Виджаянагарская империя и Хампи

Библиотека "Россиянки"


 

Хампи 111

 

6 часть

7 часть


 

Воспоминания Фернао Нуниша

 

Напомню читателю, что половину материала составляют хроники португальца Нуниша, который поведал нам многое не только о политической ситуации на всём протяжении существования Виджаянагарского королевства, но и рассказал о жизни внутри государства и его столицы. Он прибыл в Хампи как раз в этот период (1535 - 1537). Поэтому будет уместно немного отвлечься от политики и переключиться на некоторые интересные детали из бытовой жизни.


 

О жалобах, порядках и наказаниях

 

Торговцы, которые хотели поговорить с королём о делах, обязательно дарили ему предмет своего товара, допустим, лучшую лошадь или рулон шёлковой ткани. И не только королю, но и всей цепочке посредников. Если кто-либо пришёл к королю, чтобы пожаловаться, то он ложился лицом вниз, пока король не спросит его что случилось. Если простой человек хотел обратить на себя внимание, то во время выхода короля в город он высоко держал ветку с привязанной к ней стрелой и шёл рядом. Когда король замечал несчастного, то расспрашивал о проблеме. Если оказывалось, что в какой-то провинции торговца ограбили, то король тут же приказывал руководителю этой местности найти преступника. Зачастую при невыполнении приказа король лишал того звания и земли. Пойманному вору отрубали руку и ступню. Если он попадался по-крупному, его подвешивали на крюк за подбородок. Такое же наказание было за надругательство над уважаемой женщиной или девственницей. Дворяне-заговорщики в наказание привязывались к деревянному столбу. После чего им протыкали живот. Часто преступникам из низких каст отрубалась голова на площади у рынка. Такая же участь касалась убийц, если только смерть не была следствием дуэли. К дуэлянтам относились с уважением. Выигрывавший дуэль получал дом убитого. Но никто не мог идти на дуэль без разрешения министра. Король мог проделывать ради развлечения и другие виды казни, например, несчастного могли растоптать слоны. К слову, преступлений было мало во всей империи. Обычно короля Виджаянагар народ очень уважал, да так, что если бы тот приказал неподвижно стоять на улице с камнем на спине весь день, то любой бы выполнил приказ с благоговением. Хотя при Ачьюта Райе из-за его политики поборов, когда люди стали жить хуже многое изменилось.

 

Хампи Ачутарайя
Храмовый комплекс Ачьютарайя

 

Обряд погребения в индуизме

 

В индуизме 4 тыс. лет вдовам было предписано идти на костёр вслед за умершим мужем. Это называется ритуалом сати. Нуниш пишет: “В Виджаянагарском королевстве этот обряд особо широко принят. Считается, что следование на самосожжение является большой честью для женщин, такой поступок высоко ценится горожанами. Плакать не полагается, так как это означает, что женщина сожалеет о поступке. Во время движения к месту погребения родственники идут рядом под музыку с лицом полного удовлетворения. Мужчина поёт песню о том, что жена идёт на соединение с мужем, а женщина подпевает, что мол да, так оно и есть. Когда люди подходят к месту костра, а это обычно на берегу реки в специальных зонах, женщина моет ноги. Сначала сгорает труп её супруга. Вдова проходит 3 раза вокруг огня, держа в руках коврик или подушку, которые не позволяют видеть огонь. В костёр бросает рис в куске материи, а также листья бетеля. Настаёт её очередь. Несчастная отдаёт все драгоценности женщинам и своим детям, надевает жёлтую одежду. В одну руку она берёт зеркало, чтобы ухаживать за собой для мужа в том мире, в другую - цветы. Это последнее, что она держит в руках при жизни. На голову ей выливают кувшин с маслом и она бесстрашно идёт в огонь. Как только она зашла в костёр, её родственники тут же подбегают и кладут брёвна в огонь. Затем совершается ритуал оплакивания. Так делают представители всех каст и сословий, за исключением касты телугу, где жёны закапываются живьём вместе с трупом мужа”.

 

Хойсалешвара
Могильная плита

 

В Хампи можно увидеть и плиты, установленные в честь женщин высшего общества, последовавших вслед за мужьями. Такой камень являлся памятником и объектом поклонения. Об обряде сати говорит изображение женщины, согнувшей правую руку в локте. Между указательным и большим пальцами она держит лайм, тогда как три других пальца растопырены. В честь значимых людей королевства строили небольшие мавзолеи. Изображение Нанди (бык - транспортное средство Шивы) и лингам скажут нам, что покойный был шиваитом. Луна и Солнце символизируют вечную память. Если есть изображение раковины, обожаемой Хануманом, а также диск, любимый Гарудой (транспорт бога Вишну), то умерший был вишнуитом. После смерти короля сотни его жён шли в огонь и это было жутким зрелищем. Мусульмане, составлявшие достаточно большую общину Хампи, не придерживались такого обряда и хоронили в землю.

Брахманами назывались представители высшего сословия в индуизме. Это была наиболее образованная часть населения: жрецы в храмах, знать, военачальникии, и, конечно, король. Их кожа была светлее, а облик ухоженным. Судя по телосложению, они не были приспособлены к тяжёлому труду. К тяжелобольному брахману приезжал его жрец и говорил, что нужно сделать, чтобы сохранить и очистить душу. Жрец состригал все волосы с головы умирающего. В дом приводилась корова с телятами. Даже небогатый брахман всегда имел корову при дворе, ведь это священное животное. Забота о корове очищает человека. Далее обритую голову мыли, разматывали тюрбан, привязывали один конец к шее телёнка и другой давали в руки умирающего. После этой церемонии больному суждено было или выздороветь, или умереть. В случае смерти родственники мыли пол в том месте, где тот лежал, потом обмазывали пол коровьим навозом. Люди верили, что человек умерший не на земле совершает грех. После того как тело клали на пол, окружающие начинали плести похоронные носилки из веток фигового дерева. Когда носилки были готовы, на них укладывалось омытое в воде с сандаловым маслом тело покойного, обернутое в чистую белую материю. Рядом с телом всегда клали листочки базилика. Носилки несли к месту погребения один из близких родственников мужчина и трое брахманов. Жрецы шли впереди и пели молитвы. Возглавлял процессию сын умершего. Если у того был не один сын, то почётная миссия доверялась старшему, а если сыновей не было вовсе, то впереди шёл младший брат или другой родственник покойного. Когда тело приносили к месту погребения, на него рассыпали монеты в каком угодно количестве. Потом костёр с трупом зажигали и все собравшиеся терпеливо ждали пока он догорит до конца. Далее присутствующие шли к речке или бассейну с водой и символически омывали своё тело, после чего возвращались домой. Девять ночей сын, брат или родственник был обязан спать на месте сожжения. Утром после девятой ночи приходили жрецы и брили голову этому человеку. Так начиналась церемония над прахом и костями сгоревшего человека. В отверстие в земле временно закладывали урну с останками, чтобы потом жрец мог откопать и взять её с собой в дальнее путешествие к священной реке Ганг и развеять прах над её водами. Все девять дней родственники кормили бедных и раздавали им одежду покойного. Жрецы получали деньги от родственников в качестве пожертвований. Если умерший был очень богат, то жрецам могли подарить землю. Наследник, отец или сын умершего был обязан 11 дней приносить пищу для 27 жрецов, а трём из них - 21 день. Этих трёх он продолжал кормить раз в месяц весь год. Также каждый год в день смерти следовало кормить 6 жрецов. Число "три" олицетворяло Тримурти (Троицу): Брахму, Вишну и Шиву, а также отца, деда и прадеда. Перед едой жрецам мыли ноги, а во время еды совершался ритуал под руководством других жрецов.

 

Хампи, Аджанаядри
Изображение Рамы в центре, Лакшмана слева и Ситы справа в храме на горе Аджанаядри


 

О личном войске и обслуге индийского короля

 

В королевских конюшнях и слоновниках было 700 лошадей и 400 слонов. 2 тыс. золотых пардао стоил каждый день содержания такого огромного количества животных и людей, ухаживающих за ними. Король лично содержал свыше 50 тыс. человек, составлявших в основном его охрану. Из них: 6 тыс. были всадниками, 200 из которых всегда были с королём куда бы он не поехал за пределы дворца, 20 тыс. являлись лучниками, 3 тыс. погонщиками и тренерами слонов, 16 тыс. были конюхами и 300 тренерами лошадей. Около 2 тыс. оружейных мастеров, кузнецов, каменщиков, плотников и прачек получали ежедневно жалованье у ворот дворца. Всадникам предоставлялись лошади с королевским клеймом на теле. Раз в месяц они могли бесплатно получить питание для них. Каждый год король покупал 13 тыс. новых лошадей из Ирана, причём он не платил за них ни монеты. Выбрав себе лучших лошадей, оставшуюся треть он продавал втридорога своим же капитанам. И те обязаны были купить их во время фестиваля в сентябре. Во дворце постоянно жили более 4 тыс. женщин: танцовщицы, певицы и музыканты, секретари, женщины, выполняющие роль носильщиков паланкинов жён короля, астрологи, женщины-единоборцы, охранницы. Десять поваров готовили пищу только для короля.


 

Быт индийского короля

 

Король боялся быть отравленным и при входе на кухню всегда стояли евнухи-стражники. Короли никогда не ели мясо буйволов и коров. Но они употребляли речную рыбу, мясо ягнят, свинину, оленину, зайцев, голубей, куропаток, перепёлок и воробьёв. Приготовлялись даже крысы, кошки и ящерицы. Всё это продавалось на рынках Виджаянагары. К столу шли фрукты: виноград, манго, лайм, апельсины, гранаты, джекфрут. Вода для потребления короля доставлялась в опечатанной таре. Как правило, король носил шёлковую одежду и каждый день одевал новое. Один наряд стоил 10 пардао. Для сравнения: 12 - 15 живых овец стоили 1 пардао. За такое же количество лошадей приходилось отдавать 1 тыс. пардао. Шапка короля была из парчи. Все предметы обихода суверена: посуда, стулья и тд. были сделаны из золота или серебра. За королём всегда следовали секретари, в обязанность которых входило записывать каждое его слово, мысли и распоряжения. С теми, кто находился далеко он общался посредством писем с отпечатком на конверте своего перстня на воске.


 

Знатные люди Виджаянагарского королевства

 

Приближённые и знать, согласно рангу при передвижении в городе зажигали на каретах от 4 до 12 фонариков. Король же имел от 100 до 150 таких фонарей. Дворяне приходили почти ежедневно в 10 или 11 часов утра на встречу с королём. Обязанностью дворян являлось сформировать и предоставить в случае войны в общей сложности войско из 600 тыс. пеших воинов и 24 тыс. всадников. Кроме того, будучи официально арендаторами земли короля они платили ему ежегодную ренту 6 млн. пардао в общей сложности. Каждый год в знак благодарности за службу король раздавал подчинённым повязки почёта. Насчитывалось около 200 представителей знати, которые были около короля и с кем он постоянно общался. В их числе были и губернаторы, и мэры, которые почти не жили в своих городах. Тем самым король не давал им выйти из под своего контроля.


 

Система власти и подчинения в Виджаянагаре

 

После короля в системе управления шёл первый министр, потом казначей, командир охраны дворца, хранитель сокровищ, главный человек по обеспечению и тренировкам лошадей. Империя была разделена на части. Каждый из крупных землевладельцев был полновластным хозяином там, если не брать в расчёт, что землю они арендовали у короля и за это платили ежегодно, как было сказано выше. Все они, понятно, были богатейшими людьми в королевстве и принадлежали к индуистской вере. Король мог всегда забрать земли даже у дворян. Приведём ниже имена лишь трёх самых знаменитых из двух сотен землевладельцев Виджаянагарской империи. Министр Сальванайк имел ежегодный доход 1 млн. 100 тыс. золотых пардао. Он управлял землями и 7-ю крупными городами у границ с Цейлоном. 1/3 дохода он отдавал королю. В его войске было 30 тыс. пеших воинов, 3 тыс. конников и 30 слонов, которых он содержал самостоятельно. Другой землевладелец министр у Кришна Дева Райи по имени Аджапаркатимапа имел доход 800 тыс. золотых пардао. Руководил пятью городами на границе с Орией и некоторыми землями на самом юге Индии. Всё это он получил после конфискации владений у первого министра Салувы Тимма, обвинённого в предательстве. В обязанности входило содержание войска в 25 тыс. пеших солдат, 1500 конников, 40 слонов. Отдавать королю приходилось 300 тыс. пардао ежегодно. Войско он должен был предоставить королю в любое время. Ещё один из министров Гапанаяк был мэром 4-х городов на границе с султанатом Биджапур на севере. Его доход был 600 тыс. пардао. Он обязан был содержать 20 тыс. пеших воинов, 2500 лошадей с наездниками и 20 слонов. 150 тыс. пардао шло королю.

 

Хампи, Виттала
Свадебный павильон у храма Виттала


 

Главный праздник в Хампи

 

По традиции в каждую субботу в империи проводились праздники. Музыканты и танцовщицы устраивали представление во дворце. А люди не кушали и не пили воду ни днём, ни ночью. Разве что можно было освежить дыхание, жуя листья гвоздики. 2 - 3 тыс. жрецов-брахманов приходили во дворец и получали средства от короля в качестве благотворительности. Брахманы были столь высокомерны, что стражники короля не решались их проверять у ворот в дворцовые и храмовые комплексы.

Самым большим праздником в Хампи был фестиваль Маханавами. Его по всей Индии называют дашахра или дасера. Дни его проведения меняются,так как используется лунный календарь, обычно фестиваль проходит в октябре. Изначально это был сугубо религиозный праздник с жертвоприношениями в честь индуистской богини Дурга. Здесь в Хампи праздник стал политическим, экономическим, культурным и военным событием. Осенью заканчивался сезон дождей, наступало время для утверждения планов и бюджета на следующий год, сбора ежегодных налогов с крупных землевладельцев королевства, подношения подарков, смотра войск. Красочное событие очень впечатляло гостей из других стран, специально приезжавших к этому событию в Хампи. По размаху праздника и военному параду иностранцы складывали впечатление о могуществе королевства. Специально для проведения праздника был построен самый большой комплекс в Хампи размерами примерно 200 х 300 метров. На карте Хампи обозначен как Дибба.


 

Воспоминания Доминго Паэса

 

Обратимся теперь к хроникам Доминго Паэса, ставшего очевидцем в 1521 г. Территория праздника представляла собой комплекс, окольцованный двумя рядами стен с двумя воротами и башнями. Многочисленные стражники бдительно стояли у ворот и пропускали высоких гостей, приезжавших на украшенных колесницах. Это были министры, губернаторы каждой из областей империи, главы всех городов, чиновники и военачальники, за исключением тех, что вели военные действия в этот момент. Около входных ворот были две круглые площадки, на которых танцевали женщины в красивых нарядах, украшенных золотом, бриллиантами и жемчугом. Вокруг арены были специально построенные к этому событию веранды, где восседали приглашённые. В самом центре города насчитывалось 34 улицы. В комплексе Маханавами Дибба располагались три крупных строения: посередине - дворец короля на время праздника, сбоку - зал собраний с каменной лестницей, ведущей на террасу на крыше, и в противоположном конце - главное здание, возведённое на двух каменных платформах - Дом Победы. Кришна Дева Райя приказал построить его в честь побед в Ориссе. Оттуда же был привезён облицовочный камень зелёный хлорит. Во время праздника на стенах и потолке были вывешены материи с вышитыми изображениями людей. Между дворцом и Домом Победы были сооружены ворота и проход, который соединял оба здания. В центре Дома Победы напротив ступенек величественно располагался трон короля с инкрустированными в него рубинами и жемчугом, покрытым золотыми изображениями людей и богов. В верхней части трона виднелась жемчужина размером в орех. Под троном было приспособление для ступней. Направо находились узкие подмости (приставные лестницы) из дерева, специально сделанные для фестиваля и покрашенные в малиновый цвет. Они были обтянуты зелёным бархатом. После праздника подмости убирались.

Рядом с троном тканью обозначался временный храм, где помещалось божество. Каждое утро фестиваля король приходил в этот храм для религиозной церемонии вместе с брахманами-жрецами. Рядом с платформой выставляли 11 украшенных лошадей и за ними таких же красивых 4 слона. После церемонии король вместе со жрецом выходил к этим животным. В руках жрец нёс корзину белых роз, король брал эти цветы в руки сколько мог уместить. Король трижды бросал цветы на лошадей, потом на слонов, а затем окроплял их всех пахучей жидкостью. Когда король заканчивал, жрец клал венки из цветов на голову лошадям. Вместе они снова поднимались на платформу и шли в комнатку с божеством. Материю с храма скидывали и люди поднимали короля, сидящего рядом с божеством. Наставало время для жертвоприношений: 24 буйволам и 50 овцам срубали головы серпами, причём одновременно по команде. После этого король шёл к другим строениям в комплексе, где его уже ждали жрецы. Он становился рядом с ними. Ближайшие к королю жрецы бросали в него 10 или 12 роз. Далее высокая особа шла по верхней площадке одного из зданий и как только доходила до конца, снимала и клала на пол свой головной убор. Затем король поворачивался и растягивался на полу по направлению к божеству. Поднявшись на ноги, он спускался внутрь здания, а потом в сад, который был за стенами. В саду разжигали костёр и королю предлагали бросить в него пудру из рубинов, жемчуга и других драгоценных камней, смешанных с алоэ и другими пахучими растениями. Закончив эту процедуру, он шёл сначала в храм и потом в свои покои, сопровождаемый фаворитами, вскидывающими руки в приветствии. Некоторые из них дарили ему цветы. Женщины ещё долго танцевали перед идолом. И так каждое утро в течение 9 дней.

 

Хампи, Хазарарама
В храме Хазара Рама

 

С 15 часов ежедневно проходили схватки воинов и женские танцы. Борцы и танцовщицы входили через ворота, за ними на арену следовали красиво украшенные слоны. Сидевшие на слонах люди были одеты в простёганные туники и вооружены копьями и щитами. Борцам позволялось сесть на землю. Они, как и танцовщицы могли жевать бетель в присутствии короля без его разрешения. (Бетель - легко-наркотическая жевательная смесь из ореха бетель с кардамоном, анисом, табаком и пудрой ракушек, завёрнутая в лист и скреплённая гвоздикой.) Остальные люди без воли короля не могли присесть при нём, а также жевать бетель. В это время на верандах собирались жрецы, дворяне, сыновья фаворитов короля вместе с другими родственниками. Король садился на трон рядом с божеством в окружении брахманов-жрецов, которые махали над идолом лошадиными хвостами, ручки которых были золотыми. У трона вставали пажи с различными атрибутами королевской власти. Рядом с королём садились трое или четверо его приближённых. Трое из них являлись папами жён короля и главными вассалами. А четвёртый был сын короля Майсурского королевства по имени Вира, который через 31 год после этого события стал править этим вассальным государством, а после падения Виджаянагарской империи ещё 13 лет управлял им как независимый правитель. Все были одеты в шикарные наряды, украшенные драгоценностями.

Руководил действием министр Салува Тимма. С ним Кришна Дева Райя общался как с очень высокой особой. Когда все усаживались, женщины начинали танцевать, а мужчины включались в ожесточённую схватку друг с другом до тех пор, пока кого-нибудь из соперников не уносили с поля. Судья обеспечивал справедливые условия и объявлял победителя.

К заходу солнца, когда вокруг зажигались тысячи огней, освещая арену и веранды со зрителями на площадь выезжали всадники. Они принимались ловить пеших воинов сетками, те, в свою очередь, пытались их скинуть с коней. После окончания схватки, гремел красочный салют. За высокими гостями приезжали кареты и все в строгом порядке проезжали мимо короля, удаляясь в свои покои. Затем вокруг арены дважды проводили тренированных королевских лошадей, после чего ставили их в 5 или 6 рядов. Личная лошадь короля, обозначенная двумя королевскими зонтиками, закреплённых на теле возглавляла это шоу.

 

Хампи вирупакша
Бык Нанди, вид сзади

 

Когда все фиксировали своё местоположение и возникала тишина, из зала на арену к животным спускался жрец высшего сана с кокосом, цветами и рисом в специальной посуде. Другие брахманы выносили следом кувшины с водой. После совершения церемонии, короля приветствовали около 30 женщин-охранниц с палками в руках и плётками на шеях, многочисленные евнухи и музыканты-женщины с рожками, флейтами, виолами, барабанами и другими музыкальными инструментами. Все они были в шёлковых нарядах, украшенных драгоценностями и цветами. Из драгоценностей присутствовали в основном большого размера бриллианты, рубины и жемчуг. Особенно потрясала сцена, когда мимо короля проходили многочисленные его жены. За каждой из девяти второстепенных жён был закреплён один из 9 дней фестиваля, на который она посылала прислугу и фавориток. В этом параде они смешивались с жёнами высокопоставленных чиновников королевства. Многих из них приходилось поддерживать с боков, иначе бы те не смогли свободно двигаться под весом своих драгоценностей. В конце пути это шествие проходило три раза вокруг лошадей, упомянутых выше и только затем женщины исчезали за воротами. Следом уходили лошади и слоны, удостоившиеся такого внимания красивых и богатых женщин.

Король с брахманами-жрецами снова, как и утром, совершал религиозную церемонию у божества в Доме Победы. Снова срубались головы у буйволов и овец, а танцовщицы в это время исполняли свои зажигательные танцы. Король удалялся по той лестнице, что позади Дома Победы и проходил метров 100 к своему дворцу. Голодный, он теперь мог поужинать. Дело в том, что с утра и до полуночи во время 9-ти дневного фестиваля кушать было нельзя. Ещё час после ужина женщины танцевали перед комнаткой божества. Так заканчивался один из типичных дней праздника. Кроме одного изменения - на 9-й день убивали уже 250 буйволов и 4 тыс. овец.

На 10-й день, уже после окончания основного праздника король устраивал смотр войск в открытом поле за пределами города. Для божества строили великолепный шатёр. От шатра и до дворца короля в Нагаллапоре выстраивались войска. Сначала шла линия с пешими воинами, за ними следовали кавалеристы, а затем слоны. Количество воинов в армии впечатляло. Доминго Паэс пишет, что восхищаясь драгоценностями на парадной форме короля и командиров, так закрутил головой в разные стороны, что чуть не упал с коня. У него не хватило слов, чтобы описать их красоту. Приветствуя командиров и солдат, король проскакивал вдоль всей линии войск до самого шатра. В ответ на приветствия воины что-то кричали и ударяли в свой щит. От шатра король тем же путём возвращался, но уже с божеством на носилках, которые несли 16 человек. После того как он проходил, отряды маршировали в свой лагерь, а их командиры следовали за королём до самого дворца и только потом возвращались в лагерь. Когда король с командирами вступал в город, на всём протяжении пути до дворца его приветствовало множество народа в праздничных нарядах. На дорогах были установлены красочные арки. Оказавшись во дворце, король с особой любовью приветствовал свою гвардию из 35 тыс. конников, готовых в любой момент следовать за ним куда угодно. "Общая атмосфера военного парада и количество людей, задействованных в нём, заставляло думать, что весь мир собрался здесь. Порой казалось, что всё это сон", - пишет Доминго Паэс.


 

Фернао Нуниш о празднике

 

А вот какие воспоминания остались у соотечественника Доминго Паэса Фернао Нуниша, увидевшего тот же праздник спустя 15 лет. "В конце сентября в течение 9 дней в Хампи устраивался великолепный праздник. Одни утверждали, что 9 дней фестиваля олицетворяли девять месяцев беременности женщины, другие же замечали, что в империи было 9 важнейших областей. В первый день перед дворцом короля от имени каждого из губернаторов 9 частей империи строились 9 земляных замков, украшенных материей. Замки были такого размера, что женщины могли танцевать внутри. В качестве жертвоприношения вечером каждого дня убивали 9 буйволов, 9 овец и 9 коз. В последующие дни число жертв удваивалось. После завершения ритуала жертвоприношения, перед королём выставлялись красиво украшенные, в том числе и драгоценными камнями 9 королевских лошадей и 9 королевских слонов. Рядом с животными стояли их наездники и тренеры. К ним шли жрецы с рисом и другой пищей, а также пахучими веществами. Они окропляли этих животных святой водой и покрывали их голову венками из роз. Король сидел на троне из золота и драгоценностей. Трон в другие дни, кроме этих король не использовал. Ачьюта Райя никогда не садился на этот трон, так как человек, садящийся на него, должен был быть кристально честным.

Сотни танцующих женщин проходили мимо короля. После них к процессии присоединялись 9 лошадей и 9 слонов, а также запряжённые волы. Следом шли жёны короля, возглавляемые 36-ю наиболее красивых. Всего у Ачьюта Райя было почти 500 жён и только 25 из них были основными. Все эти женщины были подарком знати. В руках каждая из них держала сосуд из золота с горящей от масла лампой. Все помощницы королевен следовали рядом, помогая своим госпожам идти, ведь украшенные килограммами золотых украшений, они не смогли бы самостоятельно передвигаться. Тысяча борцов, фехтовальщиков создавали праздник, который так нравился всем королям. И это было скорее жестокое состязание. Воины использовали кастеты. Раненые получали вознаграждение в виде шёлковой материи. На 10-й день король устраивал смотр войск, объезжая их на лошади. Потом, согласно традиции, он сходил с лошади, брал в руки лук и стрелял тремя стрелами в направлении, где находились территории под руководством Адил-шахов, Кутб-шахов и португальцев. После этого жеста всем становились понятны цели и антипатии короля. Потом он уезжал во дворец, где веселился. На следующий день король принимал участие в купании в реке вместе со своей знатью. Именно во время праздника он собирал ренту за использование земли королевства с крупных землевладельцев", - писал Фернао Нуниш.


 

8 часть

6 часть

Фото Хампи

Экскурсия

 

 

© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru