Главная \ Библиотека \ Афанасий Никитин

Кто такой Афанасий Никитин

Первая тройка "белых людей" в Индии

Афанасий Никитин (сын Никиты) родился в Твери примерно в 1440 г. Он был православный русский, человек чести и совести. Остался в истории как купец, путешественник, автор знаменитых путевых заметок "Хождение за три моря". Документально зафиксировано, что он стал вторым в истории европейцем после итальянца Николо Конти (1420 г.), посетившим Индию. Афанасий прибыл на индийскую землю в 1468 г. "Бронзовая медаль" в этом соревновании досталась Васко да Гаме, открывшим морской путь из Европы в Индию спустя 30 лет.

Тверь g
Памятник Афанасию Никитину в его родной Твери был открыт в 1955 г.
 

Путь Афанасия Никитина в Индию

Карта Афанасия Никитина

В Иране Афанасий провел время с лета 1466 по зиму 1469 г. Поэтому представляю путь Никитина в Иране так подробно. Обратно же на Русь он ехал намного быстрее с остановками в городах на дни, но не месяцы через Ормуз, Шираз, Йезд, Эсфахан, Эрбиль и далее в Тебриз (не на карте) и в Турцию. Вместо Каспийского моря на этот раз переплыл Черное. Прибавим сюда Аравийское море. Вот и получилось у путешественника хождение за три моря. Кликните на карты и они увеличатся.   

Иран 

Русь во времена жизни Афанасия Никитина

Афанасий родился во время междоусобной феодальной войны на Руси, начавшейся в 1433 г. и продолжавшейся 20 лет. Связана она была с порядком наследования престола в Московском княжестве. Эти было на руку Орде, которая в 1445 г. совершает очередной набег с целью наживы. Орда во всю вмешивалась во внутренние дела Руси.

Стало понятно, что только наследование власти по династическому принципу убережет Русь от междоусобиц князей. Князь Василий II умирает, но еще при жизни делает своим соправителем сына - будущего Ивана III Васильевича. Именно во время его царствования завершился процесс объединения русских земель. В 1468 г. к Русскому государству было присоединено Ростовское княжество, через 6 лет - Ярославское. 

Посмотрите как увеличилась Россия в размерах с момента восхождения московкого князя Ивана III на престол в 1462 г. и в 1505 г., когда он скончался. Русь на картах здесь в красивом бирюзовом цвете.

Иван III 1

Иван III 2

Стремясь сохранить независимость, Новгород в 1471 г. присягнул на верность королю Казимиру IV, заключил договор с военно-политическим союзом Королевства Польского и Великого княжества Литовского (ставшем в 1569-1795 годах Речью Посполитой). В ответ на это Иван III дал сражение на реке Шелони и разбил новгородцев. Теперь и Новгородские земли вошли в состав Московского княжества.   

В 1480 г. Иван III отказался платить дань монголам, и сделал это в оскорбительной форме. Хан Ахмад подошел к границе московского княжества, к реке Угре. В течение 8 месяцев никто из сторон не решался напасть первым. К зиме околевшее войско Ахмада покинуло Русь. Так бескровно пало монголо-татарское иго, продолжавшееся 240 лет.

Иван III
Рисунок Константина Маковского "Иоанн III и татарские послы", 1870 г. 

Чтобы сохранить независимость, в 1483 г. тверской князь Михаил Борисович решил жениться на родственнице Казимира IV и скрепить союз с Великим княжеством Литовским. Слава Богу и князю Ивану III, не допустивших это. Так и Тверь вошла в Московское княжество.


Русский купец

Из вышесказанного делаем вывод, что Афанасий Никитин всю жизнь оставался гражданином отдельного русского тверского княжества. В качестве купца он отправлялся за товаром в дальние края. Чтобы пройти от Твери по Волге почти 3200 км до Астрахани и потом почти 2000 км по Каспийскому морю в иранские земли на крохотной ладье нужно было быть настоящим путешественником и сильным человеком. К родителям он наведывался спустя многие месяцы. С такой жизнью Афанасий не завел семью, отдав себя странствиям.

Тверь

Добившись одной цели, человек задумывается о новой. Так и Афанасий Никитин, узнав на базарах Хорасана (северо-восточная провинция Ирана) о далекой Индии, решил попасть туда. И добился своего, пройдя долгий и опасный путь, сумев спустя 8 лет вернуться назад. Пионеры в любой области заслуживают уважение. Не забываем, что речь идет о временах XV века.

Однако одного желания и смелости мало. Афанасий хорошо владел персидским, тюркским, таджикским языками, по видимому, еще до отправления в ставшее знаменитым путешествие. Некоторые фразы в дневнике записаны на тюркском. На нем и на персидском говорили жители Хорасана. Персидский язык был официальным языком Делийского султаната - самого большого и мощного государства на полуострове Индостан.

Хорасан и его столица Герат - сегодня третий по величине город Афганистана - во время жизни путешественника был важнейшим центром наук и искусств Передней и Средней Азии, да что там - всего мира, с учетом того, что Америка и Австралия еще не были открыты. Посещение таких мест с зачатками мультикультурализма и общение с разными людьми повлияли на образованность Афанасия. Наш герой многое знал о культуре, нравах, религиях разных стран, что вместе со знанием языков очень помогло страннику на чужбине.

Я заметил, что до прихода европейцев (в особенности англосаксов) все народы прекрасно жили, пока сами европейцы мылись два раза в жизни - после рождения и после смерти, убивая миллионы соотечественников в огне инквизиции на протяжении сотен лет. Как раз в это самое время намного безопаснее было в культурном Афганистане, чем в любом месте Европы.

Хорасан
Хорасан в XV веке на современной карте 

Хорасанские базары и иранский порт Ормуз - были конечными пунктами не только для смелых русских купцов, но смелых торговцев из Китая и Индии. Сюда стекались всевозможные товары. 

В XV веке экспортными товарами Русского государства являлись: нефть, газ... подождите, рано еще :)), пушнина, шкуры, мед, пенька, канаты, рыба, икра, зерно (овес для лошадей), янтарь, воск, смола, льняные ткани, холстина, ювелирные изделия, деревянная посуда, кольчуги, шлемы, щиты, орудия труда, замки, иконы, хмель, пиво, орехи, традиционные овощи, железная руда, слюда, поташ, лес, клыки моржей, говяжий жир, сало, соль. Ух! Со всем этим можно счастливо жить как на отдельной планете. По словам Афанасия Никитина, лично он в свою последнею поездку за границу вез пушнину.

В XV веке импортируемыми товарами Русского государства являлись: все виды тканей, ковры, шапки, платки, кушаки, занавески, одежда, кожи, лошади, дамасская сталь (главным образом клинки для мечей без рукояток), олово, медь, свинец (использовавшийся для покрытия крыш), серебро, фарфор, пряности и приправы, фрукты, вина, краски, предметы роскоши. Позже оказалось, что из металлов у самих есть вся таблица Менделеева.


Даже в те времена для путешествий нужен был документ, объясняющий цель визита. Своего рода визой была грамота. С ней в мусульманских странах Передней Азии, Средней Азии и части Индии к иноверцам относились снисходительно. Корабли купцов, с которыми отправился Афанасий, были атакованы откровенными бандитами, татарами под Астраханью. Некоторые купцы тогда были убиты, другие угнаны в рабство. Афанасий уцелел. Именно грамота от самого Ивана III помогла ему продолжить путь дальше, уже не имея никакого товара. Такую же грамоту Афанасий добивался от Бахманийского султана в Индии, чтобы отправиться обратно на Русь. 

Каким-то образом в Иране он заработал некую сумму и купил в Ормузе лошадь, чтобы в Индии не то обеспечить себя средством передвижения, не то продать с прибылью. Ни то, ни другое не удалось осуществить. Лошадь прокормить в Индии дорого, как он пишет. На самом деле Афанасий не имел права будучи иноверцем передвигаться на лошади в мусульманской Индии. Он ее продал без прибыли. Скорее всего лошадь нужна была, чтобы прибыть в Индию формально с товаром. Видимо, с этого момента миссия становилась секретной и показывать грамоту от русского князя было не удобно. Об этом ниже поговорим.

Афанасий р
Русский актер Олег Стриженов в роли Афанасия Никитина


Православный русский

Афанасий оказался в Бидаре - столице Бахманийского государства (1347-1527), отколовшегося в XIV веке от Делийского султаната. Для местных жителей Индии белый, голубоглазый человек, говорящий на их языке был в диковинку. В султанате правили как местные феодалы, так и пришлые из числа афганцев и иранцев. А служили у них эмигранты из Средней Азии, которые приезжали на службу к султанам уже сложившимися коллективами. Они занимали в том числе и министерские посты.  

По законам того времени в Индии, иностранцу другой веры, рожденному не на территории султаната, было запрещено жить здесь более года. Никитин
пишет, что Махмуд Гаван, руководивший тогда султанатом, поставил ему условие: либо уехать, либо остаться и даже работать при дворе за хорошее жалованье, но принять ислам. Афанасий отказался. Но использовал по-максимуму свою годовую "визу" - первую в истории индийскую визу, выданную русскому человеку :)). По словам нашего героя, вспомнившего в записках все дни и места, где он праздновал Пасху, в Индии он провел время с весны 1469 г. до января или февраля 1472 г., т. е. 2 года и 9 месяцев. В связи с этим некоторые историки считают, что Никитин все-таки принял ислам под именем Юсуфа Хорасани. Да, он так представлялся. Но второе мусульманское имя брали многие русские купцы, которые часто торговали за пределами Руси, не меняя при том веру. Как пишет Афанасий, в то неспокойное время он мог выбрать путь для возвращения домой через Мекку, но сокрушался, что не является мусульманином и не может выбрать эту безопасную дорогу. Его ничего не держало на Руси, он даже критиковал ее за отсутствие справедливости. Но он возвращается и делает это с радостью, читая хвалу Богу, оказавшись в Крыму, где закончил писать свой дневник, видимо уже тогда, считая Крым Россией и своим русским домом. Нотки тоски по родным землям в его дневнике проскальзывают не раз.


Секретный агент? 

А может Никитину нужно было вернуться во что бы то ни стало после выполнения некоего задания князя Московского Ивана III? Если честно, в данных записках я не увидел, что Афанасий был опытный и тем более удачливый купец. В дневнике он не пишет что-либо о своей прошлой купеческой жизни. Мы знаем лишь то, что он был хорошо подкован знаниями, которые можно было получить только за границей. Но обязательно ли было быть купцом для выезда? Если Афанасий отправлялся с секретной миссией, то на это ушло 8 лет и она действительно была успешна. Это моя версия. Думаю, и Вы согласитесь, что версия заслуживает внимание.

Об индийских алмазах Никитин узнал в Хорасане, куда заходили русские корабли по Волге и Каспийскому морю. Красота камня и его ценность впечатляют человека и сегодня. Автор этого текста сам родился “на алмазах”, в том месте, где добывается значительная их часть в мире, в Нюрбе. Вспоминается Алмазный фонд в Якутске, где на экскурсии я убедился, что бриллианты имеют некую силу над человеком. В пользу версии, что целью Афанасия являлся сбор информации о месте добычи алмазов в Индии косвенно говорят 6 фактов:

  1. С самого начала Афанасий собирался именно в Индию, и не случайно там оказался; даже будучи ограбленным, наш герой не отказался от цели; его напутствовал Московский князь Иван III. Разговаривала ли в то время с рядовыми купцами личность уровня русского царя (первым царем на Руси назвался Иван Грозный в 1547 г.)?
  2. Афанасий подолгу жил в городах, которые были на пути, особенно в Иране, знакомясь с обычаями и нравами, изучая язык, словно готовясь к чему-то.
  3. Афанасий отправился не в Делийский султанат, упомянутый выше, и не в какое-то другое место, а именно в Бахманийское государство, где добывались алмазы. Если посмотреть на карте весь путь до конечной точки, то сложится по возможности самый прямой маршрут к Бидару, Голконде и областям вокруг; а после выполнения задания путь лежал сразу домой.
  4. Афанасий пишет в записках, что провел в городе Кулуре, где обрабатывались алмазы пять месяцев (!).
  5. Афанасий дает описание драгоценных камней, в которых разбирался. Ведет речь об алмазных копях, базарах, где продаются алмазы, указывает цену и вес. Он даже знает кому именно сданы в аренду участки под разработку камней и что есть старые и новые копи, и в старых - алмазы гораздо ценнее.  
  6. А еще Афанасий пару раз пишет, что нет в Индии подходящего товара для Руси и все тут. Хотя португальцы совсем скоро откроют морской путь из Европы в Индию, монополизируют всю торговлю и начнут получать ежегодный доход эквивалентный 10,5 тонн золота в основном от продажи пряностей.

Карта Афанасий Никитин

Согласитесь, странные интересы для рядового путешественника в экзотической стране, где было о чем написать и без этого. Вот я с 2003 г. в Индии, был во многих местах, но в те "алмазные" края, где жил более 2-х лет Афанасий Никитин собираюсь только сейчас, в году 2022. Конечно, сделаю много фотографий и представлю на сайте. После работы над дневником Никитина я заинтересовался городами Биджапур, Бидар, Голконда, Гулбарга, Райчур. Найденные алмазы тоже представлю здесь :)) На карте выше обозначены и другие места, где был странник, но очевидно, они всего лишь были на пути. 

Вплоть до XVIII века алмазы добывались исключительно в Индии. Потом их нашли в ЮАР. Оказалось, что они имели такую же структуру. По сути индийские алмазы добывают и в Африке. Тут нет ничего удивительного. Африка откололась миллионы лет назад от Евразии. Посмотрите сами на очертания берегов, два куска суши отлично складываются вместе. Но вернемся к Индии. Алмазные копи располагались в районе реки Кистны (Кришны), где-то у Райчура, в 175 км южнее Голконды (сегодня район города Хайдарабад). Вот здесь и "крутился" Никитин. В Голконде же алмазы сбывались. Город Райчур был камнем преткновения между соседними странами - исламского Бахманийского султаната и индуистского Виджаянагарского королевства, и частенько переходил из рук в руки.  

Алмаз Хоупа Алмаз Регента
Алмазы Хоупа, около 46 карат и Регента, около 141 карат

Алмаз Дерианур Алмаз Кохинур
Крупнейший розовый алмаз Дерианур, 182 карат и Кохинур, 105 карат

Самые известные из найденных здесь алмазов я перечислил ради интереса. Первый в списке - Великий Могол, который весил 787 карат, когда его нашли. Но с 1747 г. о нем ничего не известно. Возможно утерян или из него сделали другие бриллианты. Остальные алмазы тоже весили немало, но после огранки, став бриллиантами, потеряли большую часть. Так, Санси весил 101 карат, а уменьшился до 55. А зеленоватый алмаз Флорентиец весил 137 карат. Последние два, а также Кохинур и Дерианур были известны при жизни Афанасия Никитина.    


Первая книга русского путешественника

Скончался Афанасий Никитин в 1475 г. при неизвестных обстоятельствах через несколько месяцев после возвращения на Русь, в Смоленске, который тогда входил в Литовское княжество. Он выполнил свою миссию. Добытая информация могла стать известна другим, и, по всей видимости, дошла до Ивана III. Благодаря спутникам, московским купцам, его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырёва, и текст её был внесён в Летописный свод 1489 г., продублирован в Софийской II и Львовской летописях в сокращенном варианте. Записки Никитина в Троицком сборнике XV века наиболее полные. Документ был изучен великим русским историком Николаем Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря. Карамзин опубликовал отрывки в 1818 г. в примечаниях к VI тому "Истории государства Российского". А полностью сочинение опубликовал другой историк Павел Строев в 1821 г.

Феодосия
Памятник Афанасию Никитину в Феодосии был открыт в 2008 г. В Крыму путешественник закончил свой литературный труд  

Грамотных людей в те времена можно было по пальцам пересчитать по причине отсутствия школ и учителей. Поэтому творение Никитина стало вершиной владения пером русского человека. Это первое описание в истории России не паломнического, а делового путешествия в дальние страны во второй половине XV века. Поэтому сам Афанасий называл свой тур грешным. Его наблюдения о политическом устройстве, экономике и культуре других стран стали бесценным историческим документом XV века. Афанасий Никитин не был писателем. Сравнивать его труд с литературными шедеврами, например, Толстого или Достоевского бессмысленно. В данном случае для истории произведение “Хождение за три моря” куда ценнее.

Теплоход Афанасий Никитин
Теплоход Афанасий Никитин построен в 1959 г. и до сих пор курсирует по маршруту Москва - Астрахань по той самой Волге


Различие русского и европейского менталитета

При составлении этого рассказа, я вот о чем подумал. Как же отличается русский первооткрыватель от европейского, вообще, русский человек от европейца (в том числе англосакса) тогда, сейчас и всегда. Наш человек готов пожертвовать жизнью ради христианских ценностей или открытий во имя страны и народа, а те способны рискнуть жизнью только ради наживы. Вот почему русский солдат, освободив народы Европы от фашизма, для Запада оккупант, который воевал, чтобы поживиться. Вот почему победителем во Второй мировой войне считаются США, которые действительно сказочно разбогатели, а не Советский Союз, выполнивший духовную миссию и оставшийся в руинах. Объяснять им бесполезно, как и кошке, которая гадит на кровать. Мозги устроены по-другому. Хотя нет, кошка способна понять при правильном подходе.

Через 18 лет после смерти Афанасия Никитина Колумб открыл Америку, а через 24 года Васко да Гама нашел морской путь в Индию. Колонизаторы не только не пытались понять народы, населявшие те земли, но и проявляли невероятную к ним жестокость. Они почти не оставили в живых индейцев в обеих Америках и аборигенов в Австралии. А народы Африки и Индии спас от истребления неблагоприятный для переселения климат. Хотя и там проводился геноцид для сокращения этих народов. О периоде британского владычества в Индии я написал отдельную статью. Если бы европейцы в ходе многочисленных войн против России не были каждый раз раздавлены русским оружием, то на нашей территории не осталось бы не только малых народов, но и русских людей вообще. И климат бы не помог. Просто англосаксы в принципе не хотели бы, чтобы на планете жили русские, несущие миру нечто такое, что способно победить сатану, которому те служат вместе с порабощенной Европой.

Для настоящего русского православного человека вера, справедливость, уважение к представителям других религий и их культуре входит в перечень качеств истинного христианина. И как же здорово, что мир не относит русских к европейским колонизаторам. Это важно для исторической репутации страны и построения нового мирового порядка во главе с Россией. Я сам посетил много азиатских стран и почувствовал хорошее отношение к русским.

Этот сайт об Индии. Приятно, что мой соотечественник написал первую страницу в истории взаимоотношений России и Индии. С тех пор в наших отношениях были и есть только светлые страницы. Это очень помогает дружбе между странами. В следующей статье я привел полный текст рассказа Афанасия Никитина "Хождение за три моря" на современном русском языке.

Афанасий Никитин
Кадр из первого совместного советско-индийского художественного фильма по мотивам путевых записок тверского купца Афанасия Никитина  

Чтобы посмотреть набирайте:

  • "Хождение за три моря" (приключения, реж. Василий Пронин, Ахмад Ходжа, 1957 г., в главной роли Олег Стриженов), 1 серия - 91 мин., 2 серия - 52 мин.
  • Интервью Олега Стриженова к фильму "Хождение за три моря".  

Марка
Почтовая марка, выпущенная в СССР в честь 500-летия путешествия Афанасия Никитина в Индию
 

"Хождение за три моря"