Этот сайт о самом католическом индийском штате Гоа, где наиболее посещаемая церковь Бом Иисус построена иезуитами, а иезуит Франциск Ксаверий является покровителем Гоа и Индии. Поэтому мне пришлось разобраться, что это за организация, каковы её истинные цели и какие действия скрываются за громкими лозунгами. Для этого пришлось изучить деятельность ордена в странах на разных континентах, начиная с XVI века. Чем дальше я углублялся в вопрос, тем интереснее становилось расследование. Именно так, потому что криминал и католическая церковь всегда шли рука об руку.
Каноники и клирики
Не будем путать духовно-рыцарские и монашеские ордена. В них из общего есть то, что создаваться они могли только с согласия римского папы. Хотя был один, возомнивший себя самостоятельным и сильным - орден тамплиеров, но с ними быстро разделались. Итак, на свете есть два вида монашеских орденов: регулярных каноников и регулярных клириков. Монахи всех орденов занимаются пасторством, образованием, делами милосердия. Но если регулярные каноники также работают над углубленной духовной деятельностью в монастырях и имеют особое облачение одинаковое для всех членов, то регулярные клирики ориентированы только на общественную деятельность и могут носить любой наряд. Считается, что они над собой уже достаточно поработали к 33 годам жизни - минимальному возрасту получения звания в Иезуитском ордене. О театинцах - первом таком ордене есть статья на сайте. До конца XVI века было образовано еще около десятка орденов регулярных клириков. Наиболее известными и многочисленными по составу выделяются как раз иезуиты.
Общество Иисуса (Societas Jesu) - католический орден монашествующих регулярных клириков. Иезуиты - это неофициальное наименование членов ордена. Сами себя они называли "игнатианцами" по имени основателя ордена, "воинством Иисуса", "сотоварищами Иисуса", "членами Общества Иисуса"... Впервые официально слово "иезуит" было употреблено на 32-й генеральной конгрегации ордена в 1975 г.
Для чего создавались католические ордена
Нищенствующие ордена регулярных каноников: августинцев, кармелитов, францисканцев, доминиканцев были образованы в XIII веке. Их члены помогали римским папам управлять подконтрольными территориями. Для этого ордена были именно нищенствующими. Монахи ничего не имели и питались подаянием. Они как апостолы Христа разбредались по Европе с проповедническими целями, в которых звучали вполне христианские мысли. Это привлекало простой люд. Другие же члены орденов проповедовали в приходах и организовывали университеты, чтобы завладеть умами людей, стремящихся к образованию. Умея красиво говорить и разбираясь во многих науках, они могли выгодно донести догматы церкви в приходах.
Члены перечисленных выше орденов в сложный период, когда власть утекала из рук, помогли Святому Престолу осуществить свои планы по захвату Европы.Именно священнослужители и монахи собирали армии в десятки крестовых походов во имя Христа, в которых погибали миллионы людей и целые народы. Навязав свою власть, у папского Рима была еще одна цель - удалить конкурента, образовавшегося в 1054 г. после раскола церквей. Тогда католичество навсегда покинуло христианство, оставив у его очага православие. Рыцари крестоносцев разграбили и уничтожили христианские святыни в Иерусалиме. После 4-го крестового похода в 1204 г. Царьград или Константинополь пришел в упадок. Вот как раз в это время и создаются ордена, о которых идет речь здесь. Они должны были помочь уничтожить (именно так) христианские государства, не пожелавшие подчиниться Риму. В результате народам Западной и Центральной Европы силой были навязаны догматы католической церкви, которые нельзя было отрицать. Судя по миллионам уничтоженных людей и сожжённых еретиков, положение католической церкви было действительно шатким и ей пришлось хорошо поработать. А ещё были бесконечные раздоры между феодалами Европы. В итоге правители многочисленных феодальных стран оказались в подчинении римских пап. Римско-католическая церковь тогда могла заявить, что является единственной, несущей учение Христа миру. Но это была ложь. Именем Христа католики лишь прикрывались. Центр христианства сместился в сторону Руси. Пал Константинополь, не станет и России. Этим высшее католическое духовенство грезит до сих пор.
Папский Престол стал слишком богатым. Члены орденов осточертели и монархам, которые тем самым оказывались ограничены во власти, и священникам, которые были возмущены тем, что члены орденов могли явиться из ниоткуда и проповедовать в их приходе, и простым людям, ежедневно наблюдавших сожжение еретиков или ведьм перед главным католическим храмом своего города. Все это отталкивало. Люди всегда и везде хотят мира, свободы, справедливости, сострадания и благополучия. Христианство сохранилось, но оказалось далеко от них. Западный мир уже тогда проводил границу между православной Русью и католическим Римом. Уже тогда слагались мифы о России, давая лживые представления о нашей стране. Именно с тех пор католические папы плохо спят, зная, что их власти есть предел. Православная церковь в свою очередь не ставила целью распространения истинного христианства в Европе. И европейцы (как и сегодня) оказались в вакууме. Человеку сложно жить без веры, а в Европе была только католическая и другой религии, с тех пор как уничтожили всех катаров и альбигойцев в Окситании, там не знали.
В первой половине XVI века в Западной и Центральной Европе началось общественно-политическое движение направленное на реформирование католической церкви. Появился протестантизм, чья ересь оказалась еще дальше от христианства нежели католицизм. О сходствах и отличиях православия, католицизма и протестантизма есть статья на сайте. Взятие Бастилии в 1789 г. ознаменовало собой Великую французскую революцию. Очевидно, все революции делаются под самыми красивыми лозунгами. Девиз французской стало вполне христианское: "Свобода, равенство, братство". Казалось бы революционерам нужно было взяться за руки с католическим духовенством. На самом деле эти лозунги не подходили ни организаторам революций, ни высшему духовенству Рима. Но и путь не был общим. Революционеры запретили все монашеские ордена.
Но вернемся в XVI веку. Он вошёл в историю как эра Великих географических открытий. В 1492 г. Колумб переплыл Атлантический океан и открыл острова Карибского бассейна. О том, что это другой континент стало понятно в 1500 г. с экспедицией Америго Веспуччи. В 1498 г. Васко да Гама открыл морской путь из Европы в Индию. Начался колониальный период (и времена работорговли), когда европейцы устремились в дальние края за наживой. Католическая церковь не могла остаться безучастной. Она сама спонсировала экспедиции и предоставляла монополию. Так, португальцы почти весь век единолично владели всеми территориями, омываемые Индийским океаном при условии дележа добычи с римскими папами. Приход европейцев не предполагал компромиссов на новых землях. С крестом в руках пришельцы уничтожали и грабили местное население. На месте вчерашних побоищ строились католические церкви. Обратить народы новых земель в католичество и увеличить тем самым паству было одной из главных целей Церкви.
Ордена францисканцев, доминиканцев, августинцев и кармелитов медленно, но делали свое дело, 400 лет помогая Римско-католической церкви. В новых условиях нужны были не только священнослужители, странствующие монахи или монахи в монастырях. Нужны были помощники, которые использовали бы другие методы. Для этого была организована тайная организация католиков, по сути, "церковно-политический спецназ", состоящий из умнейших и коварнейших людей своего времени, обладающий почти неограниченными финансовыми возможностями и связями, а также мощным покровительством римских пап. Цель была достигнута. Правящие классы содрогались, когда слышали это зловещее слово - "иезуит".
Нужна была смелость, чтобы в период Реформации создать новый католический орден. Но другого выхода не было - католицизм нуждался в срочном обновлении. Надо признать гениальность всех, кто участвовал в создании нового ордена и воспитал её членов. Держать в страхе и повиновении европейских правителей, решать вопросы войны и мира - именно то, что было нужно папскому Риму. Хотя официальные задачи Общества Иисуса звучали так:
Девизом ордена стал Ad majorem Dei gloriam (A.M.D.G.) в переводе с латинского "К вящей славе Божией". Символом ордена стала монограмма имени Христа - "IHS".
Только мужчины могли стать членами ордена. У ордена не было монастырей. Как не было и ветви мирян - терциариев, которые не отходя от повседневной жизни, исполняли бы устав ордена. В отличие от классических монашеских орденов у иезуитов в уставе не было обязанности совместного богослужения, предписания строгих постов, покаянной практики. Не было и орденского облачения - священник мог носить тот наряд, который был принят в местности его работы среди граждан. И все потому, что Общество Иисуса задумывалось и действовало как тайная организация для активной работы в миру. В уставе закреплена четкая структура и жесткая дисциплина, отсутствие возможности занимать высшие церковные должности или принимать епископский сан без особого дозволения руководства ордена.
В ряды Ордена никогда не брали "новых христиан", то есть людей из обращённых евреев и мусульман. Один из самых влиятельных католических журналов Civilta Cattolica выпускался Иезуитским обществом и именно он положил начало антисемитизму в Европе.
Чтобы вступить в орден нужно было пройти формацию - испытание 6 месяцев, потом еще 2 года работы в приходах и в больницах. В конце испытательного срока ученики приносили 3 монашеских обета: нестяжания, целомудрия и послушания. После этого члены не имели права покидать орден без особого разрешения. В течение последующих лет они изучали различные науки. Отводилось 2 года для изучения литературы, искусства, языков, 3 года - для познания философии. Новая практика продолжалась 2 года в орденских школах и коллегиях. И только на последней стадии в течение 4-5 лет изучалось богословие. Члены ордена имели право одновременно обучаться в любом университете. В конце курсов богословия большинство схоластиков (учеников) принимали сан пресвитера. В это время им было примерно по 33 года - возраст Христа. Теперь чтобы стать полноценными членами Общества Иисуса нужно было снова повторить три монашеских обета и принять четвертый - обет повиновения папе Римскому и готовность выполнить любое его поручение. Те же, кто приносил только три первых обета оставались в ордене как братья в статусе профессов. Для тех иезуитов, кто поклялся быть верным папе был предусмотрен ещё год обучения, чтобы вникнуть в особенности ордена. Надо полагать, совсем небольшая часть могла быть рекомендована для этих курсов.
Вообще, заповеди Ордена его членами раскрывались постепенно по мере их продвижения по служебной лестнице. Первые правила выглядели как проповедь любви к Богу и призыв к безграничной преданности ему и церкви. Эти заповеди сначала приучали мышление ученика к изощренной софистике, теологическому умствованию, которое со временем заменяло ему логику, а в его сердце - совесть. На вершине же морального устава Общества Иисуса стояли заповеди, которые с точки зрения уголовного права являются прямым подстрекательством к воровству, шантажу, подлогу, убийству и террору. До того, чтобы стать хладнокровным убийцей-иезуитом, человеку нужно было пройти определенный духовный путь и время испытания. Давайте посмотрим, что преподавал на последнем курсе профессор парижской коллегии в 1641 г.: "будучи оклеветан перед государем, судом, или другим влиятельным лицом, и не имея возможности восстановить свою репутацию иначе, как убийством клеветника, я вправе убить его. Я вправе даже сделать это и в том случае, если поступок, в котором он обвиняет меня, действительно совершен мною, но так тайно, что судебному следствию трудно открыть его". Испанский иезуит Хуан де Мариана в 1599 г. написал книгу De Rege, где изложил концепцию "тираноубийства", по которой правитель-тиран мог быть убит, если будет виновен в оскорблении Римско-католической церкви.
Члены Общества Иисуса приносят клятву
Орден состоял из провинций, которые соответствуют границам государств. В провинцию входили: дома профессов, коллегии, новициаты и резиденции, возглавляемые ректорами. Несколько провинций, объединенных по территориальному или языковому принципу, образовывали монашескую ассистенцию.
Ассистенции иезуитов в XVI - XVII веках, управляемые прокураторами:
Высшей законодательной властью в ордене обладала генеральная конгрегация, в которой участвовали генерал, генеральный викарий, провинциалы и делегаты от каждой орденской провинции и от миссий. Конгрегация созывалась раз в три года для назначения прокураторов и для решения особо важных вопросов. Она имела право вносить изменения в устав, издавать декреты, смещать или принимать добровольную отставку генерала. Генерал ордена избирался пожизненно. Его резиденция находилась в Риме. Часто, по своему влиянию генерал был наравне с папой Римским. Генеральный викарий осуществлял руководство орденом в случае смерти генерала и отвечал за созыв генеральной конгрегации.
Создателю ордена Лойоле приписывается принцип познания - "никогда не отрицай, редко утверждай, часто различай", воздерживаясь от крайних точек зрения. Такой подход строился на постоянных оговорках, позволявших при желании оправдывать любой поступок (протестанты взяли на вооружение такой подход).
В своей деятельности иезуиты активно использовали:
- казуистику - особый диалектический прием, при помощи которого какой-либо моральный, религиозный или юридический вопрос разбивается на бесчисленное множество мелких деталей и случаев вместо решения вопроса в принципе; особенно интересны измышления о степени тяжести греха применительно к различным обстоятельствам;
- пробабилизм - концепция, которая обосновывает способ морального суждения, когда в сомнительных случаях следует вероятное принять за достоверное, если оно полезно для церкви.
Если к этой морали прибавить хитрость, изворотливость, ханжество, то понятно почему в бытовом языке слово "иезуит" стало синонимом двуличного человека.
Основатель ордена иезуитов - Игнатий де Лойола
Родился в 1491 (умер в 1556 г.) в замке Лойла в Стране Басков. В 14 лет остался сиротой. Проходил службу в качестве пажа у казначея Кастильского двора. В 30 лет он был еще очень далек от католичества. Под впечатлением подвигов рыцарей из романов эпохи Возрождения он тоже решил стать героем. Для этого поступил на службу к вице-королю Наварры. Во время осады кастильцами столицы Наварры Памплоны в 1521 г. получил увечье - пушечное ядро изуродовало обе ноги. После чего он долго лечился в замке Лойола, но не оставил мечту. От избытка времени он зачитывался книгой "Жизнь Христа". Однажды к нему пришло озарение - его лордом станет Иисус Христос, а дамой сердца - вера. Он отправился в Иерусалим паломником исследовать пути Иисуса, "Которого он желал все лучше узнавать, Которому стремился подражать и следовать". Он хотел остаться на Святой земле, но провинциал ордена францисканцев не позволил это сделать, так как тот не был ни нищенствующим монахом, ни священником. По возвращении в Европу Лойла учился в Барселоне, Саламанке и Париже. Ему пришлось бегать по "европам" потому что он везде пробовал проповедовать, не имея специального образования. В то время за такое можно было попасть на костёр.
1534 г. стал знаковым. В Парижском университете Лойле была присуждена степень доктора. В этот год образовался клуб единомышленников. Кроме самого Лойлы в него вошли 4 испанца: Франциск Ксаверий, Альфонсо Сальмерон, Диего Лайнес и Николас Бобадилья, савоец Пьер Фаври португалец Симан Родригиш. В том же году из этого ядра и было сформировано Общество Иисуса на заседании в одной из церквей на Монмартре. Лойола, Лайнес и Фавр пришли в Рим для одобрения своей деятельности. В 1540 г. устав ордена был утвержден папой Римским Павлом III. Тогда он назвал орден "Дружиной Иисуса" (военной организацией). Первым генералом ордена стал Лойола, его преемником в 1558 г. - Лайнес. Третьим генералом в 1565 г. стал Франциск Борджа.
Римский папа и Игнатий де Лойла
Внутри своего Ордена иезуиты получали блестящее, возможно, лучшее в то время образование. Монархи Европы и их окружение были очень образованы и толковать им свои доводы и правоту видением божьим было наивностью. Иезуиты обязаны были быть на голову более образованными и уметь правильно донести свои мысли. Первыми качествами при приеме в Общество была внешность, голос и манеры поведения. Это дано с рождения и всегда важно для создания впечатления и придания убедительности своим словам. Иезуиты часто служили при дворе монархов.Но это было верхушкой айсберга. Без структуры, ведущей вниз было никак не обойтись.
Важная роль отводилась средним и высшим учебным заведениям, которые иезуиты создавали для простых людей, которые бы учились бесплатно. Любой правитель одобрит такой порыв. Также иезуитов терпели еще и потому, что те всячески проповедовали ненасилие (что не мешало им устраивать перевороты и убийства неугодных). Когда в обществе идет ярое противостояние протестантов и католиков (вспомним Варфоломеевскую ночь, когда погибло по всей Франции 30 тыс. гугенотов-протестантов), монархам и феодалам нужны были такие умиротворители.
Повсеместно открывались коллегии для образования и воспитания молодых людей. Конечно, отнюдь не все из них становились иезуитами. Но в то время, когда более менее грамотных людей было очень мало, обладатели дипломов ВУЗов устраивались при дворе или университете. Они могли запросто быть агентами - ушами и глазами иезуитов. Кроме того, заведения были отличным прикрытием для шпионажа и интриг. Потому особое внимание уделялось странам, где распространялся протестантизм. К 1626 г. число иезуитских коллегий достигло 444, а число иезуитов - более 13 тыс. Иезуиты пытались проникнуть со своими образовательными программами в университеты Европы и подчинить их своему влиянию. Они добились этого к концу XVI века и стали играть ведущую роль в системе образования в католических странах.
После запрещения Общества Иисуса в Европе в 1773 г., когда папа Климент XIV был вынужден упразднить орден из-за давления монархов Испании, Франции, Португалии, иезуиты вольготно чувствовали себя только в России. При Екатерине II и Павле I были открыты коллегии, часть из них стали русскими после включения Польши в состав Российского государства.
Коллегия иезуитов в Полоцке; с 1780 до 1820 г. она была главной резиденцией иезуитов в мире, а также стала первым ВУЗом в истории Белоруссии
Представители доминиканского ордена тоже одно время доминировали в университетах Европы, но они в основном занимались обучением католического клира. Иезуиты же стремились создать систему католического образования для мирян из разных слоев общества. Большое внимание уделялось богословию (труды Фомы Аквинского), философии (труды Аристотеля) и психологии в плане убеждать и отстаивать точку зрения. Воспитанники-иезуиты получали разностороннее образование (классические языки, литература, риторика, математика и физика). Театр был представлен почти во всех иезуитских коллегиях, что привело к развитию особого жанра "иезуитской драмы". В целях пропаганды иезуиты поощряли организацию пышных праздничных шествий, постановку мистерий и сцен из церковной истории и жития святых. Особое внимание уделялось пропаганде почитания Девы Марии и Пресвятого Сердца Христова.
Образовательная и научная работа была важной частью деятельности иезуитов. Они основывали астрономические обсерватории, составляли географические карты неизвестных европейцам земель. Иезуит Клавиус был одним из авторов реформы календаря при папе Римском Григории XIII. В итоге мы сейчас живем по Григорианскому календарю. Иезуиты помогали колониальным странам устанавливать власть на подконтрольных территориях. Они прославились изучением языков стран, где вели деятельность. Ими составлялись словари и переводились книги. Серьезных успехи были в области астрономии, физики, геодезии и математики. Деятельность иезуитов на этой почве подкупала европейских монархов.
В Италии оказалось больше всего иезуитов. В 1545г. орден появился в Испании и Португалии. Поддержка иезуитов португальским королем Жуаном III привело к подготовке большого количества миссионеров, отправившихся в колонии Португалии в Азии, Африке и Латинской Америке. С 1541 г. орден постепенно распространился по Германии. Были основаны провинции ордена: Австрийская (с Венгрией), Фландрская, Нидерландская, Богемская, Верхне- и Нижнерейнская. В Скандинавии иезуиты были под запретом. Но те вцепились в неё мёртвой хваткой. В итоге шведский король Юхан III перешёл в католичество.
На витраже ирландской церкви Франциск Ксавьер, Игнатий Лойола и Алоизий Гонзага
Во Франции провинция была основана в 1555 г. Орден иезуитов находил поддержку королей, начиная с Генриха III. Однако Парижский парламент и Парижский университет, отстаивавшие позиции независимости национальной Церкви от папской власти, были против деятельности иезуитов во Франции. Иезуиты приложили руку к Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 г., когда парижане-католики убили только в столице 3 тыс. гугенотов, а по всей Франции погибло 30 тыс. протестантов. Поводом послужила свадьба королевской дочери Маргариты с протестантом Генрихом Наваррским, которая не была одобрена римским папой. В 1594 г. иезуит совершил попытку покушения на французского короля Генриха IV. После этого иезуиты были изгнаны из Парижа и ряда областей Франции. Но уже через 8 лет члены ордена снова вовсю действовали в стране, так как королева Мария Медичи покровительствовала им. На 6-й генеральной конгрегации была учреждена Французская ассистенция ордена, включившая в себя 4 провинции: Лионскую, Аквитанскую, Тулузскую и Иль-де-Франс.
В протестантской Англии публичная деятельность иезуитов была невозможна. Тогда иезуиты открыли за пределами Британских островов дома для католических эмигрантов из Англии, Шотландии, Ирландии. В 1557 г. в ирландском Корке впервые в истории повесили иезуита за проповеди. Но мы уже имели примеры того, что иезуиты не сдаются. В 1623 г. все-таки была учреждена Английская провинция ордена. В это время в Англии и Уэльсе находилось порядка двух сотен иезуитов. Как и в других странах благоприятные для деятельности периоды (правление Стюартов) чередовались с гонениями на основании обвинений иезуитов в заговорах.
Гонения на иезуитов в Европе в XVIII веке
В середине XVII века Иезуитский орден получил ряд преференций в предпринимательстве и торговле, накопил богатства и стал влиять на власть в европейских государствах. Конфликты не заставили себя ждать.
Идейные противники иезуитов: католики, протестанты, янсенисты, сторонники национальных Церквей, деятели Просвещения сформулировали ставшую популярной в обществе теорию "мирового заговора", обвинив иезуитов в стремлении любыми средствами обеспечить себе власть над миром. Книга "Тайные наставления Общества Иисуса" была издана в 1612 г. Иезуитам рекомендовалось завоевывать доверие государей с помощью исповеди и путём подкупа слуг, умножать богатства ордена, привлекая в него богатых наследников, занимать как можно больше епископских должностей (хотя последнего в уставе ордена нет).
Открытые гонения на иезуитов в католических странах Европы начались с Португалии и Испании. Причиной стали события в Латинской Америке (об этом ниже). Снова иезуитов обвинили в качестве соучастников покушения на короля Жозе I. Орденское имущество в Португалии было конфисковано, некоторых членов арестовали, а глава иезуитов был сожжен на костре. Дипломатические отношения между Папским престолом и Португалией более чем на десятилетие прервались.
Символом ордена стала монограмма имени Христа - IHS (вместо буквы J, которой тогда не существовало в алфавитах, использовалась буква I)
Испанские монархи были недовольны самостоятельностью иезуитов в колониях. Нужен был только громкий повод, чтобы приструнить иезуитов. И он случился. Когда испанское правительство запретило носить широкополые шляпы, чтобы преступникам было сложнее скрывать лицо, иезуиты подстрекали народ к "шляпному восстанию" в Мадриде в 1767 г. Испанский король Карл III издал указ о запрете ордена и высылке 6 тыс. его членов.
Во Франции иезуитам вменялось в вину подстрекательство к покушению в 1757 г. на Людовика XV. В 1760 г. обанкротилась иезуитская миссия в колонии на острове Мартиника и кредиторы требовали расследования. С самого начала деятельности иезуитов во Франции Парижский парламент боролся с орденом. Поэтому ждать от него другого решения не приходилось, а именно: Общество Иисуса обвинили в том, что оно неподконтрольное королю, подчиняется иностранной власти папы и генерала. Иезуиты отказались принести клятву королю и сохранили обет послушания римскому папе. В итоге в 1764 г. деятельность ордена была запрещена. Но почему-то многим членам Общества было разрешено остаться во Франции.
В середине XVIII века многие государства выдворяли иезуитов в Италию, принудительно сажая на корабли. Но и в Италии не все хотели видеть иезуитов. Сын короля Карла III Фердинанд IV выгнал иезуитов из Неаполитанского королевства. Герцог Пармы (представитель Бурбонов, которые ненавидели иезуитов) по поводу иезуитов вступил в ссору с папой римским. Бурбоны оказывали давление на ход конклава, избравшего нового Римского папу Климента XIV. Под давлением европейских монархов в 1773 г. он своей властью упразднил Орден "навсегда ради пользы Церкви и спокойствия народов". Иезуитам разрешалось перейти в другой монашеский орден либо остаться в миру, но не занимать пост священнослужителя. Имущество ордена передавалось другим владельцам, в частности церковным организациям. Генерал ордена Риччи был арестован и через пару лет скончался в тюрьме замка Св. Ангела в Риме. Следом по странному стечению обстоятельств скончался и папа римский. К моменту упразднения ордена в нем состояло около 23 тыс. чел. Епископы часто разрешали иезуитам служить в их приходах.
В Германии Общество запретили лишь через 100 лет - с 1872 и до конца Первой мировой войны. В Швейцарии запрет иезуитов действовал с 1848 по 1973 год.
Попытки воссоздать Общество под другим названием начались сразу же после запрета. В это время после раздела католической Польши большое количество иезуитов оказались в некатолических России и Пруссии. Распоряжение папы о запрете ордена не было там принято к исполнению. Все иезуитские коллегии сохранялись, а генерал ордена руководил иезуитами из России. Именно нашей стране иезуиты обязаны восстанию из пепла. Об иезуитах в России очень интересная статья здесь.
Миссионерство иезуитов
В основу миссионерской деятельности иезуитов была положена "теология приспособления" с принципами аккомодации, ассимиляции и культурного взаимодействия, чтобы "войти в дверь врага (христианской веры) вместе с ним, но выйти через нашу". Политика иезуитов среди нехристианских народов характеризовалась отсутствием универсализма в евангелической деятельности в чужеродной среде, вниманием миссионеров к местным традициям, практикой снисходительного отношения к идолопоклонству и ритуалам, которые оправдывались незнанием основ христианской веры. Иезуиты активно прибегали к узаконенному в Европе принципу cujus regio ejus religio ("чья власть, того и вера"), стремясь в первую очередь заручиться поддержкой правящей верхушки. Перед иезуитскими миссионерами ставилась задача определить среди язычников тех, кто "в высоком положении, влиятелен знаниями и преходящим богатством".
В новых землях верховное языческое божество у иезуитов часто оказывалось христианским богом под другим именем, а прочие боги были его ангелами. Например, в Японии иезуиты объясняли, что Христос - одно из воплощений Будды Амиды, а Дева Мария - богиня милосердия Каннон. Также миссионеры искали общие мотивы в учении Христа и Конфуция. В Индии представители ордена причисляли себя к варне брахманов, меняли темные католические робы на оранжевые буддийские и прекращали есть мясо. Ведь будет ли уважающий себя индус слушать жреца, который даже не вегетарианец? Обряды тоже по большей части оставались языческими. О деятельности иезуитов в Индии есть отдельная статья. Лишь среди менее цивилизованных народов, например, американских индейцев, можно было проповедовать более или менее "чистое" христианство.
Самая посещаемая церковь Гоа - базилика Бом Иисус - была построена иезуитами в 1605 г.
В 1611 г. иезуиты получили от испанского короля исключительное право на основание миссий на американских землях. В одной из трех провинций Общества Иисуса иезуиты решили провести эксперимент по созданию общества теократического коммунизма. В Парагвайской провинции была образована система из 30 редукций, ведущих тесное сотрудничество друг с другом. К упомянутой провинции со столицей в Асунсьоне (основанной францисканцами в 1537г.) относились земли современных Парагвая, Аргентины, Уругвая, частично Бразилии и Боливии. Принимая во внимание, что у индейцев уже существовала традиция совместного проживания и общего имущества, иезуитское духовенство легко возглавило общество и привнесло свои нововведения в его жизнь. С 1645 г. испанский кроль запретил местным властям вмешиваться в процесс. Парагвайская провинция подчинялась только королю Испании и генералу ордена иезуитов. Удаленность и изолированность были главными факторами успеха редукций. Иезуиты не жаловали европейцев к себе и привили индейцам понятие, что белый человек - это их враг.
Тринидад - крупнейшая редукция в Парагвае
К ХVIII веку под контролем ордена находилось около 200 тыс. индейцев-гуарани. Редукция - это не деревня и не город, а хорошо укрепленная территория с постройками. Самая крупная называлась редукцией Св. Ксаверия и состояла из 30 тыс. индейцев. В самой малой жили 500 человек. Все мужчины считались подданными испанского короля и были его налогоплательщиками. От налога были избавлены вожди, новорожденные, мужчины старше 50 лет, юноши до 18 лет и индейцы, служившие в церквях. Деньги на выплату налога брались из экспортной выручки с продажи хлопкового полотна, табака, сахара и чая. Экспорт велся через порты в Санта-Фе и Буэнос-Айресе. На вырученные деньги также приобретались поваренная соль, известь и металлы. Внутри же редукций деньги заменялись натуральным обменом. Съестные припасы, одежда, домашняя посуда, рабочие орудия, машины, мебель, церковная утварь, музыкальные инструменты, предметы культа производились индейцами на месте. Каждая группа редукций имела специализацию, наиболее доходными были промышленные хозяйства, где велось производство четок, восковых свечей, ковров, одеял, хлопчатобумажных тканей, сбруи. Иезуиты смогли создать в затерянных джунглях единственное ремесленное государство на континенте. Кузнецы, столяры, гончары, судостроители, резчики, ювелиры - все были при деле и их продукция всем была нужна.
Иезуиты познакомили индейцев со скотоводством. Лошади, быки и овцы были общими, питание для них хранилось на общем складе. Мясо 2-3 раза в неделю раздавалось жителям. Земельные участки делились на те, что возделывались одной семьей и те, которые обрабатывались коллективно. Коллективный труд был обязательным. Все были равны в обладании недвижимым имуществом.В редукциях принципиально отрицалась частная собственность и частная торговля. Вся земля принадлежала Богу, а управлялась иезуитами. Никто из туземцев не мог стать католическим священником и тем более попасть в ряды иезуитов. Не существовало писаного законодательства. В качестве наказания за проступки практиковались строгий пост, удары кнутом, заключение в тюрьму, позорный столб, публичное покаяние в церкви. Смертная казнь не применялась. Запрещалось выдавать преступника светским судьям.
Жители ютились в скромных жилищах из тростника с глиной без окон. Одежда была скромная, обуви не было даже у самих сапожников.
Жителям редукций постоянно угрожали нападениями "охотники за рабами"- португальцы из Сан-Паулу. В ранний период было разгромлено более 10 редукций, до 30 тыс. человек уведено в рабство, поселения жгли. Бразильские землевладельцы силой захватывали плантации миссий иезуитов. Поэтому с 1639 г. в редукции каждый мужчина 1 день в неделю служил в армии, чтобы защитить поселение. Солдаты были вооружены в том числе огнестрельным оружием. Армия редукций была настолько многочисленна, сплоченна и сильна, что могла дать отпор англичанам и испанцам.
На гравюре руины редукции Сан-Мигел-дас-Мисойнс в Бразилии (1632 - 1756)
Дети были объявлены достоянием общества. Государство начинало их воспитание с 2 лет. Девочек обучали прядению и ткачеству, мальчиков - чтению и письму, но только на языке гуарани (испанский язык был строго запрещен в редукциях). По достижении брачного возраста (у девушек - 14 лет, у юношей - 16) индейцы женились. Венчали их, разбивая на случайные пары, только 2 раза в год. Колокол говорил о начале выполнения супружеских обязанностей. Жителям редукций запрещалось ночью свободно гулять по территории.
Образование сводилось к умению писать и читать на родном языке, а также усвоению религии. Иезуиты заботились об организации развлечений не только в Рождество и католические праздники. По воскресеньям устраивались стрельбы, скачки, военные игры или катание на лодках, концерты. В каждой редукции был хор и оркестр. В церквях имелся орган. Танцы запрещались.
В редукциях не было ни бедности, ни богатства. Естественно, при таком равенстве каждого друг к другу не было зависти, несправедливости, преступлений. Но полные лицемерия и ханжества иезуиты торжествовали и зарабатывали для своего ордена немалые суммы. Удивительно, но бывшие каннибалы привыкли к монотонной и казарменной жизни.
Неподчинение иезуитов португальским и испанским властям, когда те решили обменяться некоторыми территориями друг с другом и тем самым разрушить целостность системы редукций привело к Гуаранийской войне в 1753 - 1756 г. Испанский король Карл III в 1767 г. запретил деятельность Общества Иисуса в Испании и ее владениях. Также поступил и португальский король. Это нанесло урон миссии иезуитов в Америке. Система хозяйства перестала функционировать. Земледелие, скотоводство, ремесло, торговля пришли в упадок. К 1825 г. редукции прекратили существование. Иезуиты представили миру вполне удавшийся эксперимент всеобщего счастья. Но это был коммунизм рабовладельческого характера.
Деятельность иезуитов в Африке
Эфиопия
Страна существовала как христианский анклав среди мусульманской Африки. Папский Рим считал Эфиопию союзником в борьбе за христианизацию континента. Правители Эфиопии были заинтересованы в военной помощи европейцев, так как исламский джихад угрожал существованию страны. В 1553 г. король Португалии Жуан III попросил Игнатия де Лойолу выбрать 12 иезуитов для отправки в Эфиопию. Царь Галавдевос разрешил деятельность иезуитов только среди португальских переселенцев. Во Фремоне была создана община из обращенных эфиопов. Тем не менее в1577 г. в Эфиопии оставались всего 3 иезуита. В 1588 г. во Фремону из Гоа был послан испанский иезуит Педро Паэс. По пути он очутился в османском плену. Но через 14 лет ему все-таки удалось достичь Эфиопии. Паэс помог эфиопскому царю установить связи с португальским властями в Гоа, Римским папой Павлом V, испанским королем Филиппом III и генералом ордена Клаудио Аквавиве. За это иезуиты получили право основать миссиюв центре страны - в области Гондар. В 1621 г. царь Эфиопии объявил о принятии католичества, принудив к этому и высшее эфиопское духовенство. Были переведены португальские законы и своды канонического права. Иезуиты построили в стране церкви в индо-португальском архитектурном стиле.
Испанский иезуит Альфонсо Мендес, прибывший в Эфиопию в 1625 г. ошибочно полагал, что поддержка царя Сисиния означала безусловное принятие католической веры всем населением страны. Мендес требовал повторного крещения всех эфиопов, нового рукоположения эфиопского духовенства, освящения церквей и изменения их внутреннего убранства, учреждения инквизиции, введения григорианского календаря и богослужения по латинскому обряду. Все это понизило авторитет царя и вызвало иезуитами. В 1633 г. царь Василид выслал иезуитов и всех католиков из страны. Просьба иезуитов к вице-королю в Гоа организовать вторжение не увенчалась успехом. А Василид, чтобы не допустить проникновения в страну католических миссионеров, заключил договор с османами. Иезуитские церкви и дворцы были заброшены и частично уничтожены.
Конго
Начало католической миссии южнее Сахары связано с колониальной экспансией Португалии. Европейские страны согласилась на ее притязания в Африке, подписав Тордесильясский договор в 1494 г. Царь Конго принял крещение. С 1510 г. христианство стало государственной религией страны. Из-за тяжелых условий жизни, высокой смертности и политической нестабильности в Конго приезжало мало миссионеров. Поэтому иезуиты рукополагали местных уроженцев, в основном детей от смешанных браков конголезской знати и португальцев. Регулярные богослужения проводились только в столице Мбанза-Конго. В 1571 г. была учреждена семинария в Сан-Томе. В 1575 г. основано португальское укрепление Сан-Паулу-ди-Луанда (ныне Луанда), ставшей резиденцией иезуитов, а также епископская кафедра. В 1624 г. открылась резиденции иезуитов и коллегия в Мбанза-Конго. Христианами становились правители и знать, но не народ. С 1645 г. португальцы потеряли большинство своих колоний в Африке. Миссионерством в Конго занимались только монахи капуцины из Франции, Италии и Испании.
Мозамбик
В португальскую крепость Мозамбик в государстве Мономотапа (территории современных Зимбабве, ЮАР, Лесото, Свазиленда, Ботсваны, Намибии, Замбии и части Мозамбика) иезуиты прибыли из Гоа в 1550 г. Но вскоре правитель велел казнить первого иезуитского миссионера Гонсалу да Силвейру. В 1569 г. португальцами была организована военная экспедиция, чтобы отомстить за его гибель, а заодно установить контроль над добычей золота. Экспедиция не увенчалась успехом.
Деятельность иезуитов в Японии
Главный миссионер католической церкви Франциск Ксаверий прибыл в Японию в 1549 г. Японская миссия иезуитов подчинялась португальскому Гоа. Известно, что Ксаверий был разочарован ходом принятия христианства в зоне его ответственности - от Восточной Африки до Молуккских островов и Японии. Но он видел, что японцы похожи на европейцев и смогут легко принимать католическую веру. Он не ошибся. Через 2 года работы в Японии Ксаверий вернулся в Гоа, основав 3 общины с 2 тыс. христиан. К 1580 г. в стране находились 85 иезуитов, христианство исповедовали около 150 тыс. японцев, которые посещали 200 католических храмов.
Памятник Франциску Ксаверию в префектуре Оита в Японии
Причин успеха иезуитской миссии три. Во-первых, в раздробленной на княжества Японии иезуиты опирались на даймё (князя), который принимал христианство. А следом католическую веру принимали все его подданные. Во-вторых, получила развитие идея культурной адаптации христианства к верованиям японцев. В-третьих, в 60-х годах XVI века Ода Нобунага, вооруженным путем объединивший Японию, имел натянутые отношения с буддийским духовенством и потому сблизился с иезуитами. Правда надо сказать, иезуиты нужны ему были ради оружия, которое доставляли португальские торговцы.
В конце XVI века образовавшийся торговый порт Нагасаки был передан в вечную собственность ордену иезуитов. Те стали промышлять китайским шелком и разбогатели на этом. Даже после запрета от папы Григория XIII иезуиты тайно участвовали в торговых сделках вплоть до изгнания ордена из Японии.
Большому количеству христиан в Японии нужны были католические образовательные учреждения. В 1579 г. основана семинария в Арима и коллегия в Амакусе. Иезуиты открыли в Японии книгопечатание с помощь печатного пресса. Также они способствовали распространению техники гравюры и масляной живописи.
В 1587 г. Тоётоми захватил остров Кюсю - центр иезуитов. Нового императора окружили те японцы, которые не согласились с политикой крещеных даймё и иезуитов, разрушающих буддийские статуи и храмы, сжигающих культовые книги и силой принуждающих подданных принять новую веру. Это противоречило веротерпимости, предписанной японской культурой. Кроме того, общественное мнение возлагало вину за работорговлю на иезуитов. Призывом к жестким действиям послужило неосторожное высказывание капитана испанского галеона "Сан-Фелипе", который на пути из Манилы в Мехико причалил к японскому берегу. В разговоре с японским чиновником капитан обмолвился, что король всегда шлет на новые территории католических миссионеров, чтобы потом превратить земли в колонии. 3 января 1597 г. в Киото 6 францисканцам, 3 иезуитам и 15 японцам-мирянам публично отрезали уши и с позором в течение месяца водили по стране, прежде чем казнить. 37 церквей было уничтожено, закрыты иезуитские учебные заведения.
Казнь отца Цудзи и иезуитов в Нагасаки в 1627 г.
Со смертью Тоётоми в 1598 г. учебные заведения снова открылись, а иезуиты, как тараканы опять наводнили Японию, не смотря на то, что папа Климент VIII лишил иезуитов монополии на проповедь в Японии. Это говорит о том, что иезуиты представляли из себя самостоятельную организацию и папа римский им был не указ в достижении своих целей.
В начале XVII века в японских портах впервые появились голландские и английские корабли. В отличие от португальцев и испанцев голландцы и англичане не интересовались миссионерской деятельностью и не пытались изменить веру других народов.
В 1614 г. был издан указ, запрещавший исповедание христианства в Японии. Миссионеры должны были покинуть страну, от мирян требовалось отречение от Христа. Документально подтверждена казнь около 3 тыс. христиан.
Япония закрылась от иностранцев. С 1641 г. лишь голландцы и китайцы получили право торговли с Японией, и только в порту Нагасаки.
Деятельность иезуитов в Китае
Китайское правительство жестко ограничивало присутствие иностранцев на своей территории. У истоков миссионерства стоял Франциск Ксаверий, хотя он так и не добрался до материкового Китая, скончавшись в 1552 г. на острове Шанчуань в ожидании разрешения на въезд. В 1557 г. португальцы "откусили" кусок от Китая и основали факторию в Макао. В 1573 г. куратором миссии в Индии и Японии был назначен Валиньяно, чья деятельность в Японии имела большой успех. Его товарищ из Италии Микеле Руджери, прибыв в Макао в 1581 г., впервые обратился к китайцам с проповедью на китайском языке. Им же была издана книга на китайском "Истинные сведения о Небесном Господе и священной религии".
Иезуитам Руджери и Маттео Риччи удалось получить разрешение на въезд в Китай только в 1582 г. К моменту обустройства в Чжаоцине они хорошо выучили китайский язык. Благодаря этому и другим своим знаниям, через 18 лет в Пекине они нашли расположение китайского императора Вань ли из династии Мин. Китайцы впервые увидели свою страну на карте мира и открыли для себя Америку. Риччи перевел с латинского много книг по астрономии, математике, геометрии, а также труды Евклида.
Иезуиты в Китае, в центре Маттео Риччи (1552 - 1610) - самый почитаемый иезуит в Китае
В 1585 г. папа Григорий XIII санкционировал вхождение Китая и Японии в зону португальского влияния, где иезуиты получили монопольные права на миссионерскую деятельность. Но с 1611 г. японская миссия иезуитов вышла из подчинения Гоа, став вице-провинцией, а с 1623 г. тоже самое произошло с Китаем. Риччи отстаивал идею совместимости учения Конфуцияи христианства, считая конфуцианство "прелюдией" христианской религии, учением, не противоречащим христианству в принципиальных вопросах. А вот буддизм и даосизм подверглись им критике, как конкуренты католицизму. Проповедники вели работу на китайском. Иезуиты как могли втирались в доверие, предлагали модернизацию армии на основе последних достижений европейцев, отливали пушки для борьбы с маньчжурами. Но сложно было за всем эти скрыть истинную цель - распространение католицизма в Китае.
С 1615 г. к иезуитам в Китае стали относиться прохладно. Тогда в 1633 г. папа Урбан VIII объявил Китай открытым для всех миссионеров, при этом разрешения китайцев спрашивать не стал. В страну прибывали францисканские и доминиканские проповедники. Они обвиняли иезуитов в идолопоклонстве, терпимом отношении к культу Конфуция и языческим формам поклонения предкам, орден критиковали за послабления для новообращенных (освобождение от постов и от работы в воскресенье, упрощенная процедура при крещении женщин).
Иезуиты добились принятия христианства членами императорской семьи и чиновниками. Те приняли христианские имена. Но все это было ради поддержки португальцев в борьбе с маньчжурами. Португалия же на помощь не пришла и династия Мин была обречена. Иезуиты убедили нового императора Шуньчжи из маньчжурской династии Цин (правил 1643 - 1661), что политика их не интересует и стали служить при дворе. Император выделил средства на строительство Южного храма (Наньтан), освященного в честь Непорочного зачатия Девы Марии, который вмещал до 2 тыс. верующих.
Могила Маттео Риччи в Пекине (иезуит прожил в Китае 28 лет)
Как говорилось выше, начали иезуиты издалека - мол, давайте найдём общее в христианстве и конфуцианстве, давайте мы вас научим наукам... Вдруг в 1645 г. в Риме был издан запретительный декрет об участии китайских христиан в конфуцианских ритуалах. Членам ордена было запрещено заниматься астрономией при дворе китайского императора.
Иезуиты очень опасались проникновения в Китай Голландской Ост-Индской компании. Она вытесняла португальцев из Юго-Восточной Азии и Полинезии. Голландцы считали миссионеров абсолютно лишними людьми.
Китайские придворные завидовали высокому положению иезуитов при императорском дворе. В 1664 г. они создали ряд провокаций, после которых начались гонения на иезуитов. К тому моменту последним удалось открыть 159 католических храмов по всей стране. Эти храмы закрывались. Миссионеров выгнали в Кантон (Гуанчжоу) и португальский Макао. Из 38 иезуитов, проповедовавших на территории Китая, осталось только четверо.
Китайский иезуит Майкл Альфонсий (Шен Фу-Цунг) в 1685 г.
В 1671 г. князь Сонготу, правивший Китаем своим указом прекратил гонения на иезуитов, хотя запрещал китайцам принимать христианство. С 1679 г. при императоре Канси иезуиты, как обычно, втерлись в доверие. Канси даже обратился к французскому королю Людовику XIV с просьбой прислать образованных иезуитов. При нём в 1692 г. христианство в Китае получило официальный статус. Уже в следующем году иезуитам удалось обратить в католичество более 20 тыс. китайцев. В благодарность за излечение больного малярией императора с помощью нового в медицине средства хинина иезуиты получили в подарок участок земли внутри "Запретного города" для постройки резиденции и деньги на строительство храма. В 1703 г. Северный храм (Бэйтан) был освящен. Иезуиты всегда и везде преследовали и политические цели, например, пытались повлиять на вопрос престолонаследия в Китае. Китайцы же видели в христианстве учение, борющееся с конфуцианством, а значит, с основами императорской власти и государства. После смерти Канси христианство было запрещено. С 1722 г. по всему Китаю церковные здания стали изыматься в пользу казны, а китайским христианам предписывалось отказаться от "сектантского учения". Иезуиты остались при императорском дворе только в качестве ученых. Остальные были высланы. Вдобавок, в Европе португальское правительство указом 1759 г. запретило действия ордена на территориях, входивших в зону влияния Португалии. Представителей католических орденов не жаловали, христианство не смогло покорить Китай. Такое положение дел оставалось до 1870 г.
Вторая мировая война, а затем установление коммунистического правительства нанесли тяжелый удар по орденской миссии. После 1952 г. многие иезуиты уехали из страны, оставшиеся были арестованы. В настоящее время сведений о деятельности ордена в Китае нет. В сепаратистском Тайване иезуиты присутствовали.
Иезуиты сегодня
В XIX и XX веках с развитием промышленных и банковских олигархических групп Общество Иисуса перестало играть ощутимую роль на политику и жизнь общества.
Во время Второй мировой войны иезуиты, не смотря на открытый антисемитизм, помещались фашистами в концлагерь Дахау. Хотя игра Римской-католической церкви на стороне Гитлера отчетливо видна во время спасения десятков тысяч отъявленных нацистских преступников от виселицы. Именно через Ватикан все они перебрались в Латинскую Америку, где и провели счастливую старость.
В середине XX века количество иезуитов достигло 30 тыс. человек. Люди снова повернули свой взор к Богу после окончания столь опустошительной войны. Но затем интерес к церкви снизился. Известно, что иезуиты всегда отлично приспосабливались к новым веяниям. Орден предпринимал усилия по обновлению принципов деятельности. Но их принцип "служения вере" мало кому был нужен в капиталистическом мире, где вера в деньги оказалась сильнее. Лозунг "Борьбыза социальную справедливость и мир"в устах церкви звучало странно. Люди догадывались, что из себя на самом деле представляет католицизм. Иезуиты вели диалог с представителями других религий, велиборьбуза права человека, организовывали приюты для беженцев в европейских странах... Что-то из этого иезуитам удавалось сделать. Только нужно спросить кто и зачем наполнил Европу беженцами. И не были ли иезуиты участниками заокеанского плана по ослаблению Европы, ставшего конкурентом англосаксонскому миру.
В 2013 г. впервые в истории Ордена его представитель был избран на должность папы римского. Им стал кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Бергольо, взявший себе имя Франциск.
За последние 50 лет иезуиты стали, по сути, протестантами, все ультралиберальные и чуждые католичеству идеи исходят от них, а это разрешение на аборты, эвтаназию, контрацепцию, разводы, однополые браки, как вишенка на торте - женщины-священники. Подобный результат, безусловно, не устроил бы основателя Ордена Игнатия де Лойолу, одним из главных девизов которого было: "Стать всем для всех, чтобы приобрести всех". Кстати, в православной России иезуиты стали лишь "кое-чем для кое-кого"и приобрели немногих.
См. также:
Кто такие францисканцы, доминиканцы, августинцы и кармелиты?
В чём разница: православие, католичество, протестантизм
Приглашаю вас на свои экскурсии в Гоа и по Индии.
© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru