Главная \ Полезно знать \ Хиппи в Гоа (Кто такие хиппи)

Хиппи в Гоа (Кто такие хиппи)

Хиппи в ГоаХи́ппи - философия и субкультура (англ. hippy или hippie происходит от разговорного hip или hep — «понимающий, знающий». Расцвет движения пришелся на конец 1960 - начало 1970 гг. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм.

Лозунги хиппи:

  • Make love, not war! («Занимайтесь любовью, а не войной!»).
  • Off The Pig! («Выключи свинью!», игра слов - «свиньёй» назывался пулемет M60, атрибут и символ Вьетнамской войны 1957-75 гг.).
  • Give Peace A Chance («Дайте миру шанс», название песни Джона Леннона).
  • Hell No, We Won’t Go! («Ни черта мы не уйдём!»).    
Хиппи в Гоа

Гимны хиппи родились в 
«лето любви 1967» - пик популярности движения:
  • Ive Got You Babe в исполнении Сонни и Шер.
  • San Francisco (Be Sure To Wear Some Flowers In Your Hair»), автор Джон Филлипс из группы "The Mamas and the Papas", исполнялась певцом Скоттом МакКензи.
  • All You Need Is Love («Всё, что тебе нужно — это любовь!») группы "The Beatles".
  • She’s Leaving Home группы "The Beatles".  
Гоа хиппи
Философия хиппи:
  • человек должен быть свободным;
  • достичь свободы можно, лишь изменив устройство своей души;
  • поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;
  • все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
  • духовная община — идеальная форма общежития;
  • все, думающие иначе, заблуждаются.  
Гоа хиппи

История хиппи.
В 40-50-х гг. XX в. в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Одними из предшественников хиппи была группа «Весёлые проказники».

Гоа хиппи

Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе», «быть „мировым“», а нью-йоркские сторонники контркультуры из района Гринвич-Виллидж назывались «hips». В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.
 
Гоа хиппи
Началом движения хиппи можно считать 1965 г. в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери, районе Сан-Франциско, позже в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели также место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда", 1970 г.). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила» или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

Гоа хиппи

Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 г. в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: с движением хиппи связана популяризация нудизма.

Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Идеи хиппи, казавшиеся в 70-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека.

Символы и атрибутика хиппи:  
  • Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «шибори»). Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции. 
     
    Гоа хиппи  Гоа хиппи 
Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом т. н. «пионеров» (то есть начинающих) и в среде «олдовых», как правило, вызывают ироническую реакцию.  
  • Джинсы - «фирменная» одежда хиппи.  
Гоа хиппи 
Гоа л3
  • Старый микроавтобус «Фольксваген», который хиппи традиционно раскрашивали в стиле «Flower Power». На таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками.  
Гоа хиппи

Гоа хиппи
 
  • Пацифик («лапка») — символ мира, антивоенного движения, разоружения. Изначально являлся логотипом британского движения за ядерное разоружение. Впервые появился на антивоенных демонстрациях в 1958 г.

  • Символы инь и ян в китайском трактате "Книга перемен" служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. Позже в китайской философии инь и ян стали символизировать взаимодействие крайних противоположностей: дня и ночи, света и тьмы, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, четного и нечетного, положительного и отрицательного.
Гоа хиппи Гоа хиппи
 
Коммуны (общины) хиппи — главная форма их самоорганизации, где хиппи могут жить на собственный лад при поддержке общества и где соседи терпимо относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома (самовольное вселение или сквоттерство) в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации. Наиболее известные коммуны: в Сан-Франциско («Народный парк» и мн. прочих, США) и Христиания (Дания). В настоящий момент коммуны хиппи имеются на Ибице, Гоа, Бали, в Марокко и др. Общины бывших хиппи, построенные на принципах коммуны, сохранились и в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более традиционной практике сквотов и тусовок на хипповском флэте или «рэйнбоу-клубе».

Гоа хиппи
 
Хиппи и наркотики. Относительно роли галлюциногенов хиппи придерживаются двух мнений. Эти мнения объединяет уверенность, что психоделики способствуют «расширению сознания», создают условия, в которых человек начинает осознавать в себе наличие «души». Разногласия существуют лишь в вопросе о том является ли наркотическое опьянение необходимым и достаточным условием или только одним из возможных средств «расширению сознания», для обретения «видения».

Согласно первой интерпретации, тот кто не вполне принял и усвоил опыт психоделических трипов, остается чужд «видению» и, следовательно, не способен признать истинность идеологии хиппи. Затем, с той же точки зрения, любой, прибегнувший к психоделикам, по необходимости обретает «видение» в его идеологически фиксированной форме. Неудачный или катастрофический опыт галлюцинаций в таких случаях объясняется какими-либо обстоятельствами: «видение» было истинным, но новичок оказался неподготовленным к его правильному пониманию, или был слишком тесно связан с «обычным миром», или находился в неподходящем окружении, помешавшем «правильному» воздействию психоделика.

Согласно другому, более распространенному мнению, психоделики только одно из средств, помогающих разрушить границы привычного восприятия, но сами они не преображают личность: «Хотя „кислота“ не имеет ценности сама по себе, не делает вас ни святым, ни добрым, ни мудрым, а всего лишь одурманенным, её можно использовать достойным образом. Она может быть воспитательным средством — с её помощью можно кое-чему научиться». С этой точки зрения, помимо психоделиков, существуют и другие способы достижения «видения»: медитация, восточные культы и до некоторой степени «западная» религия. В соответствии с такой интерпретацией нет никаких гарантий на счёт того, что именно человек обретет под действием галлюциногена: «видение» ли, которое лежит в основе исповедуемой идеологии, или «видения», совершенно не совместимые с этой идеологией.

Гоа хиппи 

Хиппи и политика. Мемориальный знак мира в Арколе, штат Иллинойс, США. По кругу написано: «Посвящается хиппи и хиппи в глубине души. Мир и любовь» от создателя мемориала Bob Moomaw . Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным. Революция в понимании хиппи - уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений вместо вооруженной борьбы с мыслью о перестройке мира.

В США Джерри Рубином, Эбби Хоффманом и Полом Красснером в 1967 г. было основано движение Йиппи (от аббревиатуры YIP — англ. Youth International Party — международная молодёжная партия). Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и новых левых, сотрудничали с «Чёрными пантерами» и устраивали многотысячные марши и демонстрации. Самой известной их акцией, вызвавшей бурный резонанс в обществе, считается выдвижение от своей партии кандидата на пост президента США. Этим кандидатом была свинья по имени Пигасус. 

Гоа хиппи 
Хиппи в СССР. Громкое выступление хиппи в Москве - это «Марш любви», когда советские хиппи вышли на улицу голышом и были задержаны милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие просто хотели жить вне политизированного строя.

Представителей субкультуры хиппи (хиппари, хиппанутые) в конце 60-х — 70-х гг. легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР на «тусовках». В Москве — «Психодром № 2», «Фрунзенский садик» (ул. Знаменка), «Пушка» (пл. Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский б-р), в Петербурге — «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (пл. перед Казанским собором), в Киеве — Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и «вписки» (размещения на временное проживание, у кого-либо из знакомых).

Советская (русская) культура хиппи сформировала свой сленг, на основе английского языка и арго. Например: «ксивник» (от «ксива» — документ, маленькая сумочка для переноски сего документа), «хайратник» (от «хеир» — волосы), ленточка на лбу (по легенде — чтоб «не срывало крышу»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек) и др. Н
емного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшн», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт». 

Машрум в ГоаВот коротенький пример диалога, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи конца 80-х годов:

Пипл вписывается к герле. Она говорит:
— Только бед у меня один, а на граунде найтать ты колданешься, придется 
нам на нем вдвоем плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай, ладно?
Мэн (устало): — Лет ит би. Ну а ты вообще как, подписываешься?
Герла: — Ну вот, уже подписал!
 
Из книги С. Печкина «100 хипповских телег».
 
Помимо внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого «хиппового» образа жизни существовал специальный термин — хипповать, означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряженное отношение к такому состоянию.

Гоа хиппи

Появившись на исходе «хрущёвской оттепели», субкультура хиппи в СССР была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодежи. В массовом сознании слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные: неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман, часто аполитичный и безыдейный, вообщем, прямая противоположность «советского человека», «строителя коммунизма» — опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу «линии партии». О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 70-х.

Гоа хиппи 

В настоящее время в Москве действует несколько творческих объединений хиппи: арт-группа художников «Фризия», творческое объединение «Антилир», ассоциация музыкантов «Время Ч», «Коммуна на Пражской».

Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это «российская Радуга», возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции Rainbow Gathering.  

 

© Публикация всех статей и фотографий разрешается 
только с прямой ссылкой на rossyanka.ru.

Телефон/WhatsApp: +91 (989) 039-19-97 или WhatsApp: +38 (098) 231-41-58 
Звоните в России: +7 (921) 636-39-86