"Россиянка"
Экскурсии в Гоа
с 2003 г.
+7 (921) 636-39-86
Экскурсии на Гоа: 1 день * 2 дня * На самолете по Индии * На сутки в Рай
© Все статьи и фото на сайте зарегистрированы в Yandex и Google
как первоисточник, перепечатка не разрешается
"Россиянка"
Экскурсии в Гоа
с 2003 г.
+7 (921) 636-39-86
Индуистский храм Ченнакешава (дословно "красивый Кешава") посвящен Вишну в форме Кешавы. Его возвели на берегу реки Кавери в поселке Соманатхапур в штате Карнатака в 35 км западнее Майсура. В 1117 г. Хойсальский правитель Вишнуварадхана завоевал эти земли. При Нарасимхе III Соманатхапур стал одним из важнейших центров империи. Его генерал Соманатха Данданаяка (отсюда и название населенного пункта) в 1268 г. лично принял в строй храм Ченнакешава. О точной дате сказано в сохранившейся надписи на камне. Кстати, в храме есть множество других надписей, которые являются либо логотипом гильдии каменщиков, либо именем художника, вырезавшего колонну или произведение искусства.
Храм Ченнакешава - жемчужина хойсальской архитектуры. Посетив еще несколько храмов той эпохи в Белуре и Халебиде, я могу смело подтвердить этот факт. Уникальность храма также в том, что еще как минимум пять храмов рядом не сохранились, от некоторых не осталось даже руин. Всему причина – опустошительные нашествия мусульман с севера полуострова Индостан. Храм Ченнакешава был отремонтирован в XVI веке по велению королей империи Виджаянагара, куда вошло королевство Хойсала после своего упадка. О ремонте свидетельствует разный цвет камней и качество работы. В XX веке храм также ремонтировался от имени правительства Майсура.
Перед входными воротами стоит высокая колонна (стамбха), на вершине которой когда-то стояла статуя Гаруды – транспортного средства Вишну. Двор с храмом окружает стена из гранитных блоков. Храм Ченнакешава в Соманатхапуре создан из мыльного камня, о котором было подробно рассказано здесь.
Храм Ченнакешава находится в центре двора, вокруг которого тянется галерея с колоннадой для отдыха верующих. Также внутри галереи находятся 64 комнаты, выполнявшие функции святилища или кельи для монахов.
Вход в храм только один – с востока (обычно в индуистских храмах есть еще входы с южной и северных сторон). При входе мы видим общий зал с невысоким потолком и 18-ю колоннами, обработанными на древнем токарном станке. Точно принцип действия станка в эпоху отсутствия электричества до сих пор не ясен. Неизвестно также как шлифовались резные каменные детали. Две колонны имеют форму 32-конечной звезды. Перфорированные стены пропускают свет внутрь.
Главное в храме - святилище. Их здесь три, предназначены для трех форм Вишну: западное (главное) - для статуи Кешавы (отсутствует), северное – для Джанарданы и южное – для Венугопалы. Все три имени встречаются в индуистском эпосе "Бхагавад-гита". Над каждым из этих святилищ возвышается потолок в виде 16-конечной звезды. У входа стоят две дварапалы (стражника) Бхадра и Субхадра. Кришна изображен с обилием украшений по всему телу, играющим на флейте. Все существа — от людей до коров, от богов до богинь поглощены божественной музыкой. На верху арки святилища последовательно вырезаны десять аватар Вишну: Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама, Рама, Баларама, Будда и Калки.
Над каждым из трех святилищ мы видим сохранившиеся башни, которые поражают детальными декоративными элементами. Все три башни одинаковой высоты. Вершина каждой башни имеет форму перевернутого цветущего лотоса. Резные фигурки на башнях изображают танцоров, гандхарвов, якшей, киртимукхов, морды львов и мифических животных.
Особый интерес представляют потолки внутри храма. Такое внимание древних мастеров к верхней части храма не часто прослеживается в индийском храмовом строительстве. Декоративная часть потолка состоит из 16 квадратов. Все они разные и вырезаны из камня. На них нашли отражение символика индуистского богословия и мотивы природы: пальмовые листья, стадии раскрытия лотоса, банановый бутон, бесконечные змееподобные узлы, символизирующий вечность, карму и сансару, ступенчатые бассейны для омовения, танцоры, музыканты, солдаты рядом с Вишну и Шивой.
Храм стоит на платформе в форме многоугольной звезды. Вокруг стояло 15 слонов. 11 из них сохранились.
Внешняя стена храма состоит из параллельных горизонтальных полос с изображениями в камне, сохраняя строгое назначение каждой. Если смотреть снизу вверх, то последовательность такая:
Подробнее о 8 ряде. Он находится выше человеческого роста. Следуют 120 красивых панелей с божествами в традиции шиваизма, шахтизма и саура, но преимущественно они посвящены Вишну в его различных аватарах из традиции вишнуизма. Из богов мы видим изображения: Ганеша, Сарасвати, Кешава, Венугопала, Джанардана, Индра, Варуна, Яма, Васудева, Йоганараяна, Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна, Будда, Лакшми, Брахма, Харихара (наполовину Шива, наполовину Вишну), Сурья, Дурга, Вишну.
Подробнее о пятом ряде. Он находится на уровне глаз. Пока верующие обходят храм по платформе слева направо, они как бы читают повествования этих произведений в правильной последовательности. На внешней стене южного святилища мы видим сцены из первой части эпоса "Рамаяна":
На внешней стене западного святилища мы видим изображения из "Бхагават-пураны":
На внешней стене северного святилища мы видим изображения из "Махабхараты":
Рельефы, изображающие повседневную жизнь людей, включают праздничные сцены, танцоров в различных позах, музыкантов с инструментами, пары в ухаживании и сексуальные сцены, кормящих матерей, охотников и скотоводов, солдат, йогов, мудрецов, людей в позе намасте, молящихся пар. Эти рельефы также включают многочисленные фризы, изображающие историю Прахлады, Хираньякашипу и Нарасимхи.