Главная \ Фоторассказы

Фоторассказ о Варанаси

0
190

1 часть

2 часть


Варанаси - город жизни


Фото Варанаси


Все реки в Индии считаются священными. Но Ямуна (Джамна) и в особенности Ганг - самая длинная индийская река, ведущая свое начало в Гималайских горах, - наиболее почитаемые для всех индуистов, то есть тех, кто всю жизнь отдает дань веры индийским богам, главным образом Шиве и Вишну во всех его реинкарнациях. Река мне представилась чистой, по крайнее мере на вид. Она названа в честь богини Ганги - сестры богини Парвати (супруги Шивы). Ганга покровительствует этой реке, обеспечивает связь между мирами и средством для очищения. Она также является символом материнства.  

Джаласен р

Если левый берег Ганга окантован каменными ступенями со множеством домов, то правый берег абсолютно пустынный. В сезон дождей река значительно расширяется. Но через несколько сотен метров от берега город продолжается. Желающих окунуться в Ганг могут доставить верблюды.

Варанаси 7

Ганг имеет длину 2700 км. По водоносности вместе с притоком Брахмапу́трой занимает 3-е место в мире после Амазонки и Конго. Бассейн Ганга составляет более 1 млн. км². Его берега являются самым густонаселённым районом в мире. Кроме Варанаси на реке расположены священные города для индуистов Праяградж (Аллахабад) и Харидвар.

Варанаси 5

Паломники прибывают в Варанаси ежедневно тысячами, чтобы очистить карму в Ганге после молитвы в индуистском храме. Делают это они со ступенек гхат. Но на правом берегу тоже есть много желающих окунуться в священную реку.

Варанаси 10

В Варанаси мечтают пожить в молитвах последние свои годы, месяцы или дни индуисты, либо хотят, чтобы их бренные тела были сожжены именно у берега Ганга. Они верят, что здесь душа максимально очистится. Последние 3000 лет, с тех пор как сюда пришли арии с севера, на Индостане принято сжигать мертвые тела причем через несколько часов после кончины человека. Но к смерти в Индии относятся спокойнее, чем принято у нас. Это часть жизни не только человека, но и Вселенной. 

Маникарника 2

На фото выше вид крематория у гхата Маникарника. За особую плату тела сжигают прямо на берегу. Эта процедура не прерывается тысячу лет. Также беспрерывно разгружаются дрова. Пустые лодки уплывают, груженые прибывают. Занимается всем процессом особая каста и ее представители не бедные. Прах покойников с золой смешивается вместе с соседними останками в кучу и все это подносится к Гангу в сетках. Представители этой же касты погружают сетки в воду и начинают искать расплавленные куски золота, которые забирают себе на законных основаниях. Зачастую родственники забывают снять с покойников некоторые украшения и оставляют золотые зубы. 

Маникарника

В Индии смерть - это праздник, начало новой жизни для души или избавление ее от цикла перерождений. Плакать во время похоронного обряда не полагается, хотя и видимой радости, конечно, не увидите. В индуизме жизнь человека - это проверка каждого "на вшивость" или даже наказание за грехи в предыдущих жизнях. Высшее сословие в длинной иерархии индуизма - брахманы считаются дваждырожденными, то есть их душа должна бы уже закончить цикл перерождений, но они решили ещё раз помучиться на этой земле, чтобы нами дураками управлять. Их уважают,  почитают, но не смеют прикоснуться, чтобы не осквернить почти небожителя. Индуисты верят, что на смертном одре каждого человека боги видят какую карму тот накопил за свою жизнь, как соблюдал свою дхарму (образ жизни, прописанный для каждой касты) и решают дальнейшую судьбу души. Каждый из верующих хочет, чтобы душа после смерти оказалась в нирване, другими словами закончила цикл перерождений колеса Сансары. Так вот, умереть и быть сожжёным в священном Варанаси, раствориться в виде праха в водах Ганги означает избавление от перерождения души.    

Махараджа Харишчандра 1

Только на трёх гхатах из 84 можно выполнять похоронные обряды. Вот гхат Махараджа Харишчандра. Почти как в кинотеатре установлены несколько рядов скамеек, где можно ожидать окончания кремации. Костер обычно горит не более 4-х часов. Счастливая душа покойника улетает в другую жизнь. А рядом грешная жизнь продолжается - снуют пешеходы, проплывают лодки, овцы кушают разбросанный вокруг корм. За ритуал кремации в Варанаси люди платят немалые деньги еще при жизни. Большинство из людей копит средства много лет. Ведь нужно оплатить работу жрецов-брахманов. Они еще 4 недели будут читать молитвы, чтобы душа погребённого не заблудилась и нашла правильную реиркарнацию.

Нарад

Тем не менее, я никогда не соглашусь с шокирующим названием тура "Варанаси - город мертвых", которым завлекают некоторые турфирмы на свою экскурсию. Это признак незнания самой турфирмой или экскурсоводом сути Варанаси. Прежде всего город привлекает к себе как раз живых. После молитвы в индуистских храмах паломники торопятся очистить карму в водах Ганга.

Дурга

Один из самых посещаемых в Варанаси - это храм богини Дурги (на фото выше). Дурга (или Кали) являет собой грозное воплощение жены Шивы Парвати. Образ появился в тот момент, когда Махиша свергнул всех богов на землю и установил свою власть на небесах. И только Дурга смогла заколоть демона, когда то, убегая, перевоплотился в быка.  

Хампи Ачутарайя
Изображение богини Дурги в Хампи


Вид богини максимально страшный: во рту видны клыки, в каждой из десяти рук она держит оружие, её ожерелье состоит из черепов, а юбка из отрубленных рук демонов. Ядовитая змея может обвивать её шею или использоваться в качестве пояса. Такой вид нужен для устрашения грешников и для разрушения всего, что мешает развитию.

Дурга 6

Высунутый ярко красный язык брахман должен смазывать свежей кровью. В Колкате (Калькутте) и штате Западная Бенгалия - целый культ этой богини. В праздники в качестве подношений используются тела забитых животных (кур, коз, буйволов), но не самок. В другие дни её изображение (мурти) поливают молоком, кладут рядом куркуму, нимовые листья и лимоны. Дурге в основном поклоняются индийские женщины, которые считают ее своей покровительницей. Они взывают к ней при родах, просят установить гармонию и равновесие, благополучие и покой.  

Дурга 7

Но главный храм, притягивающий в Варанаси верующих со всей Индии - это храм Вишванатх в честь Шивы. Там мы видим его жену Парвати в ином воплощении - богини пищи Аннапурны, а также покровительницы Варанаси. С 5 утра и до 16 часов верующие выстраиваются в 2-х часовую очередь, чтобы посетить один из самых священных храмов Индии. Даже мне - опытному путешественнику по Индии - было настоящим квестом попасть в этот храм. Слышал, что до недавнего времени он был закрыт для иностранцев. Знал, что для входа нужен паспорт. И потратил не менее часа, чтобы по узким лабиринтам шириной пару метров с домами по сторонам найти нужные ворота - Gate 4. Пару раз в определенных местах этих улочек видел полицейских с автоматами группами по пять человек. Охрана храма Вишванатх и подступов к нему беспрецедентная. Конечно, охраняются не 830 кг золота, что использовалось для покрытия крыши. В Индии боятся терактов. Хотя последний в этом храме был по словам сопровождающего меня брахмана более 100 лет назад. Вообщем, внутрь в этот день я не попал, так как иностранец может сюда пройти до 17 часов, а местный - до 18 часов. 

Дашашвамед 5

На следующий день в 6 утра я был у ворот №4 к храму Вишванатх. Именно здесь вход для индийцев, кто не желает стоять в очереди и для всех иностранцев. Местный житель платит 300 , иностранец в два раза больше. В цену входит просад (пища, сладость, которая выдается верующему как священный дар от бога), а также ячейка с ключом для оставления вещей. Камера хранения прямо возле билетной кассы внутри помещения. При покупке билета никто не спрашивает веруете ли вы в индуизм и не задает никаких вопросов. С собой можно взять и пронести внутрь храмового комплекса только самое необходимое - очки, паспорт, деньги, подношение. В обязательном порядке для иностранцев формируется группа, которая следует в сопровождении англоязычного брахмана-жреца. Он же провожает верующего на выходе.

Варанаси 45

Я долго изучал округу, чтобы сделать фотографию храма Вишванатх в целях представить на своем самом добром сайте об Индии. Внутрь пронести ни смартфон, ни фотокамеру совершенно невозможно. Думал, может подняться наверх какого-то здания. Но обнаружил вышку с автоматчиком. Поверьте, шансов сделать фото храма нет. В Интернете обнаружите пару фотографий плохого качества. Таким образом, храм Вишванатх самый труднодоступный, самый охраняемый и отчасти самый секретный в Индии, хотя вместе с этим, думаю, самым посещаемый в стране. Выше фото у одних из входов в комплекс - максимум, что я смог увезти на память о посещении. 

Контроль такой же как и в аэропорту. Нас в группе было двое. Вторым был молодой паренек из Лондона, которого было отправили на досмотр вместе с женщинами. Оказалось, что он только похож на женщину и вернули к мужчинам. На входе после сверки паспорта и имени в бумаге, нужно пройти некоторое расстояние, чтобы очутиться у храма, внутрь которого на самом деле доступа нет - святилище с божеством (мурти) находится сбоку. У него и молятся верующие. На это дается несколько секунд, так как позади очередь в ряд по одному. У другого святилища - Аннапурны очереди нет, но людей всегда много. 

 Гулария 1

Варанаси 79

 Продолжение следует.


Читайте другие статьи в моей библиотеке. Приглашаю вас на экскурсии в Гоа и по Индии.

Комментарии

Комментариев пока нет