Главная \ Фоторассказы

Фоторассказ о Каджурахо

0
832

Чем знаменит Каджурахо?
 

  • 25 храмов - уникальный образец индоарийский архитектуры.
  • Объекты возрастом более 1000 лет.
  • Сотни эротических скульптур и редких повседневных сцен на храмах.


Давайте заглянем во все храмы Каджурахо (Кхаджурахо). Каждый из них стоит рассматривать не как автономный, а в качестве компактного архитектурного целого с остальными. Точно также следует относиться к эротическим скульптурам, которые присутствуют в 14 храмах. Эротика на храмах в Индии не редкость, но в огромном количестве и с таким изяществом исполненной в камне можно увидеть только в Каджурахо. Также нигде на индуистских храмах я не видел столь интересные изображения бытовых сцен. О моих версиях почему древние не стеснялись любовных изображений, а также описание каждого храма чуть ниже. Начну с географии, легенд и истории.

Фото Каджурахо

3 Лакшмана 5



География


Каджурахо расположен в индийском штате Мадхья-Прадеш на площади 15 км². Это деревня у озера Ниноратал с несколькими хорошо асфальтированными дорогами, небольшими отелями, ж/д станцией в 8 км от комплекса и аэропортом в 5 км. Здесь нет производства, кроме сельского, в котором занято большинство из 8 тыс. жителей. Люди живут в глинобитных домах с черепичными крышами. Рядом обитает их скот.

4 Брахма 2

Остроги хребта Панна окружают окрестности. Эти холмы относятся к горам Виндхья и являются естественной линией раздела между севером и югом Индии. Расстояние от Дели 665 км, Агры - 410 км, Гоа - 1615 км. Климат здесь тропический, а поверхность области ровная. Поэтому дождевую воду в древности собирали в водоёмах и запрудах, о чём говорят сохранившиеся руины таких простейших плотин. Для обрядов и бытовых нужд сейчас используются 3 пруда.

4 Брахма

Происхождение названия населённого пункта часто о многом говорит. "Кхаджур" означает "финиковая пальма". Надписи на камнях (эпиграфика) говорят нам, что ранее город назывался "Каджурватика" - "Роща финиковых пальм".
 


Легенда


Правители Чандела - это раджпутский клан, считавший себя "лунорождёнными" или "чандра-кула". Они правили в центральной части Индии в течение почти пяти столетий, начиная с IX века. История сохранила имена правителей, но в целом мы мало знаем о них. Древность покрыта тайнами из-за недостаточного количества письменных свидетельств. Где-то история Индии сплетена из мифов.

До сих пор сложно ответить на вопрос каким образом в тот период времени чувственность сплелась так тесно с религией, что нашла яркое воплощение в архитектуре. Приблизит ли нас к разгадке тайны миф со слов придворного поэта средневековья Бардаи?

Необычайно красивая Хемавати, дочь жреца правителя Каши (сегодня Варанаси) - рассердила бога Индру и тот сделал её вдовой уже в 16 лет. Как-то ночью Хемавати, испытывая странное беспокойство, решила искупаться в прохладном пруду полного лотосов. Она разделась и поплыла. Бог Луны Чандра увидел это и спустился на землю. Пара предалась страстной любви. Утром девушка поняла, что была обесчестена. Но Чандра утешил е
ё и сказал, что плод их любви станет сильным властелином, чья слава и доблесть станут известны всему миру. Он посоветовал ей идти к реке Каранавати в Каджарватику и родить сына Чандравармана, который в возрасте 16-ти лет совершит жертвоприношение и тем самым снимет с неё вину за бесчестье. В тот день бог Луны снова сошёл на землю и подарил сыну точильный камень, который мог превращать железо в золото. Чандраварман прославился как военначальник, при котором царство расширилось. Даже город Каши сдался на милость победителю. Мама же пожелала сыну построить 85 храмов. Вот так появилась династия Чандела. Их герб представлял собой юношу, борющегося со львом. На храмах Каджурахо не раз можно удивить это изображение среди тысяч других.


Храмы Каджурахо рекордсмены по количеству скульптур:

  • Кандарья-Махадева - 872;
  • Вишванатх - 674.

1 Кандария Махадева 13

По другой версии Мани Рам - отец юной Маньядевы (Хемавати) ошибся при расчёте движения планет и неправильно сообщил правителю дату полнолуния. Тогда его дочь попросила бога Луны явиться. Тот пленился красотой девушки и обесчестил её той же ночью. Отец узнал это и окаменел. А идол Маньядевы стал семейным божеством династии Чандел. Святилище Маньядевы сохранилось в городе Махоба. Я пересказал мифы не случайно. Индийцы им верят больше. Но есть ещё и факты.
 


История


Историки приписывают Наннуку роль основателя династии Чандела в начале IX века. Первые вожди были вассалами правителей Гуджара-Пратихара - династии, правившей в Северной Индии с VI по XI век. И так было вплоть до её распада. Потом правители династии Чандела постоянно воевали и расширяли владения. Главным врагом их были Раштракуты с деканского плоскогорья южнее и Палы с востока.

Каджурахо становится столицей империи Чандела. Начало строительства храмов связывают с расцветом государства, начавшийся во время правления Ясовармана (925-954). При н
ём был построен храм Лакшмана.

При его сыне махараджадхирадже Дханге (954-1002) были возведены храмы Вишванатх, Паршванатх.

Ганда (1108-1017), будучи также поклонником искусства, построил храмы Читрагупта и Деви Джагадамби.

Образование Делийского султаната случится в 1206 г. Но п
ервые набеги мусульманского эмира Махмуда Газневи на Индию зафиксированы в 1001 г. Царь Видьядхара (1017-1029) успешно отразил вторжение. Якобы в благодарность Шиве за победы над Газневи он и воздвигнул самый большой храм Кандарья Махадева.

Примерно в 1100 г. были построены храмы Адинатх, Джавари, Чатурбхудж. Наступила полоса поражений и угасания империи. Во второй половине XIII века под напором тюрков империя Чандела прекратила существование. Примерно в 1500 г. Каджурахо был частично разрушен и потерял свое значение. На многие годы свидетелем ярчайшего мастерства древних архитекторов и скульпторов оставались только джунгли. В начале XIX века охотники за ценными реликвиями англичане вновь открыли Каджурахо, не забыв присвоить всё, что плохо лежало. Узнав о таком месте, йоги потянулись в Каджурахо для духовных практик.

Жители 4



Храмы Каджурахо


Они построены в IX-XI веках царями-полководцами династии Чандела. Вплоть до XIV века Каджурахо оставался их религиозной столицей. Араб Ибн Батута, на чьи хроники я часто опирался при написании статьи о Виджаянагарской империи XIV-XVI веков, в 1335 г. описывает "большой пруд около мили в длину, возле храмов с идолами, которые были обезображены мусульманами". Он называл это место Каджарра, населённого "йогами с длинными спутанными волосами, с пожелтевшей от голодания кожей".

Археологи полагают, что в округе было 85 храмов. Но эта цифра из легенды, которую я упомянул выше. Смогли ли правители выполнить завет бога Луны построить ровно столько храмов неизвестно. Я обычно исследую места скрупул
ёзно. Так вот, насчитал 15 храмов, 1 храм в руинах, 11 павильонов, некоторые из которых тоже зачислили в храмы, но так считать неправильно. Многие недостающие участки сохранившихся храмов восстановлены. Новодел опытный глаз увидит сразу. Надо признать, что работа выполнена качественно. Все-таки мастера живут в XXI веке, когда многое возможно, а тот же самый местный песчаник представляет собой мягкий материал. Гранит же современные индийские мастера обрабатывать как древние их коллеги так и не научились. В Хампи, например, мы видим только старые шедевры мастеров, и многие постройки лежат в руинах.

Благодаря восстановительным работам, храмы Каджурахо благоухают своей красотой. И общая картина впечатляет, особенно имея ввиду, что этим строениям около 1000 лет. А ещ
ё все они были возведены примерно за 100 лет примерно с 950 по 1050 гг. Почему-то именно в этот отрезок у мастеров случился вдохновленный порыв творчества.

Что такое храм для индуистов Индии? Это обитель небесных богов. В индуизме множество богов. В Индии храмы чаще всего строятся в честь Шивы и Вишну, сформировавших две ветки индуизма шиваизм и вишнуизм. Каджурахо не стал исключением. Также здесь есть храмы, посвящённые джайнским тиртханкарам. Джайнизм - религия, которая родилась одновременно с буддизмом на территории Индии ещ
ё до нашей эры. Есть некоторые различия, но джайнизм очень похож на буддизм. До V века почти весь Индостан исповедовал буддизм, который был вытеснен индуизмом и исламом.

Каджурахо 3

Все храмы и строения расположены в Западной (19), Восточной (6) и Южной (2) группах храмов. Платный вход только в Западную часть. Там у пруда Шив-сагар в парке с ровными лужайками сосредоточены важнейшие и самые большие храмы. Билет в Тадж-Махал в 1300 действительный и для посещения комплекса древних индуистских храмов в Каджурахо. Отдельно билет стоит 600 , как и на все культурные объекты ЮНЕСКО в стране.

Рядом с большими храмами есть павильоны, посвящённые транспортным средствам богов. Они расположены напротив входа в храм. Все храмы имеют одинаковый план и вход в них осуществляется с востока. Конструкция состоит из следующих частей под собственной крышей:

  • портик (ардхамандапа);
  • зал для молитвы (мандапа);
  • вестибюль (антарал);
  • святилище (гарбхагриха);
  • круговой проход вокруг святилища (махамандап).


Последняя конструктивная особенность отсутствует в небольших храмах. Ещё добавлю, чтобы в описании далее не упоминать эти особенности:

  • мандапа храмов небольшая;
  • храмы построены на высокой платформе от 2-х метров;
  • храмы созданы из местного песчаника;
  • мастера никогда не забывали про украшение потолка в каждом помещении;
  • вход в святилище всегда богато декорирован;
  • над святилищами храмов есть пирамидальные башни (шикхары).


Женщина занимает главное место в скульптуре Каджурахо. Скульпторы, художники в древности были также мыслителями и философами. Для них женщина символизировала созидательную энергию шакти. Они изображали её в образе рек, богинь, полубогинь, небесных красавиц (сурасундари), танцовщиц и простых женщин.

1 Деви Джагдамба 4

Эротические сцены на индуистских храмах в средневековой (IX-XI века) храмовой архитектуре Индии характерны. В Каджурахо же чувственные удовольствия жизни показаны в несколько преувеличенном виде. Ещё бо́льшая редкость увидеть столько изображений повседневного быта обычной девушки: она зевает и потягивается после сна; выжимает воду из волос после купания; вынимает занозу из ступни; баюкает ребенка; пишет письмо, держа во рту перо, как бы размышляя; раскрашивает ногу хной; трогает себя за грудь, раздеваясь.

 

Описание храмов Каджурахо


Западная группа храмов


Храм Кандарья Махадева ***

 

*** так я обозначил 5 храмов, составляющих главную ценность Каджурахо.

Kandariya Mahadeva temple. Посвящён Шиве и внешне выглядит как символическая репрезентация горы Меру - центр всех материальных вселенных в индуизме. Храм имеет длину 33 метра, ширину 18 метров, высоту 35 метров. Это делает его самым крупным в Каджурахо. Потому уделю ему больше всего внимания.

1 Кандария Джагдамба 1
Кандарья Махадева слева, храм Деви Джагадамби справа


Внутри святилища - изображение Шивы в виде лингама из мрамора высотой 2,5 метра и больше метра в обхвате. Это самый красивый храм Каджурахо с наибольшим количеством скульптур, которые к тому же и самые высокие. На стенах с внешней стороны насчитывается 646 скульптур, а внутри - ещё 226. Кого здесь только нет: ипостаси Шивы, боги и богини, хранители жилищ (дикпалы), воины и охотники, акробаты и музыканты, танцоры и слуги, слоны и лошади, ну и конечно, майтхуна, чем прославился Каджурахо.

1 Кандария Махадева 12

Майтхуна - это ритуальный секс в индуистской и буддийской традициях, в процессе которого мужчина и женщина превращаются в божественную пару, воспринимаются как выражение божественных сущностей. Очертания апсар изысканны и грациозны. Апсары в индуизме - полубогини, духи облаков или воды. Здесь есть некое сходство с нимфами в греческой мифологии. Апсары обычно изображаются в виде красивых дев в богатых одеждах с драгоценностями. Они также небесные танцовщицы. В качестве куртизанок апсары ублажают павших в бою героев в раю Индры​​​, несмотря на то, что сами являются жёнами полубогов мужчин - гандхарв. На храме Кандарья Махадева апсары изображены в возбуждённых позах.

1 Кандария Махадева 10

Это единственный храм в Каджурахо, где представлены две makara-toranas. Макара - водяной дракон с частями тела от дельфина, акулы и крокодила. Макара - транспортное средство бога Варуны и богини Ганги. Торана - арочные или декоративные ворота для церемоний.

Четыре меньших храма по углам высокой платформы не сохранились до наших дней, как и
святилище шиваитского храма. На той же платформе стоит храм Деви Джагадамби, на фоне которого я сфотографировал уцелевший портик разрушенного храма с фигурами льва и женщины.

1 Лев



Храм Деви Джагадамби ***


Devi Jagadambi temple. Построен после того, как уже был готов храм Кандарья Махадева, чей дизайн был использован и здесь. На храме три ряда фигур, входной портик, два балкона с колоннами и башня над святилищем.

1 Деви Джагдамба 2

Сразу после ввода в эксплуатацию в святилище установили изваяние Парвати (супруги Шивы), причём черного цвета, что говорит о грозной ипостаси этой богини - Кали. Ничего удивительного. В индуизме принято рядом с храмом верховному божеству устанавливать слева храм меньшего размера в честь его супруги. Размеры строения 22х13 метров. На снимке ниже зал (мандапа) для молитв Деви Джагадамби.

1 Деви Джагдамба 9
 


Храм Читрагупта ***


Chitragupta temple. Находится в 100 метрах от предыдущего храма. Посвящён богу солнца Сурье, что редкость в Индии. Ближайшая к нам звезда здесь ассоциируется с испепеляющей энергией.

1 Читрагупта

Скорее суровому Сурье не поклоняются, а просят смилостивиться, не жечь урожайные поля и не осушать водоемы. В отношении плана, конструкции, размеров и декоративного порядка этот храм сильно напоминает Деви Джагадамби. Он состоит из святилища без кругового прохода, зала для молитвы и входного портика.

1 Читрагупта 2

По лестнице мы поднимаемся сначала на платформу, а потом ещё выше - в храм. На фото ниже входной портик в храм с резным рисунком на потолке. Крытая галерея с колоннами выполнена в типичном стиле для храмового строительства тех лет.

1 Читрагупта 7

Мы рассматриваем храмы в Западной части Каджурахо. Так как вход сюда платный, вся зона огорожена забором. Слышал, что после Тадж-Махала Каджурахо - самое посещаемое место среди туристов в Индии. Неправда. Добраться сюда нелегко и дорого, даже несмотря на то, что несколько лет назад был построен маленький аэропорт. Рейсы выполняются из Дели. Я был в Каджурахо в апреле и, как видите на фото, посетителей совсем немного.

Жители 6
На заднем плане храм Читрагупта


Сразу за забором дорога и трущобы Каджурахо. Несколько семей живут вот в таких самодельных жилищах. Род их деятельности я не выяснил. Скорее всего они принадлежат к самым низким кастам. Если у них и есть работа, то тяжёлая и низкооплачиваемая.

Жители

Когда я зашёл на их территорию, жители не скрывали свое любопытство. Ребёнок перестал плакать. Меня даже пригласили зайти в лачугу покушать. Никто ничего не выпрашивал. Но я дал купюру взрослому на сладости детям. С радостным лицом девочка убежала в лавку.

Жители 5

 

Храм Вишванатх ***


Visvanatha temple. Согласно надписи на плите в портике, храм построен царём Дханга. Он спланирован во многом так же, как и храм Лакшмана. Сохранилось два храма из четырёх по углам платформы. Храм Вишванатх посвящён богу Шиве.

2 Вишванатх

Точно также называется самый посещаемый и охраняемый храм Варанаси. В индуизме Шива изображается в трёх ипостасях: танцующим космический танец, задавая тем самым ритм развития вселенной, медитирующим в позе лотос, как в храме Мурдешвара, и в виде шивалингама - символа божественной производящей силы. В святилище храма Вишванатх мы видим как раз лингам, а само святилище покоится на черепахе.

2 Вишванатх 24

В Каджурахо среди древних остался только один храм, где-то сих пор проходят службы. Внутрь святилища действующего храма не может зайти никто, кроме брахмана - жреца. Максимум, что позволяется верующему даже из самой высокой варны - это помолиться у порога и обойти святилище слева направо по проходу. Путь вокруг не был быстрым для меня, так как есть что рассмотреть. С каждой стороны солнечный свет попадает внутрь через большие ниши в стене. Обращаю внимание, что тёмный гранит отполирован до блеска. В храме не проходят службы, в святилище можно зайти, но никто не смеет.

2 Вишванатх 12



Павильон Нанди
 

Nandi shrine. Является неотъемлемой частью ансамбля комплекса, включающего храм Вишванатх. Оба строения обращены лицом друг к другу и стоят на общей платформе, к которой идут боковые ряды ступеней. По бокам южных ступеней установлена пара слонов, а по бокам северных ступней - пара львов. Выхожу из храма Вишванатх через портик с колоннами. Напротив павильон Нанди.

2 Вишванатх 4

Огромных размеров Нанди - транспортное средство бога Шивы - установлен внутри павильона. Бык изготовлен из цельного отполированного гранитного камня. Его рост в точь, как у меня - 182 см, но длина гораздо больше - 2 метра. Размер же всего строения 9,5х9,5 метров. Вокруг изваяния каменные лавки, где верующие могут не только молиться, но и просто сидеть и говорить друг с другом о чём угодно. Над всем этим пирамидальная крыша, поддерживаемая 12-ю колоннами.

2 Нанди 4

Нанди всегда присутствует при храме Шивы. Если нет возможности построить павильон для него, то бычок лежит перед святилищем сразу при входе в шиваитский храм. Здесь глаза у бычка получились весьма печальные.

2 Нанди



Храм Парвати


Parvati temple. Ранее к храму был пристроен портик. Он не сохранился. Так храм превратился в самое маленькое древнее строение в Каджурахо. Находится рядом с храмом Вишванатх.

2 Парвати



Храм Пратапешвар
 

Pratapeshwar temple. Возведён между 1784 и 1854 годами во время правления короля Пратап Сингха, правившего из города Чхатарпур, что в 45 км от Каджурахо. В честь него и был назван, хотя посвящён Шиве. Странно, что этот храм появился среди древних. Прямо какая-то мания величия этого самого Пратапа. Тем не менее ему удалось оставить о себе память.

Мастера постарались создать храм в стиле средневековой архитектуры, в котором почти нет элементов искусства эпохи Чандела. Вход внутрь был закрыт. Со слов, святилище
хранит небольшой лингам на йони.

2 Пратапешвар

Три башни храма (шикхары) отличаются друг от друга в дизайне. Первый зал имеет над собой круглый купол. Здесь видно заимствование из исламской архитектуры. Два таких же миниатюрных купола расположены впереди по бокам. Над главным залом, что в середине, купол выполнен в индуистском стиле и имеет пирамидальную форму. Венчает его амалак (множество каменных дисков, установленных ребрами по кругу) и калаш (металлический горшок, широко используемый в ритуальной практике индуизма). Наконец, над святилищем расположен самый большой купол, выполненный в архитектурном стиле Нагара (принят в храмовом строительстве в северной Индии). Он уменьшается к верху и заканчивается также амалаком и калашем, но сравнительно большими по размеру. Слева и справа от башни ещё по три миниатюрных башни.

 

Храм Лакшмана ***


Lakshmana temple. Лучше всех сохранился среди других храмов Каджурахо. И это не смотря на то, что он один из самых старых. Посвящён Вайкунтхе, что буквально означает "мир без забот и тревог". В этой небесной обители Вишну освобождённая душа ничего не боится, ни от чего не страдает, не болеет, не стареет и ничем не ограничена, она испытывает удовольствие, всегда юна, все её желания удовлетворены и она счастлива.

3 Лакшмана 7

У храма была выкопана плита. Её можно увидеть сейчас в коридоре вокруг святилища. По углам платформы стоит ещё 4 небольших храма. Только здесь они сохранились все. У храма Вишванатх осталось всего два. А вот у храма Кандарья Махадева вообще ни одного. На фото один из таких небольших храмов у храма Лакшмана.

3 Лакшмана 19
 


Павильон Лакшми


Laxmi shrine. Стоит напротив входа в храм Лакшмана. Скорее всего внутри была помещена Гаруда (орел) - транспортное средство Вишну. Сейчас там находится Лакшми - супруга бога Вишну, богиня денег и счастья. Местные называют изваяние просто Деви. Я сделал фотографию храма Лакшмана, находясь в этом небольшом павильоне.

3 Лакшмана 2

 

Павильон Вараха


Varaha temple. Расположен параллельно павильону Лакшми. Вараха - вепрь, парнокопытное млекопитающее из рода кабанов, семейства свиных. Это форма Вишну. Напомню, всего у него 10 реинкарнаций. 14 гладких колонн из песчаника поддерживают пирамидальную крышу. Кабан высечен из цельного куска гранита, имеет 240 см в длину и 150 см в высоту.

3 Вараха 1

По всему телу вырезано 672 фигуры индуистских богов и богинь. И это из такого твёрдого камня как гранит! Случайный скол на какой-то там 500-й фигуре допустить было нельзя. Не начинать же потом заново? Как такой шедевр могли создать древние мастера не могут понять специалисты и сегодня. Змей Шеша служит пьедесталом и одновременно подножием снесённой фигуры богини земли Притхви. Плоский потолок покрыт резьбой из рельефных лотосов.

3 Вараха 3

 

Храм Матангешвар


Matangeshwar temple. Является старейшим памятником Каджурахо. Его строительство датируется 915 годом, когда храмы строили не такими изысканными как позднее. Поэтому храм Матангешвар не входит в список объектов мирового культурного наследия. Он расположен рядом с другими храмами Западной группы, но не находится на их территории, куда вход осуществляется за плату. Храм на высоченной платформе посвящен Шиве. Внутренняя площадь невелика. Зато внутри на весь зал установлена огромных размеров гаурипатта или йони - символический знак женского полового органа - диаметром 760 см, высотой 120 см. Из центральной части йони торчит тщательно отполированный фаллос из гранита - лингам. Как я уже говорил выше, так часто изображают Шиву. Диаметр лингама достигает 100 см, а высота почти 250 см. Один из известнейших лингамов находится в Хампи. На огромной территории Хампи можно часами осматривать древние объекты. Я делаю туда экскурсию из Гоа.

3 Матангешвар

Во время "Великой ночи Шивы" или Махашиваратри в марте или феврале у храма Матангешвар организуется 3-х дневная церемония в честь свадьбы Шивы и Парвати. В ней принимают участие около 25 тыс. человек. Лингам омывают, одевают и украшают, как жениха.

Самый
 древний храм построен из гранита и называется Чаунсат Йогини (Chausath Yogini temple). Посвящён богине Кали. Представляет из себя руины. Их стоит посетить первым делом сразу после входа в главный (платный) храмовый комплекс Каджурахо.

На посещение храмов Западной группы обычному туристу хватит 2-х часов. Другие объекты
Каджурахо находятся на расстоянии от 500 метров до 2 км друг от друга. Следует нанять рикшу на 3 часа за сумму от 300 ₹ и двигаться в восточном и южном направлении от описанных выше храмов.



Восточная группа храмов


Храм Брахмы


Brahma Temple. Сооружён в честь Брахмы - создателя вселенной и всего, что есть вокруг. Вместе с храмом богу солнца Сурье я считаю его редчайшим из тех, что я видел в Индии. Но фигура в центре входа в святилище намекает, что храм мог быть посвящён Вишну. А изображение четырёхголового Брахмы могло быть установлено позже. Так что я рано радовался. Брахме почти не посвящают храмы в Индии.

4 Брахма 3

Я слышал историю, что якобы он создал мир несовершенным с недостатками, которые мы видим в человеческом характере и поступках. Более того, это он создал злодеев-демонов, с которыми всю свою историю "хорошие" индуистские боги борются и даже иногда проигрывают битвы; из-за которых боги перевоплощаются в более грозные создания, чтобы спасти от них мир.

Храм скромных размеров. Стоит на берегу большого пруда Ниноратал. Особенность его в том, что он построен большей частью из гранита, что отличает самые ранние храмы Каджурахо.

4 Брахма 1

 

Храм Вамана


Vamana temple. Вамана - воплощение Вишну в виде карлика. В таком образе он хитростью вынудил демона Бали дать ему столько земли, сколько он сможет покрыть за три больших шага. Карлик превратился в гиганта, обошёл всю вселенную за три больших шага и заявил Бали свои права, тем самым, лишив демона его владений. В силу своих размеров храм не имеет прохода вокруг святилища.

4 Вамана 12



Храм Паршванатх


Parshvanatha temple. Относится к храмам джайнов. Изваяние Паршванатха внутри было установлено в 1860 г. Он 23-й и предпоследний тиртханкар. Размер храма около 21х11 метров. Отличается двумя продольными выступами. В восточной части находится ардхамандапа - входное крыльцо, в западной, позади храма - святилище с проходом вокруг. Потолок портика украшен орнаментами и пятью подвесками.

4 Джайн Паршанатха 1

На внешних стенах тянутся ряды многочисленных резных фигур. Здесь встречаются не только джайнские изваяния, но и вишнуитские. Самые восхитительные - фигуры Парасурамы, Баларам-Ревати, Рама-Ситы, Ханумана, а также джайнской богини Чакрешвари в десяти вооруженных позах. У неё 8 рук, в каждой оружие: чакры в двух верхних руках, трезубец, дубинка с ребристой сферической головкой, луком, стрелой, петлёй, слоном. Центральное место отведено изображению джайнского тиртханкары.

4 Джайн Паршанатха

 

Храм Адинатх


Adinath temple. Ещё один джайнский. Статуя божества исчезла. Вместо неё установили другую - посвящённую основателю джайнизма, первой тиртханкаре Ришабхе или Адинатхе. В храме три зала. Он похож на храм Вамана.

4 Джайн Адинатх

 

Храм Гантай


Gantai temple, также Ганатаи - cнова джайнский храм. Представляет из себя руины. Но я посетил их с удовольствием. "Гантаи" - это узоры в виде колокольчиков и цепей, вырезанных на колоннах. Также там "головы славы", из уст которых свисают гирлянды из жемчугов и колокольчиков. Признаюсь, было необычно видеть такие изображения на храме. При входе сохранилось изваяние восьмирукой богини, упомянутой выше, восседающей на Гаруде. Резные рисунки рассказывают нам о 16-ти снах матери Джина Махавиры (от имени Джина появилось слово, обозначающее джайнизм). Там же 9 планет. По планировке этот храм напоминает храм Паршванатх.

4 Гантай 1

 

Храм Джавари


Javari temple, также Явари - относится к типу храмов без прохода, по которому верующие обходят святилище и находящееся там божество. Вокруг храма в три ряда установлены фигуры. Высота платформы, на которой стоит храм контрастирует с его небольшими размерами 12х6 метров. В святилище установлен четырёхрукий Вишну (Чатурбхудж). К особенностям храма можно отнести шпиль.

4 Джавари 3

Очень милыми кажутся фигуры: женщины, баюкающей ребёнка, девушки, вынимающей занозу, девушки, пишущей письмо.

 

Южная группа храмов


Храм Далхадев


Dulhadev, Dulhadeo temple также Дуладева - самый поздний храм Каджурахо. Посвящён Шиве в образе Кунвар Матх - "священного жениха". В главном зале храма имеется восемь углов. 20 апсар (полубогинь) упираются в ступенчатый потолок и поддерживают крышу. Танцующие апсары на внутренних стенах и добрые духи (видьядхар) в верхних рядах на фасаде создают впечатление перегруженности храма украшениями. Добавляет это батальная сцена, где кони, слоны и люди неудержимо рвутся в бой; люди и животные разбегаются, чтобы дать дорогу войскам. Получается целая картина в камне.

4 Далхадев

Фигуры полубогов здесь изображены верхом на крокодилах, хотя обычно должны быть на быках. В этом есть новшество древних мастеров. А вот в скучных стоящих образах Шивы легко увидеть одинаковые черты. Говорят, что в отношении пластики и иконографии, в этом храме чувствуется увядание искусства мастеров Каджурахо.

4 Далхадев 2
 


 Храм Чатурбхудж
 

Chaturbhuj temple. В южной части я обнаружил ещё один хорошо сохранившийся храм. Чатурбхудж стал самым дальним и последним храмом, который я посетил в Каджурахо. Он очень похож на храм Джавари. А отличается от всех других храмов полным отсутствием эротических скульптур.

4 Чачербуж

В святилище хранится громадное изваяние Вишну с короной высотой 270 см. Местные жители утверждают, что это единственное изображение этого бога в Индии с короной Шивы, лицом Будды, телом Вишну и позой Кришны.

4 Чачербуж 2



Археологический музей Каджурахо


Без дополнительной платы в него можно пройти с билетом на вход в храмовый комплекс Каджурахо. В музее хранится 2 тыс. хорошо сохранившихся скульптур X-XI века, найденных в этой области за последние 50 лет. Выставлено на показ гораздо меньше. Танцующий Ганеша - бог мудрости с головой слона (1130 г.), панно с двумя тиртханкарами (1635 г.), фигура стоящего Сурьи (1262 г.) - считаются самыми великолепными образцами искусства. Мне же понравились изображения Будд. В вишнуитской галерее представлены разные формы Вишну.

Музей



Скульптуры Каджурахо
 

Скульптура - искусство статичного изображения, в котором выражается одно настроение, одна поза, одно движение. Уникальная особенность скульптуры Каджурахо заключена и в статике, и в динамизме. Создается впечатление действия и движения скульптур. О батальных сценах на храме Далхадев я уже писал.

Меньшие или миниатюрные фигуры, как правило свита или слуги, возле крупных фигур придают изображению элемент перспективы. Взаимосвязь объектов подчёркивается одеждой, позами, жестами. На храме Паршванатх есть сцена женщины, наносящей тени на веки, с поклонником позади. Женщина изображена крупнее мужчины, потому что ближе к нам. В том же храме танцовщица готовится к выступлению и заст
ёгивает браслет с колокольчиком на ноге (гхунгу), а позади неё помощница держит другой комплект гхунгу. Этот же приём используется для обозначения различия в статусе и классе. В археологическом музее на панно крестьянин с серпом, привязанном к бедру, сложил руки в приветствии и поклонении (анджали мудра), а на удалении от него более мелкая фигура старика.

4 Далхадев 4

Посмотрите как скульптор изобразил животик у Шивы на верхнем снимке. Такие детали, как наряжённые мускулы и углубления на икроножных мышцах или бицепсах вообще больше не увидите среди храмовых скульптур Индии. Помимо скульптур на повседневные, бытовые, эротические темы, представлены сцены придворной жизни, батальные сцены и наставления жителям царства.

Все фигуры, щедро покрывающие стены храмов в Каджурахо можно разделить на пять групп.

1. Ц
еремониальные, культовые изображения, выполненные почти по всей окружности в строгом соответствии с каноническими постулатами и предписаниями. Это касается изображений главных богов Шивы, Вишну, Сурьи и джайнских тиртханкаров, чьи мурти помещены в центр святилища.

2. М
ладшие боги и богини, апсары и небесные нимфы главным образом вырезаны на внутренних поясах и в обрамленных колоннами нишах. Эротические фигуры очень многочисленны. Женщины нарочно выставляют напоказ свою наготу для привлечения зрителя. Искусный мастер и художник не только вырезал контуры чувственных тел, изгибы, повороты, позы с жестами возбуждающими и соблазнительными, но и умудрился показать настроение через нежные выражения лиц женщин. Эти служанки богов, небесные красавицы иногда изображаются в свите богов; то она подносит богам цветы лотоса, то держит зеркало или наносит тени на веки.

3. Митхуны - пары, занимающиеся любовью. Эти изображения совокупления и скотоложества стали основным фактором привлечения туристов со всего мира. Пары принимают сложные позы - гимнастические и неестественные, описанные в "Камасутре",
"Ананга Ранга", "Ратирахасья". Они совокупляются стоя, сидя, лёжа на спине, на боку и в перевёрнутом положении. Они занимаются оральным, экстравагантным сексом или самоудовлетворением.

2 Вишванатх 15

4. Группы танцовщиц и музыкантов, сцены охоты, бои животных, военные парады, скульпторы за работой, учителя с учениками, бытовые сцены. Эта категория состоит из тонких фризов с рельефной резьбой различной глубины.

5. Скульптуры животных, в том числе геральдических или сказочных зверей, представленных главным образом, вздыбленным рогатым львом с вооружённым седоком на спине и нападающим на него сзади воином противника. Встречаются различные вариации этого основного типа - с головами слонов, людей, попугаев, вепрей и т.д. Подобно апсарам, это наиболее характерный и распростран
ённый скульптурный сюжет Каджурахо, так же пронизанный глубоким символизмом.

 

Почему в на храмах Каджурахо так много эротических сцен?


На вопрос обязательно ответят какие-то из этих версий:


1. Испытания верующего на искренность веры и сосредоточенность на Боге. Каждый должен уметь управлять своими чувствами и дойти до святилища, чтобы поклониться богу, забыв о мыслях, которые забежали в голову при виде эротических сцен.

2. На храмах Индии часто изображаются демоны, причём перед входом. Это символичное изображение, говорящее, что храм - это обитель богов, чистое духовное место, а демоны (ракшасы) находятся за пределами храма. Точно также верующий должен осознавать, что входя в храм, он оказывается в другом мире, а все удовольствия остаются за пределами храма.


3. В древности люди страдали от ураганов и гроз, которые приносили боги Индра и Варуна. Увидев сексуальные сцены на храмах, эти боги должны были сразу же покинуть эти места, как неподобающие их божественного внимания.

4. Буддийское наследие сильно повлияло на индуизм. Будда стал 9-м воплощением бога Вишну. В тантрической форме буддизма сексуальные изображения и даже реальные эротические танцы красивых женщин перед входом в буддийский храм являлись проверкой для лам на достигнутое ими самообладание.

5. Индийская т
антрическая доктрина допускает слияние религии и секса в качестве религиозного ритуала. Доктрина основана на примитивных обрядах плодородия, практиковавшихся по всему миру. Техника секс-йоги один из методов достижения нирваны.


6. Художники и скульпторы Каджурахо, изображая обнажённые натуры и любовные сцены, пытались сказать, что сексуальное удовольствие очень похоже на радость от познания Бога. Занятия любовью укрепляли союзы. Секс - это подарок богов людям. В индуизме даже боги существуют парами: Шива и Парвати, Вишну и Лакшми, Кришна и РадхаДьякус и Притхви, Брахма и Сарасвати... Более того, у них есть дети.

7. В средневековом обществе Индии секс не был позором и чем-то запретным. Много лет спустя, в 1468 г., Афанасий Никитин, наш путешественник, находясь в 1000 км южнее
 Каджурахо пишет о жителях Бидара: "А жёнки ходят с непокрытой головой и голыми грудями; мальчики же и девочки ходят голыми до 7 лет, и срам у них не покрыт". Делаем вывод. Эротические скульптуры одобрялись временем, религией, обществом, и обладали религиозной священностью и философским обоснованием.

8. Верующий должен был с ощущением праздника ходить в храм. Действительно, е
сли у индийцев забрать любовные утехи и праздники, их жизнь превратится в вечный, невыносимо тяжёлый труд и скучную бытовую жизнь.

2 Вишванатх 9

Говорят, что "душа нации" Махатма Ганди посчитал изображения любовных сцен возмутительными и тем самым дал оправдание действиям вандалов. Тогда Рабиндранат Тагор - писатель, композитор, поэт, художник, культурный деятель - объяснил Ганди, что наследие Каджурахо представляет собой не оскорбление индийской культуры, а как раз её сокровище и не подобает стесняться своих предков, в чьей культуре было такое отношение к сексу.

Правильно все эротические скульптуры Каджурахо воспринимать не как вульгарность, а как искусство, воплощающее радость, красоту и истину; призыв к жизни и творчеству.


Читайте другие статьи в моей библиотеке. Приглашаю вас на экскурсии в Гоа и по Индии.

Комментарии

Комментариев пока нет