Главная \ Библиотека \ Индийские ковры

Индийские ковры


До сих пор ковры во всем мире - символ комфорта и красоты. А появились они очень давно у кочевых народов Азии. Это было обусловлено их бытом. Люди на Востоке, богатые и бедные, обычно сидят на полу. С ковром было тепло и красиво. То, что стлалось на пол, обязательно делалось с фантазией и со вкусом. С рождением ислама в VII веке и запретом на изображения людей и животных где бы то ни было, с ковров исчезли птицы, лошади и верблюды. Ковры заговорили языком символов и абстракций. Но в мусульманской северной Индии не поддержали такой запрет. 

Рисунки на индийских коврах отличаются большим разнообразием: среди них можно найти восточные и абстрактные узоры, навеянные древней настенной живописью мотивы, стилизованные пейзажи, изображения деревьев, цветов, стеблей в виде завитков, гигантских бутонов, листьев, птиц, животных и людей. Любовь индийцев к природе, животным, птицам, проявившаяся с такой очевидностью в живописи, естественно, нашла отражение и в коврах. Много тем связано с маской льва. Во всех восточных орнаментах есть какой-то скрытый смысл, например: круг - вечность, зигзаг - вода и молния, свастика - свет, пронзающий тьму, извилистая линия - протяженность жизни, дерево - щедрость. Обычно ковер должен выражать два символа - вечности и преходящих перемен. 

Индийский ковер 1

Ковроделы прибыли в Индию вместе с парсами из Персии (современного Ирана), когда спасались от мусульман, которые завоевали их земли. Парсы исповедовали огнепоклонство (зароостризм) и только в веротерпимой Индии они смогли спастись. Официальная же история индийских ковров начинается примерно с 1580 г., когда император Акбар привез из Персии в Индию несколько персидских ткачей и открыл в своем дворце королевскую мастерскую. Сложилась традиция ткать ковры из шелка и тонкой пряжи. Ее продолжили последователи Джехангир и в особенности большой ценитель красоты Шах-Джахан (построивший Тадж-Махал). Лучшие индийские ковры были сотканы во время правления этих трех императоров. Тогда об индийских коврах узнали во всем мире. В "Айн-и-Ахари" (или "Администрация Ахара" - это подробный документ XVI века, описывающий управление империей Великих Моголов при императоре Акбаре, написанный его придворным историком Абул Фазалом на персидском языке) о коврах сказано, что они были великолепны, ткань отличалась высоким качеством, и что они "ничуть не уступают коврам Ирана и Турана".

Ковровые фабрики были созданы в Агре, Дели, Лахоре и других городах. Вполне естественно, что первое время узоры на коврах повторяли мотивы, принятые в тех местах, откуда пришло это прекрасное искусство. Узоры заимствовались в основном у мастеров Кирмана, Кашана, Исфахана, Герата, а в Кашмире ковровый рисунок напоминал изделия среднеазиатских ткачей, в частности бухарских. Ткали всегда персидским узлом.

Со временем ткацкие станки стали появляться в домах знати, там опытные ткачи создавали особые рисунки, по вкусу и прихоти богатых хозяев. Князья, крупная знать и богатые дворяне, бывшие основными хозяевами этих больших фабрик, собирали в своих домах и дворцах всех, кто приобретал репутацию большого мастера. Они получали твердое жалование, ежедневное питание, в работе их почти не торопили. Они даже получали пенсию в случае, если не могли работать по состоянию здоровья или возрасту. А с их смертью выплаты получали сыновья, если те становились столь же искусными в ткацком деле. В Индии дети в профессии обычно идут по стопам родителей. После завершения значительной работы изделие передавалось хозяину, а мастеру воздавали почести, жалование его повышалось. Именно в таких условиях были сотканы восточные шедевры.
 
И сегодня ковры красноречиво свидетельствуют об исключительном искусстве индийских ткачей. Особо выделяются ковры ручной работы, сотканные из пряжи великолепных расцветок, украшенные восточным экзотическим и современным орнаментом. На этих коврах узор из цветов предстает как ряды расцветающих растений, идущих сверху вниз порознь до самых корней, словно это цветы, растущие в саду; иногда цветы как бы прорастают сквозь решетку для вьющихся растений; или это отдельные цветы, как бы растущие за оградой. Но во всех случаях стебель имеет вид естественного, живого организма. Изображения животных также полны жизни и энергии. Их фигурки придают коврам живописность, а цветы "оживают" благодаря яркой игре красок. 
Цветовая гамма индийских ковров несколько мягче по сравнению с персидскими. Наиболее распространенным цветом был розовый, особенно часто им пользовались для контраста и контуров. 

По общему мнению, в индийских коврах есть какая-то непостижимая утонченность. Предпринимались попытки раскрыть секрет такой гармонии, для этого даже прибегали к помощи специальной призматической шкалы, однако попытки эти ни к чему не привели, потому что проникнуть в тайну подобной утонченности можно лишь терпеливым трудом многих поколений.

Лучшие индийские ковры можно увидеть в музее Джайпура, а ценнейшие экземпляры были вывезены в частные коллекции или хранятся в музеях Европы и США. Сегодня Индия, став сильным игроком на мировой арене, ставит серьезно вопрос о возвращении награбленного в колониальную эпоху. Вернуть шедевры из частных коллекций возможно только посредством выкупа. Нахождение же предметов индийского искусства в государственных музеях Британии - бывшей метрополии - оставляет возможность безвозмездной передачи Индии. На тысячи бриллиантов и других драгоценных камней из корон британских монархов индийские власти также имеют претензии.   


Один из самых ранних и самых прекрасных образцов эпохи Акбара хранится в лондонском музее Виктории и Альберта. Он соткан отчасти в турецком стиле, рисунок его свободен и изящен, краски богатые, но приглушенные. Поле внутри кривой линии выткано голубым, внешняя сторона - красная. На каждом голубом участке - изящный и тонкий узор из цветов, внутри которого искусно выткан типично китайский дракон тьмы, свирепо дышащий на охваченную ужасом птицу света. На красных участках изображены неравные схватки между леопардом и оленем, леопардом и коровой. На живом пульсирующем красном фоне, создающим атмосферу глубины, выткан заполненные цветами и деревьями сад, по которому бродит дичь. В центральном завитке - рыба и водоросли, по бокам - одинаковой формы вазы, поддерживаемые драконами. В восьми завитках поменьше, симметрично расположенных по полю ковра, на голубом фоне, в китайском стиле, дикая утка, плывет среди бегущих облаков, она сражается с драконом, символизируя борьбу света и тьмы, дня и ночи.

Первое, что бросается в глаза во всех этих коврах - полное подчинение орнамента поверхности. Ковер, разумеется, представляет собой плоскую поверхность, а орнаменту в индийских коврах не позволяется нарушать это ощущение плоскости. Для достижения этого эффекта  украшение наносится в строго традиционной манере и без всяких теней. Далее, нельзя не заметить искусства, с каким распределяется орнамент, он почти всегда симметричен, весь рисунок настолько уравновешен, что даже в наиболее заполненных местах нет впечатления скученности. Интересно, что во всех этих коврах по-разному обыгрываются одни и те же формы орнамента. В деталях они никогда не повторяют друг друга, хотя в большинстве случаев орнамент состоит из цветка и бутона лотоса, который всегда был универсальным символом у азиатских арийцев с момента возникновения у них искусства. Пожалуй, это принцип можно считать основным для всех индийских народных промыслов. Более всего важен силуэт узора, все остальное второстепенно. Дефект в линиях мастера никогда не пытались скрыть украшательством. Важно было совершенство силуэта.

Индийский ковер

Для индийца ковер - не только украшение жилища, но и место отдохновения, где можно предаться мечтам, забыть о треволнениях и повседневной жизни. Именно поэтому в изготовление ковров в Индии вкладывается столько любви и столько внимания уделяется каждой детали их отделки. Для мастера-ковровщика его ремесло - не только средство заработать на жизнь. В создаваемом ковре, он выражает свою философию жизни, свое представление о вечно меняющейся природе. Ковер для него - безбрежный и вечный мир, который он щедро населяет сказочными героями, деревьями, цветами, птицами и животными.    

Сейчас век ковров, изготовленных машиной. Выбор ковров очень велик, каждый может выбрать по вкусу. Но индийские ковры ручной работы являют собой символ безграничности творческих возможностей. Неудивительно, что такие ковры пользуются большей популярностью, чем сотканные машиной. Сегодня Индия - второй в мире экспортер ковров ручной работы    

В центрах разбросанных по 7 штатам страны, работают мастера-ковроделы, унаследовавшие от дедов и прадедов секреты замечательного мастерства. Интересные ковры делают в Кашмире. Люди, живущие в усыпанной цветами кашмирской долине, рождаются с чувством прекрасного и выражают это чувство в своих изделиях. Многоцветье, радующее глаз на лужайках и в садах, они воспроизводят в вышивках, переносят на ковры. Среди шерстяных ковров кашмирские наиболее известны и считаются самыми лучшими. В Кашмире и сейчас делают ковры с индо-персидскими, среднеазиатскими и турецкими мотивами. Мастера ткут ковры двух видов: намдах и габбах. Намдах подбивают войлоком. Украшают такие ковры обычно узором из цветов или геометрических фигур. Габбах - коврик, сделанный из кусочков шерсти, на который тамбурным швом наносят разнообразные по цвету и форме лоскуты ткани.


Больше всего ковров ткут в штате Уттар-Прадеш - здесь сосредоточено 90% всего производства, трудится 75% ткачей. В колониальную эпоху англичане занимались развитием этой отрасли, которая приносила им большие прибыли. Правда, остальные отрасли промышленности при них не развивались.

В Шахджаханпуре делают ковры из хлопка и из шерсти со старинными персидскими мотивами. На внутреннем индийском рынке большим спросом пользуются ковры с восточным орнаментом, таким как индо-исфаханский.  

Ворсовые ковры ткутся на вертикальных деревянных станках с помощью простейших инструментов. Пропустив конец окрашенной пряжи между двумя соседними нитями основы, мастер искусно связывает их и ножом отрезает остающиеся концы, оставляя ровную гладкую поверхность.
Техника нанесения узоров была исключительно высокой, на квадратном дюйме (1 дюйм = 2,54 см) помещалось от нескольких сот до полутора тысяч узлов. За день опытный мастер делает до 10 тыс. узлов по фону и от 6 до 8 тыс. узлов по рисунку. В высококачественном ковре  размером 2,75 на 3,65 метров насчитывается более 6 млн. узлов! 

Длина ворса индийских ковров ручной выработки колеблется, в зависимости от качества, от 2,2 до 6 мм. Пряжу для них делают из чистой индийской шерсти, иногда с примесью импортной. Широко применяются особо прочные красители, благодаря чему ковры долгое время сохраняют свой первоначальный цвет. Стоимость ковра определяется по числу узлов на единице поверхности, что зависит от качества пряжи и красок и от сложности орнамента. Например, качественный индекс "20х20" означает, что на дюйм нити основы приходится по 20 узлов, столько же узлов приходится на дюйм утонченной нити, из чего следует, что на каждом м² ковра насчитывается около 620 тыс. узлов.


Наиболее распространенные ковры, изготовляемые в Бхадеше и Мизанпуре (Уттар-Прадеш), имеют по 30-250 тыс. узлов на м², ковры более высокого качества из Агры, Джайпура и Амритсара - по 93-311 тыс. узлов, и, наконец, ковры высшего качества из Кашмира - более 300 тыс. узлов на м². Индийские ковровщики изготовляют, кроме того, грубые берберские и тяжелые ярко окрашенные хамаданские ковры, а также тонкие многоцветные ковры из шелка. 
Кроме тканых ковров кашмирские мастера изготовляют круглые, овальные или продолговатые коврики и дорожки (намдах) из тонкого войлока домашней выработки, вышитые цветными хлопчатобумажными нитями.

Как и во времена махараджей, индийские фирмы изготовляют по индивидуальным заказам высококачественные ковры ручной работы, отвечающие самым изысканным вкусам, а подчас и самой прихотливой фантазии. Например, для банка они могут соткать ковер, на котором изображено дерево с монетами вместо листьев, для владельца оружейного завода - ковер с ковбоем верхом на коне. Для одного американского штата был изготовлен ковер, на котором символически изображены важнейшие отрасли хозяйства штата. "Заказывайте и мы выполним ваш заказ", - заявил владелец одной из ковроткаческих фирм Индии. И он доказал, что это не похвальба: на его фабрике недавно был соткан ковер с портретом одной дамы, муж которой решил преподнести ей сюрприз в годовщину их свадьбы. Мастер выткал портрет по фотографии. Чтобы верно передать все оттенки цветного изображения на ковре размером 120х180 см, ему пришлось использовать 100 различных красок и их оттенков. Например, для передачи цвета губ дамы он использовал 4 оттенка красной краски, а для передачи цвета волос - 5 оттенков черной. Можно легко представить себе восторг счастливой супруги, когда она получила столь великолепный подарок.

Сейчас ковры на экспорт производят около 150 крупных индийских фабрик, которые сосредоточены главным образом в Агре, Джайпуре, Амритсаре, Гвалиури, Шринагаре, Мирзапуре. Многие ковроткаческие фабрики принадлежат семьям, члены которых из поколения в поколение хранят производственные секреты. 

Около 95% всех ковров на экспорт называются мирзапурскими. Они выделываются не только в Мирзапуре, но и в других селениях по обоим берегам Ганги на площади 150 км². Согласно местной легенде, искусство ковроткачества некогда занесли в Мирзапур персы, путешествовавшие в этих краях со свитой императора Акбара. Персидские ковровщики были якобы так очарованы красотой девушек из деревни Гозия, что решили остаться здесь навсегда. Менее романтическая версия легенды гласит, что искусство изготовления ковров активно поощрялось Великими Моголами, которые привезли персов-ковроделов в свой двор. Сегодня поля округ Мирзапура, на которых раньше возделывалось индиго - главный источник местных растительных красок и популярный экспортный товар Британской Ост-Индской компании, засеяны сейчас пшеницей, сахарным тростником и рисом.

Но независимо от того, как возникло и развивалось в Мирзапуре ковроткачество, мастера его повидали немало перемен, пока Индия не стала одним из крупнейших экспортеров ковров. В начале XX века ковровщики Мирзапура были независимыми ремесленниками. Каждый из них сам покупал шерсть, сам красил ее и работал у себя дома. Готовые ковры он продавал за приемлемую цену. Во время уборки урожая, в случае заболевания, выдачи дочери замуж, станок его подолгу пребывал в бездействии. Положение стало меняться в 1930-х годах. Новые стили одежды, изменившиеся интерьер и обстановка домов начали предъявлять новые требования и к коврам. Ковры стали продаваться не в крошечных семейных лавках, а в больших специализированных магазинах. Индивидуальный вкус и мастерство ковровщика уступили место стандарту, массовому производству. Спрос на ковры резко вырос, и чтобы удовлетворить его фирмы по производству ковров, стали широко внедрять новые методы, обеспечивающие массовый выпуск ковров высокого качества. Смертельный удар старой патриархальной практике мирзапурских мастеров был нанесен в 1950 г., когда к власти в Китае пришло народное правительство и американские дельцы хлынули в поиске товара на индийский рынок. Перед индийскими фабриками открылись новые возможности для сбыта продукции.

В настоящее время мирзапурские ковровые фабрики контролируют весь процесс производства - от закупок шерсти до отправки готовых ковров на заморские рынки. Технические усовершенствования позволили увеличить масштабы производства, но тем не менее индийские фабричные ковры мало чем отличаются от ковров ручной выработки. Сегодня шерсть на эти фирмы поступает из Раджастхана и Амритсара уже в виде готовой пряжи. При изготовлении некоторых ковров особо высокого качества в пряжу для придания ей блеска добавляется шерсть из Австралии. На фабриках специалисты красят пряжу при помощи новейших синтетических красителей, дающих большое разнообразие оттенков. Пряжа, которую получает ковродел, очень прочна, не выцветает при чистке и не боится моли.

Ковродел получает с фабрики и готовый орнамент, разработанный дизайнерами. Схема орнамента нанесена на "накшу" - большой разграфлёный лист бумаги, на котором каждая клеточка представляет отдельный узел. Мастер вешает "накшу" перед собой и тщательно переносит детали узора на основу будущего ковра. Когда он с пряжей и схемой орнамента возвращается в родную деревню, то вновь попадает в патриархальный мир времен императора Акбара. Робко выглядывают из домашних двориков женщины, одетые в длинные сари. По узким улочкам с криками гонят на пастбище буйволов полуголые ребятишки. И когда ранним утром, на восходе солнца, ковровщик садится за свой станок, над деревней еще царят извечный покой и тишина.

Примитивный станок с натянутыми на нем нитями основы похож на огромную арфу, и под искусными пальцами ковродела на нем возникает мало-помалу красочный ковер, похожий на чудесную мелодию. Ковродел завязывает узел, обрубает конец нити, пропускает уток через основу, подбивает и выравнивает ряд - вновь и вновь повторяет четкие, отработанные за века движения пальцев. За день опытный мастер успевает соткать до 15 см коврового полотна. Группа из 4-х рабочих может изготовить за 2 недели средний ковер размером 274х365 см. На изготовление более крупных ковров со сложным рисунков может потребоваться несколько месяцев.

Изготовление ковров в деревнях Мирзапура занимаются в основном мужчины, постигшие секреты ремесла в детстве. Новички обычно ткут среднюю часть ковра, в то время как опытные мастера работают над его краями, следят за тем, чтобы ковер получился ровным. Верные традиции, женщины никогда не вторгаются в "царство станков" своих мужей, отцов и братьев, но помогают им готовить пряжу. Работа идет на дому. Большинство же ковроделов работает по найму у владельцев станков, которые являются посредниками между ними и фабриками. Многие хозяева станков начинали простыми ткачами, но затем, приобретя станки на скопленные деньги или банковские кредиты, стали настоящими сельскими бизнесменами.

Раз в неделю каждая небольшая фирма устраивает "базарный день", на который прибывают оценщики. Они скупают эти ковры. Далее происходит обработка высококвалифицированными специалистами-отделочниками, которые устраняют мелкие дефекты о обрабатывают ковры штампами, чтобы сделать рисунок более рельефным и выразительным. Некоторые ковры обрабатываются особыми химикатами, придающими им "древний" вид, другие подвергаются химчистке для свежести и блеска. После этого ковры появляются в витринах магазинов как образцы неувядающего искусства мастеров Индии.

В большинстве районов Индии ковры ткут приблизительно так же, как в Мирзапуре, но в Кашмире есть своя технология. Мастера работают группами на фабриках. Рисунок ковра здесь не "считывается" с "накши". Старший мастер нараспев читает "талим" - свиток с последовательной записью всех узлов ковра, и ткачи, работающие вокруг у станков, следуют содержащимся в его песне указаниям. Для кашмирских ковров характерны знаменитые иранские орнаменты, такие, как "кирман", "кашан", "исфахан" (все - города в Иране). Кашмирские ковроделы создают и свои местные орнаменты.   

Купить недорогие фабричные индийские ковры можно во всех крупных городах Индии. Дорогие же ковры ручной работы сложно найти на рынках, они продаются в специальных магазинах. Открою секрет, в таких магазинах можно торговаться и предложить свою цену. В туристическом Гоа есть десятки магазинов ковров. Для тех, кто интересуется коврами и любит привезти из страны не безделушку, а шедевр на долгую память, которым к тому же можно пользоваться десятки лет, наши гиды помогут найти лучшее. Можем заехать в магазины, но после основной экскурсии по Гоа с турфирмой "Россиянка".    


© Все тексты зарегистрированы и отображаются в поисковых системах как первоисточник, перепечатка текстов не разрешается, rossyanka.ru