В первой части я рассказал кто и почему в XV веке в Испании и Португалии был заинтересован в открытии новых земель, как и об успехах португальских мореплавателей до знаменитого плавания Васко да Гамы.
Всё началось в 1495 г. Васко да Гама разрабатывал теоретическую часть, изучая карты и навигацию, тогда как Бартоломеу Диаш руководил строительством кораблей с учётом всех достижений тех времён. Косые паруса были изменены на прямоугольные, что повысило устойчивость судов, снизив их осадку. На палубах разместили по 12 пушек на случай столкновений с арабскими пиратами. Водоизмещение было увеличено до 100 - 120 тонн для того, чтобы можно было взять больший объём запасов пищи и пресной воды, а также всего необходимого из расчёта на 3-х годичное плавание. Рыбу предполагалось ловить по ходу, а за запасами воды через многомесячные промежутки причаливать к портам.
Васко да Гама
Дневной паёк моряка, отправляющегося в Индию:
- 0,5 фунта сухарей (227 г);
- 1 фунт солонины* (450 г);
- 0.5 фунта риса или сыра (227 г) только в пост вместо мяса;
- 1,25 пинты вина (0.7 л);
- 2,5 пинты воды (1.4 л);
- 1/12 пинты уксуса (68 мл);
- 1/24 пинты масла оливкового (136 мл).
* Солонина - продукт, полученный путём длительной выдержки мяса в поваренной соли для длительного его хранения при положительных температурах.
Ещё в трюме имелись: бобы, мука, чечевица, чернослив, лук, чеснок и сахар. Не забыли положить и товары для африканских аборигенов: полосатые и ярко-красные ткани, кораллы, ножницы, ножи, колокольчики, дешёвые оловянные украшения для обмена на золото и слоновую кость.
Так и не удалось изобрести что-либо существенное, чтобы в трюмы плоскодонных португальских кораблей с высоким носом по ходу плавания не просачивалась вода. Часть продуктов попросту подвергалась гниению и через какое-то время плавала на поверхности вместе с крысами. Другая проблема, где и как спать экипажу также в те времена не была решена. Знаменитые индейские гамаки "от Колумба" в широкое употребление ещё не вошли. Команде приходилось спать, где попало. А о санитарных условиях на кораблях можно догадаться.
Капитаном флагмана "Сан-Габриэль" был поставлен опытный Гонсалу Алвариш. Второй корабль "Сан-Рафаэль" да Гама доверил брату Пауло. В экспедиции также участвовали "Сан-Мигель" (другое название "Берриу") - старое легкое судно с косыми парусами под командованием Николау Коэлью и безымянное грузовое судно под началом капитана Гонсалу Нуньеша. Средняя скорость флотилии из четырёх судов при благоприятном ветре могла составить 6,5 - 8 узлов (12-15 км/ч).
Костяк команды из 168 человек составили те, кто плавал с Бартоломеу Диашем. 10 человек из команды были преступниками, выпущенными из тюрьмы специально для экспедиции. Их не жалко было высаживать для разведки в опасных районах Африки.
Отплытие в неизвестность
Жарким днём 8 июля 1497 г. во время молебна всем путешественникам по традиции отпустили грехи (такую традицию выпросил когда-то Генрих Мореплаватель у папы римского Мартина V). На борт взошли Васко да Гама и Бартоломеу Диаш. Раздался пушечный залп и 4 судна вышли из порта Лиссабона.
Через неделю корабли достигли Канарских островов. Суда потерялись в тумане и встретились вновь у островов Зелёного Мыса. Здесь пополнили запасы пресной воды и провизии. А Диаш высадился, чтобы с другими кораблями плыть дальше в новую крепость Сан Жоржи да Мина на гвинейском побережье, где он был назначен губернатором Гвинеи.
Далее корабли попали в полосу сильных восточных ветров, которые не позволили идти вперёд известным путём вдоль Африки. Где-то в районе 10° северной широты да Гама впервые проявил себя решительно, а именно приказал повернуть на юго-запад, чтобы попытаться в открытом океане обойти ветры. Он сделал дугу по Атлантическому океану, почти дойдя до берегов тогда ещё неизвестной Бразилии. Корабли удалились от берега Африки на расстояние в 800 морских миль (1480 км). Три месяца суда не встречали на горизонте какой-либо земли. Пища на экваториальной жаре портилась, а вода стала негодной. Пришлось пить морскую воду. Питались уже не совсем свежим солёным мясом, заготовленным впрок. Здоровье команды было подорвано.
После экватора корабли, наконец, не теряя нужного им ветра, смогли повернуть на восток. Таким образом был открыт новый путь с попутными воздушными потоками из Европы к мысу Доброй Надежды, что на самой южной оконечности Африканского континента. Корабли гарантированно избегали попадания в зону полного штиля, когда они подолгу могли простоять на месте, а это грозило медленной смертью всего экипажа. И в наши дни редкие парусные суда из Европы через Атлантику в Южную Африку ходят именно по этому маршруту.
У берегов Южной Африки
27 октября 1497 г. через 3 месяца и 19 дней после отплытия из Европы, моряки увидели китов, потом птиц и водоросли, что значило - суша рядом. Представьте, как моряки восприняли долгожданный возглас вахтенного: "Земля!". Это было африканское побережье у бухты Святой Елены (129 км по прямой от современного Кейптауна). Здесь да Гама планировал задержаться, помимо пополнения запасов необходимо было подвергнуть корабли кренгованию, то есть очистить днище от ракушек и моллюсков, которые серьёзно замедляли ход и разрушали древесину. Однако да Гама был надменен и жесток по отношению ко всем язычникам и, как следствие, у португальцев возник конфликт с местными жителями - низкорослыми воинственными бушменами. После того как командир экспедиции был ранен в ногу, пришлось срочно отчаливать.
22 ноября 1497 г. эскадра обогнула мыс Доброй Надежды. В этом месте и сегодня бушуют шторма. Не избежал повреждения один корабль. Его затопили. Снова, как и в случае с Бартоломеу Диашем матросы подняли бунт и потребовали повернуть назад. По легенде, да Гама на глазах у всех выбросил навигационные приборы в море. "Посмотрите!" - крикнул он, - "Мне не нужно другого путеводителя, кроме Господа. Если я не достигну цели, Португалия никогда меня больше не увидит!".
Путешественники добрались до пункта Рио до Инфанте, достигнутого когда-то Диашем. Никто далее из европейских мореплавателей не был. В Рождественские дни да Гама, обогнул мыс Игольный и проплыл вдоль южного побережья сегодняшней ЮАР. Этот высокий берег он обозначил на карте как "Наталь", что значит "Рождество".
Оставшиеся три корабля зашли в бухту Святого Бласа (Сан Браш, ныне Мосселбай в ЮАР). Суда были отремонтированы: залатали обшивку, подшили разорванные паруса и снасти, закрепили расшатанные мачты. Вышедших из джунглей готтентотов, припугнули выстрелами из бомбард. Далее предстоял путь на север вдоль Восточного побережья Африки. В январе экспедиция миновала устье рек Лимпопо и Замбези (позже эта территория стала португальской колонией Мозамбик). Корабли опять начали разрушаться. От однообразной пищи у половины экипажа появилась цинга, гноились и кровоточили десны, распухли колени и голени, многие не могли даже ходить. Десятки человек умерли. Европейские моряки столкнулись с другими доселе неизвестными проблемами, а именно с очень сильными течениями вдоль мелей и рифов, а также с многодневным безветрием.
Наконец, измождённые моряки достигли мозамбикский порт Келимане. Здесь португальцы простояли больше месяца, прежде чем направились вверх по Мозамбикскому проливу, разделяющему Африку и о. Мадагаскар. Пролив является самым длинным на Земле (1760 км, наименьшая ширина - 422 км, наименьшая глубина - 117 м). Идти на этом этапе нужно было очень осторожно и только днём, так как легко было налететь на один из сотен маленьких островов. Было очевидно, что не имея карт и лоцмана, путешествие обречено.
Жители Келимане приняли португальцев за своих единоверцев, так как одежда мореплавателей истрепалась и потеряла национальные признаки. Местный правитель даже подарил Васко да Гаме чётки в знак дружбы. Но высокомерный и заносчивый капитан, совсем не имевший дипломатического дара, посчитал горожан дикарями и предложил в подарок эмиру красный колпак. Разумеется, местный правитель с негодованием его отверг. Атмосфера накалялась.
Эмир ещё до разрыва отношений успел предоставить в распоряжение флотилии двух знатоков морского дела, но один из них тут же сбежал, а второй, был ненадёжен. Вскоре после отплытия, он пытался выдать какие-то встреченные острова за материк. Разъярённый командор велел привязать лгуна к мачте и лично жестоко высек. Остров, где это случилось занесли на карту под именем Исла до Асоутаду ("Высеченного").
Земли "диких" чёрных племён в Мозамбике заканчивались и дальше начиналась зона арабского морского торгового союза, а на берегах стояли мусульманские порты. Если португальцы завоёвывали земли на западном берегу Африки, то арабы активно колонизировали восточную Африку, скупая в глубине материка амбру, металлы и слоновую кость. Конкуренты им были не нужны.
7 апреля португальцы подошли к крупному порту Момбаса (ныне город Кении), где арабы силой пытались захватить португальские суда. Едва удалось спастись. Здесь впервые европейцы столкнулись с враждебностью местных арабов и применили артиллерию. Снабжение провизией и водой стало затруднительным.
Удача улыбнулась. 14 апреля моряки были радушно приняты в порту Малинди (сейчас в Кении), всего 120 км севернее Момбасы. Здесь Васко да Гама увидел 4 корабля из Индии. Он понял, что Индия точно может быть достигнута. Местный эмир был противником шейха Момбасы и хотел приобрести новых союзников, тем более вооружённых огнестрельным оружием, которого арабы ещё не имели.
Шейх предоставил им самого знаменитого лоцмана индийских морей - Ахмеда ибн Маджида из Омана. Ахмед ходил по морям, применяя астролябию, ещё до рождения Васко. Он оставил после себя руководства по мореходству, часть которых сохранилась и находится в музее в Париже. В то время арабы значительно превосходили португальцев как в области морской навигации, так и астрономии. Поднявшись на борт "Сан-Габриэль", лоцман деловито развернул перед изумленным капитаном точные карты западного побережья Индии со всеми азимутами и параллелями. Теперь можно было идти чётко по курсу. В конце апреля красные паруса португальских каравелл поймали попутный муссон и двинулись на северо-восток. Путь от восточного побережья Африки до западного побережья Индии через Аравийское море занял всего 23 дня, прежде чем моряки увидели чаек.
Долгожданная Индия
20 мая 1498 г. капитан со своего капитанского мостика на "Сан-Габриэль" увидел бурый берег в районе города Каликут (ныне Кожикоде в индийском штате Керала). Морской путь из Европы в Индию вокруг Африки был открыт. За десять с половиной месяцев было пройдено более 20 тыс. км. Этот путь на карте выделен чёрной линией, другими - обозначен обычный путь из Индии в Лиссабон.
Каликут был одним из крупнейших торговых центров Азии, "пристанью всего Индийского моря" по словам русского купца Афанасия Никитина из Твери. Он по праву может называться первым европейцем, достигшим глубинки Южной Индии (хоть и по земле) ещё во второй половине XV века. Разумеется, в западной историографии его имя неглижируется. В Каликут доставляли те самые предметы роскоши, о которых мечтали богачи в Европе. На базарах в воздухе стоял терпкий запах перца, корицы, гвоздики, мускатного ореха. Лекари предлагали лекарства: камфару, кардамон, асафетиду, валериану, алоэ. В изобилии имелись ароматные миро и сандал, синие краски (индиго), кокосовое волокно, слоновая кость. Поставщики фруктов раскинули свой яркий и сочный товар: дыни, апельсины, лимоны, манго. Кое-что европейцы увидели впервые, например, множество слонов.
Команда Васко высаживается на индийском берегу
Да Гама попросил, чтобы на аудиенцию к правителю его несли в богатом паланкине (носилки в виде шатра), в окружении трубачей и знаменосцев. Но заморин (титул правителей южной области Индии, которые правили с XII по XVIII век) находился в это время в городе Понани. По случаю прибытия да Гамы заморин, по праву считавшего себя властителем моря, приехал в Каликут и встретил капитана и его ближайшего помощника офицера Фернана Мартина почётным парадом из 3 тыс. солдат. Заморин восседал на троне из слоновой кости, на зелёном бархате, одетый в златотканую одежду. На пальцах его рук сверкали перстни с драгоценными камнями - арабская Индия привыкла к роскоши. Представьте, такому правителю да Гама подарил дешёвую андалузскую полосатую материю, те же красные колпаки и ящик сахара, что и вождям африканских племён! Заморин подарки отверг.
Приём у заморина в Каликуте
В Индии португальская команда провела более 4-х месяцев и рассчитывали пробыть ещё дольше - до попутного ветра назад. За это время произошло ряд неприятных событий. Во-первых, возникли проблемы с местной администрацией по поводу пошлин. Во-вторых, сюда долетел слух о бесчинствах португальцев в Африке. В-третьих, арабы не хотели конкуренции португальцев и, пользуясь доверием у заморина, убедили того, что Васко да Гама судя по подаркам и поведению скорее пират, чем посланник короля Португалии. Когда Васко попросил заморина дать разрешение на основание фактории в Каликуте, тот ответил отказом и разрешил пришельцам только продать свои товары и удалиться. Товары продавались плохо. Тем не менее на вырученные деньги были закуплены специи, медь, ртуть, янтарь, драгоценности. Вместо того, чтобы спокойно дождаться попутного ветра и удалиться из этих краев, предвкушая помпезную встречу дома, Васко да Гама снова подлил масла в огонь. Он предложил заморину сделать подарки португальскому королю, а именно, погрузить около полутонны корицы и гвоздики. Заморина это так оскорбило, что он приказал да Гаме оставаться на берегу под домашним арестом, сдать все парусное снаряжение и корабельные рули, а также потребовал большую пошлину за уже купленные пряности. А пока пошлина не будет заплачена, оставшиеся на берегу португальцы, попадают в плен.
Тогда да Гама взял в плен знатных лиц, в это время приобретавших португальские товары на кораблях. Морские суда немедленно развернулись, готовые отплыть. Парламентёр принёс письмо португальцев с угрозой: все пленники будут навсегда увезены за море, если индийцы немедленно не снимут арест с уже купленных предметов и не освободят пленных во главе с офицером Диего Диашем. Заморин уступил, произошёл обмен заложниками. Португальцев доставили на корабли, однако, да Гама освободил лишь 6 заложников из 10, обещав отпустить остальных после возврата задержанных товаров. Но товары не были возвращены. Экспедиция покинула Каликут с заложниками на борту. Идея была показать арабской знати могущество Лиссабона и со следующей экспедицией вернуть их назад. Португальцы легко ушли от преследовавших их индийских лодок и даже напали на несколько торговых судов по пути.
Побег из Индии
В безвыходной ситуации да Гама был вынужден покинуть Индию раньше, чем подул попутный северо-восточный муссон, которым всегда пользовались арабы. Если с берега Африки до Индии моряки добирались всего 23 дня, то в обратном направлении путь занял целых три месяца - с начала октября 1498 г. по 2 января 1499 г. Цинга и лихорадка унесли ещё 30 человек из и без того небольшого экипажа, так что теперь на каждом из кораблей оставалось по 7-8 работоспособных матросов вместо 42 по штату, что явно было недостаточно для эффективного управления судами.
7 января удача опять улыбнулась отважным морякам, когда их силы были уже на исходе. Они добрались до дружественного Малинди. Снова удалось загрузить продукты и воду. Из трёх судов хуже всех дела обстояли с нау (трёхмачтовое морское судно) "Сан-Рафаэль". Сил на ремонт не было, да и плыть было некому. Остатки команды с грузами из трюмов перешли на флагман "Сан-Габриэль" (тоже нау), а "Сан-Рафаэль" сожгли.
28 января миновали о. Занзибар, а 1 февраля сделали остановку на о. Сан Жоржи у Мозамбика. 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. А потом всего 27 дней шли с попутным ветром до Зелёного Мыса, куда 2 судна прибыли 16 апреля. Там они попали в мертвый штиль, а потом сразу в шторм.
Возвращение домой
Первым с вестью об успехе экспедиции 10 июля 1499 г. в Лиссабон прибыл "Сан-Мигель" под командованием Коэльо. Сам командор задержался на Азорских о-вах из-за болезни брата Пауло да Гама. Возможно первый и последний раз в жизни капитан проявил сострадание и действительно тяжело пережил смерть брата. Он уже не думал о триумфальном возвращении и поручил руководить "Сан-Габриэль" Жоану да Са. Только через несколько недель, 18 сентября 1499 г. Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон.
Цена Великого географического открытия была такова: 8 июля 1497 г. к берегам Индии отправились 168 человек на 4 кораблях, а два года спустя в Лиссабон вернулись только 55 моряков на двух судах, всего проплыв 40 тыс. км. Выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 6 раз превысила затраты на экспедицию. На португальские карты впервые было нанесено более 4 тыс. км восточного побережья Африки от устья реки Грейт Фиш до порта Малинди. Тогда казалось, что Васко да Гама открыл более богатую землю, чем Колумб. Мореплаватель доказал, что моря вокруг полуострова Индостан не являются внутренними.
Васко да Гама
Вернувшись в Португалию, капитан был встречен с большим почётом, наделен титулом "дон" и пенсией в 1000 крузадо, правом беспошлинного вывоза любых товаров из новооткрытой Индии. Впрочем, самому награждённому этого показалось мало и он попросил дать ему в личное владение родной город Синиш. Но город принадлежал тогда ордену Святого Иакова (Сантьяго), великим магистром которого числился герцог Коимбрский, незаконный сын покойного короля Жуана II. Король грамоту адмиралу подписал, но якобиты категорически отказались отдавать собственность. Монарху чтобы выйти из ситуации пришлось присвоить Васко да Гаме титул "Адмирала Индийского океана со всеми почестями и привилегиями.
Вскоре мореплаватель женился на донье Катарине де Атаиде, дочери весьма влиятельного сановника. Супруга родила ему пятерых детей: Франсишку, Эштеван (в 1505 - 1576 годы губернатор Индии), Пауло, Криштован и Педро. Есть предположение, что было ещё 2 дочери. Но любил ли отец своих детей? После смерти брата гуманные черты в характере Васко да Гамы больше не проявлялись. У современников этот человек внушал страх, хотя его и почитали. Выжившие моряки также стали героями и гордо рассказывали страшные истории о бедствиях, через которые их провели воля и мужество предводителя. Вы читаете статью из библиотеки турфирмы rossyanka.ru.
Для Португалии необходимо было решительно продолжать начатое дело, чтобы никому не дать обойти себя. На следующий год по проторенному пути отправилась эскадра из 13 судов и 1.5 тыс. человек. Флот возглавил знатный дон Педру Алвариш Кабрал, которому повезло открыть по пути Бразилию и Мадагаскар. 13 сентября 1500 г. экспедиция прибыла в Каликут. Внушительный вид флотилии настроил индийцев на мирный лад. Подарки заморину были уже богатые. Задача стояла та же - фактория в Каликуте, беспрепятственное ведение торговли с Индией. Знакомый нам заморин умер. Кабрала встречал другой - Манивикраман Раджа. Он дал разрешение в качестве жеста дружбы, ведь Кабрал, в свою очередь, услужил заморину и перехватил по его просьбе контрабандное судно со слонами, следовавшего с о. Цейлон в Гуджарат (сейчас штат на севере Индии).
Карта плавания да Гамы (зелёная линия) и адмирала Кабрала (розовая)
По слухам, гильдия арабских купцов препятствовала португальцам в закупке товаров. Таким же образом ещё ранее арабы отвадили китайских торговцев. Заморин не стал вмешиваться в спор. Тогда Кабрал приказал захватить арабский корабль со специями, что привело к смерти нескольких десятков португальцев на берегу. Всего 20 доплыли до кораблей. Прождав сутки реакции заморина, Кабрал захватил с десяток арабских судов. Приказал обстрелять город из пушек, после чего удалился в порт Кочин (180 км южнее). Местный правитель находился во враждебных отношениях с заморином. Ситуация заставила обе стороны подружиться. Первая индийская фактория португальцев была открыта в Кочине в 1500 г. и оставалась таковой 163 года. Португальцы получили баснословные прибыли от продажи специй по прибытию в Лиссабон.
10 февраля 1502 г. для сооружения наберегу Индии фортов король Мануэл I послал эскадру и снова во главе с доном Васко да Гамой. Во втором путешествии к берегам Индии адмирала сопровождали 10 кораблей короля, 5 быстроходных военных каравелл под командованием дяди адмирала - дона Висенти Судре. Они должны были препятствовать арабской морской торговле в Аравийском море, курсируя между Индией и Египтом, нападая на корабли. Ещё 5 судов под командой племянника адмирала Иштвана да Гама предназначались для охраны фактории в Кочине.
По пути у о-ов Зелёного Мыса адмирал показал индийским послам, возвращавшимся на родину гружённую золотом каравеллу. Те были поражены, впервые увидев столько драгоценного металла. Васко да Гама проплыл какое-то время вдоль побережья Бразилии, которую он запросто мог бы открыть во время своего первого плавания. Но, как сказано выше, адмирал Кабрал, следуя в Индию, сделал это раньше.
Портрет Васко да Гамы
Попутно, Васко да Гама основал форт и факторию в Софале (Мозамбик). Сюда везли золото и зубы бегемотов, которые, будучи более твёрдыми и белыми, ценились тогда выше, чем знаменитая слоновая кость. Также во время своего второго плавания командор покорил арабского эмира Килвы (сейчас в Танзании) и наложил на него дань. Адмирал разгромил посланный против него арабский флот из 29 кораблей. На островах, неподалёку от о. Занзибар, португальцы обложили налогом местного эмира Ибрагима и заставили его признать владычество короля Мануэла I. У о. Анджедива (южнее Гоа), желая отомстить за убиенных португальцев и вселить страх в местных жителей, да Гама сжёг арабское судно "Мери", заперев в трюме триста мусульманских паломников с жёнами и детьми.
30 апреля 1502 г. Васко да Гама добрался до основной своей цели - Каликута. Местные жители увидели под его руководством уже не три корабля с умирающими матросами, а целую флотилию, вооружённую до зубов. Заморин перепугался и незамедлительно отправил послов с предложением мира и возмещения нанесённого ранее ущерба. Но адмирал заломил слишком высокую цену за спокойную жизнь индийского города. Он потребовал изгнать из Каликута всех арабов. Заморин отказался. Португалец реагировал опять же в своём духе, он повесил 38 захваченных на берегу индийцев. Каликут обстреливали из пушек до тех пор, пока в расшатавшихся от орудийной отдачи корпусах кораблей не открылась течь. Заморин направил послов в Кочин, чтобы открыть глаза союзнику португальцев на их зверства, но лодку перехватили, а посланникам отрезали уши и носы и, пришив на их место собачьи, вернули обратно. Дон Васко, оставив 7 кораблей под командованием Висенти Судре для блокады Каликута, уплыл в Кочин торговать.
В 1502 г. факторию и форт пришлось основать в Каннуре (Кананор) в 80 км к северу от Каликута (оставалась португальской 161 год). Португальцы взяли порт под полный таможенный контроль и топили любые суда, входившие без разрешения в гавань. В порту Кочин были оставлены пять кораблей. Возникли первые европейские военные базы за океаном. Так началась грустная история для индийского населения, проживающего на берегу Аравийского моря.
3 января 1503 г. в Кочин прибыл дипломат от заморина с предложением мира. К послу применили пытки и тот признался, что против португальцев арабы собирают большой флот, а пока просто усыпляют их бдительность. Дон Васко немедленно отплыл снова в Каликут и уничтожил суда противника. Часть их расстреляли из мощных пушек, часть взяли на абордаж. На захваченных кораблях нашли много золота, а на одном - целый гарем молодых индианок. Самых красивых отобрали в подарок королеве, остальных раздали матросам.
20 февраля 1503 г. адмирал отправился домой. Во время плавания были открыты Амирантские о-ва (сейчас входят в состав Республики Сейшельские о-ва), о. Вознесения и о. Св. Елены, находящиеся в самом центре Атлантического океана. Кстати, на этот остров был сослан Наполеон, уничтоживший в своё время в развязанных им войнах три поколения мужского населения французов, но, тем не менее ставший национальным героем Франции (в Европе все завоеватели - герои, мы это уже знаем).
Каликут все-таки стал факторией португальцев в 1512 г., но к чести неуступчивого заморина через 13 лет те были изгнаны навсегда. В 1664 г. глаз на порт положила Ост-Индская компания.
Васко переехал жить в португальский город Эвора, где он когда-то учился. Построил себе дворец, стены которого были украшены изображениями пальм, индусов и тигров. Там адмирал провёл 12 лет.
Васко да Гама на португальской почтовой марке
Тем временем 25 ноября 1510 г. вице-король Индии Афонсу ди Албукерке овладел крепостью Гоа на западном побережье Индии. Схватка с султаном Биджапура Юсуфом Адил Ханом была кровопролитной. Медные бомбарды обратили в руины старую столицу. Битва закончилась традиционным для португальцев уничтожением всех мусульман, включая женщин и детей. Вице-король вспомнил, что в день славной победы чествуют Св. Екатерину Александрийскую. У ворот, через которые португальские солдаты вошли в Гоа, он повелел построить первую католическую церковь в Индии. После перестройки она стала собором Св. Екатерины (сегодня самым большим в Азии). Благословенная земля стала форпостом для захвата новых территорий и пиратского могущества на море. Город Гоа со своим портом и фортами превратился в столицу Португальской Индии.
В 1510 г. был также захвачен персидский порт Ормуз (сегодня в Иране). В 1511 г. Албукерке захватил Малакку (сейчас город Малайзии) - богатый порт в Малаккском проливе, запирающий вход в Индийский океан с востока. Со взятием Малакки португальцы перерезали путь, связывающий страны Передней Азии с основным поставщиком пряностей Молуккскими островами (сейчас Индонезия) и вышли в Тихий океан. Ещё через несколько лет они захватывают эти острова и завязывают морскую торговлю с Южным Китаем. В 1513 г. португальцы добрались до островов Макао и Гонконг. В 1535 г. они получили разрешение швартовать в Макао свои корабли и торговать с них. Через 18 лет добились строительства складов для привезённой из Европы продукции, а в 1553 г. уже основали тут постоянное поселение с укреплениями и активно начали торговать на ярмарке в китайском г. Гуанчжоу. Территория Макао была взята у Китая в аренду за 185 кг серебра ежегодно. Только в 1999 г. португальцы покинули Макао. О их былом присутствии здесь сейчас напоминают название острова, язык в качестве основного в этой автономной области Китая (вместе с китайским) и некоторые строения времён колонизации, которые чтут местные жители.
Командора тяготило затворничество во дворце. Раз король не назначает его командовать экспедициями, он просит суверена позволения предложить свои услуги какой-нибудь другой державе. Это было нормальной практикой в ту эпоху. Например, так же поступил Магеллан, впервые совершивший кругосветное путешествие, а Колумб прославил испанскую корону, будучи итальянцем из Генуи. В 1519 г. король Мануэл I подарил своему верному слуге во владения города Видигейра и Вила дос Фрадес и присвоил титул графа Видигейры, однако, не пожелал отпустить национального героя служить другим государствам.
А вот новый король Жуан III (1521 - 1557), получавший всё меньше прибыли, решил назначить пятым вице-королём 64-летнего сурового и неподкупного Васко да Гаму. Ещё в 1505 г. Мануэл I по совету мореплавателя учредил должность вице-короля Индии. Сменившие друг друга Франсишку ди Алмейда и Афонсу ди Албукерке жестокими мерами успешно укрепляли власть Португалии на землях Индийского океана. Однако, после смерти Албукерке в 1515 г. его приемники оказались алчными и неспособными для серьёзных дел или просто много добрее упомянутых персонажей.
Седой мореплаватель в третий раз ступил на борт корабля, идущего в "страну пряностей" 9 апреля 1524 г. в составе 14 судов. Легенда гласит, у индийского города Дабула (Дабхол), что на 17° северной широты флот попал в зону подводного землетрясения. Экипаж пришёл в суеверный ужас и только уверенный в себе адмирал обрадовался: "Смотрите, даже море трепещет перед нами!".
Сразу же по прибытии в Индию Васко да Гама принял твёрдые меры против злоупотреблений колониальной администрации. Он пресёк самые вопиющие из них вроде продажи пушек арабам и арестовал нескольких самых продажных чиновников, в том числе бывшего главу индийских колоний Португалии дона Дуарти ди Минезиша. Для успешной борьбы с лёгкими арабскими судами он контролировал строительство судов такого же типа, запретил частным лицам вести торговлю без королевского разрешения и льготами старался привлечь как можно больше людей на морскую службу. Вице-король устроил себе роскошный двор и набрал двести человек личной гвардии из туземцев.
Вдруг посреди этой бурной деятельности, никогда не страдавший болезнями, человек занемог. Начались сильные головные боли. Рождественским днём 24 декабря 1524 г. в 15 часов в городе Кочине адмирала да Гаму забрал себе Сатана, которому тот служил всю свою жизнь. Сначала он был похоронен в соборе Гоа. Через 15 лет его останки перевезли на родину и захоронили в небольшой церкви Кинта ду Карму в Алентежу, а в 1880 г. их перенесли в монастырь в Лиссабоне. На той могиле начертано: Здесь покоится великий аргонавт дон Васко да Гама, Первый граф Видигейры, адмирал Восточной Индии и её знаменитый открыватель".
Успехи Португалии
Через 18 лет после смерти великого мореплавателя португальские корабли достигли берегов далёкой Японии и основали в Нагасаки первую европейскую факторию. С открытием морского пути из Западной Европы в Индию и Восточную Азию была создана огромная колониальная империя Португалии, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива и Японии. Португальскому вице-королю Индии, находившемуся в Гоа, подчинялись пять губернаторов, управляющих Мозамбиком, Ормузом, Маскатом, Цейлоном и Малаккой. Крупнейшие порты Восточной Африки были под влиянием португальцев.
Памятник Васко да Гаме в Синише
Пик владычества пришёлся на начало XVI века, когда Португалия приобрела своего главного и самого щедрого продавца и покупателя - королевство Виджаянагар в южной части Индостана. Торговцы стремились попасть на базары его красивой столицы Хампи с 500 тыс. населением. Привозили сюда арабских лошадей, китайский фарфор, шафран из Кашмира, дерево, бархат, дамастную ткань, сатин, ярко красные ткани, изысканные вещи из Бенгалии, драгоценные камни. Для отправки в Португалию загружали на борт своих кораблей железо, специи, алмазы, жемчуг, готовые ювелирные изделия, рис, лекарства, мироболан и другие лекарства, а также масла и благовония. Их интенсивная торговля шла через порт Гоа, достигшего наивысшего развития в этот период.
Причины утраты португальского господства в конце XVI века
1. Разгром северными султанатами индуистских войск в 1565 г., уничтожение Хампи - великолепной столицы империи Виджаянагар больно ударило по полувековой торговле португальцев с Индией.
2. Важное в истории человечества открытие морского пути, связавшего Европу с Азией было использовано Португалией для обогащения кучки феодалов, путём грабежа и угнетения народов Африки и Азии. В строительство сильного, богатого, справедливого общества в Португалии эти средства не вкладывались. Население было бедным, увеличивалось медленно и составляло 4 млн. человек. Этого было недостаточно, чтобы сохранить сильное государство, противостоять конкурентам и удержать заморские владения.
3. Политика угнетения и наведения страха в колониях требовала много средств, гораздо больше, чем могло уйти на взаимовыгодную торговлю и добрые отношения с другими странами. Население колоний сопротивлялось.
4. Не было интереса в развитии новых территорий. Прибыль нужна была здесь и сейчас. Разрушались индуистские храмы, царил геноцид, а среди колонизаторов пьянство и разврат (европейцы жили со множеством наложниц). Возводились храмы католиков. В пропаганде католицизма главной целью ставилась не забота о нравственном воспитании христиан, а насильственное обращение в свою веру местного населения, подчинение народов папскому Риму, наполнявшего казну за счёт угнетённых народов.
5. Разложение армии. Офицеры флота теряли благородство, выступая в роли корсаров и убийц. Пиратство стало одним из инструментов колониальной политики Португалии.
6. Стремясь не потерять господство, в 1581 г. король подписал унию с Испанией, и та фактически поглотила Португалию. Теперь врагом Нидерландов и Англии стала не только Испания, но и Португалия. Те, в свою очередь, став морскими державами, отобрали португальские колонии одна за другой в районе Индийского океана. Испанскому королю не было интересно защищать португальцев - удержать бы свои владения в Южной Америке.
Как итог, в XVI веке, Португалия не использовала свой шанс. Сейчас это бедная и неприметная страна Европы. На Индийском субконтиненте под властью этой страны оставались лишь Гоа, Диу, Даман, Дадра и Нагар-Хавели, а в Китае - Макао. Там продолжались бесчинства до 1812 г., когда инквизиция была, наконец, отменена. До конца 1950-х в Гоа имел место комендантский час. Местным жителям, приверженцам индуизма запрещалось находиться на улице после 18 часов.
Индийцы, чьи предки давным давно приняли католицизм и в своё время стали служить колониальным режимам, а также эмигранты, неплохо устроившиеся на Западе, без злости и даже с гордостью и ностальгией вспоминают колонизаторов и угнетателей на своей земле - англичан и португальцев. Им хорошо известно, что католический покровитель их страны Франциск Ксаверий в сохранившихся письмах королю ратовал за установление инквизиции, как единственного способа заставить индийцев стать католиками. Я не пишу христианами, потому что только православие по-настоящему является христианской религией. Прозападные элиты, журналисты и либералы в Индии приложили руку к созданию положительного образа Запада. Нам россиянам это знакомо. О том, как Индия выгнала португальцев со своей земли в 1961 г. есть отдельная статья.
Герои эпохи Великих географических открытий
Колумб, Магеллан и Васко да Гама, несмотря на негативные последствия для населения открытых ими новых земель, стали знаменитостями эпохи. Интересно, что первые двое искали то, что нашёл в конце концов именно да Гама - богатые пряностями земли Индии. Острова сегодняшней Индонезии и земли Малайзии тоже считалась Индией, но Восточной.
Фернан Магеллан
Христофор Колумб
Карта плавания да Гамы (красная линия) и Магеллана (синяя)
Карта плавания Магеллана в 1519 - 1522 годы
Карты плавания Колумба в 1492 - 1502 годы (изображения вверху и внизу)
Город Васко да Гама в Гоа
Сегодня город является конечным пунктом железнодорожной линии, ведущей в Гоа. В 1703 г. в связи с очередной эпидемией чумы, поразившей эти места, маленький городок ненадолго стал главным. Морской порт Мормугао у города Васко да Гама сейчас один из важнейших в Индии. Причалы здесь существовали уже в XVI веке. Сейчас жизнь в этом портовом городке стала спокойной. А раньше улицы Васко да Гама заполняли искатели приключений: моряки, путешественники, торговцы. На протяжении веков их местом отдыха была улица "красных фонарей" До сих пор колониальные страны избавляются от негативного эффекта колонизации. Бывшие метрополии Британия и Португалия не принесли ничего доброго своим колониям. Очень хочется пожелать Индии стать настолько крепкой, чтобы получить компенсацию от потомков колонистов. По крайней мере, уже сегодня Индия требует вернуть увезённые из страны шедевры, которые хранятся в государственных музеях Запада. Это не частные коллекции и шанс есть.
О Васко да Гаме помнили, его боготворили. Правнук мореплавателя, будучи вице-королём Португалии в 1597 - 1600 годы, воздвиг в честь своего великого предка арку вице-королей в Гоа, через которую сейчас проходит дорога к реке Мандови, набережной и причалам. В 1988 г. весь мир отмечал 500-летие первого путешествия да Гама. В устье Тежу у Лиссабона в его честь был торжественно открыт второй по длине мост в Европе (12345 метров, первое место у моста в российском Крыму - 18100 метров).
Вплоть до открытия Суэцкого канала в 60-х годах XIX века морской путь вокруг Южной Африки был главной морской дорогой, по которой происходило проникновение европейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.
Мост Васко да Гама
Различие целей для европейцев и русских в открытиях новых земель
Это справедливо, что географические открытия XVI века названы великими. Человечество двигалось вперед в плане развития науки и техники. Васко да Гама и моряки, последовавшие с ним в опасное путешествие в поисках морского пути из Европы в Индию, были смелыми и сильными, готовыми рискнуть жизнями. Но всё это нужно было не во имя научных исследований, изучения культуры незнакомых народов, взаимовыгодной торговли, мирного сосуществования. Географические открытия принесли многочисленные беды народам. Там, где европейцы могли жить, были истреблены миллионы индейцев и аборигенов. Индийцам же повезло. Климат оказался не подходящим для массового заселения. Иначе не было бы сейчас самой населённой страны мира. Но и Индии пришлось хлебнуть горя. 300 лет англичане занимались грабежом, эксплуатацией и геноцидом.
В новых землях, где ещё не ступала нога европейца, португальские моряки устанавливали падран - каменный столб, увенчанный латинским крестом с изображением королевского герба в знак перехода этой территории под власть Португалии. Точно также поступали испанцы, англичане, голландцы, датчане, французы, в частности, когда отбирали эти земли у тех же португальцев. Вот так просто поступали европейские колонизаторы - приходили и захватывали чужие земли. Те, кто этим руководил становились героями, которым устанавливали памятники, на чьи головы гадят голуби.
Менталитет европейцев с тех пор не поменялся. Печально, что колониализм стран Запада никуда не исчез, он приобрел другую форму. Это сдерживает развитие десятков эксплуатируемых стран мира. У себя в Европе пока всё чинно и красиво, они вежливо здороваются и улыбаются даже незнакомцам, что подкупает русского человека. Но стоит этим цивилизованным нациям увидеть жирный кусок (лучше, если это нефтедобывающая страна: Ливия, Ирак, Сирия, Венесуэла или Россия), то инстинкт хищника снова просыпается.
В те же самые времена (XVI - XVII века) русские первопроходцы исследовали земли, впоследствии вошедшие в состав Российского государства. Эти путешествия тоже были великими и опасными. Но в отличие от европейцев, русские люди бескорыстно рисковали жизнью ради новых открытий во благо страны. Как показывает история, жертвовать жизнью ради защиты человечества и христианских ценностей оказались способны только русские. Новые народы гармонично входили в состав России со своей культурой и верой. Их не истребляли и не эксплуатировали. Потому Россия большая и многонациональная, сильная и независимая. Мы остались такими же и сегодня. Только наша страна способна объединить мир против зла. Мы - россияне - должны гордиться Божественной ролью России в мире и не уподобляться невежеству и агрессии европейцев.
См. также:
Приглашаю вас на свои экскурсии в Гоа и по Индии.
© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru