавлены позже.
Колонна, посвящённая Гаруде (орёл - транспорт Вишну) была возведена в период правления империи Виджаянагара, а колонна справа - Дипа (столб, на котором всегда должен быть огонь, сегодня лампа) датируется периодом Хойсала.
Гаруда
Рядом с храмом Виранараяна находится зал (мандапа) с повозкой (ра́тха). Эта каменная повозка с нишами для богов является традиционным индийским сооружением. Устанавливается в храмах в честь древнейших повозок, на которых во время праздничных шествий возили статую главного божества.
В индуистских храмовых комплексах обязательно есть помещение кухни для приготовления ритуальной пищи. Кухня и склад зерна находятся в северо-западном углу.
Ступенчатый резервуар для омовения находится в углу справа при входе в комплекс.
В XVII веке в юго-восточном углу комплекса появился павильон для новобрачных (кальяна-мандапа).
Брачный зал
Я о нём уже упомянул. Теперь расскажу больше. Построен храм из хлоритового сланца (мыльного камня). Он мягкий и позволяет мастерам легче и изящнее вырезать детали. Со временем материал затвердевает. Храм сочетает в себе элементы архитектуры северного индийского стиля Нагара и южноиндийского стиля Карната. Над сооружением работали чалукские скульпторы и художники. Можно проследить традиции архитектурных стилей храмов в Айхоле, Бадами и Паттадакале. Храм Ченнакешава проще, чем более поздние храмы Хойсалешвара в Халебиде или храм Ченнакешава, но уже в другом посёлке в Соманатхапуре близ Майсура.
Вход в храм
Храм примечателен своей архитектурой, скульптурами, рельефами, фризами, а также иконографией, надписями, сценами светской жизни тех времён, живописным повествованием индуистских священных текстов "Рамаяны", "Махабхараты" и пуран. Как и во многих других индуистских храмах, внутри можно найти темы из шиваизма и шактизма - ветвей индуизма, а также изображения Джины из джайнизма и Будды из буддизма.
Экстерьер храма Ченнакешава
Храм Ченнакешава имеет три входа. У каждого дверного проёма стоят по паре скульптур привратников. На стене со стороны восточного входа в храм изображены Бхайрава и Дурга, со стороны южного входа в храм - Тандавешвара и Брахмани, на сторонах северного входа - Махишасумардини и Вишну.
Храм имел башню над святилищем - шикхару. Нахинди "шикхара" - означает "горная вершина" и символизирует гору Меру. Она неоднократно повреждалась. При реставрации XIX века храм вовсе остался без башни. В других храмах башни присутствуют. Сделаем вывод, если бы здесь башня сохранилась, то была бы выполнена в североиндийском стиле Нагара с криволинейной формой. Хотя это заимствование необычно для дравидийской архитектуры. Такая деталь в архитектурном строительстве храмов закрепилась в Северной Индии.
Первоначально строение было без стен. Посетители могли видеть резные колонны во всей красе. Позже стены обратили внутреннее убранство во мрак.
Внешние стены украшены рисунками в камне, выстроенные в линии. Это типично для индуистских храмов Хойсала. Нижняя линия - неповторяющиеся изображения слонов, как символическая опора всей конструкции. Потом идут яли - мистические существа. Далее - всадники на лошадях. На четвёртой линии ромбовидные узоры. Последняя пятая полоса состоит из якшини с разными выражениями лица. Они - разновидность природных духов, ассоциируемых с деревьями и выступающих хранителями природных сокровищ. В индийском искусстве якши изображают как грозных воинов или толстых гномов, а якшини всегда красивые, улыбающиеся круглолицые девушки с большой грудью и бёдрами.
Линии храма
В других частях храма в этих линиях есть изображения танцоров, музыкантов, светских фигур женщини пар. Природа представлена в виде лиан, обвивающих храм. Включены сцены из эпоса "Рамаяна".
Над всем этим есть сцены символизирующие три из четырех целей человеческой жизни: кама - удовлетворение своих земных желаний, артха - труд и материальные блага, дхарма - образ жизни и поведения, предписанный индуизмом для человека каждой касты. Четвёртая цель - мокша не представлена здесь. Мокша - освобождение из круговорота рождений и смертей, от всех страданий и ограничений материального существования.
Также мы видим ухаживающие пары, эротические сцены, пары с детьми, бытовые и праздничные мероприятия. Ближе к северной внешней стене изображены фризы со сценами из эпоса "Махабхараты".
Как говорилось выше, стены храма в виде плит с отверстиями для света были добавлены позже. На них сцены из пуран:
- двор Хойсала с королём, королевой, офицерами, слугами и двумя гуру с учениками;
- Кешава с Гарудой и Хануманом;
- карлик Вамана, легенда о Бали и Тривикраме;
- легенда о Кришне Калиямардане, Шива на Нанди с Ганешей и Картикеей;
- легенда о Прахладе, Хираньякашипу и Нарасимхе;
- Йога-Нарасимха с Гарудой и Хануманом;
- легенда о Самудре Мантан;
- легенда о том, как Кришна убивает Камсу;
- Ранганатха возлежит на Шеше;
- Хануман и Гаруда сражаются из-за легенды о Шивалинге.
Панели с отверстиями были добавлены позже
На капителях опорных столбов расположены маданакай (салабханджика) - скульптуры женщин с преувеличенными женскими формами и избытком украшений, стоящие у дерева с веткой в руке. Традиция выросла из древнего символизма, связывающего целомудренную девушку с деревом сала или ашока посредством ритуала оплодотворения растений через контакт с молодой женщиной. Фигур было здесь 40. Две не сохранились. Исчезли и четыре картины в камне - танцовщица в позе, женщина, делающая макияж, женщина с домашним попугаем, мужчины-музыканты. Ещё одна утрата - это богиня Дурга, стоящая с тремя охотницами с луками.
Маданакай на стенах
Стена вокруг храма также украшена 80-ю большими барельефами. Из них 32 принадлежат Вишну и девяти его аватарам, 6 - посвящены Шиве в различных формах с женой - богиней Парвати или без неё, включая образы Бхайравы и Натараджи, 2 - посвящены Харихаре (наполовину Шива, наполовину Вишну), 4 - говорят о Сурье (боге солнца), 5 - вопроизводят Дургу и Махишасумардини, 1 - посвящён Кама и Рати, 1 - Ганеше, Брахме, Сарасвати, Гаруде и Чандре. Другие крупные барельефы изображают Арджуну, направляющего стрелу, чтобы победить Драупади; Равану, поднимающего Кайлашу, а также Бали, Дакша и Шукрачарья.
Некоторые статуи изобилуют мельчайшими деталями. Поищите фигуру женщины, сидящей под сенью фруктового дерева. На фрукте сидит муха, и ящерица рядом готовится наброситься на неё. Интересна целая картина философского содержания: орёл нападает на мифического зверя (наполовину лев, наполовину птица). А этот зверь вцепился во льва, лев набрасывается на слона, который схватил змею, а та, в свою очередь, показана в акте проглатывания крысы. Также есть изображения художника в работе, музыкантов, погружённых в свою музыку. Примечательным изображением в камне является большой индийский щипковый струнный музыкальный инструмент рудра-вина и Парвати в танцевальной позе ласье. Есть изображение Джины из джайнизма.
Картина в камне
В главном зале видим 48 колонн трёх разных размеров. Все обработаны уникальным образом на станке. Собственно, это главная загадка. Какие были токарные станки в древние времена и с помощью какой энергии работали? Четыре центральных колонны точно вырезаны вручную.Они были добавлены в 1381 г., чтобы поддержать внутреннюю структуру повреждённого храма. На колонне Нарасимхи сверху вниз вырезаны миниатюрные фигуры. Говорят, что эта колонна могла вращаться. Другая интересная колонна - столб Мохини. На нём есть изображения Брахмы, Вишну, Шивы, десяти аватар Вишну, восьми других божеств, а также мифических животных с телом льва, но лицом от других диких животных.
Колонны внутри храма
Над центром зала на высоте 3 метра возвышается купол диаметром 182 см. Дизайн потолка соответствует индуистским традициям помещать изображения в концентрические кольца. На куполе вырезан бутон лотоса и лики Брахмы, Вишну и Шивы. Можно увидеть также сцены из "Рамаяны". На капителях четырёх колонн находятся женщины (маданакай). Сарасвати исполняет танец (богиня знаний, искусства и музыки) в окружении танцовщиц, одна из которых укладывает волосы, другая в позе Натьи, а у третьей на руке сидит попугай. Головные, шейные украшения, браслеты из камня подвижны и свободно крепятся.
Стражник у входя в святилище
Святилище имеет размеры 10,5х10,5 метров. Дверь святилища окружают дварапалы (стражники) Джая и Виджая. В центре фронтона святилища находится Лакшминараяна. Он упирается в птицу Гаруду. Рядом музыканты, играющие на музыкальных инструментах. Сбоку две макары. Макара - гигантское мифическое морское чудовище, сочетающее в себе черты дельфина, акулы и крокодила. Является транспортным средством (ваханой) Варуны (хранителя справедливости, судьи), а также богини Ганги и символом бога Камы.
Фронтон над святилищем
Внутри святилища взгляд притягивает одетая в яркий костюм статуя Кешавы высотой 182 см на пьедестале. В надписях его прозвали "Виджаянараяна". У него четыре руки. Диск (чакра) и раковина (шанкха) в верхних руках, жезл (гада) и лотос (падма) - в нижних. На ореоле циклически вырезаны десять аватар Вишну - Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна, Будда и Калки.
История храма Ченнакешава
В храмовом комплексе Ченнакешава обнаружены 118 надписей, датированных периодом начала XII века до XVIII века, которые рассказывают об истории храма, о пожертвованиях и временах реставрации. Нарасимха I из династии Хойсала спонсировал содержание комплекса. Баллала II в 1175 г. добавил к храмовому комплексу кухню для приготовления ритуальной пищи и хранения зерна в юго-восточном углу, а также резервуар для воды в северо-восточном углу. Здесь определить стороны света легко. Вход в индуистский храм всегда с востока, откуда появившееся утром солнце, через двери бросает свои яркие лучи на божество в святилище.
Храмы Хойсала могли столетиями радовать своим великолепием, не нуждаясь в реконструкции. Но мусульманским захватчикам они пришлись не по нраву.
Ислам проник в Индию в XI веке с походами тюркского эмира Махмуда Газневи в Северную Индию. К ХI веку исламизирована вся территория сегодняшнего Пакистана. В 1206 г. образовался Делийский султанат, просуществовавший 320 лет.
Слон у входа в храм
Первая волна завоевателей с севера пришла в земли плоскогорья Декан на юге Индии впериод с 1306 по 1313 год с четырьмя военными походами Малика Кафура, командующего правителя Делийского султаната Ала ад-Дин аль-Хильджи. Индуистские царства Какатия со столицей в Варангале, Хойсала со столицей в Дварасамудреи Виджаянагара со столицейв Анегунди являлись тремя сильнейшими в Индии, которые хоть как-то могли противостоять врагу. Варангал был взят с ходу. После изнурительной осады жители Анегунди вынуждены были совершить акт массового самоубийства. Дварасамудра сдалась через 7 лет. Далее началось завоевание Малабарского побережья на западе Индии. Небольшие разрозненные королевства не могли противостоять этому нашествию. Головы индуистских королей и раджей вешались на ворота побеждённых столиц. Города империи Хойсала и её столица были захвачены, разграблены и разрушены. Государство Хойсала продолжало существовать, как вассальное.
С юга на эти земли вторглись войска Мадурайского султаната (1334 - 1378). До прихода завоевателей Мадурай был индуистским княжеством. Происходило жесточайшее противостояние представителей исконной религии Индостана индуизма с народами, выбравшими в качестве веры ислам. Народы индийского субконтинента массово принимали ислам по четырём причинам: люди низких индуистских каст избавлялись от неравенства, правители территорий могли сохранить власть, мещанская верхушка и купцы получали доступ ко дворам эмиров-мусульман, народ избавлялся от налога на немусульман.
Храм Ченнакешава в Белуре
Король ВираБаллала III (1292 -1343) стал последним правителем Хойсалы. При нём успели добавить ворота и двери в комплексе Ченнакешава. Он был убит в войне с Мадурайским султанатом, а его творения были сожжены во время набега армий мусульманского правителя Мухаммада бин Туглака (1324 - 1351).
Виджаянагарское королевство поглотило государство Хойсала. Впрочем, это стоит воспринимать как объединение индуистских земель юга Индии под единым началом, что и остановило мусульманских захватчиков. Новое индуистское королевство крепло и процветало. Быстро росла столица уже империи Виджаянагара (Хампи), превратившись в крупнейший город мира в XVI веке. Увеличение населения объяснялось просто - город был очень хорошо укреплён, обладал внушительной армией, а люди приграничных с Бахманийским султанатом, отколовшегося от Делийского в 1347 г., искали защиты и спокойной жизни. Город расположен в труднодоступном месте, с трёх сторон его не могла атаковать ни одна армия из-за реки в качестве препятствия и горной местности. Семь крепостных стен делали Хампи непреступным и с четвёртой стороны.
Король Харихара II (1377 - 1404) спонсировал восстановление святынь и даже новое строительство. Так, в 1381 г. к храму Ченнакешава были добавлены четыре гранитные колонны. Через 6 лет к новой башне над святилищем добавлен калаш (в бытовой жизни - это позолоченный металлический горшок для ритуальной службы). А через 10 лет была возведена семиэтажная башня из кирпича (го́пурам). Такая надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов стала отличительной чертой южноиндийской средневековой архитектуры. Святилища Андал, Саумянаяки, Рамы и Нарасимхи были привезены сюда из разрушенных храмов в районе Белура.
Благодаря защите Виджаянагары, до сегодняшнего дня сохранились некоторые из сотен храмов хойсальской эпохи. В то же самое время, хойсальская культура обогатила культуру Виджаянагарской империи. Это вылилось в новый бум индуистского храмового строительства, результат которого мы видим сегодня в Хампи.
После нападения объединённых султанатов на Хампи в 1565 г. и разграбления этого города, орды мусульманских солдат появились и в других городах Виджаянагар. Храмы в Белуре снова подверглись вандализму. В 1646 г. Виджаянагарское королевство перестало существовать.
Индия постепенно превращалась в колонию Британской Ост-Индской компании. Прошло много лет, прежде чем была организована реставрация и длилась она тоже долго с 1709 по 1774 гг. во время существования Майсурского княжества и его правителе Хайдере Али. Он вёл англо-майсурские войны вплоть до смерти.
В 1935 г. при помощи правительства Майсура и членов династии Водеяр второй главный храм комплекса Ченнигарая был перестроен, к нему добавлены новые изображения Гаруды и Рамануджи.
См. также:
Читайте другие статьи в моей библиотеке.
Приглашаю вас на экскурсии в Гоа и по Индии.
Буду рад вашему комментарию ниже.
© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru
Комментариев пока нет