Главная \ Библиотека \ Хиппи в Гоа

Хиппи в Гоа



Хиппи в ГоаХиппи - философия и субкультура (англ. hippy или hippie происходит от разговорного hip или hep - "понимающий, знающий". Расцвет движения пришелся на конец 1960 - начало 1970 годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм.


Лозунги хиппи:
  • "Make love, not war!" ("Занимайтесь любовью, а не войной!").
  • "Off The Pig!" ("Выключи свинью!", игра слов - "свиньёй" назывался пулемет M60, атрибут и символ Вьетнамской войны 1957-75 годов).
  • "Give Peace A Chance" ("Дайте миру шанс", песня Джона Леннона).
  • "Hell No, We Won’t Go!" ("Ни черта мы не уйдём!").    
     
Хиппи в Гоа


Гимны хиппи родились в "лето любви 1967" - пик популярности движения:
  • "Ive Got You Babe" в исполнении Сонни и Шер.
  • "San Francisco (Be Sure To Wear Some Flowers In Your Hair)", автор Джон Филлипс из группы "The Mamas and the Papas", исполнялась певцом Скоттом МакКензи.
  • "All You Need Is Love" ("Всё, что тебе нужно - это любовь!") группы "The Beatles".
  • "She’s Leaving Home" группы "The Beatles".  
     
Гоа хиппи

Парад фриков в Арамболе 2020
 

Философия хиппи:
  • человек должен быть свободным;
  • достичь свободы можно, лишь изменив устройство своей души;
  • поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого - чисто духовная проблема;
  • все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
  • духовная община - идеальная форма общежития;
  • все, думающие иначе, заблуждаются.  
     
Гоа хиппи


История хиппи. В 40-50-х годов XX века в США среди представителей "бит-поколения" существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Одними из предшественников хиппи была группа "Весёлые проказники".
 

Гоа хиппи


Первое использование слова "хиппи" зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение "to be hip", означавшее "быть в курсе", "быть „мировым“, а нью-йоркские сторонники контркультуры из района Гринвич-Виллидж назывались "hips". В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.
 
 
Гоа хиппи

Началом движения хиппи можно считать 1965 г. в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери, районе Сан-Франциско, позже в Дании - Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели также место "Jesus movement" и "Jesus Revolution" (рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда", 1970 г.). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг "Flower Power" ("сила" или "власть цветов"), их стали называть "детьми цветов".

 

Гоа хиппи


Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 г. в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла "Волосы", участники которого появлялись на сцене обнажёнными: с движением хиппи связана популяризация нудизма.
 
Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Идеи хиппи, казавшиеся в 70-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека.


Символы и атрибутика хиппи:  
  • Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток, браслетов ("фенечек") и прочее, а также использование текстиля окрашенного в технике "тай-дай" (или иначе - "шибори"). Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции. 

     
    Гоа хиппи  Гоа хиппи 

Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа "Значения цветов в фенечках" считаются уделом т. н. "пионеров" (то есть начинающих) и в среде "олдовых", как правило, вызывают ироническую реакцию.  
  • Джинсы - "фирменная" одежда хиппи.  
     
Гоа хиппи 
Гоа л3
  • Старый микроавтобус "Фольксваген", который хиппи традиционно раскрашивали в стиле "Flower Power". На таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками.  
     
Гоа хиппи
 

Гоа хиппи
 
  • Пацифик ("лапка") — символ мира, антивоенного движения, разоружения. Изначально являлся логотипом британского движения за ядерное разоружение. Впервые появился на антивоенных демонстрациях в 1958 г.
     
  • Символы инь и ян в китайском трактате "Книга перемен" служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. Позже в китайской философии инь и ян стали символизировать взаимодействие крайних противоположностей: дня и ночи, света и тьмы, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, четного и нечетного, положительного и отрицательного.
     
Гоа хиппи Гоа хиппи
 

Коммуны (общины) хиппи - главная форма их самоорганизации, где хиппи могут жить на собственный лад при поддержке общества и где соседи терпимо относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома (самовольное вселение или сквоттерство) в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации. Наиболее известные коммуны: в Сан-Франциско ("Народный парк" и мн. прочих, США) и Христиания (Дания). В настоящий момент коммуны хиппи имеются на Ибице, Гоа, Бали, в Марокко и др. Общины бывших хиппи, построенные на принципах коммуны, сохранились и в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более традиционной практике сквотов и тусовок на хипповском флэте или "рэйнбоу-клубе".
 
 
Гоа хиппи
 

Хиппи и наркотики. Относительно роли галлюциногенов хиппи придерживаются двух мнений. Эти мнения объединяет уверенность, что психоделики способствуют «расширению сознания», создают условия, в которых человек начинает осознавать в себе наличие "души". Разногласия существуют лишь в вопросе о том является ли наркотическое опьянение необходимым и достаточным условием или только одним из возможных средств «расширению сознания», для обретения «видения».

Согласно первой интерпретации, тот кто не вполне принял и усвоил опыт психоделических трипов, остается чужд "видению" и, следовательно, не способен признать истинность идеологии хиппи. Затем, с той же точки зрения, любой, прибегнувший к психоделикам, по необходимости обретает "видение" в его идеологически фиксированной форме. Неудачный или катастрофический опыт галлюцинаций в таких случаях объясняется какими-либо обстоятельствами: "видение" было истинным, но новичок оказался неподготовленным к его правильному пониманию, или был слишком тесно связан с "обычным миром", или находился в неподходящем окружении, помешавшем "правильному" воздействию психоделика.

Согласно другому, более распространенному мнению, психоделики только одно из средств, помогающих разрушить границы привычного восприятия, но сами они не преображают личность: "Хотя „кислота“ не имеет ценности сама по себе, не делает вас ни святым, ни добрым, ни мудрым, а всего лишь одурманенным, её можно использовать достойным образом. Она может быть воспитательным средством - с её помощью можно кое-чему научиться". С этой точки зрения, помимо психоделиков, существуют и другие способы достижения "видения": медитация, восточные культы и до некоторой степени "западная" религия. В соответствии с такой интерпретацией нет никаких гарантий на счёт того, что именно человек обретет под действием галлюциногена: «видение» ли, которое лежит в основе исповедуемой идеологии, или "видения", совершенно не совместимые с этой идеологией.
 
 
Гоа хиппи 
 

Хиппи и политика. Мемориальный знак мира в Арколе, штат Иллинойс, США. По кругу написано: "Посвящается хиппи и хиппи в глубине души. Мир и любовь" от создателя мемориала Bob Moomaw . Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным. Революция в понимании хиппи - уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений вместо вооруженной борьбы с мыслью о перестройке мира.

В США Джерри Рубином, Эбби Хоффманом и Полом Красснером в 1967 г. было основано движение Йиппи (от аббревиатуры YIP - англ. Youth International Party - международная молодёжная партия). Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и новых левых, сотрудничали с "Чёрными пантерами" и устраивали многотысячные марши и демонстрации. Самой известной их акцией, вызвавшей бурный резонанс в обществе, считается выдвижение от своей партии кандидата на пост президента США. Этим кандидатом была свинья по имени Пигасус. 

Парад в Арамболе8

 
Хиппи в СССР. Громкое выступление хиппи в Москве - это «Марш любви», когда советские хиппи вышли на улицу голышом и были задержаны милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие просто хотели жить вне политизированного строя.

Представителей субкультуры хиппи (хиппари, хиппанутые) в конце 60-х и 70-х годов легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР на "тусовках". В Москве - "Психодром № 2", "Фрунзенский садик" (ул. Знаменка), "Пушка" (пл. Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский б-р), в Петербурге - "Сайгон" (кофейня на Невском), "Казань" (пл. перед Казанским собором), в Киеве - Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний "пипл", отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и "вписки" (размещения на временное проживание, у кого-либо из знакомых).

Советская (русская) культура хиппи сформировала свой сленг, на основе английского языка и арго. Например: "ксивник" (от "ксива" - документ, маленькая сумочка для переноски сего документа), "хайратник" (от "хеир" - волосы), ленточка на лбу (по легенде - чтоб "не срывало крышу"), "фенечка" (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится "на память" или друзьям, существует символика фенечек) и др. Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: "вписка", "герла", "пипл", "сейшн", "трасса", "цивил", "пионер", "олдовый", "флэт"... 

Машрум в ГоаВот коротенький пример диалога, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи конца 80-х годов:

Пипл вписывается к герле. Она говорит:
- Только бед у меня один, а на граунде найтать ты колданешься, придется 
нам на нем вдвоем плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай, ладно?
Мэн (устало): - Лет ит би. Ну а ты вообще как, подписываешься?
Герла: - Ну вот, уже подписал!
 
Из книги С. Печкина "100 хипповских телег".
 
Помимо внешней атрибутики - "фенечек", к культуре хиппи относится также фольклорная традиция "заморочек". В основном это песни, стихи и "телеги", забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий - "аск" (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас "а́скерами" часто называют уличных музыкантов - играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого "хиппового" образа жизни существовал специальный термин - хипповать, означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряженное отношение к такому состоянию.
 

Гоа хиппи


Появившись на исходе "хрущёвской оттепели", субкультура хиппи в СССР была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодежи. В массовом сознании слово "хиппи" вызывало ассоциации скорее негативные: неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман, часто аполитичный и безыдейный, вообщем, прямая противоположность советского человека и строителя коммунизма, опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу "линии партии". О существовании представителей хиппи не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 70-х.

 
Гоа хиппи 


В настоящее время в Москве действует несколько творческих объединений хиппи: арт-группа художников "Фризия", творческое объединение "Антилир", ассоциация музыкантов "Время Ч", "Коммуна на Пражской".

Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России - это "российская Радуга", возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции Rainbow Gathering.   

 
© Публикация всех статей и фотографий разрешается 
только с прямой ссылкой на rossyanka.ru