Главная \ Фоторассказы

Форт Читрадурга

0
238

Хампи 2.0


Фото форта Читрадурга.

Читрадурга - город в штате Карнатака на юге Индии. Расположен на высоте 730 метров над уровнем моря. Население около 200 тыс. Расстояние от Гоа 354 км, Хампи - 143 км, Бангалора - 200 км.

 

Читрадурга 15
Город Читрадурга


Читрадурга известна своей каменной крепостью "Калина котэ" или фортом Читрадурга (Chitradurga fort). В какой-то степени форт представляет из себя Хампи 2.0. Те, кто был на экскурсии в Хампи поймут меня сразу. Здесь такой же невероятный пейзаж из деревьев и кустов, вылезающих из под гранитных глыб. Похожие гранитные блоки крепостных стен и построек внутри. И это на сравнительно большой территории холма. Время строительства совпадает со временем существования Виджаянагарской империи, одной из девяти провинций которой являлась Читрадурга. О крепости поговорим ниже, а пока немного истории и легенда.
 

Читрадурга 14
Часть холма Читрадурга


Легенда
 

Согласно эпосу Махабхарата, на холме жили ракшаса-людоед по имени Хидимба и его сестра Хидимби. Тогда как Хидимба наводил ужас на всех вокруг, Хидимби была миролюбивым ракшасом. Когда Пандавы пришли со своей матерью Кунти во время своего изгнания, Бхима устроил дуэль с Хидимбой, в которой Хидимба был убит. Бхима женился на Хидимби, и у них родился сын Гхатоткача. Легенда гласит, что валуны были частью арсенала, который Бхима использовал во время той дуэли. Каменный холм, на котором была построена крепость Читрадурга, относится к старейшим скальным образованиям в Индии.
 

Читрадурга 32
Главная площадь
    

История Читрадурги


Как населённый пункт Читрадурга был известен ещё во время правления древнеиндийской династии Кадамба в период с 345 по 525 год. Столицей кадамбов был город Банаваси, расположенный в 187 км восточнее Читрадурги. Кадамбы впервые начали использовать древний язык каннада в административном делопроизводстве. Династия была основана махараджей Маюрашарманом в 345 г. Достигла пика могущества при махарадже Какустхавармане. Царь Шивакоти принял джайнизм - религию основанную на принципах буддизма, подавая пример подданным, с целью прекратить многочисленные войны. В VI - XI веках Кадамба была вассальным княжеством могущественных империй Чалукья и Раштракута. В ХI - XIV веках вошла в состав государства Хойсала, а в XIV - XVI веках - Виджаянагарской империи.
 

Читрадурга 43
Внутри форта
 

Виджаянагарский правитель назначил Камагети Тимманна Наяка губернатором провинции Читрадурга за 3 года до катастрофических событий. В 1565 г. в столицу индуистского государства Виджаянагара (Хампи) вторглись войска объединённых исламских султанатов Биджапура, Голконды, Ахмеднагара, Бидара и Берара и разорили красивейший и самый большой в XVI веке город в мире. Виджаянагарская империя стала увядать. Тимманна Наяка остался управлять провинцией, став основателем династии Наяков. Он создал фортификационное сооружение на холме в том виде, что мы видим сейчас. В 1620 г. его сын Обанна Наяка объявил независимость от Виджаянагарской империи. А ещё через 26 лет Виджаянагарское королевство прекратило своё существование.
 

Читрадурга 11
Главные ворота


Соседнее государство Майсур (существовало в период 1399 - 1947) вышло из состава Виджаянагары ещё раньше - в 1564 г. Майсурский султанат расширялся. Легенда гласит, что случайно разведчики султана Майсура Хайдера Али обнаружили как индийская женщина Обавва вошла внутрь крепости Читрадурга через тайное отверстие в камне. Следом подбежали воины султана. Но женщина оказала сопротивление и вызвала подмогу, тем самым, став героиней карнатакских эпосов. Отверстие в скале и колодец, куда за водой ходила женщина уцелели до сих пор. В 1779 г. Хайдер Али всё-таки присоединил Читрадургу к Майсуру. Позже султанат не смог устоять в четырёх англо-майсурских войнах и стал, как и десятки других княжеств и султанатов полуострова Индостан, зависимым от Англии, державших их под названием Британская Индия в качестве колонии вплоть до 1947 г.
 

Читрадурга 22
На пути к храму Хидимбишвара


Форт Читрадурга


Форт расположился на каменистом холме и у его подножия. В основе он имеет семь линий обороны в виде укреплённых стен и бастионов различных форм. Три таких оборонительных линии сооружены у подножия холма. Все окружены глубокими и широкими рвами. Четыре линии обороны построены на самом холме. Высота каждой оборонительной линии варьируется от 8 до 15 метров. Благодаря естественному природному ландшафту, в некоторых местах достаточно было стены в человеческий рост. Большая часть работ, как и строительство мечети, была проведена при Хайдере Али и Типу - султанах Майсура.

Основной вход внутрь крепости находится у подножия холма и представляет собой широкую зигзагообразную дорогу, что усложняло продвижение противника в случае проникновения.
 

Читрадурга 8
Зигзаг главного входа


Другие 19 главных входов имеют как минимум Г-образную форму. В линиях обороны было ещё 38 небольших ворот и 35 секретных входов. Самая последняя крепостная стена наверху имеет четверо ворот. Здание зернохранилища, масляный бак, массивные шлифованные блоки относятся к поствиджаянагарскому периоду. Резервуары и бассейны из камня сообщались между собой и были призваны собирать и сохранять дождевую воду. В крепости всегда была питьевая вода. Внутри форта Читрадурга имеется 8 индуистских храмов. Среди них самым старым и интересным является храм Хидимбишвара. Дворцовые постройки были из глины и не сохранились. Монетный двор представляет из себя прямоугольное сооружение известное как Палеягара Качери. В углу двора находится мандапа размером 330 см, в полу которой есть отверстие, ведущее в каменный подвал глубиной более 240 см. Говорят, что в подвале хранились монеты.
 

Читрадурга
Монетный двор


Храмы форта Читрадурга
 

Храм Хидимбишвара - самый известный на холме Читрадурга. Он стоит под огромным валуном. Особенность в том, что строение имеет по оси две наваранги, одна ведущая в другую. Наварангой принято называть на языке каннада зал собраний квадратной формы с четырьмя колоннами в центре, находящийся перед святилищем. Колонны наваранги храма Хидимбишвара имеют восьмиугольную или шестиугольную форму с молдингом наверху.
 

Читрадурга
Храм Хидимбишвара


Святилище сбоку, вероятно, существовало ещё до строительства основного храма. Надпись на одной из стен наваранги датируется 1286 г. Она гласит о подарке храму пяти лингамов от короля Пирумале Данданаяка.

Самое интересное изображение в храме - это Вирабхадра (vīra - "герой", bhadra - "прекрасный"). В храме Хидимбишвара Вирабхадра держит в вожжах 7 лошадей. Первоначально они несли образ Сурьи. Культ Вирабхадры распространён в долине Декана, в частности в индийских штатах Карнатака и Тамилнад. Где-то он считается даже одним из воплощений Шивы. По преданиям, Шива, услыхав о смерти своей жены вслед за проклятиями Дакши, в порыве бешенства отрезал у себя локон и бросил на землю. Из него тут же родился Вирабхадра, напал на Дакшу и отрубил ему голову, которая упала в жертвенный огонь. Впоследствии боги возвратили Дакше жизнь, но его голову пришлось заменить козлиной. Поэтому одним из аксессуаров трёхглазого Вирабхадры, шестирукого и вооружённого различными орудиями истребления, является козлиная голова, как символ победы над Дакшей. После этого Вирабхадра либо исчезает, становясь обратно Шивой, либо входит в свиту Шивы, либо превращается в мифологического зверя - полульва и полуорла Шарабху, для борьбы с аватарой Вишну Нарасимхой. Супругой Вирабхадры считается Бхадракали, одна из ипостасей Парвати. Основные атрибуты Вирабхадры: правая сторона - меч (кхаджа) и стрела (бана); левая сторона - лук (дханус) и булава (гада).
 

Читрадурга 35
Махадвара - вход в храм в виде павильона


Ниже храма Хидимбишвара находится махадвара (таким термином обозначаются входная зона или главный вход). Это трёхэтажное строение в нагара-виманском стиле архитектуры с верандами и колоннами по обе стороны. Построена в 1411 г. правителем провинции Читрадурга Малланна Одэяр, родственника короля Виджаянагарской империи Деварайи I.

Муруга матха. Ма́тха - индуистский монастырь, центр религиозной жизни индуистских гуру, передающих духовное учение из поколение в поколение. Муруга матха был построен во время правления Бхараманны Наяки (1689 - 1721). Согласно легенде, когда Бхараманна был ещё пастухом и как-то отдыхал в лесу, змея раскинула свой капюшон над его головой, чтобы дать ему убежище. Это было засвидетельствовано Муругой, будущим авторитетным лидером матха. Гуру Муруга пророчествовал Бхараманне трон уже через 3 месяца. В благодарность тот построил монастырь. Матха представляет собой красивое просторное двухэтажное каменное сооружение с очень большим залом с колоннами и воротами, известными как Ане-багелу или "Слоновьи ворота".
 

Читрадурга 23
Индуистский монастырь Читрадурги


Храм Сиддешвара. Главный зал храма - мандапа - был создан в 1355 г., тогда как торана сооружена в 1411 г. при правителе Малланна Одэяр, упомянутом выше. Торана - это отдельно стоящие декоративные или арочные ворота для церемониальных целей в индуистской, буддийской и джайнской архитектуре Индийского субконтинента.

Слева от Махадвары (главного входа) из мыльного камня (талькохлори́та) создано святилище для бычка Нанди - транспортного средства бога Шивы. Пилястры и капители, декоративные морды львов, лианы в дизайне, женщины-прислужницы, богато украшенный Нанди говорят нам о том, что это было когда-то частью более старого храма Хойсальской эпохи (1026 - 1343). В четырёхугольнике храма есть небольшое корыто для воды из камня и яма для костра, рядом с которыми короновали первого короля Читрадурги Наяка.
 

Читрадурга 30
Храм Сиддешвара


Немного в стороне от Махадвары несколько павильонов. В одном представлены изображения Парвати и Нанди, смотрящего в пещеру на запад в сторону Шивалингама (храма Сиддешвара). На южной стене есть ниша с рельефной группой, в которой два вождя с кинжалами на поясе и в парадных одеждах держат каждый в одной руке кинжал, а в другой вертикальную пику. Это один из лучших образцов Брахмы, которому в округе поклоняются с большим почтением. Ниша в западной стене содержит изображение Вирабхадры выстой 150 см.

Храм Еканатешвари. Так звали богиню, покровительницу Читрадурги. Ещё в доарийские времена (около 3-х тыс. лет назад) на всём субконтиненте среди людей было принято поклоняться богине населённого пункта, которая везде была разная. Арии, по сути придумавшие индуизм и заполнившие его богами мужского рода, предпочли не бороться с этим культом местных жителей. В гарбхагриха внутри большого валуна видим голову богини из камня. Гарбхагри́ха - на тамильском языке святая святых индуистских храмов, кубическое святилище, в центре которого находится мурти - фигура основного божества. Вход в святилище дозволен только жрецам, отправляющим здесь свои обряды. На Еканатешвари надета корона. В стороне - сидящая фигура Кали с трезубцем, ударным барабаном, блюдцем для воды и мечом. Внутри наваранги можно увидеть небольшое изображение Бхайравы и два портрета краской махараджи Майсура Кришнараджи Водеяра III (1799 - 1868) и его супруги. Пристройка датируется XVIII веком. Небольшой мастерски выполненный бассейн со ступенчатым спуском перед храмом предназначался для фестивалей, в частности праздника красок холи.
 

Читрадурга 44
Храм Еканатешвари


Другие интересные места


Пещеры Чандравалли расположены среди трех холмов, а именно Читрадурга, Чолагудда и Кирубанакаллу. Эти пещеры представляют собой бесконечный лабиринт крутых ступеней, ведущих в проходы, комнаты и вестибюли. Короли из династий Кадамба, Сатавахана и Хойсала могли находится там в случае угрозы вторжения. Святые также медитировали во внутренних храмах. Эти пещеры хорошо проветриваются, но света там нет.

Недалеко от деревни Марадихалли в округе Читрадурги находится Национальный геологический памятник Индии Pillow Lava. Миллионы лет назад горячая лава вышла наружу под водой и быстро затвердела в сферической форме при охлаждении. Всё это можно увидеть сегодня.
 


Читайте другие статьи в моей библиотеке. Приглашаю вас на экскурсии в Гоа и по Индии.

Комментарии

Комментариев пока нет