2 часть
Все, кто всю жизнь отдаёт дань вере индийским богам, главным образом Шиве, Вишну и Шахти почитают индийские реки, особенно Ганг и Ямуну (Джамну). Ганг - самая длинная индийская река, ведущая своё начало в Гималайских горах. Ганг мне представился чистым, по крайнее мере на вид. Река названа в честь богини Ганги - сестры богини Парвати (супруги Шивы). Ганга покровительствует этой реке, обеспечивает связь между мирами, является средством очищения, является символом материнства.
Если левый берег Ганга окантован каменными ступенями (гхатами) со множеством домов у самой верхней, то правый берег абсолютно пустынный. В сезон дождей река значительно расширяется. Потому город продолжается через несколько сотен метров от правого берега, который сплошь состоит из песка.
Ганг тянется на 2700 км. По водоносности вместе с притоком Брахмапу́трой занимает 3-е место в мире после Амазонки и Конго. Бассейн Ганга составляет более 1 млн. км². Его берега являются самым густонаселённым районом в мире. Кроме Варанаси на реке расположены священные города для индуистов Праяградж (бывший Аллахабад) и Харидвар.
Важным ритуалом индуизма является обряд очищения в реке. Паломники прибывают в Варанаси ежедневно тысячами, чтобы очистить карму в Ганге после молитвы в индуистском храме. Для спуска к воде на левом берегу используются ступеньки гхат. Желающих окунуться в Ганг с правого берега могут доставить к воде верблюды.
В Варанаси мечтают пожить в молитвах последние свои годы, месяцы или дни индуисты, либо хотят, чтобы их бренные тела были сожжены именно у берега Ганга. Они верят, что здесь душа максимально очистится. Последние 3000 лет, с тех пор как сюда пришли арии с севера, на Индостане принято сжигать мёртвые тела, причём через несколько часов после кончины человека. Но к смерти в Индии относятся спокойнее, чем принято у нас. Это часть жизни не только человека, но и Вселенной.
На фото выше вид крематория у гхата Маникарника. За особую плату тела сжигают прямо на берегу. Эта процедура не прерывается тысячу лет. Также беспрерывно разгружаются дрова. Пустые лодки уплывают, гружёные прибывают. Занимается всем процессом особая каста и представители её не являются бедными люди. Прах покойника вместе с золой подносится к Гангу в сетках. Представители этой же касты погружают сетки в воду и начинают искать кусочки золота, которые забирают себе на законных основаниях. Зачастую родственники либо намеренно оставляют, либо забывают снять с покойников некоторые украшения и золотые зубы. Я ожидал, что процесс развеивания праха над рекой происходит более торжественно. На самом деле его просто выбрасывают в Ганг в одной куче с останками других людей.
Разгрузка дров
В Индии смерть - это праздник, начало новой жизни для души или избавление её от цикла перерождений. Плакать во время похоронного обряда не полагается, хотя и видимой радости, конечно, не увидите. В индуизме жизнь человека - это проверка каждого "на вшивость" или даже наказание за грехи в предыдущих жизнях. Высшее сословие в длинной иерархии индуизма - брахманы считаются дваждырождёнными, то есть их душа должна бы уже закончить цикл перерождений, но они решили ещё раз помучиться на этой земле, чтобы нами дураками управлять. Их уважают, почитают, и не смеют прикоснуться, чтобы не осквернить почти небожителя. Индуисты верят, что когда человек находится на смертном одре, боги видят какую карму тот накопил за свою жизнь, как соблюдал свою дхарму (образ жизни, прописанный для каждой касты) и решают дальнейшую судьбу души. Каждый из верующих хочет, чтобы душа после смерти оказалась в нирване, другими словами закончила цикл перерождений колеса Сансары. Так вот, умереть и быть сожжённым в священном Варанаси, раствориться в водах Ганга означает избавление от перерождения души.
Только на трёх гхатах из 84 можно выполнять похоронные обряды. На снимке выше гхат Махараджа Харишчандра. Почти как в кинотеатре установлены несколько рядов скамеек, где можно ожидать окончания кремации. Костёр обычно горит не более 4-х часов. Счастливая душа покойника улетает в другую жизнь. А рядом грешная жизнь продолжается - снуют как ни в чём не бывало пешеходы вдоль набережной, проплывают лодки, овцы кушают разбросанный вокруг корм. За ритуал кремации в Варанаси люди платят немалые деньги ещё при жизни. Из них большинство копит средства много лет. Ведь нужно оплатить работу жрецов-брахманов. Те ещё 4 недели после сожжения тела будут читать молитвы, чтобы душа погребённого не заблудилась и нашла правильную реинкарнацию.
Тем не менее, я никогда не соглашусь с шокирующим названием тура "Варанаси - город мёртвых", которым завлекают некоторые турфирмы на свою экскурсию. Это признак незнания самой турфирмой или экскурсоводом сути Варанаси. Прежде всего город привлекает к себе как раз живых. Я называю свою экскурсию "Варанаси - город жизни".
Храм Дурги
Храм богини Дурги один из самых посещаемых в Варанаси. Дурга (или Кали) являет собой грозное воплощение жены Шивы Парвати. Образ появился в тот момент, когда Махиша свергнул всех богов на землю и установил свою власть на небесах. И только Дурга смогла заколоть демона. Убегая от неё, тот перевоплотился в быка.
Изображение богини Дурги в Хампи
Вид богини максимально страшный: во рту видны клыки, в каждой из десяти рук она держит оружие, её ожерелье состоит из черепов, а юбка из отрубленных рук демонов. Ядовитая змея может обвивать её шею или использоваться в качестве пояса. Такой вид нужен для устрашения грешников и для разрушения всего, что мешает развитию.
Приношение Дурге
Высунутый ярко красных язык брахман должен смазывать свежей кровью. В Колкате (Калькутте) и штате Западная Бенгалия особое почитание этой богини. В праздники в качестве подношений используются тела забитых животных (кур, коз, буйволов), но не самок. В другие дни её изображение (мурти) поливают молоком, кладут рядом куркуму, нимовые листья и лимоны. Дурге в основе своей поклоняются индийские женщины, которые считают её своей покровительницей. Они взывают к ней при родах, просят установить гармонию и равновесие, благополучие и покой.
Женщины у храма Дурги
Главное же культовое место, притягивающее в Варанаси верующих со всей Индии - это храм Вишванатх в честь Шивы. Там мы также видим его жену Парвати в ином воплощении - богини пищи Аннапурны, а также покровительницы Варанаси. С 5 утра и до 16 часов верующие выстраиваются в 2-х часовую очередь, чтобы посетить этот один из самых священных храмов Индии. Даже мне, опытному путешественнику по Индии стало настоящим квестом попытка попасть внутрь. Слышал, что до недавнего времени он был закрыт для иностранцев. Знал, что для входа нужен паспорт. И потратил не менее часа, чтобы по узким лабиринтам шириной пару метров с домами по сторонам найти нужные ворота - Gate 4. Пару раз в определённых местах этих улочек видел полицейских с автоматами группами по пять человек. Охрана храма Вишванатх и подступов к нему беспрецедентная. Конечно, охраняются не 830 кг золота, что использовалось для покрытия крыши. В Индии боятся терактов. Особенно на фоне индуистскости, взятого за основу курса правящей партии во главе с премьер-министром Нарендрой Моди. Всё здесь очень строго, хотя последний акт насилия в этом храме был по словам сопровождающего меня брахмана более 100 лет назад. В поисках нужного входа я опоздал. Иностранец может сюда пройти до 17 часов, а местный - до 18 часов.
На следующий день в 6 утра я был у ворот № 4 к храму Вишванатх. Именно здесь вход для индийцев, кто не желает стоять в очереди и для всех иностранцев. Местный житель платит 300 ₹, иностранец в два раза больше. В цену входит просад (пища, сладость, которая выдаётся верующему как священный дар от бога), а также ячейка с ключом для временного хранения вещей. Камера хранения прямо возле билетной кассы внутри помещения. При покупке билета никто не спрашивает веруете ли вы в индуизм и не задает никаких вопросов. Так было не всегда. С собой можно взять и пронести внутрь храмового комплекса только самое необходимое - очки, паспорт, деньги, подношение. В обязательном порядке для иностранцев формируется группа, которая следует в сопровождении англоязычного брахмана-жреца. Он же провожает верующего на выходе.
Я долго изучал округу, чтобы сделать фотографию храма Вишванатх в целях представить на своём самом добром сайте об Индии. Внутрь пронести ни смартфон, ни фотокамеру совершенно невозможно. Думал, может подняться наверх какого-то здания. Но обнаружил только вышку с автоматчиком. Поверьте, шансов сделать фото храма нет. В Интернете обнаружите только пару фотографий плохого качества. Таким образом, храм Вишванатх - самый труднодоступный, самый охраняемый и отчасти самый секретный в Индии, хотя вместе с этим, думаю, один из самых посещаемых в стране. Выше фото у одних из входов в комплекс - максимум, что я смог увезти на память о посещении.
Контроль на входе в храм даже строже, чем в аэропорту. Нас в группе было двое. Вторым был молодой длинноволосый паренёк из Лондона, которого было отправили на досмотр вместе с женщинами. Оказалось, он только похож на женщину. Потому под смех сопровождающего нас брахмана его вернули к мужчинам. На входе после сверки паспорта и имени в бумаге, нужно пройти некоторое расстояние, чтобы очутиться у храма, внутрь которого на самом деле доступа нет - святилище с божеством (мурти) находится сбоку на всеобщем обозрении. У него и молятся верующие. На это даётся несколько секунд, так как позади очередь в ряд по одному. У другого святилища - Аннапурны очереди нет, но людей всегда много.
Продолжение следует.
Читайте другие статьи в моей библиотеке.
Приглашаю вас на экскурсии в Гоа и по Индии.
Буду рад вашему комментарию ниже.
© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru
Комментариев пока нет