Святой и главный миссионер католической церкви. Покровитель католических общин Австралии, Новой Зеландии, Борнео, Китая, Японии, Индии и её штата Гоа. На латинском его имя Franciscus Xaverius, на испанском - Франсиско Хавьер (Francisco (de) Javier), на бакском - Frantzisko Xabierkoa.
В одной из статей серии Португальская Индия я рассказал о самой посещаемой церкви Гоа - базилике Бом Иисус и ещё ряде церквей XVII века. Они были построены под патронажем иезуитов из Общества Иисуса. Мощи одного из основателей Общества и главного миссионера католической церкви в Азии Св. Франциска Ксаверия хранятся в Гоа, делая этот уголок Индии центром паломничества каждые 10 лет, когда в течение 6 недель прибывает более 1 млн. человек. Очередное столпотворение ожидается в декабре 2024 г. Эти факты и интерес к личности Ксаверия побудили меня написать статью.
Базилика Бом Иисус в Гоа
Молодые годы
Родился Франциск Ксаверий 7 апреля 1506 г. за тысячи километров от всех перечисленных выше мест в замке Хавьер в королевстве Наварра (сейчас провинция Испании) в аристократической баскской семье. Его отцу Хуану де Хассу после получения степени доктора права Болонского университета повезло жениться на наследнице знатного рода Марии Аспилькуэта. Руку приложил дед Франциска, который служил казначеем, был членом королевского совета. Отец Франциска унаследовал его должность и служил при короле Хуане II, в результате женитьбы получил усадьбу и замок Хавьер, а также право именоваться сеньором Хавьером. В семье было две дочери, три сына, из которых Франциск был самым младшим. Но этой идиллии пришёл конец. В 1515 г. Наварра силой была включена в состав соединённого королевства Кастилии, Гранады и Леона. Кстати, Гоа уже 5 лет как столица Португальской Индии. Умирает отец, Франциску тогда было 9 лет. По праву старший сын Мигель де Хавьер (брат Франциска) наследует всё имущество. Как в сказке Перро "Кот в сапогах" Франциску достаётся только кот. Мигель выступает против новой власти. Тогда регент Кастилии приказывает конфисковать земли семьи и разрушить стены замка.
Родовой замок семьи Хавьеров X - XVI веков
Судьбоносная встреча
Будущий основатель Ордена Иисуса Игнатий де Лойла родился в 150 км от замка Хавьер на 15 лет раньше Франциска в Гипускоа в Стране Басков (сегодня автономное сообщество Испании, а тогда входила в состав Кастильи). Он тоже баск, представитель редкого народа с интересным языком, который не входит ни в одну языковую семью.
В 1521 г. офицер Лойла возглавлял оборону столицы Наварры Памплоны вместе с французскими войсками от испанцев. Старший брат Франциска Мигель и пять двоюродных братьев тоже участвовали в обороне. Лойла был ранен в ноги и закончил службу навсегда. Через три года все братья были амнистированы и вернулись в замок Хавьер.
Осада Памлоны
В 1525 г. Франциск уехал учиться в Париж. Судьба вела Игнатия и Франциска друг к другу. Через 3 года туда же прибыл Игнатий. Во время обучения в университетском колледже Св. Варвары, Франциск жил в одной комнате с Пьером Фавром - крестьянином из Савойи. И вот в 1529 г. к ним в комнату подселился Игнатий де Лойла. Земляки баски встретились (земля уже тогда была круглой). Игнатию было 38 лет, а Франциску - 23. Вскоре Франциск получил степень магистра и стал преподавать философию Аристотеля в колледже Дорман-Бове, где обучались дети французского истеблишмента.
Игнатий де Лойла
В это время в университетах Европы часто можно было увидеть конфликт преподавателей католиков и протестантов. Франциск посещал лекции францисканцев и доминиканцев, которые были на стороне католической Церкви. Об этих орденах я написал статью. В это время умирает его сестра Магдалена, служившая в монастыре. Это тоже повлияло на его дальнейший выбор. По настоянию Лойлы Ксаверий и Фавр продолжили учиться на теологическом факультете. Лойла занимался проповедью и получал щедрые пожертвования от испанских купцов, помогая друзьям с деньгами. Он призывал всех вокруг подражанию Христу, чтобы освободиться от мирских забот и спасать души. Ксаверий оказался под сильным влиянием Лойлы. Как главные основатели новой организации после смерти они были канонизированы одновременно 12 марта 1622 г.
Страна Басков - родное место Игнатия Лойлы и Франциска Ксавьера
15 августа 1534 г. в праздник Вознесения Девы Марии в часовне Монмартра Игнатий де Лойола, а также Франциск Ксаверий, Пьер Фавр, кастильцы Диего Лайнес и Альфонсо Сальмерон, Николас Бобадилья и дворянин из Португалии Симан Родригиш принесли друг перед другом обеты бедности, целомудрия и паломничества. Пока ничего особенного. Таких сообществ было сотни.
1537 г. оказался насыщенным. Члены парижского кружка Лойлы уже из 12 человек через Германию и Швейцарию прибыли в Венецию, где устроились в больницы. Работая с сифилитиками, Ксавьер преодолевал физическое отвращение и страх заразиться, привыкал к самоотречению и суровым условиям жизни. В Венеции Франциск был рукоположён в священники. Он отказался вернуться домой в Памплону, где братья подготовили ему место в соборе. В том же году группа прибыла для встречи в замке Св. Ангела с папой Римским Павлом III. Понтифик разрешил им совершить паломничество на Святую Землю. Но планы поменялись из-за вторжения турецкого правителя Сулеймана I в Венецию. Друзья на время разбрелись с целью проповедовать и работать в больницах. Никто из участников и не думал о своей скорой связи с событием, проходившем на другом конце света.
Обет в часовне Монмартра
В Азии полным ходом шла колонизация. За 36 лет с момента открытия Васко да Гамой и его команды морского пути в Индию через Африку португальцы дошли до сегодняшней Индонезии, была открыта Бразилия. Работы непочатый край. Да ещё Португальская корона получили благословение римских пап и 50 лет не знала конкурентов из Европы в землях, омываемых Индийским океаном. За это Португалия щедро делилась добычей с папским Римом, который мог запросто объявить еретиками других претендентов, а с этим обвинением можно было запросто стать целью крестового похода.
Население Португалии составляло 4 млн. Если бы были человеческие ресурсы, конкистадоры давно бы залили кровью новые земли. Даже с армией дисциплинированной и вооружённой огнестрельным оружием колонизаторы оказывались в меньшинстве на краю света среди аборигенов. Максимум, что они могли сделать - основать небольшие фактории с фортами у устьев рек. Для движения вглубь субконтинента, уверенного пребывания и извлечения постоянной прибыли нужно было установить свою администрацию в новых землях и подчинить ей население. Сделать его лояльным можно было путём изменения образа жизни и веры. Здесь нужна была другая армия - ещё более преданная, малочисленная и совсем невооружённая. Члены католического ордена францисканцев первыми начали свою деятельность среди рыбаков на юге Индии в 1536 г. Но работа была вялая. Индийцы признавали исключительно своих индуистских богов.
Политическая карта Испании в начале XVI века
Феодальная Европа жила своей жизнью. В 1539 г. было принято решение основать Общество Иисуса. В 1540 г. бумаги легли на стол Римского папы Павла III. Не все в окружении папы одобряли новый орден. Помог случай. Португальский мореплаватель и 6-й вице-король Португальской Индии Педру ди Машкареньяш от имени своего короля Жуана III обратился через испанского посла при Святом Престоле к римскому папе с просьбой организовать миссию в португальские владения на Востоке. Случилось, что группа, поклявшаяся выполнить любое поручение папы, уже была готова.
В своей жизни организаторы Общества Иисуса, которых чаще называют сегодня иезуитами, не увидели какого размаха и могущества достигнет их детище. Оно стало духовным ядром Римско-католической церкви, её передовой гвардией, самой организованной и секретной службой. Одной из причин появления Ордена было миссионерство. Короли и римские папы часто сами выступали спонсорами экспедиций в дальние земли. Они надеялись на сказочную прибыль и их ожидания оправдались. Но если европейские короли больше думали о своей короткой счастливой жизни, и посылали головорезов к туземцам, чтобы один раз отнять у них всё и сразу, то Римско-католическое духовенство мыслило другими категориями и хотело обратить местное население в свою веру с целью управлять им и получать доходы во имя благоденствия церкви в перспективе.
Эмблема иезуитов
А вот если бы организаторы Общества заглянули в 2024 г., то им было бы стыдно за ту ересь, которую несёт миру сегодня их организация и Франциск (по иронии) - первый в истории римский папа иезуит. Стыдно и за мораль и поведение последователей: священники-педофилы, разрешение однополых браков и абортов, допуск к работе женщин-священников и др.). Мужской орден, создававшийся для борьбы с Реформацией, в наши дни, по своей сути, сам стал оплотом протестантского движения.
В 1540 г. римский папа поручил миссионерскую деятельность католиков на Востоке Игнатию де Лойоле - генералу иезуитов, который назначил своих товарищей Симана Родригиша и Николаса Бобадилью. Последнего от известия хватил радикулит. В дальний путь из Рима в Лиссабон, а оттуда в Индию вместо него отправился Франциск Ксаверий (Ксавьер). В документах указывается дата 14 марта, когда Лойла поручил ему миссию в Азию: "Esta es vuesta empresa" ("Это твоя кампания"). Франциск ответил: "Pues, sus! Heme aquii" ("Что ж, вот я!").
Святой Франциск
27 сентября 1540 г. известие об учреждении буллой Римского папы Павла III Общества Иисуса дошло до Португалии. Прибыв в Лиссабон, Ксаверий и Родригиш поработали при королевском дворе некоторое время, так как корабли в Индию отплывали только раз в год. Деятельность при дворе была настолько успешной, что встал вопрос о том, чтобы оставить столь ценные кадры в Португалии. В итоге Родригиш остался, чтобы основать коллегию в Коимбре. Первое поражение португальцев в африканских владениях от марокканцев не поменяло планов первых расширять владения в Индийском океане. Ксаверий ждал очередного корабля в Индию.
На борт Ксаверий зашёл с Папским бреве освоём назначении апостольским нунцием (nostris et apostolicis sedis nuntius) - постоянным представителем папы римского в землях короля Португалии, простиравшихся от мыса Доброй Надежды в Африке до Японии. Такое звание заставило бы каждого в Европе, невзирая на статус, почтенно склонить голову перед его обладателем. Но в новых землях никто вообще не слышал ни о нунции, ни даже о римском папе, а обладатель грамоты был простым смертным. Нужно было обладать большой смелостью, чтобы явиться "в чужой монастырь со своим уставом".
На картине 1635 г. кисти Хосе Ребело Франциск Ксаверий прощается с королём Жуаном III
7 апреля 1541 г. корабль "Сантьягу" и ещё 4 нефа отправились из Лиссабона в Гоа. Кроме иезуитов на борту находился новый вице-король Индии Мартин Афонсу де Соза (1542 - 1545). Франциск наверняка чувствовал, что обратно в Европу он уже не вернётся. Помощниками Франциска выступали Франсишку Мансильяш и Дьогу Фернандиш. Обогнув Африку, по делал религиозным пришлось на несколько месяцев остановиться в Мозамбике (Португальской Восточной Африке).
Оттуда на галионе "Квилон" нунций отплыл в Индию, по пути посетив город Малинди (Кения) и остров Сокотра (Йемен). В письмах он ужаснулся уровню христианский служб мавров, а именно халдейский язык богослужения, обрезание вместо крещения, выборность священника, почитание креста и святых.
Это картина 1619 г. "Франциск Ксавьер вдохновляет португальские войска против ачехских пиратов" кисти Андре Рейносу. Провинция Ачех находится на о. Суматра в Индонезии. Вот как далеко зашли европейские корабли в первой половине XVI века
На закате 4 мая 1542 г. корабль причалил в устье реки Мандови в Гоа. В округе же было несколько фортов, 2000 европейских колонистов, 3500 солдат, 50 тыс. местных жителей, 30 селений, несколько деревянных церквей и францисканский монастырь. Уровень образования всех (примерно 100) священников и монахов был крайне низок. Они не пользовались авторитетом и существовали как бы параллельно с чиновниками, колонистами, солдатами, мысли которых были заняты стремлением обогатиться, а не верой. Большинство из них вели себя как дикари, были неграмотные, вечно пьяные, сожительствующие с несколькими рабынями одновременно.
Франциску исполнилось 36 лет, в ту эпоху возраст солидный. 45 лет назад Васко да Гама в этом же возрасте открыл с командой путь в Индию через Африку. Не менее сложной была работа и у Ксаверия. Он оказался один за 8 тыс. км от родных мест с огромным объёмом работ. Вечерами он проповедовал в церкви, где собиралось до 300 человек, в основном жёны колонистов, рабы и местные. А задача была сделать сотни тысяч людей в Азии католиками.
Первые три года он посвятил деятельности в Индии (Гоа, Керала, Тамилнад). За это время при его участии было заложено или построено около 40 храмов. Используя краткий катехизис, были крещены тысячи человек. Хотя это отчёт самих иезуитов. Правда это или нет, неизвестно. А вот отсутствие в Гоа древних индуистских храмов сегодня - говорящий факт. Как и то, что в соседней Гокарне (130 км южнее Гоа) до сих пор помнят массовое бегство сюда из Гоа брахманов (представителей высшего сословия и жрецов). Если ещё добавить сюда ревностную приверженность индуистов своей религии, можно усомниться в добровольном обращении в католичество местного населения. Франциск Ксаверий проповедовал среди индийской бедноты утром, а та вечером шла в индуистские храмы к брахманам, которые говорили совсем другое. Только один значимый индиец при нём был обращен в католичество - правитель Траванкоре (г. Кочин). Преемник Ксаверия Маттео Риччи предпочитал заниматься миссионерством как раз среди индийской аристократии.
После убийства шести сотен христиан на острове Цейлон, Франциск обсуждал с португальским капитаном на Коромандельском берегу организацию карательной операции в Джафну (Шри-Ланка). Но власти были обеспокоены переговорами о возвращении судна полного ценных товаров, которое было захвачено раджой Джафны. Силовые методы были тогда неуместны. Франциск воспользовался пребыванием в Сен-Томе, чтобы посетить гробницу одного из 12 апостолов Иисуса Христа в Мелапоре (район г. Ченнаи). Святой Фома прибыл в Кералу (штат Индии) из Иудеи предположительно в 52 г. и проповедовал до 72 г., когда принял мученическую смерть. Ксаверий прожил в том месте несколько месяцев. Частицу мощей апостола Фомы вместе с текстом своих обетов и автографом Лойлы Ксавьерий носил на груди до конца жизни.
Картина 1619 г. "Святой Франциск Ксавьер ведёт проповедь в Гоа" кисти Андре Рейносу
Было очевидно, что индийцы принимали христианство из соображений выгоды, ради сотрудничества с португальцами. Это касалось и правителей различных княжеств, которые сразу же получали в союзники португальцев. Но как только португальцы не оказывали обещанную помощь, сразу же возвращались к своей религии и начинали преследовать христиан. О том, что работа не приносила запланированных результатов говорит обращение в 1545 г. будущего святого и покровителя Гоа Ксаверия к португальскому королю Жуану III с просьбой учредить в Гоа инквизицию. Но такое решение требовало бюрократических формальностей и вообще принималось в Риме, а не в Мадриде. В 1560 г. через 8 лет после смерти Ксаверия римский папа подписал смертный приговор всем индийцам, отказывавшихся стать католиками. Инквизиция в Индии была отменена лишь в 1812 г. И, по сути, начал её Ксаверий своим письмом.
Между тем индийцы счастливо жили у себя на родине, никак не мешая своей верой в индуистских богов ни европейцам, ни папе римскому. Уже после кончины Франциска Ксаверия иезуиты настаивали на сносе всех культовых сооружений в местах своего служения. В 1583 г. пять членов Ордена, в том числе глава иезуитской миссии Родольфо Аквавива, прибывшие в Гоа для выбора места для церкви (часто строилась на месте снесённого индуистского храма), были убиты толпой и сброшены в колодец. В 1893 г. все были беатифицированы папой Львом XIII.
Неудачи в темпах обращения индийцев в католичество списали на нехватку кадров. Ксаверий возглавил коллегию Святой Веры и Святого Павла, созданную для подготовки католических священников. Здесь обучались мальчики азиатского и африканского происхождения.
На гравюре Франциск Ксаверий среди детей Гоа
Потом решили не торопиться со старшим поколением, а зайти в умы их детей через открытие школ. Когда в 1551 г. создалась провинция Общества иезуитов в Восточной Индии с центром в Гоа, иезуиты открыли школы во всех португальских поселениях в Индии. На местных языках издавались книги религиозного содержания. Предстояло завоевать лояльность среди всех каст индийского общества. Создавались благотворительные организации, которые оказывали помощь больным и бедным. Во многом благодаря этим делами и приходу инквизиции в Индию уже после смерти Ксаверия, тому удалось сохранить свое доброе имя в сердцах индийских католиков.
Португальские владения в Индийском океане расширялись. "Острова пряностей" к востоку от Цейлона ещё предстояло открыть и освоить. Оттуда арабы везли некоторые виды специи для продажи в Европе. Представьте сколько пряности могли стоить в конечном пункте после года путешествия по земле и на кораблях. Становится понятным интерес португальцев и в этой части Индийского океана. Малаккский пролив являлся стратегической точкой, связывающей Индийский и Тихий океаны. В 1511 г. флотилия из четырёх кораблей под командованием Диогу Лопиша ди Секейры привезла первых европейцев в город Малакку. Пребывание здесь не было безопасным и не все моряки вернулись домой. О методах португальцев местные были уже наслышаны. Среди моряков той экспедиции был Фернан Магеллан, который позже возглавил экспедицию, обернувшуюся первым кругосветным путешествием. Малакка до 1641 г. оставалась факторией португальцев. Потом ею владели голландцы и англичане. Крупнейший порт на юго-востоке Азии только в XIX веке вследствие заиления устья реки уступил свою роль Сингапуру.
Памятник Франциску Ксавьеру в г. Малакке (Малайзия)
Открытие новых земель расширяло зону работы Ксаверия. Даже современный турист позавидовал бы его ярким путешествиям, тем более на корабле. В 1545 г. Ксаверий отправился на Молуккские о-ва (Индонезия). В октябре он прибыл в Малакку. Три месяца ожидания корабля до города Макасар (на острове Сулавеси) заставили его изменить планы. Другой корабль в первый день нового 1546 г. взял его на борт до острова Амбоин (Амбон). Плавание продолжалось 90 дней (только представьте себе). Оттуда он посетил другие острова Молуккского архипелага населённые мусульманами. Больше всего времени провёл на острове у крепости Тернате. Франциск организовывал проповеди, учил детей молитвам и основам веры, исцелял больных и раненных. Как и везде, Ксаверий проводил лишь краткую катехизацию новообращённых и требовал от других иезуитов продолжать его работу на постоянной основе. Он составлял описания всех мест, где был. Отмечал дикость народов, недостаток воды и пищи, суровый климат, землетрясения и вулканы.
От острова Амбоин корабль отправлялся в Малакку только раз в год с попутным ветром. 15 мая 1547 г. Франциск был на борту того корабля. Его ждал торжественный прием в Малакке. Впервые за 6 лет ему передали письма от друзей по Обществу Иисуса из Европы, они были впечатлены деятельностью Ксаверия в Азии. Также он узнал о смерти своего лучшего друга Пьера Фавра. В свою очередь его письма и отчеты читались перед общественностью в Европе. Для встречи с Франциском Ксаверием в Макаку прибыл японец Андзиро из Кагосимы, чтобы познакомиться и пригласить нунция посетить Страну восходящего солнца. Важный факт - Андзиро разыскивался за убийство на родине.
С января 1548 г. Франциск посвятил 15 месяцев административным делам в Индии. Коллегия Св. Павла стала полностью иезуитской. Подростки учились здесь до 25 лет. Андзиро принял крещение с именем Паоло-де-Санта-Фе и стал здесь учиться. Франциск был в целом разочарован миссией в Индии, считая индийцев варварами, а индийских священников не способными выполнить задачу по христианизации. Рассматривая индуизм как идолопоклонство, Ксаверий не проявил интерес к его учению. А вот в Японии миссионеру пришлось изучать доктрины буддийских школ. По рассказам Андзиро у него сложилось впечатление об японцах, как о вполне высокоразвитых людях. Поняв Будду, они были бы способны понять учение Христа. В письме королю миссионер назвал путешествие в Японию бегством, в чём можно было увидеть критичный взгляд Ксаверия на деятельность в Индии.
15 апреля 1549 г. Франциск отплыл из Гоа и за 2 месяца и 15 дней добрался до Японии с остановками в Малакке и Кантоне (Гуанчжоу) и сошёл на берег в Кагосиме на острове Кюсю. Губернатор провинции Сацума принял его как представителя португальского короля. До конца ноября 1550 г. Ксаверий оставался в семье Андзиро. Он отправился на встречу с императором, но стража не пустила даже на порог. Да и зачем? Франциск понял, что в Японии проходят междоусобные войны и власть не принадлежит всецело императору. Ксаверий много дискутировал с буддийскими монахами в университете, но были трудности с языком. Японцы высмеивали его и Андзиро, которые коряво рассказывали о сути христианства. Как странствующие проповедники, иезуиты потерпели полное фиаско в Японии. Нужно было говорить только с правителями.
В Ямагути Ксаверий попросил аудиенции у даймё Оути Ёситаки. Он представился португальским послом наместника Индии ди Албукерки. Придворных изумили диковинные дары миссионера, среди которых были музыкальные часы, подзорные трубы, очки, дорогой мушкет, ткани, хрусталь, вино, книги. За всем этим пришлось сплавать снова в Малакку. Даймё предоставил иезуитам опустевший буддийский монастырь. Когда португальский торговый корабль прибыл в Бунго, Франциск немедленно прибыл следом. Юный правитель Отомо Сорин был известен как друг португальских моряков и торговцев. Он также разрешил проповедовать и предоставил дом в Окинохаме. Таким образом, за 2 года Ксаверий образовал католические общины в Хирадо, Ямагути и Бунго. Он считал японцев полной противоположностью порочным европейцам и варварам Юго-Восточной Азии и очень надеялся, что в Японии миссия будут самая успешная.
"Апостол Востока" отправился в Гоа. На острове Шанчуаньдао (Шанчуань, в 200 км от Гонконга) Ксаверий узнал об осаде Малакки войсками малайских и яванских султанов. Морское сообщение между Индией и Китаем было невозможным. Пришлось остаться на острове и попытаться основать миссию в Китае. Ничего не получилось, но он обещал вернуться.
27 декабря 1551 г. Ксаверий прибыл в Малакку. В феврале 1552 г. - в Гоа. Он сразу же приступил к наведению порядка среди иезуитов. В частности, уволил главу коллегии Св. Павла. Ксаверий не был удовлетворён другими иезуитами, которые прибывали в Гоа будучи неопытными. А им ещё предстояло отправиться в другие удалённые места, где они оказывались один на один с действительностью. Он настаивал, чтобы миссионеры владели языком местности, но сам за всю миссию так и не выучил ни одного восточного языка.
Франциск в Индии
Не прошло и 3-х месяцев, как Франциск снова был на корабле "Санта Круз", отплывавшего в Китай. Он воспользовался участием посла короля Португалии Диего Перейры и решил снова попытаться организовать деятельность в Китае. Дело в том, что Китай оставался очень закрытым. Иностранцам можно было свободно попасть только на один остров Шанчуаньдао и то в период сезонной торговли. Через 5 лет в 1557 г. португальцы отберут кусок Китая силой и откроют факторию в Макао, который только в 1999 г. вернётся Китаю. Но Франциск Ксаверий до этого не дожил.
14 апреля 1552 г. Ксаверий покинул Гоа. По свидетельству ряда очевидцев, перед отъездом он заявил, что больше не вернётся в Индию. Оба деловых путешественника благополучно достигли Шанчуаньдао.
В ноября 1552 г. Ксаверий упал в обморок. 10 дней пролежал в хижине рыбака и умер 3 декабря, не справившись с болезнью в возрасте 46 лет. При нём был только слуга китаец Антоний, который и похоронил хозяина на берегу.
Но в феврале чудом хорошо сохранившееся тело выкопали сподвижники и перевезли в Малакку. А 16 марта 1554 г. мощи торжественно встретили в Гоа. Сейчас они хранятся в базилике Бом Иисус (Бон-Жезу́ш) в Старом Гоа. Посетить церковь, увидеть тело святого можно на экскурсии в Гоа Португальское наследие.
Подведём итог деятельности Франциска Ксаверия. Надо признать, что условия работы были неблагоприятные. Но миссионер выполнил огромную работу по распространению католицизма в странах Азии. До него ноги европейских священников там не ступали. Ксавьер сделал всё, чтобы по его следам было легче идти следующему поколению священнослужителей. Его деяния остались в истории католицизма Южной Индии, Молуккских островов и Китая. В местах, где проповедовал святой католические общины непрерывно существуют до сих пор. Даже в Японии, несмотря на жестокие гонения на христиан и закрытие страны для иностранцев в XVII веке, сохранились тайные христианские общества. Голландцы (приверженцы протестантизма), захватившие в 1607 г. Тернате и в 1641 г. Малакку не смогли искоренить католицизм.
Среди инструкций Ксаверия миссионерам, работавшим в Азии есть "Правило и установление, которые нужно соблюдать ежедневно, чтобы поручить себя Богу и спасти свою душу, адресованное как иезуитам, так и мирянам". Описан распорядок дня христианина, перечислены темы молитв и медитаций, указаны методы ежедневного испытания совести, краткие поучения о борьбе с разными видами грехов, о поведении в церкви и обновлении обетов, испытании совести и борьбе со страстями. Ксаверий требовал от подчинённых строгой дисциплины и безжалостно изгонял тех, кого считал бесполезным для проповеди христианства.
Базилика Бом Иисус в Гоа
Он был убеждён, что самоуверенные люди на самом деле слабы, как и те, кто считает, что Бог несправедлив к ним. По его мнению земная жизнь - это состояние смерти, пребывание вдали от славы, для которой создан человек. Он настаивал, что проповедники должны работать в первую очередь с европейцами, которые погрязли в грехах, алчности, жестокости и чванстве. Иезуиты должны были стать полной противоположностью развращённым колонизаторам, выделяться равнодушием к богатству и почестям, бескорыстием и умеренностью в личной жизни, сосредоточенностью на духовных вещах. Ксаверий полагал, что миссионерам не следовало искоренять местные обычаи и традиции без весомых причин. На эту позицию опирались его преемники Маттео Риччи в Китае и Роберто де Нобили в Индии.
Франциск Ксаверий был беатифицирован Римским папой Павлом V 25 октября 1619 г. и канонизирован Римским папой Григорием XV 12 марта 1622 г. Теперь его изображения могли помещаться в церквях в виде фресок и картин. В честь этого события каждый год с 4 до 12 марта проводится Хавьерада - 9-ти дневное массовое паломничество к замку Хавьер в Испании. День святого в католической церкви - 3 декабря. Самые большие мероприятия в его честь также устраиваются в базилике Бом Иисус в Гоа и в церкви Иль-Джезу в Риме.
В 1839 г. Теодор Джеймс Райкен основал Братство Ксаверия или Конгрегацию Ксаверия. В настоящее время в США существуют более 20 высших учебных заведений, спонсируемых этой конгрегацией. Многие церкви и университеты по всему миру названы в честь святого.
В 1927 г. Римский папа Пий XI издал декрет, которым наряду с Терезой из Лизьё придал Франциску Ксаверию титул "Патрон всех иностранных миссий", а в 1952 г. Пий XII объявил его покровителем туристов.
От имени Франциска Ксаверия происходят имена Ксавье, Ксавьер, Хавьер, Шавьер, Саверио.
Сегодня главными источниками жизнеописания Франциска Ксаверия являются труды немецкого иезуита Георга Шурхаммера. Он посетил все места, где тот проповедовал, а с 1955 по 1971 г. стал публиковать свои работы. С 1557 г. по распоряжению короля Жуана III власти колоний записывали свидетельства людей, лично знакомых с миссионером или узнавших о его деятельности от очевидцев. На этом основании было принято решение о канонизации. Документы сосредоточились в Римском архиве Общества Иисуса. На их основе Шурхаммер сложил общую картину без своей оценки действиям миссионера. Он установил, что многие сведения неточные, отличаются излишним восхвалением, вымыслами о чудесах святого. Шурхаммер уделил внимание реконструкции психологического портрета миссионера, его восприятию народов Азии и их культурных особенностей, отношению к европейской колониальной экспансии. В этой статье приведены краткие сведения, которые не напрягали бы излишней информацией незнакомого с темой читателя.
Проповедники Общества Иисуса отправились миссионерами в удалённые от Европы страны. Надо отдать должное уму, терпению и хватке иезуитов. Они не пытались с нуля навязать туземцам чужую веру, изучали языки культуру, обычаи и религию новой страны. Они адаптировали христианскую веру под местные особенности. Миссионеры искали в культурах общее, а не разное. Верховное языческое божество часто оказывалось христианским богом под другим именем, а прочие боги - его ангелами.
Иезуиты не останавливались на деятельности исключительно в индийских колониях. Им было известно, что император Великих Моголов Акбар Великий (правил в 1556 - 1605) относился к числу приверженцев религиозного синтеза ислама, индуизма и христианства и был любителем диспута на религиозные темы. Иезуиты устроились служить при его дворе. А вот император Аурангзеб (1658 - 1707) был другого мнения и проповедь христианства во владениях Великих Моголов запретил.
Особых успехов иезуиты нигде в Индии не достигли. Но очень старались. Они приспосабливались к местным обычаям и верованиям, допуская сочетание элементов местных культов и христианства. Роберто Нобили в 1605 г. на своём примере показал новый метод миссионерства - инкультурацию. Итальянец представлялся странствующим брахманом-жрецом, соблюдал кастовые обычаи, брил голову, носил жёлтую одежду, придерживался вегетарианства. Он выучил санскрит и тамильский языки использовал индуистские священные писания. Нобили составил для индуистов 21 сочинение катехизаторского характера на трёх индийских языках, в которых выражал христианские идеи терминами, понятных индийцам. Ему удалось проповедовать даже среди брахманов. Для неофитов он построил церковь по образцу индуистских храмов. Нобили разрешил принявшим крещение брахманам соблюдать индуистские ритуалы и сочетать кастовые одеяния с христианской символикой.
Роберто де Нобили (1577 - 1656)
Но этот пример стал уникальным. Не все иезуиты готовы были так глубоко пойти. Большинство видело в этом ересь. Гонсалу Фернандиш доложил о методах Нобили в Рим. Римский папа Павел V в 1610 г. учредил особый трибунал. Итальянский иезуит представил отчёт о своей деятельности, где доказывал, что его миссионерские методы, кастовая организация христианских общин, заимствованные индуистские ритуалы не противоречат католической вере. Папа Римский Григорий XV оправдал Нобили.
После этого к Нобили примкнуло немало иезуитов для перенятия опыта. Он понимал, что как брахман не может общаться с представителями низших каст и с париями. Тогда его ученики организовывали тайную проповедь среди этих слоев населения. Использовались аскеты, которые хоть и уважались менее брахманов, могли общаться с членами всех варн и каст.
Засилье иезуитов в Индии привело к противоречиям с другими орденами католиков. Римская Конгрегация пропаганды веры, созданная в 1622 г. пыталась ограничить португальский патронат. Снова в Риме рассматривали дело о иезуитских "китайских и малабарских ритуалах". На этот раз пожаловались члены ордена купуцинов из Пондишери (Пудуччери) на другом берегу полуострова Индостан. Посольство папы Римского Климента XI прибыло в 1703 г. в Пондишери (ставший к тому времени французской колонией). Папский легат осудил использовавшиеся иезуитами методы. Но точку в споре папа Бенедикт XIV поставил только в 1744 г. А ещё через 5 лет иезуиты были изгнаны с подчиненных Португалии территорий. Короли Людовик XV и Карл III запретили членам Общества Иисуса работать в своих французских и испанских владениях. В 1759 г. 127 иезуитов были арестованы в Гоа. В остальной Индии иезуиты могли спокойно жить и работать, как и в Китае. Тем не менее через 20 лет на территории Индии осталось всего 80 иезуитов.
В 1773 г. папа римский и вовсе упразднил Общество Иезуитов в Европе. Но Российская императрица Екатерина II отказалась выполнять этот указ. Страна нуждалась в просвещении, а иезуиты открывали учебные заведения и сами были очень образованными. Иезуиты бежали в Россию со всех концов. Дошло до того, что главная резиденция иезуитов основалась в Полоцке. Отсюда генерал ордена руководил деятельностью Общества по всему миру. Приключения иезуитов в России удостоились отдельного рассказа. После победы над Наполеоном и триумфального шествия русской армии в Париже в 1812 г. Общество Иисуса снова было восстановлено в Европе. Благодаря России оно сохранилось к этому времени.
Миссионерская деятельность в Индии началась иезуитами с новой энергией в 1831 г. в Бенгалии (тогда самой населённой и экономической развитой части страны), а в 1837 г. в Мадуре. Тогда в Индии вовсю шла деятельность Английской Ост-Индской компании.
Сегодня в Индии работают несколько иезуитских школ и коллегий. В 2022 г. численность иезуитов в Индии составляла около 3,5 тыс. человек.
Почтовые марки, выпущенные в Португалии в 1952 г. к 400-летию со дня смерти Франциска Ксавьера
Надеюсь вам было интересно читать. У турбюро "Россиянка" очень опытные экскурсоводы в Индии. Ещё больше информации узнаете от них на экскурсиях:
См. также:
Приглашаю вас на свои экскурсии в других уголках Индии.
© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru