Эллора - комплекс из индуистских, буддистских и джайнских храмов V - X веков в монолитной базальтовой скале на холме Чаранандри. Особый интерес представляет храм Кайлас в форме гигантской колесницы, посвящённый Шиве. Он целиком вырублен из скалы сверху донизу, включая внутренние помещения, сотню слонов вокруг и другие декоративные элементы.Это не просто храм, а многоуровневый комплекс. Если бы широкая мировая общественность увидела этот храм, то Кайлас был бы однозначно объявлен чудом Света.
Скальные храмы в Эллоре, наряду с близлежащими в Аджанте являются самым древним крупным культурно-историческим объектом в Индии. Даже знаменитый храмовый комплекс в Каджурахо моложе Эллоры.
Эллора находится в 29 км от Аурангабада и в 350 км от Мумбаи. В Аурангабад - город с более чем 1 млн. жителей - летают самолёты из Мумбаи и Нью-Дели. Чтобы попасть из Гоа, нужно сделать пересадку в Мумбаи и посетить город с экскурсией. Именно так я организую свой тур.
Эллора расположена в горной цепи Западных Гат. Но возвышение в этом районе имеет плоскую поверхность. Древняя вулканическая активность привела к появлению многослойных базальтовых образований, известных как Деканские траппы, и сформировала утёс с вертикальными стенками. Это облегчило доступ архитекторов к скальным слоям и позволило выбрать базальт с более мелкими зёрнами для вырубки пещер и детальной скульптуры.
Район находился на торговом пути к населённым пунктам плато Декан. В Эллоре путники делали остановку на отдых. В древних источниках местность встречается под именем Верул, Элура, Эллоорпурам. Холм назывался Элапуром. В легендах фигурирует и название Илвалапурама в честь асура (демона) Илвалы, правившего этим регионом.
Аурангабад - Эллора = 31 км
Из более чем 100 пещер только 34 открыты для посещения, это:
- 11 буддистских монастырей и один молитвенный зал в пещерах с № 1 по 12;
- 17 индуистских храмов в пещерах с № 13 по 29
- 5 джайнских храмов в пещерах с № 30 по 34.
Много лет прошло и восстановить ход истории не просто. Западные учёные часто совершают ошибки. Потом на их "труды" ссылаются другие, не пытаясь проверить. Некоторые из них извратили исторические времена, даже такие, которые многие из ныне живущих помнят. Наиболее достойны внимания работы советских индологов, для которых дело разгадки древностей было призванием. Вот на их сведения и буду опираться.
На постройку таких шедевров, как храмы в Эллоре уходили десятилетия. Богатейшие люди государств, включая правителей финансировали работы. Есть версия, что этапов строительства Эллоры было три.
Индуистский период продолжался с 400 по 600 гг. во времена династий Трайкутака и Вакатака, последняя известна тем, что спонсировала строительство пещер в Аджанте. Пещера №29 с храмом Шивы была построена династией Калачури, которая видела в Шиве главное индуистское божество.
На втором этапе с 600 по 730 гг. при династии Чалукья были построены буддийские монастыри.
Более поздний джайнский период - с 730 по 950 гг. известен правлением династии Раштракута.
Известно, что при династии Ядавов (1187 - 1317) джайны, как отшельники, совершали службы в храмах Эллоры, когда она оказалась почти безжизненной. Большинство пещер завалило землёй, на которой появилась растительность. Об этом осталась запись 1235 г., обнаруженная в Эллоре. В исламских документах указано, что в это время Деогири - столица Ядавов (10 км от Эллоры) подвергалась постоянным нападениям. Потом правители Делийского султаната продолжили эту практику. Масштабное нашествие с севера мусульман и исламской культуры заставили верующих покинуть Эллору.
Я думал, что храмы сохранились, благодаря труднодоступности и удалённости местности. Был там в самую жару в Индии - в апреле. Казалось, и сегодня в такой многолюдной стране этот район, как выжженная солнцем пустыня, является малопривлекательным местом для жизни. Оказалось, во время сезона дождей могольские императоры приезжали сюда на отдых из Дели - на возвышенности всегда прохладнее.
Реставрационные работы и забота властей Индии дали мне ложное представление об истинном состоянии этих культурных объектов когда их обнаружили. На самом деле все идолы в храмах были сильно повреждены. А вот замысловатая резьба на колоннах, а также растительные орнаменты на стенах и потолках остались нетронутыми. Ислам не терпит изображений людей и животных на культовых объектах.
Вероятно, первые мусульмане в Индии были толерантные и культурные. Потому что осквернение началось не в XIII веке, когда ислам твёрдо укрепился на севере Индостана, и даже не в 1347 г., когда на окраине Делийского султаната образовалось независимое сильное государство - Бахманийский султанат со столицей в Бидаре, который мы посетили с Афанасием Никитиным. Правда, он в 1469 г. с отчётом здесь, а я 2023 г. с фоторассказом.
Варварство по отношению к памятникам Эллоры началось, когда Бахманийский султанат дал трещину в XV веке, а в 1527 г. раскололся на пять частей, так называемых Деканских султанатов, расположенных на плато Декан: Биджапур, Бидар, Берар, Голконда и Ахмеднагар. Какая толерантность к другой культуре? Мусульмане враждовали между собой. Но смогли объединиться, чтобы разграбить и разрушить индуистскую столицу Виджаянагар - Хампи - величайший город мира XVI века (фото). Вплоть до конца своего существования, то есть до середины XVII века мусульмане наведывались в Эллору.
Все посетители ищут первым делом пещеру №16. Там находится храм Кайлас (Кайлаш, Кайласанатха) - главный объект комплекса. Он впечатляет своими размерами и архитектурой. Но главное, тем, что многоуровневый храмовый комплекс полностью высечен из цельной скалы. Когда археологи обнаружили его, он был почти полностью под землёй.
Назван храм в честь горы Кайлас в Гималаях, где живёт бог Шива. Храм спроектирован по аналогии с другими индуистскими храмами: ворота, зал собраний, главный храм с многочисленными святилищами, расположенными по принципу квадрата, единое пространство для обхода вокруг главного святилища с линга-йони, и шпиль, символизирующий вершину горы. Главное святилище с лингамом представляет собой зал (мандапа) с плоской крышей, поддерживаемой 16-ю колоннами, и башню над святилищем (шикхара) в дравидийском стиле. На крыльце у входа в камне бык Нанди (транспорт Шивы).
Главный объект культа в храме Кайлас - лингам Шивы
Святилища посвящены Ганге, Ямуне, Сарасвати, десяти аватарам Вишну, ведическим богам: Агни, Индре, Вайе, Сурье, а также неведическим божествам, таким как Ганеша, Аннапурна, Дурга, Ардханаришвара (наполовину Шива, наполовину Парвати), Харихара (по половинке от Шивы и Вишну).
Строительство приписывается царю Раштракутов Кришне I (757 - 783). Надпись на медной пластине, найденной в Бароде в штате Гуджарат, гласит, что "Кришнараджа построил на холме в Элапуре величественное здание, при виде которого лучшие из бессмертных, передвигающихся на небесных колесницах, изумлённые сказали бы: "Этот храм Шивы существует сам по себе; в произведении искусства такой красоты не увидишь"".
Храмовая башня (гопурам)
Размеры внутреннего двора составляют 82х46 метров в основании и 30 метров в высоту. Длина храма 55 метров, ширина 36 метров, площадь почти 2 тыс. м². Говорят, что храм был покрыт белой штукатуркой. Должно быть на фоне тёмных скал смотрелся он эффектно.
На цокольном этаже храма высотой 8 метров представлены многочисленные работы шиваитов и шакти. В центре цоколя в линию вокруг храма видим изваяния громадных слонов и львов. Сверху и донизу храм покрыт резьбой. Наиболее значимые - это панно в камнесо сценами из знаменитых индийских эпосов "Махабхарата" на северной стене и "Рамаяна" - на южной. Особо красивы 12 эпизодов из детства Кришны. Здесь постарались мастера-вишнуиты.
Головы слонов до 3-х метров высотой
Пещера №29 или Думар Лена является одним из самых ранних мест раскопок в Эллоре. В этот один из самых старых храмов Индии архитекторы встроили природный водопад, чтобы вода ниспадала на лоб великого Шивы в сезон муссонов. Примечательно, что резные изображения в храме имеют размеры непропорциональные.
Пещера №21 или Рамешвар Лена также относится к самым первым раскопанным. Здесь похожие изображения, что и в других храмах комплекса. Из особых изображений отмечу экспозицию из семи богинь-матерей индуистской традиции Шакти, окружённых с обеих сторон Ганешей и Шивой. Внутри храма находятся другие важные для традиции Шакти богини. Также интересна картина следования богини Парвати за Шивой. Пещера распланирована симметрично в виде квадрата. По всей площади извиваются геометрические узоры. Лингам Шивы в святилище находится на равном расстоянии от статуй Ганги и Ямуны, представляющих две главные гималайские реки. Эти богини установлены при входе. Все три фигуры расположены в виде равностороннего треугольника, в индуистской теологии символизируя взаимозависимость мужской и женской энергий.
"Рамаяна" - картина в камне
Пещера №15 в плане имеет буддийский монастырь, но является индуистским храмом Дашаватара. Те же архитекторы и рабочие, что трудились над буддийскими пещерами, вдруг получили другое указание? Или за основу был взят более ранний план буддийских пещер - зачем придумывать, что-то новое? Одно ясно, индуистские изображения высекались во время комплексной работы. На это указывает павильон с изображением индийских классических танцев у входа в храм. Дашаватара имеет открытый двор с отдельно стоящей монолитной мандапой посередине и двухэтажным раскопанным храмом в задней части. Большие скульптурные панно между настенными колоннами на верхнем этаже иллюстрируют широкий спектр тем, в том числе десять аватар Вишну. На задней стене передней мандапы находится надпись Дантидурга, в которой говорится, что правитель Раштракутов возносил молитвы в этом храме в 753 - 757 гг.
Очень красив рельеф с изображением момента смерти Хираньякашипу, когда Вишну в облике человека-льва Нарасимхи кладёт руку тому на плечо. Другие картины в камне: Гангадхара, свадьба Шивы и Парвати, традиции шакти, Маркендея, Гаруда, Нанди, танцующий Шива, Андхакасура, Говардханадхари, Гаджендраварада. Панели расположены таким образом, что явно видна энергия непримиримого соперничества, причём, от картинки к картинке по нарастающей.
Также индуистскими пещерами полные скульптур являются Раван ки Кхай в пещере №14 и Нилканта в пещере №22. Пещера №25 примечательна изображением бога солнца Сурьи на потолке.
Изучение стилей резьбы в храмах этого региона, где уже были известны даты постройки по надписям на камнях (эпиграфика) появилась версия, что пещеры Эллоры изначально были индуистскими и позже произошло вторжение буддийской культуры. Мол индуизм древнее буддизма и в буддийских пещерах были обнаружены только дарственные надписи в честь королей индуистских династий. Но эти надписи могли быть нанесены внутри уже имеющихся буддистских сооружений, когда их переделывали под индуистские. В 12-ти буддийских пещерах не обнаружены надписи. В их традициях, возможно, не было практики подписывать работы.
Скорее всего первые храмы были буддийскими. Пещеры с №1 по №5 построены в Эллоре в период 400 - 600 гг. Тогда Индия вся состояла из буддийских государств, строились ступы, буддийские храмы и кельи. Хотя население было в основном индуистским, а буддизм скорее всего насаждался со стороны правящих классов, например, знаменитого царя Ашоки.
Пещеры с №6 по №12 были построены самыми поздними в 650 - 750 гг. Но и они тоже изначально планировались буддийскими. А ведь в это время индуизм полностью вытесняет буддизм из Индии. Что это значит? Буддисты, возможно, спасали в Эллоре свою веру. Кроме пещеры №10, пещеры с №1 по №12 - это типичные буддийские монастыри, представляющие многоэтажные здания в скале с молитвенными залами, жилыми помещениями со спальнями и кухнями. Там есть резные изображения Гаутамы Будды и бодхисаттв.
Зал с кельями
Пещеры с №10 по №12 являются важными буддийскими пещерами с архитектурной точки зрения, как и пещера №5, которая выделяется среди других тем, что была спроектирована как зал с парой параллельных трапезных скамей в центре и статуей Будды в задней части. Эта пещера и пещера №11 в Канхери близ Мумбаи - единственные две в Индии с такой особенностью.
Пещера №5
Пещера №10 особая. Она единственная в Эллоре спроектирована не в качестве монастыря, а как главный молитвенный зал буддистских монахов - Вишвакарма. Известна также как "Пещера плотника", потому что мастера провели уникальную работу и создали каменные рёбра на сводчатой крыше, которые выглядят как деревянные. Внутри находится ступа чайтья-гриха ("дом молитвы") и большая статуя Будды, сидящего в позе проповедника. За спиной Будды вырезано большое дерево Бодхи. Зал напоминает часовню с апсидой, разделённый на центральный неф и боковые нефы с восемью кельями. Украшают зал 28 колонн с капителями в виде кронштейнов. На капителях изображены вазы и листья. На колоннах - артисты, танцоры и музыканты.
На различных уровнях пещеры №10 находятся статуи мужских и женских божеств, таких как Майтрейя, Тара, Авалокитешвара (Ваджрадхамма), Манджушри, Бхркути и Махамаюри, вырезанные в стиле династии Пала, который встречается в восточных регионах Индии. Можно найти и южноиндийское влияние. Пещера имеет сообщение с пещерой №9. В Аджанте пещеры №19 и №26 очень похожи на эту в Эллоре.
Джайнские памятники находятся в пещерах с №30 по №34 в северной части Эллоры. Они построены в поздний период. Принадлежат секте дигамбара - нагих нищих аскетов. Хотя эти пещеры самые маленькие в Эллоре, зато украшены искусной резьбой с прорисовкой мелких деталей. Общие архитектурные особенности, например, веранда с колоннами и симметричный зал говорят нам о том, что сооружения появились вместе за короткое время. Они похожи на индуистские храмы. Здесь есть изображение богов и богинь, якши (мужское божество природы), якси (женское божество природы). Но эти храмы отличаются добавлением изображений 24 джинов - главных джайнских мудрецов, достигших освобождения от циклов перерождений. В виде предмета культа они называются тиртханкарами.
Все джайнские пещеры имеют проповеднический зал Самавасарана ("Прибежище для всех"), в буддизме - это ступа.
Чхота Кайласа в пещере №30 ("Малая Кайласа") имеет сходные рисунки с главным храмом Эллоры ("Большая Кайласа") и построен на 20 лет позже. Это говорит нам о том, что ещё были живы мастера или их ученики, строившие знаменитый на весь мир храм. Внимание обращают два барельефа танцующего Индры в натуральную величину, один с восемью руками, а другой с двенадцатью, оба украшены короной и орнаментом; руки Индры изображены в различных мудрах, напоминающих изображения танцующего Шивы, найденные в близлежащих индуистских пещерах. У входа есть другие божества и небожители. А вот рисунки в камне с музыкантами и танцорами озадачивают, так как джайнизм сосредоточен на медитации и аскетизме. А ещё на стенах уж больно много образов из индуистской "Махабхараты", где обитель Индры наполнена множеством героев, куртизанок, ремесленников. Может изначально это был индуистский храм? А вот символика в центре храма ближе к идеям джайнизма с преобладанием изображений монахов в медитации.
Пещера №31 с 4-мя колоннами выглядит незавершённой. На левой и правой стенах зала были вырезаны изображения Паршванатхи, охраняемого якшей Дхаранендрой с его семью капюшонами и Гомматешвары, соответственно, а внутри святилища находится идол Вардхаманы Махавиры Свами. Он восседает в позе падмасана на троне-льве, а на средней панели трона видна чакра. Фигура якши Матанги верхом на слоне находится с левой стороны святилища, в то время как фигура якши Сиддхаики, сидящей в савья-лалитасане верхом на льве с ребенком на коленях, находится справа.
Пещера №32 или Индра Сабха - самая крупная из джайнских пещер Эллоры. Простые ворота ведут во внутренний двор, в котором находится монолитное святилище с пирамидальной крышей. В задней части внутреннего двора раскопан двухэтажный храм. Внутри пещеры находится мандапа в виде зала с колоннами и нишами с трёх сторон и святилищем в конце. Стены украшены резными фигурами джайнских тиртханкхаров.
Индра является важным божеством во всех трёх основных религиях, но имеет особое значение в джайнизме, поскольку он не только один из 64 божеств, правящих небесами, но и царём первого джайнского рая и главным архитектором зала небесных собраний. Ритуалы проводились на верхнем уровне, где изображения на стенах играли большую роль. На потолке цветок лотоса. На верхнем уровне святилища находится изображение Амбики, якшини Немината, восседающей на своём льве под манговым деревом, нагруженным плодами. В центре святилища находится Сарватобхадра, где четыре тиртханкары джайнизма - Ршибха (1-й), Неминатха (22-й), Парсванатха (23-й) и Махавира (24-й) расположены по сторонам света, образуя место поклонения для верующих.
Пещера №33 или Джаганнатха Сабха - вторая по величине джайнская пещера в Эллоре. Надписи на колоннах позволили установить время строительства - IX век. Второй этаж поддерживается 12 колоннами и головами слонов. Все они высечены из цельного камня. Внутри находятся главные идолы Паршванатхи и Махавиры, двух последних Тиртханкар в джайнизме. Три надписи в пещере указывают имена монахов и жертвователей.
Через отверстие можно пройти в пещеру №34. Некоторые надписи в ней не расшифрованы. Внутри изображён большой сидящий Паршванатха с четырьмя служителями, двое из которых держат метёлки. Рядом стоит Гоматешвара. Музыканты играют на различных инструментах, таких как рожки, барабаны, раковины, трубы и тарелки. В глубине пещеры видим изображение человека с бородой, держащего чащу с подношениями в виде рисовых шариков. Примечательной особенностью пещеры является огромный раскрытый бутон лотоса на потолке и крыше. Подобное встречается в Эллоре ещё только в одном месте.
Пятиметровая статуя Паршванатхи высечена в камне на холме периода Раштракута с надписью 1234 г. По бокам находятся Дхараендра и Падмавати. В надписи это место упоминается как священное место нахолме Чарана. Чтобы добраться до храма нужно преодолеть 600 ступенек. На этом обзор закончу. Больше интересного узнаете и увидите на экскурсии.
Туры из Гоа, Мумбаи и Дели:
Аджанта + Эллора + Мумбаи
Аджанта + Эллора + Мумбаи + Андаманы
Фоторассказы
Фото Эллоры
Читайте другие статьи в моей библиотеке.
Приглашаю вас на экскурсии в Гоа и по Индии.
Буду рад вашему комментарию ниже.
© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru
Комментариев пока нет