Главная \ Библиотека \ Кто такие францисканцы, доминиканцы, августинцы и кармелиты?

Ордена францисканцев, доминиканцев, августинцев и кармелитов

 
Библиотека 
В чем разница: православие, католичество, протестантизм


В статье изложены основные сведения о четырех главных орденах католиков, почему они возникли и результат их деятельности. Опираясь на историческую правду, дается жесткая оценка католицизму.   

 

Что такое нищенствующие ордена, кем и когда созданы?

Францисканцы, доминиканцы, августинцы и кармелиты - религиозные движения нищенствующих монахов католической церкви, которые:

  • полностью зависят от милостыни;
  • не имеют собственности;
  • дают обет бедности;
  • занимаются только религиозными делами и помощью беднякам.
Орден Год принятия устава Кем создан Место рождения
Доминиканцы  1216 Доминик и папа Гонорий III
Тулуза (Франция) 
 

Францисканцы
 
1222 Франциск Ассизский
и папа Гонорий III
Ассизи (Италия)

Кармелиты
 
1247 Бертольд Калабрийский
и папа Иннокентий IV
Мессина (Италия)

Августинцы

1257

Папа Александр IV

Рим (Италия)


Нищенствующие ордена стремились во всем следовать примеру апостолов Христа, которые после распятия Иисуса разошлись по миру, неся его учения людям. При этом они также соблюдали обет бедности. Основу орденской жизни монаха составляли проповедническая деятельность и миссионерство.

В 1215 г. на IV Латеранском Соборе римско-католической церкви были приняты важнейшие решения, повлиявшие не только на весь XIII век, но и на дальнейший ход истории Европы, а также развенчавшие миф о католичестве как христианской религии: 

  • осуждались христианские религиозные движения катаров и их ветвей: альбигойцев и вальденсов (еретиков по мнению церкви); 
  • одобрена деятельность францисканского ордена, как помощника церкви в работе по распространению догматов католической церкви; 
  • узаконена инквизиция и крестовые походы;
  • одобрена деятельность доминиканского ордена, как духовного лидера крестоносцев и исполнительного органа инквизиции.


В 1274 г. на II Лионском Соборе остановлена деятельность многих существующих орденов и вынесен запрет на организацию новых. Но кармелиты и августинцы сумели доказать, что их ордена были основаны давно, а преемственность не прерывалась. В итоге официально было одобрено существование четырех нищенствующих орденов: францисканцев, доминиканцев, августинцев и кармелитов. Их привилегией было наличие устава у каждого, а это значило возможность свободно проповедовать и исповедовать где угодно. Больше такого никому не дозволялось. В XIII-XVIII веках было много разных орденов религиозных и рыцарских. Можно выделить: тринитариев, мерседариев, сервитов, минимов, капуцинов. Им можно было действовать только при условии принятия устава одного из этих орденов, как правило, это был августинский устав.

Собор 
На старой гравюре Тридентский Собор
 

Устав нищенствующих орденов был очень строгим и трудно выполним основной частью монахов. Человек инстинктивно тянется к удовольствию и улучшению жизни. Понимая это, Тридентский Собор в 1545-1563 годах разрешил послабления нищенствующим орденам. Монахи отныне могли иметь коллективную собственность - монастыри. Но большая часть францисканцев отказалась следовать изменениям. 
  

Причина создания нищенствующих орденов

Католическое духовенство боролось за сохранение в Европе:

  • своей власти;
  • католической веры;
  • территориальных владений;
  • зависимость людей от церкви.

Для этого нужно было заставить людей верить в догматы католической церкви, ее непогрешимость и верховенство. Догматы - утвержденное церковью положение вероучения, которое является единственной истиной, а значит не может критиковаться.

Высшее папское духовенство всего лишь использовало благие цели нищенствующих орденов и средства их осуществления в своих интересах. Ему нужны были помощники, которые бы:

  • боролись с еретиками;
  • проповедовали католическое учение;
  • следили за соблюдением массами веры; 
  • доносили поручения пап до народа;
  • сообщали буллы об отлучении от церкви, которые не хотели обнародовать местные епископы; 
  • записывали людей в крестовые походы;
  • собирали налоги для папской казны; 
  • шпионили и докладывали папе о положение дел; 
  • выполняли тайные поручения;
  • принимали исповеди, ведь грешницы и грешники раскрывали свою душу пришлому монаху легче, нежели приходскому священнику.

Эти помощники должны были быть исполнительными и верными, только тогда римские папы могли им доверять. Для народа они должны были быть образованные или нищие, только тогда они могли завоевать доверие народа.  

Во время создания орденов стала очевидна потребность в образованных монахах и священнослужителях. Черное духовенство - монахи в монастырях - получало прекрасное образование по тем временам. Но монастыри находились слишком далеко от городов, и монахи были склонны заниматься богослужением, а не богословием. Белое духовенство - священнослужители в церквях - слишком увлекалось светскими интересами. Обе группы утрачивали чистоту нравов вследствие владения имуществом и обогащения. Народ и церковь отдалялись друг от друга. Не было духовных руководителей. Нужна была новая группа помощников церкви - странствующие монахи, которые бы своим отречением от благ и собственности, пониманием веяний и чаяний народа стали бы ему близки. Здесь высшее папское духовенство взяло на вооружение успешный опыт катаров, о которых чуть ниже.


Церковный раскол

Картина не будет ясной, если не упомянуть о важном событии, случившемся в 1054 г. Это год разделения христианских церквей на православие и католичество. Центром христианства стал Константинополь, а центром католичества - Рим. Последний заявил о том, что является преемником церкви, которая была до разделения. Это ложь. Именно православие стало единственным хранителем очага христианства. Православных католики назвали ортодоксами. Тогда это означало "отвергнутые церковью". Но если перевести это слово с греческого, оно будет значит буквально следующее - "правильное учение". Именно так в мире и сегодня понимают ордоксию. Ровно на 400 лет, Константинополь стал христианским центром Европы. Истинное христианство распространялось по всему континенту, потому что людям была близка эта вера. Римско-католическая церковь также взяла символы христианства как внешние атрибуты веры, но реально за этими символами всегда скрывалась сатанинская организация. Как Дьявол соперничает с Богом за умы людей, так и Рим ненавидел христианский Константинополь. Четыре крестовых похода, организованных римско-католической церковью с целью стереть этот город с лица земли не принес результата. Каждый раз Константинополь возрождался из пепла. Тогда римские папы сумели натравить на этот город османов, которые бы остались в нем навсегда с другой верой - исламом. Константинополь пал в 1453 г. В тот же год его переименовали в Стамбул.

Радость Рима была недолгой. В XV веке центр христианства переместился на русские земли. Если мыслить масштабно, это огромное счастье для России жить под пристальным взглядом и защитой Бога. Именно русскому народу с тех пор отведена роль отстаивания истинных христианских ценностей. Вот ответ нашему подрастающему поколению на вопрос почему так часто Россия участвует в войнах. Потому что есть христианство в виде православия, а есть католицизм и протестантизм, не являющиеся христианскими религиями.  


Даже в массе своей неграмотные люди средневековья поняли последнее утверждение. В XII-ХIII веках очень популярными на юге Франции, севере Италии, на Балканах и Иране стали религиозные движения катаров и их последователей вальденсов и альбигойцев. Расстояния не мешали им быть тесно связанными друг с другом. У них были отличия. Но здесь важнее сказать о схожести взглядов представителей этих религиозных христианских движений. Катары распространяли концепцию о двух равных принципах мироздания, основанных на добре и зле. Все материальное считалось злом. Они с полным презрением относились к мирским благам, ратовали за ликвидацию частной собственности, призывали к взаимопомощи, вели строгий образ жизни в своем кругу и без устали проповедовали покаяние и самоотречение на личном примере. Своей христианской позицией эти движения представляли угрозу бесовщине католицизма. Нужно было срочно что-то делать. И были созданы нищенствующие ордена католиков францисканцев и доминиканцев.  

Булла
Папская булла с печатью о создании католического ордена 


Создание университетов

Римскими папами на Доминиканский орден была возложена задача контролировать корпорации учителей и учеников. Так сначала назывались университеты. Развитие общества и городов приводили к почти стихийному образованию этих учебных заведений. Те обладали административной автономией. Университеты возникавшие без вмешательства церковных и светских властей, становились очагами свободомыслия и еретических идей, связанных с оппозицией феодальному строю и католической церкви. Церковь, стремившаяся утвердить свою монополию на образование в средневековом обществе, нуждалась в философском обосновании церковных догм и повела борьбу за господство над университетами. Ей противостояла королевская власть, которая тоже участвовала в создании университетов. Первая высшая школа была открыта в Салерно в IX веке, там готовили медиков, учиться приходилось 9 лет. Высшая школа в Болонье стала называться университетом в 1158 г. Отрылись университеты в Кембридже в 1209 г., Париже в 1215 г. и в Монпелье в 1220 г. Девиз Оксфордского университета "Господь - мой свет" ясно говорит, что без церкви тут не обошлось. 

Средневековый университет состоял из факультетов: артистического (позже философии) и трёх высших - права, медицинского и богословского. Там изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов. Преподавание велось на латинском.

Если францисканцы обрабатывали бедные и неученые слои общества, то доминиканцы принялись за богатых и тянущихся к знаниям граждан.  



Результат создания нищенствующих орденов в XIII веке

  • Доминиканцы ненадолго утвердили монополию церкви над знаниями.
  • Францисканцам, августинцам и кармелитам удалось показать католическую церковь с привлекательной стороны. Теперь набожный народ олицетворял ее не с всевластным священником самодуром, а бедным странствующим монахом, который, во имя несения учения Христа людям, сознательно испытывает бытовые лишения, проживая в лесах, степях и горах. Монахи встречали уважение и почитание, когда ходили по селениям и городам со своими проповедями.
  • Странствующие монахи принимали прямое участие в общественной жизни, а римский папа через них знал, что в его вотчине происходит. 
  • Приверженцы других религиозных движений сопротивлялись католической церкви. В народе со смехом относились к продаже монахами индульгенции - грамоты об отпущении грехов и не только прошлых, но и будущих. Это получило такое массовое распространение, что в 1567 г. папа Пий V запретил эту практику.  


Почему называется орденом?

Орденом называется организация, сообщество лиц, связанных общей целью и правилами жизни. Члены организации могли легко идентифицировать себя в системе "свой-чужой", путём ношения одинаковой одежды, знаков, в том числе ордена, как наиболее символичной детали.    

Как раз такие сплоченные сообщества католиков представляли из себя кармелиты, августинцы, францисканцы и доминиканцы. Ниже мы расскажем обо всех, но начнем с двух, которые наиболее отметились на своем поприще. У таких обществ был устав, атрибуты, символика, ритуалы. Попасть в члены можно было, пройдя испытание. Руководил орденом генерал-приор, заседавший в Риме. Действовал он через своих заместителей - провинциалов в различных государствах, например в Италии, Испании, Франции, Германии. Так как создание орденов было выгодно римским папам, последние наделяли их членов большими полномочиями. Считалось, что монах не мог украсть ни монеты при сборах налогов, дав клятву бедности. Представители орденов были неподсудны обычным судом. Поэтому часто прибегали к невероятной жестокости по отношению к еретикам. В огне инквизиции в XIII-XVII веках в Западной Европе были убиты или сожжены миллионы людей. В заморских владениях, например в Гоа это продолжалось до начала XIX века. При этом кострища устраивались прямо перед католическим (христианским ли после этого?) собором. Ордена были оплотом власти пап, которые видели только два способа удержать свою власть в народе - страх и безусловное повиновение. Священнослужители руководили строительством приходов, церквей и соборов, которые строились в готике. Все элементы этого стиля архитектуры должны были подавлять человека, но возвеличивать католичество. Папы римские реально владели властью над всей Западной и Центральной Европой. Даже браки среди королевских особ, как и разводы, могли быть только с одобрения пап, так как в этом была большая политика. Во многих странах реальная власть принадлежала не королю, а кардиналу - высшему представителю католической церкви в государстве. Без создания орденов августинцев, францисканцев, доминиканцев и кармелитов в XIII веке католичеству было бы невероятно сложно отстоять свои "ценности". 



Францисканский о́рден

 

5 станция

Герб францисканцев - две скрещенные руки, фото из Иерусалима, путь Христа к Голгофе, пятая станция  


Будущий основатель Францисканского ордена Джованни ди Пьетро Бернардоне (1182-1226) родился в купеческой семье в Умбрии. Он стал старшим сыном из семи детей своих родителей. Когда родился первенец, мать крестила его в честь апостола Иоанна. В это время отец был в очередной торговой поездке во Франции. Вернувшись, он дал сыну другое имя - Франческо. В 14 лет Франческо бросил школу, вступив в корпорацию торговцев. Под влиянием друзей он примкнул к вооруженной группе для борьбы с дворянством Ассизи и Перуджи. За что получил срок в тюрьме. Через год отец выкупил его из заключения. Франческо вышел очень больным. Вдруг он проникся понятием милосердия, а заработанное стал раздавать беднякам. Однажды он потратил отцовские деньги на восстановление часовни. За такое поведение через суд отец лишил его наследства. Тогда Франческо разделся до гола и со словами, что отныне его отец находится на небесах, ушел навсегда, ничего не взяв из дома. Сначала работал в колонии с прокаженными. Потом начал странствовать и проповедовать.

Франциск
На гравюре странствующий нищий Франциск

В 33 года Франциск добивается огромного успеха. Папа Гонорий III даровал францисканцам право повсеместно проповедовать и исповедовать. Еще через 6 лет он же утвердил письменный устав ордена, составленный Франциском. В 1219 г. на первом капитуле собралось более 5000 монахов. В историю 1222 вошел как год основания ордена францисканцев. Через 2 года папа Иннокентий III одобряет устав женского ордена Бедных Кларисс (клариссинок), основанный последовательницей Франциска Кларой, с которой он был знаком с 1212 г.   

Клариссинка
На средневековой гравюре клариссинка


Франциск умер в Ассизи 4 октября 1226 г., прожив 42 года. За проделанную работу папа Григорий IX причислил основателя францисканского ордена к лику святых.  

Базилика
Главная церковь францисканцев - базилика Св. Франциска в итальянском Ассизи построена в 1228 г.
 

Орден францисканцев делится на три части:

  • миноритов ("меньших братьев");
  • монахинь;
  • терциариев.

В 1221 г. создан орден терциариев, предназначенный для светских лиц, которые в своей повседневной жизни могли бы вести более чистый образ жизни и найти монастырь в собственном доме. 

Орден миноритов в свою очередь делится на три ветви:

  • обсерванты (бернардинцы);
  • конвентуалы;
  • капуцины.

Обсерванты строго выполняли устав ордена, тогда как конвентуалы организовывали монашеские общины со своим хозяйством, что противоречило уставу. Спор был жарким и разрешился только в 1517 г. когда папа римский официально разрешил конвентуалам свою деятельность. Ветвь капуцинов была основана в 1525 г. Матвеем Басси как реформистское течение внутри обсервантов. Через три года папой Климентом VII он был признан самостоятельным орденом. Капуцины имели монашеское одеяние с остроконечным капюшоном.   

Капуцин

Франциск был против ведения образования в своем нищенствующем ордене. Но оно велось. В 1256 г. папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени (XVI-XIX) францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Америке и в странах Востока, в частности в Индии. В Гоа церковь Св. Франциска Ассизского была построена в 1661 г.

Как духовники государей вплоть до XVI века францисканцы пользовались большим влиянием в Европе. После окончания Великой французской революции (1789-1799) Францисканский орден был запрещен во многих странах Европы. К тому времени у ордена было 1700 монастырей.  

Францисканец

Орденское одеяние - темно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная веревкой с четками, круглый короткий клобук на голове, символизирующий терновый венец Иисуса Христа, сандалии на босу ногу. Из-за такого одеяния в Англии францисканцев называли "серые братья", в Германии - "босоногие", во Франции - "кордельеры" из-за веревки, которой обматывался еще Франциск во время странствий. Веревка завязывалась особым способом. Этот узел широко использовался на флоте. Моряки называли его "кровавым", так как плетками с францисканскими узлами в середине каждой косички в средневековье забивали провинившегося матроса до смерти. 

Францисканский узел

Почти с первых лет образования францисканский орден вступил в соперничество с доминиканским. Причины соперничества приведены сразу после описания Доминиканского ордена.  
 

 

Доминиканский орден
 

Гербы доминиканцев

На гербе ордена доминиканцев надписи: "Laudare. Benedicere. Praedicare", что значит на латинском "Восхвалять. Благословлять. Проповедовать." На флаге изображена собака с факелом в пасти. Члены ордена называли себя "псы Господни", на латинском "Domini canes". Теперь многое становится ясным. 

Герб доминиканцеы
Барельеф на соборе доминиканского монастыря во Львове 
 

Испанец Доминго Гусман (1170-1221) родился в дворянской семье. С детства придавался молитвам. После учебы в университете Валенсии становится главным священником в испанской провинции Сория. В 1203 г. он едет с миссией в Данию, чтобы предложить принцессе согласиться выйти замуж за испанского принца. Проезжая через юг Франции, он увидел какой размах приняло религиозное движение альбигойцев. Вскоре он переезжает в Лангедок в Окситании специально, чтобы принудить еретиков к католичеству.

Доминик
Портрет Доминика

Альбигойство являлось ветвью катаров (о них было сказано выше), но отличалось от них своей приверженностью к абсолютному дуализму - веры в существование двух независимых и одинаково сильных богов - света и тьмы. Бог света сотворил ангелов в том числе Иисуса, духовный мир и все доброе в нем. Бог тьмы сотворил все материальное и временное. Сын бога тьмы Люцифер в виде ангела отправился на небеса и совратил ангелов к телесному греху. Тогда добрый бог сбросил ангелов с неба. И они оказались заперты в материальных телах. С 1167 г. альбигойцы имели организованную религиозную структуру и собственную священную иерархию, созданную по образцу православных автокефальных церквей. Альбигойцы отличались крайней любовью ко всему живому миру. Церковными центрами альбигойцев были города Альби, Тулуза, Ажен, Каркассон, Ним, Монпелье, Перпиньян в Окситании.

Окситания

Здесь был отличный от франков язык. По своему экономическому и духовному развитию Окситания сильно опережала остальные районы Европы и вместо Италии могла стать родиной Ренессанса намного раньше. Папский Рим был не прочь поживиться. 

КлакассонФранцузский городок Каркассон в наши дни

Доминго прибыл в этот регион в 36 лет. Спустя 3 года работы результата он не добился. Разве что называть его теперь стали на французский манер Доминик. Надо особо отметить, что альбигойцы его не трогали, им было все равно во что верит этот испанец. Доминик жестоко отомстит за свою неудачу. Сначала он призывает папу Иннокентия III повлиять словом на священнослужителей и феодальную знать Лангедока (часть Окситании у Тулузы). Потом просит разрешения на организацию крестового похода.

Иннокентий
Портрет папы Римского Иннокентия III, который установил инквизицию 

В 1209 г. лидер крестоносцев Симон де Монфор собрал в Лионе армию из 20 тыс. головорезов. Ему было крайне сложно набрать нравственных людей. Ради обещанных Римом прощения грехов и вечного блаженства они убивали всех встретившихся на пути, будучи не в состоянии отличить еретика от католика. Были и сомневающиеся. Но Доминик убедил их в том, что убийство еретиков, совокупляющихся с демонами и занимающихся каннибализмом вовсе не грех. Как известно из психологии, даже чудовищная ложь произнесенная тысячу раз становится правдой. Именно Доминик на примере жестокости рыцарей тамплиеров разрабатывает инквизицию католической церкви, которая косила население Европы вплоть до XVIII века.

Катары
Сожжение еретиков в Окситании  


Только в одной Окситании за 20 лет крестовых походов было уничтожено по меньшей мере 1 млн. человек. Доминик - предшественник Геббельса, не иначе. Но если деяния последнего оценил суд в Нюрнберге, то Доминик стал святым католической церкви и остается им до сих пор. Даже сегодняшние зомбированные западные историки одобряют действия инквизиторов, другие же переписывают из учебника в учебник утвердившиеся фейки. Вот пример, как Запад живет в мире придуманной и выгодной католической церкви истории. А любой современный профессор, который захочет разобраться в вопросе, как и в средние века, будет уничтожен в научном сообществе.  

Первым пал город Безье. Представитель римского папы в регионе легат Амальрик тогда написал Иннокентию III: "Прежде чем мы успели вмешаться, предали мечу до 20 тыс. человек без разбора на катаров и католиков и с криками "Убивайте всех". Молюсь, чтобы Господь узнал своих".

Население десятков городов уничтожалось целиком до грудных младенцев. В лучшем случае, что могло ожидать тех, кто добровольно сдастся до осады и всем городом разом могло быть право выйти в нижнем белье с желтым крестом в леса без права возвращаться назад. Ничего удивительного, что борьба альбигойцев была столь ожесточенной, они были на стороне Бога и боролись как раз с Сатаной в лице католической церкви. Единственное, что им оставалось, чтобы выжить - победить. Но они проиграли.

Безье
Город Безье сегодня


Альбигойский крестовый поход сыграл решающую роль в учреждении Доминиканского ордена. Во-первых, собраны огромные средства из разграбленных городов в папскую казну и на создание ордена. Во-вторых, римскому папе нужно отблагодарить Доминика и он это делает в 1215 г. одобряя деятельность общества проповедников, которые, подчиняясь монашескому уставу, исполняли бы те же обязанности, что и белое духовенство. Папа не захотел нарушить церковного постановления, воспрещавшего основание новых орденов. Новая конгрегация могла действовать после принятия устава августинского ордена. Сразу после этого Доминик встречается с Франциском Ассизским. Он предлагает объединить ордена, но Франциск отказался и тем самым уберег свое имя от ассоциации с инквизицией и крестовыми походами. 

Франциск и Доминик
Встреча Франциска и Доминика (предположительно в 1215 г.)


В вотчине общества доминиканцев Болонье Доминик Гусман провозгласил совершенную нищету первым законом ордена и проклял всякого, кто захочет ввести в орден владение движимым богатством или недвижимым имуществом. В это время существовало 80 монастырей. В 1216 г. папа Гонорий III подписал буллу о признании Доминиканского ордена с правом проповедовать во всех церквях и исповедовать всех желающих.   

Сан-Доменико
Главная церквоь доминиканцев - базилика Св. Доминика в итальянской Болонье построена в 1240 г. 
 

Доминик умер в Болонье 6 августа 1221 г., прожив 50 лет. Верующие католики, коих 1.3 млрд. в мире, конечно верят, что он попал в рай, но судя по его преступлениям, он до сих пор горит в аду. В Окситании еще 8 лет несчастные альбигойцы отправлялись на костер или протыкались мечами крестоносцев. Обезлюдевшие города разграблялись. При этом не забывали поделиться с римским папой. Знали ли благочестивые монахи нищенствующего ордена доминиканцев на какие средства построили их монастыри, а главное, кого они беспрекословно слушаются?  

Орден доминиканцев делится на три меньших ордена:

  • основной мужской;
  • монахинь;
  • терциариев.

Доминиканка  Доминиканец
Доминиканка и доминиканец   

После окончания Великой французской революции (1789-1799) Доминиканский орден был запрещен в Европе.


Наследие доминиканского ордена католической церкви

Доминик заложил институт Инквизиции, которая продолжалась почти 500 лет. Не понятно как до сих пор существует и процветает католическая церковь. А кто ее запретит? Она же и правит миром до сих пор! Вряд ли Президент Путин встречался бы с папой римским три раза в 2013, 2015, 2019 годах за закрытыми дверями и без заявлений для прессы, если он был бы лишь тихий священник.

Папа и Путин

"Охота на ведьм" - выражение в современном мире, означающее борьбу с любыми неугодными противниками на основании абсурдных обвинений. Когда сгорели все еретики в Европе, началась охота на ведьм. В Центральной Европе в конце XV и до середины XVII эти слова приводили в ужас всех женщин независимо от состояния и социального статуса. Из-за действий наследников Доминика женское население Германии существенно сократилось. В 1484 г. римский папа признал реальность колдовства. Через два года вышел трактат по демонологии доминиканского приора "Молот ведьм" о методах преследования ведьм. Если женщина весила менее 50 кг, на полном серьезе считалось, что ее смогла бы выдержать метла при полете. Если семья женщины была состоятельная и могла заплатить, то судья мог положить на весы рядом с женщиной библию и ее обувь и сказать, что она невиновна. Большинству женщин было около 60 лет и каждая третья из них являлась вдовой. Возможно церковь рассматривала таких старушек в качестве балласта общества, которые кушают, почти не работают и уже не рожают детей. В то время когда из-за ухудшения климата в европейских странах были неурожаи и голод, процветали сифилис и эпидемии. Считалось, что через женщин дьявол нес в мир свои замыслы. Можете представить себе с каким ужасом бедные женщины ждали свою старость? Почти все эти несчастные признавались в ведовстве под изощренными пытками, которые были одобрены римско-католической церковью, лишь бы при этом не было пролития крови. Вот такой гуманизм.

В то же самое время в Испании почти не осталось евреев и потомков мавров. Во многих областях Европы население сокращалось, где-то не осталось мужчин, а где-то почти всех женщин сожгли, к тому же в XIV веке чума погубила до 60 % жителей, экономики стран рушились, замедлялось просвещение и культурное развитие, ученым, не входивших в доминиканский орден, не давалось слово, а если давалось, то за это можно было попасть сразу на костер. Бесконечные распри и войны между огромным количеством княжеств, графств, королевств, герцогств Европы требовали постоянных жертв. Десятки тысяч крестоносцев, которые вдруг оставались без работы подавались в разбойники. Торговцы боялись дальних поездок. По сравнению с этим Русь жила в раю. Более менее свободно жила и Восточная Европа со славянским населением, но и туда устремились взоры римских пап. В итоге они все стали католиками, антиславянами и отказались от кириллицы. 


Это очень напоминает сегодняшнюю ситуацию в мире, когда искусственно устраиваются пандемии, санкции, войны, рушатся экономики, а образование находится на уровне средневековья, что даже лидеры государств оказываются болванами. Католическая церковь только как бы ни причем. Гомосексуалистов уже венчают. И вечная борьба с православной Россией никуда не исчезла, как и крестовые походы объединенной Европы. 

По злой иронии, войны, географические открытия, жажда богатств, инстинкт самосохранения двигают общество вперед, способствуют новым открытиям. И во мраке засилья католической церкви мир развивался. Гонимые массы выезжали из этого католического ада в Нидерланды, ставшей единственной толерантной страной Западной Европы. Это привело к образованию Нидерландской империи в XVII веке. О голландской Ост-Индской компании можно почитать здесь.

Инквизиция
Истязание женщины на средневековой гравюре

 

Соперничество внутри орденов и друг с другом  

У двух орденов была общая цель - преобразовать светское общество путем проповеди в народе аскетизма и любви к ближнему. Общие средства - отречение от мирских благ (собственность всегда отвлекает от дела), жизнь в городе (для тесных отношений с паствой), постоянная проповедь (религиозное просвещение).

Но были и отличия. Францисканцы стремились исправить нравы, а доминиканцы - веру. Францисканцы подчеркивали свое происхождение из простого народа и постоянно были среди простолюдинов, помогали им. Доминиканцы же были более образованы, служили профессорами в университетах и священнослужителями в приходах, были ответственны за инквизицию. 

К смерти своих основателей Доминиканский и Францисканский ордена достигли распространения по всей Европе. В 1264 г. главам орденов были подчинены примерно по 8 тыс. монастырей и 200 тыс. монахов. А глава доминиканцев имел еще и армию. 

Такой успех орденов не мог не привести к столкновению интересов со светским духовенством, которое было недовольно обширными привилегиями нищенствующих орденов. Те могли свободно проповедовать в их родных приходах. Университеты были недовольны правом доминиканцев занимать высокие посты, тащить вверх людей своего ордена, вести проповедь в стенах заведений и влиять на программу обучения. Противостояние каждый раз приводило к победе орденов, что заставляло другие группы объединяться и действовать организованно, пока они не добились запрета всех орденов.  

Но и францисканцы с доминиканцами в XIII веке вступают в борьбу друг с другом за влияние, а не по поводу методов инквизиции последних. В среде самих францисканцев возникают раздоры двух направлений. Конвентуалы организовывали богатые монашеские общины, а обсерванты - критиковали их за обладание собственностью. Даже папе Николаю III в 1279 г. не удалось их примерить.  


Августи́нский орден 


Августинцы орден

Назван в честь Аврелия Августина Иппонийского (354-430 годы) - епископа в Римской Северной Африке, богослова и философа. Важнейшие его тезисы о бытие, Боге, человеке, вечности, познании можно найти в Интернете. Труды Августина сильно повлияли на западную философию и христианство. При создании ордена августинцев на основе этих работ был написан устав. Это произошло в XIII веке, много позже смерти Августина. Орден Августинских братьев был создан папой римским Александром IV (на престоле с 1254 по 1261). Он объединил в конгрегацию несколько отшельнических общин Италии в одну на основе духовной общины Св. Августина, основанной в 388 г. в Алжире.   

Сен-Виктор
Редкая сохранившаяся гравюра аббатства Сен-Виктор в Париже - главного монастыря августинцев (1113-1790)


Августинцы делятся на две основные ветви:

  • августинцы-каноники - священники, которые ведут повседневную жизнь в точности как монахи и служат в церквях; они делятся на уставных или черных (по цвету одежды) и белых.  
  • августинские братья - орден отшельников, который разделился на три группы братьев-эремитов, реколлектов и босых августинцев. 

Августинец 


Повседневное облачение белого августинца-каноника состояло из белого шерстяного подрясника с наплечником, чёрной рясы с длинными широкими рукавами, капюшоном и кожаным поясом.

В XIV веке образовались новые конгрегации. В истории осталось имя одной из них - Саксонской. Именно к ней относились немцы Иоган фон Штаупиц и Мартин Лютер - инициаторы Реформации. В Западной и Центральной Европе в XVI и начала XVII века активно действовало религиозное и общественно-политического движение, направленное на реформирование католической церкви. В итоге появились протестантизм и его главное направление - лютеранство. Ключевой фигурой здесь оказался Лютер. Его также называют создателем немецкого литературного языка.  

В начале
XVI века августинский орден достиг наивысшего влияния. В его составе было почти 30 тыс. человек, около 2000 мужских и 300 женских монастырей. После открытия новых континентов монахи отправились в дальние страны окатоличивать население покоренных народов, в частности в Гоа и Индии.
 

После окончания Великой французской революции (1789-1799) Августинский орден был запрещен во Франции, Испании, Португалии и Германии, а в Австро-Венгрии и Италии сильно ограничен. Главный монастырь был разрушен до основания.  

 

Орден кармелитов
 

Герб кармелитов 
Герб Кармелитского ордена
 

Чтобы начать разговор об ордене кармелитов необходимо вспомнить крестовые походы на Ближний Восток. Тогда станет понятным, почему орден родился не в Европе. Под предлогом освобождения христианских святынь от мусульман римскими папами организовывались крестовые походы. На самом деле их целью была банальная монополизация Венецией и Генуей торговли с Китаем и Индией. А причем тут церковь? Европа управлялась римским папой через своих кардиналов, королей, герцогов и графов, а часть доходов шла в Рим. Создавая нищенствующие ордена, папы хотели быть самыми богатыми в мире и таковые есть и сейчас. Когда не был открыт морской путь в Индию и Китай товары доставлялись перевалкой по рекам и земле. Важнейшей территорией на пути был Ближний Восток.

Как только в середине XII века был образован Ганзейский экономический союз стран Северо-Западной Европы, создались условия для развития нового торгового пути из Северной Европы по Балтике до Руси и далее на юг по Волге в азиатские края. С начала XIII века крестовые походы с целью освободить Иерусалим от мусульман вдруг стали не актуальны. Вот еще одна страница из истории католической церкви.

Именно тогда свой первый взор на Русь обратил внимание римский папа, а именно Иннокентий III (его портрет выше). В 1204 г. Четвертый крестовый поход до Иерусалима так и не дошел и ограничился разграблением Константинополя. Была создана Латинская империя, существовавшая 57 лет. Ждать большего от крестовых походов на Ближний Восток не приходилось. Теперь крестовые походы пришли на Русь. В 1293 и 1349 годах на Псковское княжество, Новгородскую республику и входившую в ее состав Карелию было совершено два крестовых похода шведов, санкционированных римскими папами с целью обратить население в католиков. Тогда в Европе узнали о существовании русских государств, где была давно установлена демократия и управление производилось через избранное народом вече. Отчасти ужасы средневековой Европы и вполне счастливая жизнь на Руси в то время отражены в сказках. Сравните извращенные истории из сказок братьев Гримм со светлыми русскими народными сказками. Со смещением центра православия на Русь в XV веке начинается яростное противостояние католического, а потом и протестантского Запада с православной Россией, которое продолжается до сих пор.   

Первый крестовый поход в 1096-1099 годах ознаменовался основанием 4-х христианских государств:

  • графство Эдесса со столицей в Эдессе (сегодня в Турции) просуществовало до 1146 г.;
  • княжество Антиохия (Турция и Сирия) существовало до 1268 г.;
  • Иерусалимское королевство (Израиль) существовало вплоть до падения крепости в Акре в 1291 г.;
  • графство Триполи (Ливан и Сирия) просуществовало до 1289 г.

Походы крестоносцев


Второй крестовый поход прошел в период 1147-1149 годы. Настал момент, когда Римско-католической церкви стали нужны помощники, которые контролировали бы эти территории. Им и должен был стать орден кармелитов. После третьего крестового похода в 1189-1192 годах появляются первые поселения и монастырь на горе Кармель (Кармил, Израиль) в Иерусалимском королевстве. Патриарх Иерусалима Альберт, принадлежавший к августинцам-каноникам, составил устав ордена кармелитов с особенностью этих мест. Учредителем ордена считается крестоносец Бертольд Калабрийский (умер в 1195 г.). Его преемником во главе общины стал святой Брокар (умер в 1231 г.)  Устав предписывал каждому монаху проживать в отдельной келье, пребывая в постоянной молитве и труде, предписывалось значительную часть времени проводить в безмолвие, а по воскресеньям всей братии собираться для общинного богослужения, а также участвовать в еженедельном капитуле для обсуждения вопросов монашеской жизни. Монахи не ели мясо, если были здоровы и не в путешествии. Самый ранний текст устава содержится в булле папы Римского Гонория III от 1226 г.  

Кармель


Построенный по указу Альберта храм в монастыре на горе Кармель был посвящен Пресвятой Деве Марии. Ее почитание было связано с пророком Илией, который считался основателем ордена. По преданию Илия получил на горе откровение от Пресвятой Девы Марии и основал там монашескую общину, стремясь со своими учениками вести девственную и непорочную жизнь, подобную жизни Богоматери.

После четвертого крестового похода в 1202-1204 годы, из-за постоянных угроз часть кармелитов месте с крестоносцами вернулась в Европу, а часть осталась и приняла согласно преданию мученическую смерть от сарацинов в 1260-х. Войска султана Бейбарса I окончательно вытеснили крестоносцев из Палестины.

Дева
Дева Мария


Приехав в Европу, монахи открыли первый кармелитский монастырь в Валансьене, а далее в Марселе, близ Парижа – все во Франции, на Кипре, в Мессине на Сицилии, Англии. Но европейские епископы с подозрением относились к новому ордену. Под предлогом решения IV Латеранского Собора, запретившего создание новых монашеских орденов, они препятствовали кармелитам в деятельности.  

Только в 1247 г. удалось собрать первый капитул ордена. Тогда в английском Эйлсфорде был избран генеральный приор и приняты поправки к уставу, который сближал его положения с уставами францисканцев и доминиканцев. Предыдущий устав был сложно выполним в Европе. После одобрения устава папой Иннокентием IV, обители стали открываться повсеместно, в частности в Кембридже, Оксфорде, Париже и Болонье. При том, что устав все равно оставался самым строгим в Европе и численность членов ордена росла медленно, ортодоксальные кармелиты были не согласны с послаблениями. Тогда генеральный приор Николай Нарбонский призвал кармелитов не оставлять идеалов отшельничества и созерцательной монашеской жизни и предложил заниматься апостольским служением в миру только духовно подготовленным монахам, но и те предпочитали не становиться священнослужителями.

Как уже говорилось, в 1274 г. II Лионский Собор не разрешил регистрировать орден кармелитов, но те вместе с августинцами доказали древность своих орденов. Папа Римский Гонорий IV в 1286 г. объявил о папском патронате над кармелитами. Монахам пришлось сменить полосатые плащи, принесенные еще с Палестины, на белую мантию, откуда появилось выражение «белые братья». В 1298 г. папа Римский Бонифаций VIII ввел орден официально, но такие же широкие привелегии, какие были у францисканцев и доминиканцев на право проповедовать и исповедовать без ограничений, распространились на Кармелитский орден только в 1326 г.

Расцвет ордена пришелся на конец XIII - начало XIV века.  В 1287 г. орден состоял из 9 провинций: Святые земли (включая Сирию и Кипр), Сицилийской, Английской (30 монастырей), Римской, Ломбардской, Германской, а также 90 монастырей насчитывалось во Французской, Провансальской и Аквитанской провинциях. К началу XIV века ордену принадлежало около 150 монастырей, число провинций увеличилось до 12. В 1369 г. число провинций возросло до 21.

В период с 1337 по 1453 г. между Англией и Францией и их союзниками развязалась война, что остановило развитие ордена. К тому же чума в середине XIV века значительно сократила число кармелитов. Монашеские общины пополнялись молодыми людьми, которые были склонны к нарушению устава. Образовалось 2 фракции, каждая из которых имела капитул с генеральным приором во главе. Кризис усугубился, когда фракции поддерживали разных претендентов на Папский престол, а потом папы предоставляли своим сторонникам привилегии. Воссоединение кармелитов состоялось только в 1411 г. на капитуле в Болонье, когда был избран единый генеральный приор. Но трения никуда не делись. Кармелиты преподавали в университетах и пользовались послаблениями, пастыри проживали в своих обителях и фактически не подчинялись духовному начальству ордена, в монастырях не соблюдалось правило вечернего безмолвия. Большинство членов ордена настаивали на смягчении устава. С 1432 г. монахам было разрешено есть мясо. Тогда ортодоксальная часть не захотела жить рядом. В 1442 г. папа Евгений IV выделил монастыри для пожелавших сохранять строгие правила, и подчинил их непосредственно генеральному приору, положив начало Мантуанской автономной конгрегации внутри ордена под руководством генерального викария. В конгрегации насчитывалось 53 мужских монастыря, более 10 женских. В 1783 г. автономность упразднили.

К середине XV века значительно увеличилась женская община "белых сестер", что привело к созданию женской ветви кармелитов. В 1452 г. папа Римский Николай V утвердил общину кармелиток. Открылось 12 женских монастырей, а через 100 лет действовало уже 50, в основном в Северной Италии, Нидерландах и во Франции.
Уставы их были разными, но сходились в том, что монахиням предписывалось пребывать в затворе, вычитывать богослужения суточного круга, запрещалось покидать монастырь. Черная наметка стала отличительным элементом облачения кармелиток. Облачение монахов-кармелитов - тёмно-коричневая ряса с капюшоном.

Кармелит

В 1476 г. папа Римский Сикст IV разрешил кармелитам организовать братства мирян по образцу терциариев, как третьей ветви Кармелитского ордена. Они носили малый скапуляр ордена - небольшие кусочки ткани коричневого цвета на груди и спине под одеждой.

В XVI веке орден значительно обновился. В 1593 г. появился орден босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель, который отделился от основной ветви кармелитов. Его возникновение связано с деятельностью великих кармелитских святых - Терезы Авильской и Иоанна Креста, а также с желанием части кармелитской братии жить по строгому первоначальному уставу.   

С началом Великой Французской революции в 1792 г. все монашеские ордены были распущены. Обитатели монастырей должны были в 3-дневный срок покинуть монастыри. Тех, кто отказывался подчиниться, подвергали тюремному заключению. После изгнания французов в 1814 г. европейские монастыри были восстановлены, но либеральные правительства были склонны к завершению деятельности всех орденов.

Миссионерская деятельность кармелитов в Индии началась в 1620 г., когда в Гоа был основан монастырь. Когда в 1663 г. Малабарское побережье захватила Голландия, католические миссионеры были выдворены из страны. В 1700 г. папа Римский Иннокентий ХII добился от Голландии согласия на возобновление деятельности кармелитов Малабара с центром в Вераполи. В 1709 г. из-за конфликта между Португалией и Папским престолом монастыри в Индии были преобразованы. После упразднения ордена иезуитов в 1773 г. кармелитам было поручено взять под опеку иезуитские миссии в Индии. Сейчас кармелитские общины есть в индийском Кочине.  



А что сегодня с этими орденами

В наши дни осталось совсем немного представителей перечисленных орденов в разных странах мира. У францисканцев - около 25 тыс., у августинцев, кармелитов и доминиканцев - порядка 5 тыс. монахов и священнослужителей. Они работают пасторами в приходах, школах, колледжах, миссиях с целью распространений знаний, контролируют ряд университетов, имеют свои издательства.   


© Текст зарегистрирован и отображается в поисковых системах как  
первоисточник, перепечатка текста не разрешается, rossyanka.ru