Главная \ На самолете \ Тур в Майсур \ Достопримечательности Майсура

Царствование Хойсала и храмовое строительство

Наша цель

Мы прибыли в глубинку Южной Индии для изучения индуистской храмовой архитектуры. Здесь мы находим множество индуистских храмов периода правления Хойсалов. Посещаем наиболее известные, датируемые XII-ХIII веками: Ченнакешава в поселке Белур, Хойсалешвара и Кедарешвара в Халебиде, Ченнакешава в Соманатхапуре. На первый взгляд они превосходят своими шедеврами все то, что представлено в Хампи. И созданы были примерно на 400 лет раньше. Все же сравнивать не совсем корректно. Строительство храмов и комплексов опиралось на иную архитектурную школу и совсем другой камень использовался в качестве материала. По количеству достопримечательностей на огромной территории Хампи, конечно, по праву находится под защитой ЮНЕСКО. Но для глубокого изучения индуистской храмовой архитектуры посещение только Хампи не достаточно. В Хампи представлен поздний период индуистской храмовой архитектуры.


Как сюда добраться

Самый простой способ оказаться здесь – полет на самолете до Майсура из Гоа. На небольшом турбовинтовом самолете Air India можно добраться за 1,5 часа. Далее из аэропорта едем на автомобиле строго на север 160 км до поселка Белур. Другой поселок Халебид находится в 15 км восточнее Белура
. Относительно по пути будет холм Шраванабелагола с джайнскими святынями. Третий храм находится в Соманатхапуре, что в 30 км на юго-восток от Майсура.

Второй способ - в одну сторону или в обе на автомобиле. Путь туда растянется на 670 км. Здесь задолго до прибытия в Майсур по пути мы увидим храмы Белура и Халебида, форт Манжарабад и джайнскую статую Гоматешвары на холме Шраванабелагола. В этом случае нужно рассчитать силы на путь обратно таким же способом или доплатить и вернуться в Гоа самолетом. 

Царствование Хойсала   

Империя Хойсала имеет отношение к Южной Индии. Первые упоминания датируются 976 годом. Хойсала дословно переводится как "Удар Сала". В свою очередь Сала - глава местного клана. Существовало государство 346 лет. 

Карта Хойсала


Храмовое строительство

Король Вишнувардхана в 1117 г. распорядился построить храм Ченнакешава в Белуре. Храм был одним из первых, став примером для последующих. За 200 с лишним лет было построено около 1500 храмов в сотнях населенных пунктах на большой территории плато Декан в южной части Индостана. Тот же правитель перенес столицу в город Дорасамудру (Халебид). Именно в эти два поселка мы отправились в первую очередь.

Появление этих храмов говорит о глубокой духовной преданности индийцев. Интересно, что самые лучшие мастера империи подписывали свои работы. Иногда они раскрывали подробности о себе, своих семьях, гильдиях и месте происхождения. Благодаря надписям и автографам главных специалистов, мы можем установить время постройки разных храмов в округе. Кроме храмов в Соманатхапуре, Белуре и Халебиде отлично сохранились храмы в Баллигави, Белавади и Хосахолалью. 

В создании всех храмов использовался камень талькохлорит (стеатит). Он более известен под именем мыльный камень, так как касаясь к нему создается ощущение прикосновения к мылу. Благодаря мягкости камня, мастерам удалось создать подлинные картины в камне. 

  • Талькохлорид в природе встречается в виде пластовых залежей. Это горная порода метаморфического происхождения, состоящая из талька (может составлять до 50 %), магнезита (до 50 %) и хлорита (до 8 %). Блеск - матовый, шелковистый. Физические свойства мыльного камня: мягкость, непористость, низкая электропроводность, высокая удельная теплоемкость, термостойкость, устойчивость к кислотам и щелочам. В России добывается в Карелии. Из известных сооружений из талькохлорита можно назвать статую Христа-Искупителя на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро и Нидаросский собор в Тронхейме - наиболее значимая церковь Норвегии. 

Ченнакешава


В чем заключается Хойсальский стиль храмовой архитектуры  

Архитекторы, художники и ремесленники разработали новую архитектурную традицию, просуществовавшую до середины XIV века, когда империя Хойсала прекратила свое существование. На сложение этого типа храмового строительства повлияли предшествующая архитектурная традиция династии Чалукья (VI-XII века) и местное декоративно-прикладное искусство резьбы из сандалового дерева и слоновой кости. 

В XI-XII веке в Европе (сегодня "Империи Лжи") родилась готика. На другом конце Света устремленность вверх и монументальность также нашла проявление в архитектуре. Хойсальские же архитекторы отказались от этого в пользу утончённой резьбы по камню и общей гармонии архитектурного силуэта. Храмы Хойсала имеют многогранную звездчатую планировку. Углы стен и крыши в точности проецируются на широкую платформу, на которой стоит храм. Стены богато декорированы рисунками из камня, выстроенные в характерные линии вокруг всего храма. Еще особенность заключается в том, что в храме находится не одно святилище, а два и более. У многих храмов не сохранилась башня над святилищем, которая также повторяла форму звезды. На фото внизу храм Кедарешвара в Халебиде.

Кедарешвара 1

Что символизировало появление первых храмов

Между царствами Чола и Чалукья велись войны с 992 по 1120 годы, что в конечном итоге привело к ослаблению и исчезновению обоих. Без агрессивных соседей царство Хойсала превратилось в империю на 200 лет. Мирная жизнь способствовала невероятному подьему культуры и искусства, выразившемуся в строительстве индуистских храмов.  

Постройка первых храмов символизировала переход верования в новом государстве от джайнизма к индуизму, а именно к вишнуи́зму, когда более всех индуистских богов почитается Вишну во всех своих воплощениях. Храмы должны были стать знаком благодарности богу Вишну за победы над войсками империи Чола и обретение независимости от империи царей Чалукья.

  • Чола — тамильское государство на юге Индии со столицей в Танджавуре, возникшее в III веке до н. э. после падения империи Паллавов. На конец IX века пришелся расцвет империи, простиравшейся на всем Тамилнаде и юго-восточной оконечности плато Деккан. Империя охватывала огромную территорию. Вассалами Чола были даже сегодняшние территории Малайзии и Индонезии. Правление Чола в X-XII веках ознаменовалось небывалым расцветом тамильской литературы и строительством крупных храмовых сооружений. В конце XIII века вассальные княжества стали обретать независимость. Возникли государства Хойсалов, Ядавов, Какатьев, возродилось древнее государство Пандья.  
  • Чалукья — четыре династии индуистских королей, господствовавших в южных и центральных областях Декана с VI по XII века. Правление Чалукья ознаменовалось расцветом литературы на языке каннада и масштабным храмовым строительством, сосредоточенным вокруг Паттадакала и Бадами

В 1254 г. уже государство Чола стало вассалом Хойсалов, прежде чем, спустя 25 лет полностью слиться с Хойсала. В 1292-1343 годах под властью Хойсала оказались почти все земли на плато Декан. Сегодня в империю Хойсала вписался бы весь штат Карнатака, а также части территорий штатов Тамилнад и Андхра-Прадеш. 


Падение империи Хойсала

Первая волна завоевателей с севера пришла в эти земли плоскогорья Декан в период с 1306 по 1313 год с четырьмя военными походами Малика Кафура, командующего правителя Делийского султаната Ала ад-Дин аль-Хильджи. Индуистские царства Какатия (столица Варангал), Хойсала (столица Дварасамудра) и Виджаянагара (столица Анегунди) являлись тремя сильнейшими в Индии, которые хоть как-то могли противостоять врагу. Варангал был взят с ходу. После изнурительной осады жители Анегунди вынуждены были совершить акт массового самоубийства. Дварасамудра сдалась через 7 лет. Далее началось завоевание Малабарского побережья на западе Индии. Небольшие разрозненные королевства не могли противостоять этому нашествию. Головы индуистских королей и раджей вешались на ворота побежденных городов. Империя Хойсала и ее столица были захвачены, разграблены и разрушены. Государство Хойсала продолжало существовать, как вассальное. Следом уже с юга сюда вторглись войска правителя мусульманского султаната Мадурай. Король Хойсалы Вира Баллала III (1292–1343) был убит, став последним правителем Хойсала. Второе нашествие Делийского султаната во главе с Мухаммадом бин Туглаком (1324–1351) поставила окончательный крест на государстве Хойсала.  


Ислам в Индии

Происходило жесточайшее противостояние представителей исконной религии Индостана индуизма с народами, выбравшими в качестве веры ислам. Ислам проник в Индию в XI веке с 17-ю походами тюркского эмира Махмуда Газневи в Северную Индию. Народы Индийского субконтинента быстро и массово принимали ислам по четырем причинам: люди низких индуистских каст избавлялись от неравенства, правители территорий могли сохранить власть, мещанская верхушка и купцы получали доступ ко дворам эмиров-мусульман, народ избавлялся от налога на немусульман. К ХI веку была исламизирована вся территория сегодняшнего Пакистана. К XIV веку - территория сегодняшнего Бангладеш. К середине XIV века на короткий период 95 % территории сегодняшней Индии были под властью мусульманских султанов.

Ситуацию с тотальной исламизацией Южной Индии прервало образование Виджаянагарской империи, которая возникла во многом на обломках государства Хойсала. Новое индуистское королевство крепло и процветало, благодаря объединению всех приверженцев индуизма в Южной Индии. Быстро росла столица нового государства Виджаянагара (Хампи), превратившись в один из крупнейших городов мира в XVI веке. Увеличение населения Хампи объяснялось очень просто - люди искали защиты и спокойной жизни. Город расположен в труднодоступном месте, с трех сторон его никак не могла атаковать конница врага из-за реки в качестве препятствия и горной местности. Семь колец крепостных стен делали Хампи окончательно непреступным. Огромная армия готова была дать бой любому султану и победить. Хойсальская культура, безусловно, обогатила Виджаянагарское королевство, что вылилось в новый бум индуистского храмового строительства, результат которого мы видим и сегодня в Хампи