Главная \ Фоторассказы

Фоторассказ о Бидаре

0
567

Библиотека "Россиянки"


 

Бидар - маленький городок в индийском штате Карнатака. Его населяет порядка 200 тыс. человек. За свою 230-летнюю историю в качестве столицы Бахманийского государства и Царства Баридов Бидар стал свидетелем большого количества событий, включая осаду и сдачу войскам императора Великих Моголов Аурангзебу в 1657 г. В XV веке здесь больше года жил русский купец и путешественник Афанасий Никитин. Главный объект города - форт Бидар. Проведу экскурс в историю, как я это люблю делать, и только потом мы прогуляемся внутри крепости.

 

Ворота форта

Фото форта Бидар

 

Чтобы оказаться в центре крепости, нужно пройти сквозь 5 ворот. На примере вторых ворот, что на снимке выше, вы видите, что все ворота форта Бидар выглядят как здания со множеством функций, главные из которых сторожевые и наблюдательные. У ворот также взимался налог с торговцев, приехавших в этот довольно богатый город тех времён. Афанасий Никитин пишет, что с иноверцев налог взимался в размере 10 %, что в пять раз выше, чем с тех купцов, что исповедовали ислам.


 

Факты о форте Бидар

 

- построен в XV веке;

- впервые на Индостане применены новые технологии фортификационных сооружений;

- для своего времени была новейшая система водоснабжения и вентиляции;

- здесь не раз был Афанасий Никитин.


 

Первый русский в Индии

 

Русский купец и путешественник из Твери прибыл в Индию в 1469 г. и провёл здесь ни много ни мало 3 года. Как первый русский тревел-блогер, он оставил очень важные исторические сведения о стране и Бидаре. Конечной целью путешествия был именно Бидар и ряд городов поблизости. После написания статьи об этой великой личности я загорелся желанием посетить некоторые города в Индии, где был Никитин и сделал это осенью 2022 г.

Начал я с Голконды. Сегодня это пригород Хайдарабада, которого тогда ещё не было. Во времена Никитина Голконда являлась крупным городом с впечатляющим фортом, главным мировым центром добычи и обработки индийских алмазов. Алмазы до XIX века нигде в мире больше не находили. Далее на автобусе я преодолел 130 км и оказался вечером в Бидаре. В форте города я проводил солнце за горизонт, что отразилось в цветовой гамме на фотографиях.

 

Афанасий р

 

Русский актёр Олег Стриженов в 1958 г. ярко сыграл роль Афанасия Никитина в первом советско-индийском фильме "Хождение за три моря", состоящем из 2-х серий. В конце страницы я привёл дословно слова А. Никитина о Бидаре, его встречах, познаниях и переживаниях в этом городе.


 

Краткая история Деканских государств

 

Бидар расположен в Декане (Deccan). Это плоскогорье в центре Индии площадью около 1 млн. км². Территория с III века до н. э. по VI век находилась под властью империй Маурьев, Сатавахана, Паллавов, с 543 по 753 гг. была в составе государства ранних Чалукья, с 753 - 982 гг. - государства Раштракута. С 975 по 1200 гг. Декан входил в состав западных Чалукья, которые устроили столицу в Кальяне (сегодня Басавакальян) в 35 км от Бидара. Потом здесь правило тамильское государство Чола. Распространёнными религиями были индуизм, буддизм и джайнизм.

Ислам проник в Индию в самом начале XIII века. Мухаммед Ибн Туглак наводил ужас на представителей индуизма в своих походах на юг, где продолжали почитать индуистских богов и богинь. При нём Делийский султанат достиг максимальных размеров. В 1327 г. он даже перенёс столицу в Даулатабад. О политике и характере Туглака историческое описание здесь. Молодая религия остановила своё продвижение по Индостану как раз где-то на середине плато Декан, столкнувшись с яростным сопротивлением индуистской Виджаянагарской империи, образованной в 1335 г. и ставшей могущественной как раз на волне сопротивления исламизации.

 

Крепость Бидар

 

Туглак так и не смог удержать в составе Делийского султаната области плато Декан. В 1345 г. от его владений откололся огромный кусок территории во главе Низаруддином Исмаил Мукхом. Через 2 года он передал власть шииту Зафар хану, взявшему титул Аллауддина Бахман-шаха Вали - основателя династии Бахманидов и Бахманийского султаната с провинциями Берар, Биджапур, Ахмаднагар, Голконда и со столицей в Гулбарге (сегодня Калабураги). Правление отмечено либеральными налогами и развитием сельского хозяйства. Новое государство хоть и стало независимым с преимущественно индуистским населением, но в качестве официальной религии приняло ислам. Во всяком случае, правящий класс - пришлые из Ирана феодалы и чиновники исповедовали ислам, находя точки взаимопонимания с местными феодалами. Большей частью из-за религиозных разногласий всю свою историю Бахманийский султанат воевал с государством Виджаянагар.

 

Бахманийское

 

В 1425 г. Шихабуддин Ахмад-шах перенёс столицу Бахманийского султаната в Бидар по нескольким причинам, в числе которых был более лучший климат. Через 5 лет был построен форт и дворец. Ахмад-шах прославился покровительством искусств. Заказал ремесленников из Ирана, в том числе кузнеца Абдуллу бин Кайса - мастера инкрустации цинкового сплава серебром и золотом. Позже внутри форта окажутся медресе, мечети, дворцы, хамамы и сад, которые мы можем частично увидеть сегодня.

Иногда отдельные личности затмевают самих правителей. Так, при правлении Ахмад-шаха III в историю Бахманийского государства вошёл разносторонний человек - премьер-министр, военный деятель, математик, поэт и прозаик Махмуд Гаван (1411 - 1481). Он способствовал расширению и подъёму государства, открыл первый университет, содержал библиотеку из почти 3 тыс. свитков. Сборник его писем и записей с описанием государств Декана является ценным историческим документом. С Гаваном был знаком русский путешественник Никитин, который описывает эти встречи в своих путевых заметках "Хождение за три моря". Ниже кадр из фильма, где Афанасий общается с Гаваном.

 

Притхвирадж Капур

 

Такие люди вызывают опасение и зависть у определённых групп у власти. Сепаратисты сфабриковали обвинение в измене Гавана. В результате тот был казнён по приказу Ахмад-шаха III, с которым они тоже разделались через несколько месяцев. Вскоре от Бахманийского государства отделились все четыре провинции, оставшиеся в истории как Деканские султанаты:

  • Биджапурский (1489 - 1686);
  • Ахмаднагарский (1491 - 1636);
  • Берарский (1491 - 1574, присоединён к Ахмаднагарскому);
  • Голкондский (1512 - 1687).
     

Султанаты вели междоусобные войны в том числе на почве приверженности к различным течениям ислама шиизма и суннизма. Влияние на них центральной власти Бидара была всё ещё большой. Но в 1527 г. стало очевидно, что Бахманийской империи больше не существует. Бидар остаётся столицей, но уже небольшого Бидарского султаната, который исчез с карты в 1619 г.

 

Рвы форта

 

На этом фоне незаметным остался факт, что в 1492 г. на смену династии Бахманидов пришла новая - Барид-шахов. В период 1543 - 1580 г. при Али Бариде Бидар вновь расцвёл. Был построен дворец Рангин. Он, а также сохранившийся в наши дни мавзолей Касима II и мечеть Кали, стали главными примерами архитектуры династии Барид-шахов.

В 1617 г. султан Биджапура Ибрагим Адил-шах присоединил Бидар к своему султанату. Прошло 35 лет и Шах-Джахан - император Могольской империи, а затем Аурангзеб (правил 1658 - 1707) вторглись в Декан и один за другим ликвидировали все перечисленные выше султанаты.

К сожалению, в 1565 г. они успели объединиться ради одной единственной битвы при Таликоте, когда нанесли сокрушительное поражение Виджаянагарской империи и разграбили её великолепную столицу Виджаянагар (Хампи). На экскурсию сюда я люблю ездить с туристами в качестве гида из Гоа.

 

Хампи Матанга

Утро, фото Хампи


 

Описание форта Бидар

 

Строился с 1427 по 1432 гг. под патронажем Ахмад-шаха. Очень толстые стены не являются единственной защитой. В форте имеются ещё системы безопасности, применённые впервые на индийской земле - рвы и туннели. Также впервые в Индии на бастионах были установлены пушки. Таким образом, Бидарский форт стал одним из самых грозных в те времена на территории Индостана. Его военная архитектура сильно повлияла на средневековый дизайн и планирование других фортов в Биджапуре, Голконде, Бангалоре.

 

Ворота форта

Главные ворота в форт Бидар

 

Крепость Бидар построена на равнине высотой 670 метров над уровнем моря. Имеет вид неправильного ромба и расположилась на краю плато с отвесными стенами. На севере и востоке крутые скалы обеспечивают естественную защиту рва и пространства перед ним - гласиса. Начиная с юго-востока и до юго-запада, стены защищены тремя рвами, над которыми, скорее всего, трудились турецкие наёмные рабочие. Их глубина 9 метров, расстояние между рвами около 10 метров.

 

Рвы форта

Три искусственных рва

 

Общая длина извилистых крепостных стен из камня и цементного раствора составляет 5,5 км. Материал добывался здесь же индийскими каменщиками. Руководили работами иранские и турецкие инженеры, которые ещё не учитывали установку пушек, поскольку до завоза пороха в Индию оставалось почти 100 лет.

Форт имеет длину 1210 метров и ширину 800 метров. Окружность составляет 2500 метров. Подземелье изобилует помещениями и туннелями, которые предполагали быстрое покидание места в случае необходимости, например, тунель у ворот Mandu Darwaza.

 

Ворота форта

Третьи ворота в форт, а слева стена дворца

 

Важная роль отводилась круглым или квадратным бастионам вокруг форта в количестве 37 штук. Позже на них поместили огромных размеров пушки. Эти орудия были сделаны из металлических стержней, спаянных между собой и скреплённых металлическими обручами. Мунда-Бурдж - самый выдающийся бастион, и здесь были размещены главные тяжёлые орудия, чтобы господствовать на подступах. Отделения для хранения оружия располагались в разных местах форта.

 

Крепость Бидар

 

В форте имелось семь хорошо защищённых ворот. В проходах в виде зигзага сразу за воротами могли разместиться сотни воинов для защиты от наступающего врага. На главных воротах сохранились фрагменты энкаустической плитки с надписями на фарси и интересными геометрическими рисунками. Эта технология создания плитки придумана в XIV веке в Иране, когда смешивается два и более цветов глины для создания узоров, а затем это всё прессуется, но чаще обжигается.

Здесь уместно сказать, что в те времена Иран, куда частично входил и нынешний Афганистан, был процветающим государством, наследником древнейшей цивилизации в истории человечества. Так уж получилось, что Восток и Запад сходились на базарах Ирана. Купец Афанасий Никитин провел в Хорасане (восточная часть Ирана) много лет и даже выучил язык, который ему помог в Индии. Торговля, как двигатель прогресса притягивала сюда и всё самое прогрессивное в мире. Эта огромная и процветающая страна несла миру культуру, искусство, науку и архитектуру. Целыми коллективами в Индию прибывали образованные люди и сразу же занимали важнейшие посты в султанатах Индии. Языком правящего класса Северной Индии становился фарси.

 

Стена форта

 

Ничего удивительного в том, что из Ирана вместе с министрами, архитекторами и учёными в Индию приходили и новые технологии. Система водоснабжения была целиком заимствована из Ирана в XV веке и называлась кяриз. Благодаря этому, форт Бидар был хорошо обеспечен водой. И это при том, что каменистая почва в Бидаре очень затрудняет доступ к питьевой воде. Кяриз состоит в основном из сети подземных каналов с вертикальными шахтами. Всего была 21 такая шахта, а общая протяжённость каналов под фортом достигала 2 км. Вода подавалась для различных целей: питьё, омовение, стирка, поение скота. Потом вода имела дальнейшее использование для орошения полей, садов и огородов. Сегодня можно исследовать 17 кяризных стволов, другие закрыты. Такие же системы были установлены в Гулбарге, Биджапуре, Бурханпуре.

Восхищает и система кондиционирования, тоже родом из Ирана, называемая бадгира, когда используются воздушные потоки внутри здания, чтобы понизить температуру в среднем на 12°C по сравнению с уличной, обеспечить вентиляцию между помещениями и нормальную влажность.

Опишу технологию старинной системы кондиционирования. Воздух с улицы проходит через вертикальную шахту под землю. Далее идёт по горизонтальному каналу в направлении здания вместе с водой, которая охлаждает воздух. Понятно, что чем длиннее и шире канал под землёй, тем больше там будет воды и дольше воздух сможет отдавать тепло воде. Достаточно охлаждённый воздух попадает через отверстие в полу во внутрь здания. Далее воздух идёт вертикально вверх, собирая тепло разогретых стен. Другого направления, кроме как вверх, не может быть, так как тёплый воздух легче холодного, а скорость перемещения воздуха зависит от тяги, которую задаёт длина башни, специально построенная для этого процесса над зданием. Таким образом прохладный воздух попадает через пол внутрь, а тёплый воздух выводится наружу через отверстие в башне.

 

IMG_5027 — копия

 

Примечательны своим разнообразным архитектурным стилем такие строения, как Царская кухня Shahi matbakh, общественная приёмная Diwan-e-aam, "Шестнадцатистолпная" мечеть Solah khamba, Джами масджид ("Великая мечеть") и барабанный зал Naubad khana.

К дворцовому комплексу форта можно было пройти через двое ворот в юго-восточной части Шарза Дарваза и Гумбад Дарваза. Обе массивные структуры красиво украшены куполами, арками и картинами.

 

Ворота форта

Очередные ворота

 

В форте построено четыре дворца в стиле архитектуры Ирана XV - XVI веков:

  • Тахт (Takht mahal - "Тронный дворец");
  • Таркаш (Tarkash mahal);
  • Рангин (Rangeen mahal);
  • Гаган (Gagan mahal).
     

Дворец Ранги или "Раскрашенный дворец" представляет собой интересное сочетание индуистского и исламского искусства и архитектурных техник. У дворца две части - это апартаменты на южной и западной сторонах, объединённых двором выполняющего роль центра ансамбля. Каждый апартамент содержит пять отсеков, разделённых колоннами. Арки дверных проемов состоят из угольно-чёрного базальтового камня, который богато декорирован перламутром. Стены и потолки обильно украшены глазурованной плиткой с цветочным каллиграфическим узором в розовых, зелёных, синих и жёлтых тонах.

 

Дворец Таркаш

Дворец Рангин, двор и мечеть справа

 

Во дворце самым интересным является прямоугольный зал из 6 помещений. Потолок зала поддерживается изысканными резными деревянными колоннами, на которых представлены и исламские, и индуистские декоративные узоры. На входной двери к залу выложены стихи из Корана. Настоящий восторг вызывает художественное панно на стенах из полированного чёрного камня, инкрустированного перламутром.

 

Дворец Таркаш

 

Дворец спроектирован иранскими архитекторами по указанию Али Барида в середине XVI века. Во дворе было множество водоканалов с фонтанами. В этом есть заимствование культуры у могольских правителей, которые обожали фонтаны. Задняя часть дворца выполняет роль высокой стены форта. Из окон верхних этажей можно увидеть всю южную часть города Бидара (на фото ниже).

 

Дворец

 

Дворец Таркаш был построен бахманийскими султанами в XIV - XV веках. Однако, стиль и декор на верхних этажах показывает, что эта часть была доработана в более позднее время, а именно султанами династии Барид-шахов. Скорее всего дворец получил имя в честь турецкой жены одного из султанов. Первый этаж имеет серию комнат со сводчатыми крышами в 4 ряда один за другим. Эти комнаты служили для хранения различных предметов бытового и государственного назначения и даже боеприпасов.

 

Дворец Таркаш

 

Основные апартаменты были выше и состояли из зала, разделённого на 8 комнат массивными арками. Стены во многих из этих помещений красиво украшены цветной плиткой и лепниной. Характерный мотив эпохи династии Барид-шахов в виде цепей и подвесок выделяется во всех верхних комнатах дворца и на парапете. К сожалению, и в 2015 г., и в 2022 г. дворцы и большинство помещений Бидарского форта были закрыты решёткой без возможности доступа.

 

Дворец Рангин

 

Брали бы немалую плату, но давали туристу возможность гулять, где он захочет. В целом и в таком виде посещение форта явилось для меня запоминающимся.

На ночном автобусе со спальными местами я отправился в Биджапур, что в 300-х км от Бидара. Когда-то это была провинция Бидарского царства, а в 1617 г. так окрепла, что присоединила Бидар к себе. Кстати, экскурсия в Биджапур из Гоа организуется турбюро "Россиянка".

 

Биджапур

Фото Биджапура


 

Афанасий Никитин о Бидаре

 

Я обещал вернуться к воспоминаниям славного русского путешественника. Вот как описывает тверичанин свои встречи, познания и переживания в этом городе в 1469 - 1472 гг. В скобках мои уточнения.

"В Бидаре происходит торг на коней и на товар: на камки (парча), на шёлк и на всякий другой товар; можно купить на нём также чёрных людей (рабов с юга Индии). Другой купли здесь нет. А товар их весь индостанский. Съестной же - всё овощи. На Русскую землю товара нет. Люди все чёрные и все злодеи, а жёнки все бесстыдные; повсюду знахарство, воровство, ложь и зелье, которым морят господарей.

Князья в Индийской земле все хорасанцы (в Индии - мусульмане неиндийского происхождения) и все бояре также. А индостанцы все пешие, ходят быстро, и все наги и босы, в одной руке имеют щит, в другой - меч. А иные слуги ходят с большими и прямыми луками да стрелами. А бои у них все на слонах, а пеших пускают вперед; хорасанцы же на конях и в доспехах и кони, и сами...


Земля весьма многолюдна; сельские люди очень бедны, а бояре богаты и роскошны; носят их на серебряных носилках и водят перед ними до 20 коней в золотых сбруях.

В султанов двор ведёт семеро ворот (крепость Бидара), а в воротах сидит по сто сторожей да по сто писцов-кафиров: одни записывают кто войдёт, другие кто выйдет; чужестранцев же во дворец не пускают. А дворец его очень красив, всюду резьба да золото, и последний камень вырезан и очень красиво расписан золотом; да во дворце же разные сосуды.

 

Афанасий Никитин

 

Город Бидар стережёт по ночам тысяча человек, поставленных градоначальником, и ездят все на конях, в доспехах и с факелами.

Жеребца своего я продал в Бидаре, а издержал на него 68 футупов (монета Южной Индии), кормил его год. В Бидаре же по улицам ползают змеи, длиною в две сажени (от 150 см). А в Бидар пришёл из Кулунгира в Филиппово заговенье (пост в православии с 14 ноября по 24 декабря в честь памяти апостола Филиппа), а жеребца своего продал на Рождество.


И пробыл я в Бидаре до Великого заговенья (Пасха). Тут познакомился со многими индийцами (не мусульманами) и объявил им, что я исаядениени (христианин), а не бусурманин, и имя моё Афанасий, по-бусурмански же хозя (ходжа) Юсуф Хорасани (мусульманское имя Никитина говорит о таких прочных связях русских купцов с Ираном, что те брали второе имя). Они не стали от меня таиться ни в чём, ни в еде, ни в торговле, ни в намазе (индуистскую молитву назвал намазом, как и в исламе), ни в иных вещах; жён своих также не скрывали. Я расспросил всё о их вере... А вер в Индеи всех 84; а вера с верою ни пиеть, ни ест, ни жениться (Афанасий смешивал с индийскими верами касты, когда представителям разных каст нельзя быть рядом) и все веруют в Бута (индийского бога).

В Бидаре пробыл я 4 месяца и сговорился с индийцами поити к Первоти (праздник в честь Парвати и её супруга Шивы), то их Ерусалим, а по бесерменьскыи Мягъкат (Мекка), где их главное идольское капище бутхана (храм). Там же ходил с индийцами месяц до бутханы. Торг у бутханы 5 дней. А бутхана весьма велика, с пол-Твери.

 

Афанасий

 

В месяце мае встретил Великий день (Пасху) в бусурманском Бидаре в Индостане. Бусурмане же встретили байрам в среду месяца мая, а заговел я месяца апреля в 1 день (последний день перед длительным постом). О, благоверные христиане, кто по многим землям много плавает, тот во многие грехи впадает и лишает себя христианской веры. Я же, рабище божий Афанасий, исстрадался по вере: уже прошли 4 великих заговенья и 4 Великих дня, а я, грешный, не знаю, когда Великий день или заговенье, не знаю, когда Рождество Христово и другие праздники, не знаю ни среды, ни пятницы (постные дни в православной церкви). А книг у меня нет (богослужебных, по которым можно было бы определить время наступления христианских переходящих праздников). Когда меня пограбили, то и книги у меня взяли. И я от многих бед пошёл в Индию, так как на Русь мне пойти было не с чем, никакого товара не осталось. Первый Великий день встретил я в Наине, другой Великий день в Чепакуре в Мазандеранской земле, третий день в Ормузе, а четвёртый Великий день в Бидаре, в Индии вместе с бусурманами. И тут я плакал много по вере христианской. В бусурманской же Индии, в великом Бидаре, смотрел я на великую ночь: на Великий день Плеяды и Орион вошли в зорю, а Большая Медведица головою стояла на восток.

На бусурманский байрам выехал султан (Бидара) на прогулку, и с ним 20 великих възыря (министра) да 300 слонов, наряжённых в булатные доспехи с городками, а городки окованы. В городках же по 6 человек в доспехах, с пушками да с пищалями, а на великом слоне 12 человек. На каждом слоне по 2 больших знамени, а к клыкам привязаны большие мечи, по кентарю (от 50 кг), к хоботам же привязаны тяжёлые железные гири; да между ушей сидит человек в доспехах, а в руках у него большой железный крюк, которым он правит. Да выехало простых коней тысяча в золотой сбруе, да 100 верблюдов с литаврами, да 300 трубников, да 300 плясунов, да 300 ковре (юные женщины в гареме султана). А на султане кафтан, весь унизан яхонтами, да на шапке чичак (шлем) огромный алмаз, да золотой сагадак (на монгольском означает набор конника: седло, лук с налучьем и стрелы с колчаном) с яхонтами (старинное название рубинов и сапфиров), да на нём же 3 сабли, окованы золотом, да седло золотое. А перед ним бежит кафир (индус) и играет зонтиком, а за ним много пеших. За ним же слон выученный идёт, наряжен весь в камку, с большой железной цепью во рту, и он отбивает ею людей и коней, чтобы не подступали близко к султану. А султанов брат сидит на золотых носилках, и над ним бархатный балдахин с золотой верхушкой с яхонтами. И несут его 20 человек. А махтум (государь) сидит на золотых носилках, а балдахин над ним шёлковый с золотой верхушкой. И везут его на 4 конях в золотых сбруях. Да около него великое множество людей, а перед ним идут певцы и много плясунов. И все с обнажёнными мечами и саблями, со щитами, с копьями да с луками, прямыми и большими; а кони все в доспехах, и на них сайдаки. Иные же идут все голыми, только плат на заду, стыд завешен.

Луна в Бидаре стоит полная 3 дня. В Бидаре же нет сладких овощей. В Индостане сильного зноя нет; сильный зной в Ормузе да в Бахрейне, где родится жемчуг...".


Полная версия записок А. Никитина "Хождение за три моря" здесь.

 

Фоторассказы

 

Читайте другие статьи в моей библиотеке.

Приглашаю вас на экскурсии в Гоа и по Индии.

Буду рад вашему комментарию ниже.

 

 

© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru

Комментарии

Комментариев пока нет