Главная \ Полезная информация \ Город Джодхпур \ Достопримечательности Джодхпура

Достопримечательности Джодхпура


Четыре главных туристических объекта Джодхпура:


О городе Джодхпур   
О городе Удайпур 


Крепость Мехрангарх 


Крепость Мехрангарх (Meherangarh) обязательна для посещения туристами. Расположена на плато холма в 125 м высотой. Была заложена основателем Джодхпура Рао Джодха в 1459 г. Основная же ее часть  построена в период правления Джасвант Сингха (1638-78 годы). В те времена взять штурмом такую крепость было невозможно. Поэтому она была более известна как укрепленный дворец раджпутских правителей вплоть до 1943 г.  
 

Джодхпур Мехрангарх


Крепость Мехрангарх соединена с Джодхпуром дорогой длиной 5 км. Плато, на котором она  расположена состоит из трёх участков: дворец в северо-западной части, большая терраса восточнее дворца и хорошо укреплённая часть на юге.

В крепости много ворот, идущих друг за другом. Первые ворота, через которые проходит посетитель называются Джай (Jai Pol) и были построены Ман Сингхом в 1808 г., чтобы отпраздновать победу над махараджей Джагат Сингхом из Джайпура. На фото внизу.
 

Джодхпур Мехрангарх


Далее будут более старые ворота Фатех (Fateh Pol), построенные Аджит Сингхом в честь победы над моголами в 1707 г. 

Ворота Дедх Кангра (Dedh Kanghra Pol) возведены в XVI веке и до сих пор носят шрамы от попадания пушечных ядер. 

Ворота Лоха (Loha Pol) - самые первые ворота в крепость. Они были построены в XV веке, а фасад закончен в XVI веке. На воротах остались железные шипы для отпугивания слонов, которых завоеватели могли привлечь для штурма. Сразу за воротами находятся отпечатки в камне 15 ладоней с пальцами в честь Сати (ритуальное самоубийство вдов на погребальном костре мужа). Последними такой ритуал совершили жены махараджи Ман Сингха в 1843 г. 

После ворот Сурадж (Suraj Pol) посетитель ступает на лестницу, ведущую к первому дворцу. По заказу Рао Джодха архитекторы построили несколько дворцов и залов. Они совершенствовались сменяющимися правителями. Как и во всем дворце эта лестница узкая, с украшенными стенами, с витражными окнами.  
Моти Махал (Moti Mahal или Жемчужный дворец) считается самым большим дворцом форта. Дворец был построен во времена правления Сур Сингха. Здесь есть большой зал для частных встреч и пять скрытых комнат для жен махараджей, которые могли также присутствовать, но их в тоже время никто не видел. Деревянный потолок украшен золотом и зеркалами. В центре стоит трон правителя. Именно здесь проводились коронации. На фото внизу. 

Джодхпур Мехрангарх89


Хабка Махал (Khabka Mahal или спальный дворец) включал в себя спальные комнаты. Позже в одной из комнат проводились заседания правителя и его министров. 
Дворец Джанки Махал (Jhanki Mahal) был построен специально для жен махараджей, которые могли тайно смотреть за происходящим во дворе через решетчатые экраны балконов и окон. Другой особенностью дворца явились зеркала. На фото внизу. 

Джодхпур Мехрангарх79 


Шиш Махал (Sheesh Mahal) - зеркальный зал. Он использовался как храм из-за множества изображений божеств на стенах. На фото внизу.  
 

Джодхпур Мехрангарх76


Пхул Махал (Phul Mahal) был построен Абхай Сингхом (1730-50 годы). Золото, использованное при строительстве, было военной добычей после разгрома моголов. Джасвант Сингх II (1873-95 годы) добавил сюда портреты и картины. А при правлении Пратап Сингха были нанесены росписи.

Зал Тахат Вилас (Takhat Vilas) был построен махараджей Тахат Сингхом. Он был последним правителем, который жил в форте Мехрангарх. Многие традиционные стили были использованы для украшения дворца, в том числе фрески, нанесенные на на мокрую штукатурку. На полу у всякого создается видимость, что он ходит по ковру.  

 

Джодхпур Мехрангарх47


В музее посетители увидят коллекцию вооружений: личные мечи правителей Джодхпура, мечи с рукоятками из нефрита, щиты, отделанные рубинами, изумрудами и жемчугом, оружие с золотыми и серебряными украшениями на стволе. Интересно, что крепость и дворец все еще управляется королевской семьей Джодхпура. На крепостном валу выстроились большие  старинные артиллерийские орудия. Вид отсюда на город впечатляет.  
 

Джодхпур Мехрангарх

 

Дворец Умаид Бхаван

 

Это один из самых больших и красивых дворцов в Индии. Заложен по распоряжению махараны Мевара Умаид Сингха на холме Читтар. Отсюда и первое название дворца "Читтар". Затем он переименован в честь самого махараны. Строился в период с 1929 по 1943 годы. Сегодня является одной из самых больших частных резиденций мира. Внутри оформлен в стиле Арт-Деко. Внешне отражает индо-сарацинский стиль архитектуры.
 

Джодхпур Умаид Бхаван 678 — копия


Жители Древней Греции и Древнего Рима называли сарацинами всех, кто проживал за рекой Евфрат (сегодня на территории Ирана). С появлением ислама в VII веке, христиане стали обозначать этим термином представителей исламского мира, а индийцы после вторжения мусульман в Северную Индию стали называть их "моголами". 
 

В колониальной Индии британцы называли стиль зданий, построенных мусульманскими зодчими еще до их прихода индо-сарацинским и распространили название на новые строения, которые подражали старинным зданиям. Этот стиль был популярен для возведения общественных и правительственных зданий в колониальных Индии, Шри-Ланке, Малайзии. В Индии большинство зданий в индо-сарацинском стиле находятся сегодня в Мумбаи (бывший Бомбей), Ченнаи (Мадрас) и Колкате (Калькутта) - центрах британской администрации в Индии.

Еще стиль именуется индуистской готикой, могольской готикой. 
За основу взяты индуистский стиль в облике храмов и могольская архитектура. Поэтому характерными элементами стали: луковичные главы, гаремное окно, зубчатые арки, минареты, ажурная резьба, беседки Чатри. 
 

В северо-западной Индии, в частности в Раджастхане, местные князья, не зная других архитектурных форм, возводили в индо-сарацинском стиле свои дворцы. Самым лучшим примером как раз и является дворец Умаид Бхаван (Umaid Bhawan). 
 

Джодхпур Умаид Бхаван2


Дворец возводили не менее 3 тыс. инженеров, мастеров и простых работников. Он полностью симметричен. Чтобы привозить строительные материалы был построен специальный поезд и дорога. Для понимания количества земли, которое привезли для обустройства сада приводится эквивалент в 500 тыс. снаряженных ослов. В строительстве использовался камень розового цвета, привозимый за 15 км. Цемент не применялся. А вот и другие цифры:

32 м – высота купола;
347 - комнат во дворце;
44 500 м² - площадь дворца;
60 700 м²  - площадь сада; 

100 - вагонов мрамора из Макраны;
1 млн. м - стальных  трубопроводов; 
4.6 км - медной проволоки весом 200 т;
2500 кВ - мощность электростанции;
300 т - общий вес компрессоров для кондиционирования;
2,5 млн. - центнера льда.

Некоторые камни были огромного размера и устанавливались на еще большие куски льда, и после его таяния выравнивались вручную.
 

Джодхпур Умаид Бхаван 1


Корабль из Англии с мебелью для дворца был затоплен немцами в 1942 г. Сложно было найти нового поставщика мебели в стиле Арт-Деко, но задачу выполнили.

Владельцем дворца сейчас является Гадж Сингх, махараджа Джодхпура. Он разделил дворец на три части: частную резиденцию для себя и своей семьи, роскошный отель системы Тадж (Taj Hotels) и часть, открытую для посетителей, которая содержит музей с коллекцией живописи, оружия и других ценностей королевской семьи Джодхпура. 

 

Кенотаф Джасвант Тада 


Кенотаф был построен в 1899 г. Махараджей Сардаром Сингхом в честь своего отца Джасвант Сингха, который обладал целительной силой. Кенотаф - надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного. Джасвант Тада (Jaswant Thada) построен в виде храма из мрамора. Он также посвящен женам и наложницам Джасвант Сингха, которые во время обряда Сати предали себя самосожжению после смерти мужа.  
 

Джодхпур мавзолей23


С момента строительства и сегодня служит местом кремации для королевской семьи Марвар. Мавзолей построен из сложно вырезанных листов мрамора. Эти листы полированные и очень тонкие, поэтому при освещении солнцем они излучают теплый свет.
 

Джодхпур мавзолей22


На территории кенотафа есть резные беседки, многоуровневый сад и небольшое озеро. Есть три других кенотафа рядом. Кенотаф Джасвант Сингха содержит портреты правителей и махараджей Джодхпура.

Рядом с Джасвант Тада установлен памятник основателю Джодхпура Рао Джодхе. 
 

Джодхпур мавзолей 10



Рынок Сардар 


Сардарский рынок назван в честь его строителя, махараджи Сардар Сингха. Раджастхан всегда славился своей торговлей и ремесленниками. Потому посещение рынка Сардар хорошая идея для познания бытовой жизни раджастханцев, он как пример оживленного индийского рынка.  
 

Джодхпур


Рынок находится в самом центре города. Он обнесен стеной, вполне упорядочен и симметричен. В центре установлена башня с часами, которая является вполне самостоятельной достопримечательностью города.  
 

Джодхпур


Вход на рынок с обеих сторон обозначается величественными воротами. На рынке продаются: традиционные ткани ручной работы и окрашенные вручную, женские сари, коврики, кожаные изделия, как туфли и кошельки, сувениры и игрушки, в особенности вырезанные из дерева  серебряные и золотые изделия, недорогие индийские женские украшения, например, стеклянные браслеты, чай и специи, в том числе местный перец чили, антиквариат, керамика, предметы домашнего обихода, фрукты, овощи.

 

Район голубых домов Джодхпура
 

В Раджастхане есть три очень популярных среди туристов города - это Джайпур ("Розовый город"),  Удайпур ("Белый город") и Джодхпур ("Голубой город"). И все из-за цвета домов каждого города. В Джодхпуре голубые дома принадлежат брахманам (браминам) - представителям высшей варны (сословия) в индуизме. Это, впрочем, вовсе не означает, что такие люди обязательно богатые. Поэтому в самом центре города расположились скорее бедные кварталы.  Вы сами можете погулять по узким улочкам и обратить внимание на дома, окрашенные в голубой цвет – это дома брахманов. А здесь лучше рассказать о том, кто такой брахман.
 

Джодхпур Мехрангарх

 

Брахманы составляют 2-5 % населения Индии. По индуизму физическая жизнь человека - это проверка или даже наказание. От накопленной кармы (поступков и мыслей) и прожитой дхармы (предписанных правил поведения конкретной касты) зависит куда переселится душа после смерти тела. Но у представителей низких каст нет вопросов к брахманам по поводу их жизни рядом с ними, так как всем известно, что брахманы – двиджа (дваждырожденные). Другими словами их душа еще ранее должна была слиться с космической, достигнуть состояния мокши (нирваны) и уже не переселяться в другого человека. Но ради всего человечества они решили еще раз помучиться пожить и обеспечить тем самым порядок на планете. Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса. При посвящении мальчики подростки получают священный шнур, который они носят через левое плечо до конца жизни. Исторически брахманы были жрецами, а также учителями, монахами, учёными. Позже среди их профессий стали также судьи, чиновники и землевладельцы. Убийство брахмана являлось в древней Индии тягчайшим преступлением и является таковым в индуизме и сегодня.