История
Посёлок Халебид - место расположения уникальных древних индуистских храмов империи Хойсала, существовавшей c 1026 по 1343 год в Индии. Об особенностях хойсальской архитектуры я написал в этой статье. Там же о другом интересном месте - Белуре.
Халебид (Halebidu) - переводится как "город в руинах". Уже можно догадаться, что это современное название. Когда-то здесь была столица государства Хойсала - Дорасамудра (Дварасамудра). Название происходит от санскритского слова "двара" ("дверь") и "самудра" ("большой водоём"). Раньше столицей был Белур в 15 км к западу. Король Вишнувардхана перенёс столицу в Дварасамудру и она оставалась ею почти 300 лет.
Белур и Дварасамудра были захвачены и разграблены в начале XIV века Кафуром, командующим армией Делийского султаната при правителе Халджи. Новая волна агрессии накатила в 1326 г. Тогда Делийским султанатом руководил Туглак. Довершили дело мусульмане из Бахманийского султаната. С тех пор около 300 храмов той эпохи мы видим в разной степени сохранности. После поражения правителя княжества Майсур Типу Султана в англо-майсурской войне в 1799 г., регион попал под влияние колониального британского правления вплоть до 1947 г.
Посетительницы храма в праздничных сари
Примерное расстояние до Халебида от:
- Гоа - 460 км;
- Мангалуру - 150 км;
- Бангалора - 250 км;
- Майсура - 145 км.
Это главная ценность региона - самый большой храм эпохи Хойсала, именуемый Хойсалешвара, датируемый XII веком. Так называли бога Шиву в этом регионе. Южная Индия изобилует храмами в честь него, так как верующие здесь в основном поклоняются Шиве, тогда как в Северной Индии любят Вишну. Шива выполняет функции и созидания, и разрушения.
Этот храм особенный, его устройство не повторяется больше нигде в Индии. Здесь два одинаковых равнозначных святилища находятся в одном храме, а напротив выстроены павильоны с громадными быками Нанди из цельного камня. Восторгают внешние стены, состоящие из больших панелей, на которых представлен весь пантеон основных индуистских божеств. А под ними невероятно высокого качества фризы с более чем тремя сотнями эпизодами из индуистских эпосов.
"Храм Хойсалешвара должен сравниваться с драгоценностями, а не с другими храмами", - закончил свой отчёт о храме в 1930 г. Кришна - директор Археологического отдела Майсура. На сегодняшний день этот отчёт остаётся самым подробным описанием храма.
Ричард Окли впервые сделал фотоснимки храма в 1850-х годах. Он назвал его "самым великолепным и превосходящим любой храм Южной Индии, который он видел".
Другие известные искусствоведы XIX века высказали мнение, что храм Хойсалешвара - это "чудесная выставка человеческого труда" и "высшее достижение архитектуры Хойсала". Не хотелось бы упоминать их имена, так как они принадлежали к ордам английских колонизаторов, способствовавших междоусобным войнам в Индии, в результате которых культурные памятники как раз разрушались.
На входе в храм
Храм был построен на берегу большого искусственного озера после 40 лет работ. Его строительство было завершено в 1160 г. Храм Хойсалешвара является памятником традиции шиваизма, но благоговейно включает в себя многие темы вишнуитской и шактистской традиции индуизма, а также джайнизма. Это самый большой храм среди почти 1500, построенных по указу представителей империи Хойсалов.
У храма имеется два квадратных святилища, посвящённых Шиве и его супруге Парвати (Шанталешвары или Шантала Деви). Огромные быки из идеально полированного камня лежат в квадратных павильонах напротив и смотрят в сторону каждого из святилищ. Бычок Нанди - транспортное средство Шивы. Транспорт у каждого индуистского бога разный. Обычно этот элемент дополняет индуистский храм и располагается всегда напротив входа.
Бык Нанди
В павильоне напротив входа в святилище Шивы есть небольшое святилище богу солнца Сурье в виде 2-х метровой статуи. Святилище богу Луны Чандре в павильоне напротив входа в святилище Парвати не сохранилось.
Храм и оба павильона расположены на единой платформе, предоставляя посетителю возможность обойти храм, как это принято в индуизме, по часовой стрелке, чтобы храм оказывался справа. Это даёт возможность внимательно рассмотреть изображения в камне и "прочитать" эпизоды из индуистских эпосов, которые идут последовательно друг за другом именно в этом порядке.
Когда-то над каждым святилищем возвышалась башня. Углы её должны были повторять углы стен храма и звёздчатой платформы. Вывод составлен на основе увиденного в других храмах Хойсала.
Один из двух павильонов Нанди
Оба святилища обращены на восток. Обычно главный вход виндуистские храмы расположен с востока, а второстепенные - с севера и юга. Но из-за задумок авторов сделать в востока два павильона напротив святилищ Шивы и Парвати, главный вход в храм устроители создали с северной стороны. Зато с востока они устроили аж два входа (к двум святилищам), что очень необычно для индуистских храмов.
Храм был сложен из блоков мыльного камня (хлоритового сланца), который является достаточно мягким и потому отлично подходит для искусной обработки.
Храм примечателен своими скульптурами, замысловатыми рельефами, подробными фризами, а также иконографией и древними надписями. Художественные работы представляют собой живописное окно в жизнь и культуру Южной Индии XII века.
Рисунки в камне
При обходе вокруг от начала и до конца на стенах мы видим 10-12 линий с рисунками в камне. Среди них нет одинаковых. До 8-й линии они имеют чётко заданный порядок:
- марширующие слоны;
- львы;
- миниатюрный свиток;
- всадники в разных позах;
- миниатюрный свиток;
- фризы на тему индуистских легенд;
- мистические животные макары;
- хамса (гусь или лебедь) и павлины;
- повседневная жизнь людей;
- мифические существа, фестивали, церемонии;
- сцены из артхи, камы и дхармы (ухаживание, секс, различные занятия);
- панели с богами, духовными историями из индуистских текстов.
Линии вокруг храма
В средней части стены есть большие панели, на которых представлен пантеон основных индуистских божеств. Под ними фризы меньшего размера с 340 эпизодами из индуистских эпосов, таких как "Рамаяна", "Махабхарата" и "Бхагавата-пурана". Качество и количество фризов поразительны. Мы осматриваем их как и положено - по часовой стрелке. На внешних стенах той части храма, что относится к святилищу Парвати (северная часть храма, там где основной вход):
- на северо-восточной стене мы видим сцены суда; Бхайравии Бхарави; Самудру мантан; музыкантов с инструментами; Шукрачарью; сцены из легенды о Кача-Деваяни, Лакшми, Умамахешваре; сцены из легенд о Вамане, Бали, Тривикраме, Индре, Вирабхадре, Шиву в позе йоги;
- на юго-восточной стене мы видим танцоров; Бхайрави (особенно ужасающий аспект Шивы) и Бхарави (древний индийский поэт, автор "Кирата и Арджуна"); Ума-Махешвару (форма супруги Шивы Парвати);
- на юго-западной стене мы видим изображения стоящих богов Брахмы, Шивы, Вишну, Дурги, Сарасвати, Камы и Рати, Парвати; сцену из легенды о Индракиле; Парвати в йоге; Шиву, увлечённого Мохини, истории "Рамаяны", а именно: золотого оленя, первую встречу с Хануманом и Сугривой, Раму, стреляющего через семь ладоней, Ханумана, передающего кольцо Рамы Сите; легенды о Мохини, возлежащего Вишну на Шеше, порождающего космический цикл; легенда о Вамане; аватары Вишну; Шивуи Ганешу, танцующих вместе; 12 адитьев из Вед; легенды об Арджуне-Бхишме; женский аватар Шивы и Вишну, а также Мохини танцующие вместе;
- на северо-западной стене мы видим: Натараджу (Шиву) в танце Тандава; Дургуи Саптаматрика; сцены из легенды об Абхиманье, Дроне, а также Кришнус Арджуной из "Махабхараты"; Натараджу; 8 форм Рудры; танцы Мохини, Бхарави, Сарасвати, Шивы и Ганеши; гневного Нарасимху и другие формы Вишну; танец Ганеши (сына Шивы и Парвати) с Гаджасурамарданой и Шивой; Картикею (второго сына Шивы и Парвати); Парвати; танцоров и музыкантов.
Бой на колесницах
На внешних стенах той части храма, что относится к святилищу Шивы (южная часть):
- на северо-восточной стене мы видим Кришну из Бхагаваты; Васудеву в тюрьме за кражу новорождённого Кришны в легенде о Ямуне; Кришну, убивающего Путани и других асуров; Кришну, крадущего масло; Кришну, играющего на флейте с танцующими людьми и животными рядом; эпизод из легенды о Кришне и Прадьюмне; Кришну, поднимающего холм Говардхана; Юдхиштхиру и Шакуни, играющих в кости; Кичаку, пристающего к Драупади; Бхиму, встречающего Кичаку, одетого как женщина;
- на юго-восточной стене мы видим эпизоды из 6-й книги "Махабхарата" "Бхишма Парва" и 7-й книги - "Дрона Парва"; изображения Вишну, танцоров, музыкантов, празднующих победу Арджуны над Дроной;
- на юго-западной стене мы видим Аджуну и Кришну в эпизоде из "Махабхараты"; танцоров, празднующих победу Пандавов; сцены из легенд Мохини в Ведах; Дакшинамурти, Умамахешвару, Тандавешвару, Вишну и Арджуну; сцены из "Аранья Парва" (3-й книги "Махабхараты"); сцену из легендыо Бхиме и Бхагадатте; Бхайраву, Ганешу, Вишну и Ваману; танцоров, музыкантов на свадьбе Парватии Шивы; вместе Брахму, Шиву и Вишну (трёх основных богов в индуизме); сцены из легенды о Шанмукхе и Таракасуре; Тандавешвару и трёхликого Брахмуна лебеде; Шивус Ганешей и Картикеей; Нарасимху, занимающегося йогой; Дургу в качестве Махишасурамардини; танцующего Мохини;
- на северо-западной стене мы видим лежащего Вишну со всеми богами и богинями вокруг, сцены из легенды о Прахладе, Хираньякашипу и Нарасимхе из "Бхагавата-пураны"; Мохини, Бхайрави с Бхарави; Раму, сражающегося с Раваной из "Рамаяны"; сидящего Индру, Брахмус супругой Сарасвати; сцены из легенды о Карне и Арджуне, а также Бхина-Дуссасане из "Махабхараты"; Умамахешвару и Ганешу; сцену поцелуя между мужчиной и женщиной; музыкантов и танцоров, сцены по рассказам Мохини; сцены ухаживания и поцелуев; сцены легенды о Кали Шакти; сцены легенды об Арджуне.
Первоначально в храме не было стен. Крыша поддерживалась колоннами и внутри было светло. Об этом говорит надпись, сделанная в эпоху правления короля Хойсала Нарасимхи I. Позже были добавлены четыре двери и перфорированные каменные экраны между колоннами. Также установлены дварапалы (два привратника укаждой двери).
Стражники у входа
На голове стражников джата-мукута (причёска из спутанных прядей волос, как у Шивы). На лбу есть третий глаз, а во рту клыки. Они стоят в S-образной позе трибханги. Это положение тройного сгибания, когда тело сгибается сначала в одном направлении в коленях, потом в другом - в бёдрах, затем снова в противоположном - в плечах и шее. Такая поза позволяет нам увидеть фигуру в движении, которая на самом деле застыла в камне. Они держат атрибуты Шивы: дамару (барабан), кобру, тришулу (трезубец). Над дверной перемычкой остались целы некоторые фризы, изображающие Натараджу (Шива в виде танцора) вместе с Нанди, другими танцорами и музыкантами. На тех стражниках, что сохранились до наших дней есть повреждения на лицах, отколоты руки и другие детали. Некоторые из них охраняли входы совсем других храмов в регионе, но привезены сюда в ходе восстановления наиболее значимых, разрушенных мусульманскими завоевателями.
Перфорированные панели джали ("сито")
Как это часто бывает (мы видим это в Хампи, например) внутренние стены храма довольно просты по сравнению с внешней стеной, за исключением точёных колонн, расположенных рядами между северным и южным входами. Четыре колонны перед каждым святилищем являются самыми богато украшенными и единственными, на кронштейнах которых установлены скульптуры Маданики. Их ещё называют Салабханджика или Сурасундари от "сура" ("небо") и "сундари" ("красота"). Это типичное изображение в храмах. Маданики символизируют женскую красоту, служат богам и богиням. На каждом из четырёх колон было по четыре стоящих фигуры. Итого 32, но сохранилось 11. Над пространством между этими колоннами расположен потолок с замысловатой резьбой.
Сурасундари
Как было сказано выше в храме есть два одинаковых по размеру святилища и оба с Шивалингамом. Дверные проёмы с каждой стороны охраняются. Далее идёт вестибюль. На перемычке над проёмом есть резная панель с Шивой и Парвати наряду с другими девами и деви. Здесь же два больших макара (мифические морские существа). На макарах едут Варуна и его жена Варуни. Дверные косяки украшены сосудами изобилия.
Вход в святилище
На территории храма Хойсалесвара в парке находится музей. Он содержит множество фрагментов руин и произведений искусства, извлечённых отсюда.
Из руин была собрана статуя Ганеши в парке у храма. Там же установлен столп (стхамба) Гаруды. На нём есть надпись, которая обрывается в середине предложения. В части, которую можно прочитать, говорится, что генерал Лакшмана, его жена и последователи пожертвовали собой после смерти Баллалы II. В середине колонны восемь мужских фигур, четверо из которых изображены с мечами, чтобы принести себя в жертву. Изображения - символ преданности. Надпись нанесена на санскрите двумя разными шрифтами.
Надпись на санскрите
Внизу панелей с произведениями искусства есть подписи художников или гильдий, к которым они принадлежали. Наиболее повторяющиеся имена художников, найденные в храме Хойсалешвара: Манибалаки, Мабала, Баллана, Бочана, Бама, Кетана, Балаки и Реводжа. Гильдии можно узнать по отмеченному значку организации и вписанным именам, таким как Агни-Индра, Индра, Падука (буквально - "запад") и Падувала-бадага ("северо-запад").
Снова хорошо прослеживается архитектура культуры Хойсала, а именно многогранная звёздчатая планировка. Углы стен и крыши в точности проецируются на платформу, на которой стоит храм. Стены декорированы рисунками из камня, выстроенные в характерные линии вокруг всего храма.
Планировка храма
Расположен недалеко от знаменитого храма Хойсалешвара. Построен по указу короля Виры Баллалы II (1173 -1220) и его королевы Кеталадеви. Главным божеством является Ишвара (другое имя Шивы).
Внешняя стена
Известно, что храм был построен до 1219 г. из талькохлорида. Использование мыльного камня было впервые применено западными чалукьями, прежде чем это стало стандартом для архитекторов Хойсала XII и XIII веков.
По платформе можно обойти храм вокруг, рассматривая изображения на стенах. Изначально здесь были проёмы в стенах, через которые свободно проходил свет внутрь. Гораздо позже в стены были установлены перфорированные панели, называемые джали (буквально "сито").
На платформе следует идти по часовой стрелке
В храме три святилища или трикута, буквально - "священная гора с тремя вершинами". Они соединены вестибюлем. Образы божеств поклонения отсутствуют во всех 3-х святилищах. Утрачены и надстройки над тремя святынями. Эти башни не сохранились, поэтому крыша выглядит сегодня плоской.
На внешних стенах есть изображения из легенд шиваитов и вишнуитов.
Макары наверху и сцена из "Рамаяны" внизу
Некоторые скульптуры, заслуживающие упоминания - это танцующий Бхайрава (форма Шивы), Говардхана (бог Кришна, поднимающий гору), бог Вишну в образе Варадараджи и охотница.
Стоит кратко отметить другой отлично сохранившийся храм в этих краях - в посёлке Джавагал, в 20 км к северо-востоку от Халебида. Здесь нет туристов и даже местных жителей. Но храм весьма интересный. В отличие от других он создан из гранита - очень сложного для обработки камня. Не смотря на трудности, мастера и тут создали шедевр.
Лакшминарасимха - представляет собой индуистский храм XV века. В это время земли, распавшейся империи Хойсала вошли в состав могучего королевства Виджаянагар со столицей в Хампи. Этот храм также сооружён в архитектуре Хойсала - звезда в основании, платформа с возможностью обойти храм вокруг, внешние стены с характерными линиями. И здесь мы видим башню, которая не сохранилась на многих остальных храмах.
Храм посвящён Нарасимхе - четвёртой аватаре Вишну в виде человека-льва. В образе Нарасимхи Вишну избавляет Землю от тирании демона Хираньякашипу.
Когда Брахма создавал мир, он мог бы создать его идеальным. Но поступил легкомысленно. Вместе с богами были созданы демоны, а человека он наделил и добрыми, и злыми чертами. Во многом за это Брахме индуисты не поклоняются, а просто принимают его как первого бога в индуистской иерархии.
Нарасимха разрывает живот демону
Благодаря своему дару, Хираньякашипу захватил власть над тремя мирами, подчинил себе богов и поселился во дворце Индры на небе (ну чем не США со своими президентами?). Он не мог быть убит ни человеком, ни животным, ни оружием, ни голыми руками, ни днём, ни ночью, ни внутри дома, ни вне его.
В этот трудный для человечества период Вишну явился в образе Нарасимхи. В сумерках он разорвал брюхо демона когтями, положив на колено в колонном зале при храме, тем самым, избежав упомянутых выше условий.
Стены храма Лакшминарасимха
См. также:
Фоторассказы
Экскурсия в Майсур
Читайте другие статьи в моей библиотеке.
Приглашаю вас на экскурсии в Гоа и по Индии.
Буду рад вашему комментарию ниже.
© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru
Комментариев пока нет