Фото Махабалипурама
Сейчас расскажу об уникальных древних объектах города Мамаллапурам (Mamallapuram) в Индии до сих пор известного под старым названием Махабалипурам. Благодаря этим объектам, мы узнали о существовании большой империи Паллавов. В начале узнаем откуда она появилась и чем прославилась.
Берег Бенгальского залива
Конфликты между соседними государствами на Индостане продолжались всю историю вплоть до объединения страны в 1947 г. под названием Республика Индия. Доминирующее государство региона непременно имело вассалов (зависимые княжества). Вместе с ними формировались империи. Но внутри них постоянно шли конфликты. И вот вассал уже включает в состав своего княжества того, кому вчера подчинялся. Точно так произошло и с Паллавами.
Конечно, многое о появлении Паллавов вызывает споры. Но кое-что мы знаем из надписей в основном на санскрите на медных дощечках, которые археологи продолжают находить на раскопках.
Современный Махабалипурам
Принято считать, что династия Паллавов существовала с 275 по 897 год, управляя значительной частью Деканского плоскогорья Индии. Паллавы всю свою историю вели борьбу с чалукьями на севере и с тамильскими королевствами Чола и Пандьяс на юге. Империя стала региональной державой и доминировала в южном регионе телугу и северных частях Тамильского региона. Расцвет был достигнут в VII веке. Именно к этому времени относится возведение храмов Мамаллипурама, о которых подробнее расскажу ниже.
Древний Махабалипурам
В конце IX века империя Паллавов угасла, а территории вошли в состав империи Чола вместе с богатейшей культурой и архитектурой. На найденных золотых и серебряных монетах II - VII веков изображена эмблема паллавов - лев. Интересно, что надписи на этих монетах на языке каннада и санскрит. Значит это были официальные языки государства. Хотя на бытовом уровне широко использовался пракрит и тамильский языки. На основе письменности паллавов была разработана письменность некоторых народов Юго-Восточной Азии, например, кхмеров.
Тамильские дети
Паллавы прославились веротерпимостью. В их столице насчитывались десятки буддистских монастырей. Об этом пишет один китайский паломник. Династия Паллавов многие века покровительствовала индуистской храмовой архитектуре. Храмы строились в основном в честь бога Вишну и его аватар. При паллавах была заложена основа средневековой южно-индийской архитектуры. На нескольких высеченных в скале пещерных храмах сохранились надписи о царе паллавов Махендравармане I и его преемниках.
Столицей королевства Паллавов был город Канчипурам на берегу реки Палар, что в 67 км от Махабалипурама. Последний, в свою очередь, являлся крупным морским портом. Оцените на карте с масштабом 1 см = 2 км его удачное расположение с внутренними водами для безопасного причаливания крупных кораблей.
Это часть Коромандельского побережья Бенгальского залива в 60 км к югу от Ченнаи. Махабалипурам стоит посетить с однодневным визитом, оказавшись в Ченнаи, на пути на Андаманские острова и в город Пондичерри французской части Индии.
Город был назван в честь короля Паллавов Нарасимхавармана I (630 - 670), который также был известен как Мамалла ("великий воин"). Греческий географ Птолемей называл Махабалипурам Маланже. Вайшнавский святой Алвар упоминает это место как Тирукадалмаллай.
Тигровая пещера
Кстати, на карте выше обозначен небольшой комплекс под названием Тайгер Кейв (Tiger cave), который находится севернее Махабалипурама. Если в голове осталось место для новых впечатлений, можно посетить его тоже. Правда, единый билет ко всем объектам Махабалипурама не действует. За 500 ₹ придётся покупать новый. Несколько голов тигра из камня дали название этому пещерному храму. А слева у входа в два святилища мы видим головы слонов. Предполагается, что объект завершён при царе Раджасимхе Нарасимхавараме II (690 - 728). Рядом находится храм Шивы.
Храм Шивы
Найденные надписи дают учёным основание для раскопок. Так были обнаружены погребальные урны, пирамиды из камней и кувшины с захоронениями, датируемые I веком до н. э. Были найдены китайские и римские монеты Феодосия I (IV век). Значит, уже тогда Махабалипурам являлся портом мировой торговли. Отсюда распространялось влияние государства Паллавов на Шри-Ланку и Юго-Восточную Азию. Об этом косвенно говорит тамильский текст VIII века, где описываются корабли, нагруженные богатствами.
Один из бассейнов в камне
Здесь находится группа из 40 памятников VII века разных категорий, наиболее значимыми из которых являются:
- 10 храмов в форме колесниц;
- Прибрежный храм;
- 10 пещерных храмов в виде вихары;
- 2 огромных скальных рельефа;
- 3 храма вырезанных из цельного камня;
- шар Кришны, резервуары и бассейны.
ЮНЕСКО включила все эти объекты в список Всемирного наследия в 1984 г. Единый входной билет для иностранцев стоит 600 ₹ (такая цена ко всем объектам культурного наследия ЮНЕСКО в Индии, кроме Тадж-Махала - 1300 ₹). Следует в течение дня предъявить трижды. Особенно меня впечатлили в Махабалипураме рисунки в камне во внутренних стенах пещерных храмов и громадный каменный барельеф. Но давайте по порядку.
Школьницы и учителя на экскурсии
Панча Ратхас
Pancha Rathas переводится как "пять ратх". Ратха - индуистская религиозная деревянная колесница при важных храмах. Соотвественно, Панча Ратхас - это пять символичных колесниц, но в камне. Каждая должна была стать храмом. Но дело, начатое Махендраварманом I и продолженное его сыном Нарасимхаварманом I после 668 г. не было интересно преемникам. Объект оказался незавершённым и храмы не были освящены.
Всего в Махабалипураме 10 храмов в виде колесниц, 5 из которых в комплексе Панча Ратхас.
Пять колесниц
Панча Ратхас - объект дравидийской архитектуры, рождённой в Южной Индии. Уникален тем, что стал примером для других более поздних и крупных строений в виде колесниц в Индии. Комплекс высечен из длинного розового гранитного монолита, протянутого с севера на юг.
Панча Ратхас
Каждая колесница имеет различную планировку: квадратную, прямоугольную, апсидальную. В ратхах угадываются черты буддийских вихар и чайтьи. В VII веке буддизм был окончательно вытеснен из Индии, но оставил свою культуру. Сооружения названы в честь 4-х пандавов: Арджуны, Бхимы, Дхармараджи, Накулы Сахадевы и их общей жены Драупади (Дурги), прославленных в эпосе "Махабхарата".
Башня Ратхи Дхармараджа
Ратха Дхармараджа - самая высокая из пяти. Площадь квадратного цоколя 8,5 м², высота башни 11 метров. По углам расположены скульптуры, изображающие Шиву, Харихару, Брахма-Састу, Сканду, Брахму, Ардханаришвару (половину Шивы, половину Парвати) и Кришну, а также царя Паддавов Нарасимхавармана I.
Ратха Дхармараджа
На первом этаже находятся 12 ниш с изображениями Канкаламурти, Винандхары, танцующего Шивы, Шивы с Кандешей, Гангадхары, Вишну, Калари, Врашабтикамурти, Андхакасурамурти, Кришны с фигурками женщин с подношениями и дварапал (стражников).
Ратхи Дхармараджа и Бхима
Второй этаж содержит множество изображений, в том числе Шивы в образах Гангадары и Натеши, а также Вишну, восседающего на птице Гаруде и Калия-Мардане. Есть 16 надписей шрифтами грантха и нагари на санскрите. Там прославляется царь с указаниями всех его титулов и званий.
Слон в полную величину
Ратха Бхима - выглядит как двухэтажный дом с верандой под длинной покатой крышей, которая выглядит с торца как арка. Цоколь размером 13×7,3 метров, в высоту 7,6 метров. Первый этаж остался незавершённым, но задумка архитектора понятна - проход с колоннами вокруг здания.
Ратха Бхима в центре
Колонны поддерживают второй этаж. Они переходят к низу в сидящих львов, что выглядит красиво и гораздо сложнее, чем классические колонны. Внутреннее помещение не было вырублено. Возможно, там предполагалось поместить лежачего Вишну. Потому и форма строения вытянутая. Ратха Бхима - единственная в комплексе Панча Ратхас, лишённая по плану архитектора всех скульптур.
Колонны Ратхи Бхима
Ратха Арджуны похожа на Ратху Дхармараджи, но меньшего размера - 3,5×4,9 метров, высотой 6,1 метров. Она также имеет квадратную форму в плане.
Ратха Арджуны и бык Нанди справа
Стены украшены 14 скульптурами - это 4 стражника (дварапалы) на выходе из святилица, бог Вишну, мудрец (риши) со своим учеником, бог Картикея на слоне (или бог Индра?), Шива с Нанди, остальные - простые люди. Храм в честь Шивы, потому в центре композиции находится сидящий Шива. Одна из скульптур известна как Ардханаришвара (объединённая форма божества Шивы и его супруги богини Парвати или Умы).
Бык Нанди
Между Ратхой Арджуны и Ратхой Драупади по бокам отдельно стоят фигуры льва (транспорт Дурги) и быка Нанди (транспорт Шивы). Обе высечены из цельного камня, как и все другие объекты комплекса.
Ратха Драупади справа
Ратха Драупади представляет собой сооружение, напоминающее деревенскую хижину банглу с соломенной крышей, какие приняты в Бенгалии. Криволинейная крыша, заканчивающаяся квадратом со сторонами в 76 см достаточно заметный элемент всего комплекса. Не помню, чтобы где-то в Индии я видел храм с подобной крышей. Эта ратха имеет общую платформу с Ратхой Арджуна. Платформа состоит из чередующихся голов слонов и львов. В форме Ратха Драупади - квадрат 3,4×3,4 метра, высотой 5,5 метров. Мастера успели высечь внутреннее помещение святилища 2х1,4 метра. Входная дверь с запада. Две стражницы охраняют вход. У одной в руке лук, у другой меч.
Ратха Драупади
Внутри святилища изображена Дурга с четырьмя руками. В верхних руках Дурга держит морскую раковину (шанкху) и чакру (боевой диск), нижняя рука в позе благословения, другая лежит на бедре. На богине надет нагрудник без бретелек. Верующий слева готов обезглавить себя в качестве подношения. Верующий справа с завязанными локонами, обнажающими шею для отсечения головы, калечит части своего тела. Этот индуистский обряд жертвоприношения богине связан с мифом о её роли как Махишасурамардини (убийцы демона Махишасуры). На изображениях Дурги в нишах богиня стоит на голове буйвола, как раз и символизирующего Махишасуру. Два гоблина сбоку держат мечи, а те двое, что с внутренней стороны, подняли вверх по руке. Лев является транспортом богини Дурги. Здесь эта каменная скульптура высотой 1,8 метров.
Лев Дурги и Ратха Накула Сахадев
Ратха Накула Сахадев стоит сбоку от линии, на которой расположились 4 других ратхи. Задняя часть представляет собой полукруглую форму. Внутри ратхи нет идола для поклонения. Портик веранды создан при помощи двух колонн с львиными основаниями.
Ратха Накула Сахадев
Прибрежный храм
Марко Поло (1271 - 1295), и в след за ним другие мореплаватели, обозначали город на своих картах как "Семь пагод". На самом деле имелись ввиду семь индуистских храмов на берегу, которые являлись заметным ориентиром при приближении с моря к оживлённому морскому порту Махабалипурам. Сохранился только один храм (3 фото ниже). А вот остальные поглотило море скорее всего после цунами в XIII веке. Водолазы исследовали море в нескольких сот метрах от берега. Обнаружили один храм из гранита, древние наскальные скульптуры львов, слонов и павлинов, которые использовались для украшения других храмов. Согласно табличке у храма, строительство комплекса было завершено при короле Раджарадже I (985 - 1014).
Ритуальный бассейн у храма
Издалека этот сохранившийся на берегу храм действительно выглядит как пагода. Высота его башни (шикхары) 18 метров. Есть ещё одна башня меньшего размера. Она тоже восьмиугольной формы и выполнена в дравидийском архитектурном стиле. Простое название - Прибрежный храм контрастирует с важным его значением в историческом и архитектурном плане. Это древнейший храм Шивы в Южной Индии. К тому же, он сложен из гранитных блоков и представляет из себя отдельное сооружение, тогда как в этой местности в те времена было принято вырубать храмы в скальной породе.
Восход над Бенгальским заливом
Цунами 2004 г. не причинило храму ощутимый ущерб. Он состоит из трёх святилищ, можно даже сказать из трёх маленьких храмов. На каменной плите храма написаны их сложные индийские названия. Если смотреть с северной стороны, строение кажется копией Ратхи Дхармараджа. Один храм из трёх обращён на восток. Потому лучи взошедшего солнца попадали внутрь святилища прямо на лингам Шивы высотой 180 см.
Восточная сторона храма
Второе святилище поменьше тоже принадлежит Шиве. А между ними третье святилище в честь лежачего Вишну. Внешняя стена храма Вишну украшена многочисленными скульптурами. А стены всего храма окружены скульптурами Нанди и разделены пилястрами на отсеки, где в нижней части вырезаны фигуры вставших на дыбы львов. Вся конструкция прилично повреждена ветрами, которые почти тысячу лет дуют с моря. Храм подвергли химической обработке, чтобы предотвратить просачивание в камень солёной воды, удалить накопленную ранее влагу и сохранить прочность камня. Вокруг храма посажен кустарник казуарина.
Пещерные храмы
Их здесь десять. Выполнены в виде вихары. В архитектурном понятии вихара - буддистское и джайнское жилое помещение для монахов с открытым двором. В индуизме вихара - сооружение в скале в виде общего зала с кельями монахов (их личным пространством иногда с кроватями из камня). Иногда в зале есть отдельное святилище со ступой. В поздних строениях вместо ступы устанавливали статую Будды. Лучший пример вихар в Индии находится в Аджанте и в пещерах Канхери в Мумбаи.
Наиболее интересные скальные храмы Махабалипурама в виде вихары выстроены в честь: Варахи, Ади Варахи, Кришны, Махишасурамардини (Дурги), Рамануджи, Дхармараджи, Конери, Котикала, Панчапандава.
Пещерный храм Варахи построен в честь 4-й аватары Вишну - кабана. У входа в храм всего лишь 2 пилястры и 2 колонны. Все с телом и головой тигра. За колоннами квадратное святилище. По углам стражники. Всего здесь четыре великолепных панели с индуистскими легендами.
Храм Варахи
На левой стене легенда о человеке-вепре Варахе. Он повернут направо, а не как обычно, налево, и бережно держит спасённую им Бхуми из вод Паталы, а не подвешивает её на своих клыках. Она сидит рядом с его поднятым коленом, а Вараха топчет демона, создавшего хаотические воды.
Легенда о Варахе
На противоположной стене легенда о Вамане-Тривикраме. Пятая аватара Вишну - карлик делает третий огромный шаг, чтобы закрыть небеса. Здесь часть легенды не показана, как это принято на других храмах Индии. А суть легенды такая. Однажды всеми мирами правил царь Бали. Вишну принял облик мальчика-карлика, предстал перед Бали, и попросил у него кусок земли размером в три шага. Бали согласился. После этого карлик начал расти. Став гигантом, он за два шага покрыл всю Землю, небо и остальную часть вселенной со всеми планетами, а третьим шагом наступил на голову Бали. "Тривикрама значит "трижды шагнувший" в отношении Вишну, когда его первый шаг соответствует нижнему миру, второй - верхнему, а третий, наиболее важный, представляет собой единение первых двух и символизирует целостность вселенной.
Легенда о Вамане-Тривикраме
Справа от святилища легенда о богине Дурге. Победоносно она стоит на лотосе в четырьмя руками. Воин рядом с ней готов принести себя в жертву, а другой преклонил колено перед ней. Видим льва - ваханы Дурги (транспорт), антилопу и убегающих в испуге ганов.
Легенда о Дурге
Слева от святилища легенда о Гаджалакшми (образ богини счастья и богатства Лакшми). Она сидит на лотосе в позе йогини. В её руках два бутона лотоса. В ушах патра кундала (одно из пяти видов золотых украшений для ушей). Рядом с ней находятся апсары с кувшинами с водой. За ней две большие слоновьи головы - одна поднимает кувшин с водой, а другая наклоняет кувшин, чтобы разбрызгивать воду.
Легенда о Гаджалакшми
Пещерный храм Рамануджи состоит из трёх кельи, посвящённых скорее всего Брахме, Шиве и Вишну. Между двумя львиными колоннами фасада есть надпись на санскрите о Рудре (одной из форм Шивы). После реставрации с расширением мандапы (павильона для ритуалов) храм стал местом работы учёного-вайшнава Рамануджи. У основания колонн типичные в Южной Индии изображения Яли - мифического животного в индуизме, символизирующего борьбу человека со стихийными силами природы. Яли изображается с головой и телом льва, хоботом и бивнями слона, и иногда с лошадиными чертами.
Храм Рамануджи
Пещерный храм Махишасурамардини обязательно стоит посетить для знакомства с лучшим примером наскального искусства тамильского храма. Одна колонна была заменена. У входа в святилище колонны со львами, что необычно для храма Махабалипурама.
Храм Магишасурамардини
Были оформлены стены храма, одна колонна и одна пиляста. Фасад, потолок и пол так и не были закончены. За колоннами три святилища. В центральной находится большой каменный рельеф с изображением Сомасканды, где Шива сидит в позе йоги, а рядом супруга Парвати с младенцем Скандой. За ними стоят Брахма, Вишну и Сурья.
Посмотрим на два барельефа. Это поистине потрясающая работа древних мастеров. Справа в храме находится барельеф с легендой Махишасурамардини о ключевой битве между Дургой (верхом на льве) и могущественным демоном по имени Махишасура (бык с дубиной).
Легенда о Махишасурамардини
Слева в храме легенда о Вишну, Мадху и Кайтабхе. Последние двое произошли от ушной серы Вишну и совершили долгую аскезу в честь Махадеви. За это богиня даровала им способность смерти только с их согласия. В это время асуры (мелкие демоны) напали на Брахму и украли Веды. Брахма обратился за помощью к спящему Вишну. Два асура дали достойное сопротивление Вишну. Тогда Вишну сказал, что те достойны награды. Гордые асуры ответили, что не нуждаются. Тогда Вишну попросил Мадху и Кайтабху убить их.
Легенда о Вишну, Мадху и Кайтабхе
Храм Олакканешвара расположен на скале над храмом Махишамардини. Британцы сделали из него маяк в 1887 г. К этому квадратному храму можно забраться по ступеням и обойти вокруг, рассматривая барельеф с легендой из "Рамаяны" и Шиву в образе йога.
Храм Олакканнесвара сверху
Маяк Махабалипурама работает в 1904 г. У туристов есть возможность подняться на высоту 26 метров внутри маяка в определённое время. На этом самом высоком месте города был маяк VII века, возможно старейший в Индии. В эпоху паллавов Махабалипурам был морским портом.
Маяк
"Низвержение Ганга"
Каменный барельеф 29×13 метров под открытым небом также имеет название "Покаяние Арджуны". Является одним из крупнейших наскальных рельефов Азии и фигурирует в нескольких индуистских священных писаниях. Был создан в честь победы царя Нарасимхавармана I над императором Чалукья Пулакешином II.
Рельефные скульптуры высечены на двух монолитных глыбах, обращённых на восток. Сюжет - типичная концепция древних индийских мастеров по камню о возвышенной преемственности во всём живом. Легенда повествует о спуске священной реки Ганг с небес, которое случилось после молитв великого царя Бхагиратхи. Наиболее полное описание мифа о Бхагиратхе содержится в "Рамаяне".
Барельеф "Нисхождение Ганга"
Когда-то на вершине скалы располагался резервуар для воды, из которого во время религиозных праздников вытекала вода, символизировавшая реку Ганг. Вода стекала каскадом по расщелине и каменным кобрам, как будто по дредам Шивы. Кобры (наги - спутники Шивы) здесь имеют вид человекоподобного существа, то есть наделены душой. Они символизируют плодородие и защитные силы природы.
Естественная расщелина между двумя валунами искусно обработана скульптурой наблюдающих за всем этим действом людей, богов, персонажей из пуран (киннары, гандхарвы, апсары, ганы), а также дикие и домашние животные. Фигуры обезьян копируют йогические позы мудрецов.
В центре - расщелина
Шива изображен стоя (фото внизу). Люди с приличными животами рядом - это брахманы в нирване, наделённые даром вечно оставаться рядом с этим богом. Чуть в стороне некто стоит на одной ноге (знак аскетизма). По одной версии - это фигура царя Бхагиратхи. Он совершал аскезы, чтобы Ганг мог спуститься на землю и омыть прах его родственников, освободив от грехов.
Шива и аскет на одной ноге
По другой версии - это воин Арджуна в период выполнения тапаса (строгой духовной медитативной практики в индуизме). Арджуна старается получить благословение Шивы в войне, а также совершает покаяние за случайную схватку с ним. Эта сцена описывается в эпосе "Махабхарата". Во время опасности для Арджуны Шива появился в виде охотника. Асуры (демоны) послали кабана убрать Арджуну. Арджуна и Шива одновременно убивают кабана и спорят между собой кто именно выпустил смертельную стрелу. Шива открывается Арджуне и даёт ему своё самое мощное оружие.
Из необычных изображений отмечу оленя, почёсывающего нос и карлика с длинными ушами в колпаке на голове, бъющего в барабан. Но самое заметное и милое изображение - семья слонов. Во главе самца она идёт на водопой. Под папой четыре слонёнка. Пятый малыш совсем отстал и идёт позади мамы.
Киннары
Справа и слева от расщелины мы видим несколько пар киннаров мужского и женского рода. Чтобы нам стало ясно, что они летят по воздуху, мастера подогнули их ноги в коленях. "Киннар" дословно "небесная музыка" в индийской позднейшей мифологии - полубоги или духи, живущие на горе Кайлас, там, где обычно обитает бог Шива. Они являются небесными певцами и музыкантами.
Лесные сцены
Рассмотрим лесные сцены слева от расщелины: два охотника на деревьях (находятся выше крон); лев собирается напасть на двух других охотников за двумя деревьями; сидящая обезьяна; лев в логове перед двумя оленями (один повреждён); охотник несёт сосуд на плече, а другой добычу, висящую на палке, есть изображение птицы и зайца.
Почти по всему верху этой картины в камне изображены горы, рассказывая, что истоки Ганга находятся в Гималаях, а среди гор живут пышногривые львы и бараны.
Храм Вишну и олень, почёсывающий нос
Слева от расщелины стоит храм Вишну в стиле Ратхи Драупади с куполообразной крышей. А наверху крыши ступа, и слева олень смотрит на неё (буддистское влияние). Мудрец у храма читает проповеди трём ученикам (вандалы оставили их без головы). Рядом лев, пара оленей и маленькая черепаха. Последняя говорит о том, что храм расположен у реки. Все реки в индуизме считаются священными и храмы располагаются по возможности у реки.
Масляный шар Кришны
Сложно представить, что столь заметный объект не будет в Индии окутан мифом. По индуистским текстам, Кришна часто крал масло из маслобойни своей матери. Масляный шар в Махабалипураме (Ваан Ираи Кал - "Камень Бога неба") - огромный каменный валун размером 6 х 5 метров, весом 250 тонн.
Кажется, что камень едва держится на склоне. С трёх сторон валун кажется круглым. Но часть с северной стороны откололась. В городе Махабалипурам есть ресторан Krishna's Butterball.
Вдохновение балансом камня привело к созданию никогда не падающих традиционных тамильских глиняных кукол Танджавур Боммай, которые каждый раз возвращаются в исходное положение.
В 1908 г. глава города с помощью семи слонов хотел сдвинуть камень вниз.
Я запускаю идею сделать Масляный шар Кришны символом прочной дружбы между Индией и Китаем. В октябре 2019 г. у шара премьер-министр Индии Нарендра Моди и председатель КНР Си Цзиньпин сделали совместное фото, взявшись за руки.
Читайте другие статьи в моей библиотеке.
Приглашаю вас на экскурсии в Гоа и по Индии.
Буду рад вашему комментарию ниже.
© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru
Комментариев пока нет