"Россиянка" - турфирма в Гоа
Организуем экскурсии по Индии с 2003 г.
+7 (921) 636-39-86
Тел.: +91 (749) 904-96-83
Экскурсии на Гоа: 1 день * 2 дня * На самолете по Индии * На сутки в Рай
© Все статьи и фото зарегистрированы в Yandex и Google как первоисточник
"Россиянка" - турфирма в Гоа
Организуем экскурсии по Индии с 2003 г.
+7 (921) 636-39-86
Тел.: +91 (749) 904-96-83
Мы в поселке Белур, где сегодня проживает 23 тыс. человек. Некогда это был главный город первых королей династии Хойсала. Тогда он назывался Велапури, а в надписях упоминается как "Земная Вайкунтха" ("Обитель Вишну") и "Дакшина Варанаси" ("Южный священный город индусов").
В честь кого построен и что символизирует храм Ченнакешава
Одним из царей Хойсала был Вишнувардхана, пришедший к власти в 1110 г. Через 7 лет он распорядился построить храм Ченнакешава (Ченнакесава, Кесава). Храм был построен первым в будущем храмовом комплексе, который застраивался далее в течение 100 лет. Об этом говорит надпись на восточной стене возле северного входа в главный зал (мандапу). Место строительства - первая столица Хойсала Велапури (Белур). Тот же правитель перенес столицу 15 км восточнее - в город Дорасамудру (или Дварасамудру, оба названия индуистские), ныне поселок Халебид (или Халебиду, оба названия дало мусульманское население).
Постройка храма Ченнакешава символизировала переход верования в новом государстве от джайнизма к индуизму, а именно к вишнуи́зму (вайшнави́зму), когда более всех индуистских богов почитается бог Вишну со всеми своими воплощениями, а также его супруга Лакшми. Храм, начиная с XII века был и остается действующим индуистским храмом, местом паломничества вайшнавов. Храм посвящен Вишну в форме Кешавы (на санскрите केशव, Keśava). В "Падма-пуране" имя Кешава означает "Юноша с красивыми, длинными волосами", а в "Бхагавад-гите" упоминается, как "Убийца демона Кеши". Там же Арджуна несколько раз использует это имя по отношению к Кришне, в частности: "Неблагоприятные знамения вижу я, о Кешава, и не предвижу блага от убиения близких своих в бою". В Пуранах описывается, что демон Кеши, в форме лошади, был послан Камсой для того, чтобы убить Кришну, но тот опередил демона.
Нашествия мусульман, разруха, восстановление и новое строительство
Первая волна завоевателей с севера пришла в период с 1306 по 1313 год с четырьмя военными походами Малика Кафура, командующего правителя Делийского султаната Ала ад-Дин аль-Хильджи. Империя Хойсала и ее столица были захвачены, разграблены и разрушены. Но империя продолжала существовать.
В храмовом комплексе Ченнакешава обнаружены 118 надписей, датированных периодом с началом XII века до XVIII века, которые рассказывают об истории храма, о пожертвованиях и периодах реставрации. Нарасимха I из династии Хойсала спонсировал содержание комплекса. Баллала II в 1175 г. добавил к храмовому комплексу кухню для приготовления ритуальной пищи и хранения зерна в юго-восточном углу, а также резервуар для воды в северо-восточном углу храма. Здесь определить стороны света легко. Вход в индуистский храм всегда с востока откуда через двери появившееся утром солнце бросает свои яркие лучи на божество в святилище.
Как это обычно бывает в индуистском строительстве, сначала возводился главный, а потом второстепенные храмы, другие постройки и стены вокруг образовавшегося комплекса. Ворота и двери в данном храме добавлены во время правления последнего правителя Хойсалы Виры Баллалы III (1292–1343). Он был убит в войне с мусульманским султанатом Мадурай. А ворота и двери были сожжены во время набега армий мусульманского правителя Мухаммада бин Туглака (1324–1351).
Когда этот район вошел в состав индуистской империи Виджаянагара, ее король Харихара II (1377–1404) спонсировал восстановление святынь и даже новое строительство. Так, в 1381 г. были добавлены четыре гранитные колонны. Через 6 лет к новой башне над святилищем - позолоченный металлический горшок (сосуд калаш для ритуальной службы). А еще через 10 лет - семиэтажную кирпичную башню (го́пурам). Такая надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов стала отличительной чертой индийской средневековой архитектуры, особенно характерной для Южной Индии. Святилища Андал, Саумянаяки, Рамы и Нарасимхи были привезены сюда из разрушенных храмов в районе Белура.
Когда под натиском пяти мусульманских султанатов империя Виджаянагара пала в 1565 г., храмы снова были частично разрушены, как и ее великолепная столица Виджаянагара (Хампи). Империя переживала кризис, было не до восстановления храмов. А в 1646 г. Виджаянагарское королевство и вовсе перестало существовать. Постепенно Индия превращалась в Британскую колонию. Прошло много лет прежде чем была организована поэтапная реставрация и длилась она тоже долго с 1709 по 1774 годы уже при правлении Хайдер Али из династии Вадияр.
В конце XIX века нижнюю часть башни над святилищем удалили после обрушения ее верха. В 1935 г. при помощи правительства Майсура и членов династии Вадияр второй главный храм комплекса Ченнигарая был перестроен, к нему добавлены новые изображения Рамануджи и Гаруды.
Особенности храма Ченнакешава
Храм примечателен своей архитектурой, скульптурами, рельефами, фризами, а также иконографией, надписями, сценами светской жизни тех времен, живописным повествованием индуистских священных текстов "Рамаяны", "Махабхараты" и пуран. Как и во многих других индуистских храмах внутри можно найти темы из шиваизма и шактизма – других ветвей индуизма, а также изображения Джины из джайнизма и Будды из буддизма.
В храме была шикхара. Такая деталь в архитектурном строительстве храмов закрепилась в Северной Индии. "Шикхара" дословно с хинди - "горная вершина" и символизирует гору Меру. Сегодня в этом храме она отсутствует. Плоская крыша нередко встречается сегодня среди сохранившихся храмов. Видимо, чтобы облегчить конструкцию и сделать изображения более тонкими и изящными элементы крыши создавались из более мягкого и легкого материала - песчаника. Время разрушило их.
Из чего состоит храмовый комплекс Ченнакешава
Комплекс имеет размер 135х120 метров. В его состав входят:
Храм Ченнакешава сочетает в себе элементы архитектуры северного индийского стиля Нагара и южноиндийского стиля Карната. Святилище имеет размер 10,5х10,5 метров. Храм стоит на открытой и широкой платформе. Она дает пространство для ритуальной прогулки верующих вокруг храма, прежде чем те войдут в него.
Первоначально храм был без стен. Посетители могли видеть резные колонны во всей красе. Позже стены обратили внутреннее убранство во мрак. Построен храм из хлоритового сланца (мыльного камня). Он мягкий и позволяет художникам легче и изящнее вырезать детали. Со временем материал затвердевает. В этом храме работали чалукские художники. Можно проследить традиции по архитектуре их храмов в Айхоле, Бадами и Паттадакале. Храм Ченнакешава проще, чем более поздние храмы Хойсалешвара в Халебиде или храм Ченнакешава, но уже в другом городе в Соманатхапуре.
Платформа высотой 90 см украшена горизонтальными линиями с рисунками в камне. Это типично для индуистских храмов. Нижняя полоса – не повторяющиеся изображения слонов, как символическая опора всей конструкции. А последняя пятая полоса состоит из женщин с разными выражениями лица, среди которых есть якши - одна из разновидностей природных духов, ассоциируемых с деревьями и выступающих хранителями природных сокровищ. В индийском искусстве яккхов изображают как грозных воинов или как толстых гномов, а якши всегда красивые, улыбающиеся круглолицые девушки с большой грудью и бёдрами.
В полосах также есть множество танцоров, музыкантов, светских фигур женщины и пар. Природа представлена в виде лиан, обвивающих храм. Включены сцены из эпоса "Рамаяна". Над всем этим есть сцены символизирующие три из четырех целей человеческой жизни: кама - удовлетворение своих земных желаний, артха – труд и материальные блага, дхарма – образ жизни и поведения, предписанный индуизмом для человека каждой касты. Четвертая цель - мокша не представлена (мокша - освобождение из круговорота рождений и смертей, от всех страданий и ограничений материального существования). Из сцен мы видим ухаживающие пары, эротические сцены, пары с детьми, бытовые и праздничные мероприятия. Ближе к северной внешней стене изображены фризы со сценами из эпоса "Махабхараты".
Как говорилось выше, стены храма в виде плит с отверстиями для света были добавлены позже. На них сцены из пуран:
На капителях опорных столбов расположены маданакай (салабханджика) - скульптуры женщин с преувеличенными женскими формами и избытком украшений, стоящие у дерева с веткой в руке. Традиция выросла из древнего символизма, связывающего целомудренную девушку с деревом сала или ашока посредством ритуала оплодотворения растений через контакт с молодой женщиной. Фигур было здесь 40. Две не сохранились. Не сохранилась богатая картина в камне - танцовщицы в позе, женщина, делающая макияж, женщина с домашним попугаем, мужчины-музыканты. Вторая утрата - это богиня Дурга, стоящая с тремя охотницами с луками.
Стена вокруг храма также украшена 80 большими барельефами. Из них 32 принадлежат Вишну и девяти его аватарам, 6 - посвящены Шиве в различных формах, включая Бхайравы и Натараджа (с женой богиней Парвати или без нее), 2 - посвящены Харихаре (наполовину Шива, наполовину Вишну), 4 - рассказывают о Сурье (боге Солнца), 5 - вопроизводят Дургу и Махишасумардини, 1 - посвящен Кама и Рати, 1 - Ганеше, Брахме, Сарасвати, Гаруде и Чандре. Другие крупные барельефы изображают Арджуну, направляющего стрелу, чтобы победить Драупади, Равана, поднимающий Кайлашу, Дакша, Бали и Шукрачарья.
Некоторые статуи изобилуют мельчайшими деталями. Поищите фигуру женщины, сидящей под сенью фруктового дерева. На фрукте сидит муха, и ящерица рядом готовится наброситься на нее. Интересна целая картина философского содержания: орел нападает на мифического зверя (наполовину лев, наполовину птица). А этот зверь вцепился во льва, лев набрасывается на слона, который схватил змею, а та, в свою очередь, показана в акте проглатывания крысы. Также есть изображения художника в работе, музыкантов, погруженных в свою музыку. Примечательным изображением в камне является большой индийский щипковый струнный музыкальный инструмент рудра вин и Парвати в танцевальной позы ласье. Есть изображение Джины из джайнизма (одной из редких сегодня религий).
Храм Ченнакешава имеет три входа. У каждого дверного проема стоят по паре скульптур привратников. Заканчиваем исследовать внешние стены храма. На стене со стороны восточного входа в храм изображены Бхайрава и Дурга, со стороны южного входа в храм - Тандавешвара и Брахмани, на сторонах северного входа - Вишну и Махишасумардини.
В центральном зале видим 48 колонн трех разных размеров. Все обработаны уникальным образом на станке. Собственно, это главная загадка. Какие были токарные станки в древние времена и с помощью какой энергии работали? Четыре центральных колонны точно вырезаны вручную. Они были добавлены в 1381 г., чтобы поддержать внутреннюю структуру поврежденного храма. На колонне Нарасимхи сверху вниз вырезаны миниатюрные фигуры. Говорят, что эта колонна могла вращаться. Другая интересная колонна - столб Мохини. На нем есть изображения Брахмы, Вишну, Шивы, десяти аватар Вишну, восьми других божеств, а также мифических животных с телом льва, но лицом других диких животных.
Над центром зала на высоте 3 метра возвышается купол диаметром 1,82 см. Дизайн потолка соответствует индуистским традициям помещать изображения в концентрические кольца. На куполе вырезан бутон лотоса и лики Брахмы, Вишну и Шивы. Можно увидеть также сцены из "Рамаяны". На капителях четырех колонн находятся женщины (маданакай). Сарасвати исполняет танец (богиня знаний, искусства и музыки) в окружении танцовщиц, одна из которых укладывает волосы, другая в позе Натьи, а у третьей на руке сидит попугай. Головные, шейные украшения, браслеты из камня подвижны и свободно крепятся.
Дверь святилища окружают Дварапала, Джая и Виджая. Один из них на снимке внизу.
В центре его фронтона находится Лакшминараяна. Под ним музыканты, играющие на музыкальных инструментах. Сбоку две макары. Макара - гигантское мифическое морское чудовище, сочетающее в себе черты дельфина, акулы и крокодила. Является транспортным средством (ваханой) Варуны (верховного хранителя справедливости и судьи), а также богини Ганги и символом бога Камы.
Внутри святилища находится одетая в яркий костюм статуя Кешавы высотой 182 см на пьедестале. В надписях его прозвали "Виджаянараяна". У него четыре руки, с чакрой и шанкхой в верхних руках, а также гадой и лотосом - в нижних. На ореоле циклически вырезаны десять аватаров Вишну - Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама, Рама, Кришна, Будда и Калки.
Храм имел башню, которая неоднократно повреждалась и разрушалась, перестраивалась и реставрировалась. При реставрации XIX века храм вовсе остался без башни. Сохранившиеся башни выполнены в североиндийском стиле нагара криволинейной формы. Это заимствование необычно для дравидийской архитектуры.