Главная \ Фоторассказы

Сарнатх - родина буддизма

0
843

Библиотека "Россиянки"


 

Что такое Сарнатх

 

Сарнатх (Sarnath) - одно из 4-х священных мест, связанных с именем Будды. Расположен в городе Варанаси в индийском штате Уттар-Прадеш. Это то место, где Будда после достижения просветления в Бодх-Гайе прочитал свою первую проповедь перед пятью монахами. Это событие в буддийской литературе упоминается как дхарма чакра правартана, что значит "поворот колеса закона".

 

Тибет зал 11
Тибетский монастырь

 

Важнейшие места буддизма:

- Лумбини - здесь Будда родился (Непал);

- Бодх-Гая - здесь Будда достиг просветления (храм Махабодхи, Индия);

- Сарнатх - здесь основана первая буддийская община (Индия);

- Кушинагар - здесь Будда ушёл в махапаринирвану и был кремирован (Индия).

 

Сарнатх 2
Ступа Дхамек в Сарнатхе

 

В буддийских текстах Сарнатх упоминается как Ришипатан (Иссипатана) или Мригадава (Мригадайя, в переводе "оленья роща"). Современное название возникло от имени бодхисаттвы Саранганатха. Бодхисаттва - существо или человек, принявший решение стать буддой, преисполненный желанием избавить от страданий в сансаре (круговороте рождения и смерти) не только себя, но всех вокруг.

В начале пути к просветлению Сиддхартха Гаутама подвергал себя голоду и физическим истязаниям, чтобы душа смогла существовать отдельно от бренного тела, которое, несомненно, отвлекало от духовной практики. Достигнув состояния близкого к смерти от истощения, он понял ошибочность своей теории. Пять его сподвижников увидели в этом слабость Гаутамы и отвернулись от него.

Оставшись один, Сиддхартха Гаутама всё-таки достиг цели и стал Буддой. На древнем индийском языке санскрите "будда" означает "пробуждённый". Он явился в тот же лес, где расстался с пятью товарищами, чтобы рассказать им о чудесном открытии. Уже только своим видом он вызвал их почитание. Речь Будды в Сарнатхе ознаменовало собой рождение буддизма. Подвижники стали первыми монахами и основали сообщество последователей буддийского учения, состоящего из монахов и мирян - сангхи.

 

Сарнатх 5
Руины буддийского монастыря в Сарнатхе

 

Речь Будды иначе называется "поворотом колеса дхармы". Символ буддизма - изображение колеса (чакры, дхармачакры) с двумя лежащими оленями по сторонам. Именно они были свидетелями дхармачакра правартана сутры Будды. Чакра является одним из символов Индии и даже нашло своё место в середине государственного флага. Этот древний царский знак связан с образом воина, стоящего на колеснице находящейся на покорённой земле. В буддизме же эта символика означает вселенского правителя, объединяющего под своей властью всю землю и распространяющего истинное учение.

Будда преподнёс идею "срединного пути", где следует избегать крайностей. Нестоит идти на поводу у своих желаний, но и не надо предаваться самоистязанию. Эта идея породила буддийскую философию.

Были озвучены "четыре благородные истины":

- существует страдание;
- у страдания есть причина;
- страдание может быть прекращено;
- существует путь, ведущий к прекращению страдания.

 

​​Этот путь получил имя "восьмеричный благородный путь":

- правильные взгляды;
- правильные намерения;
- правильная речь;
- правильные действия;
- правильный образ жизни;
- правильные усилия;
- правильная внимательность;
- правильная сосредоточенность.

 

Сарнатх 18
Руины буддийского монастыря в Сарнатхе

 

Сарнатх почитается и у джайнов. Джайнизм - древняя религия, взявшая за основу учение схожее с учением Будды. Отличие лишь в том, что джайны-монахи обязательно проходят путь самоистязания и высшей аскезы. Как сказано выше, Будда впоследствии отказался от этой крайности. Джайнизм распространён в Индии. Численность около 6 млн. Джайны в основном относятся к зажиточному слою индийского общества.

В Сарнатхе проводил аскезы 11-й Тиртханкар. Всего их насчитывается 24. Тиртханкар - человек, достигший просветления, ставший учителем для джайнов. Он построил "брод через реку человеческой нищеты", преодолев гнев, гордыню, обман, желание. В конце своей жизни тиртханкар получает мокшу - освобождение от перерождения.

 

Бадами 45
Тиртханкары вырезаны из камня в скальном храме в Бадами

 

Сегодня Сарнатх входит в состав Варанаси. К моменту жизни Будды городу Варанаси (также Бенарес, Каши) было не менее 500 лет. Это старейший город Индии.

В далекой древности в Сарнатхе были построены монастыри, ступы и красивые здания. На протяжении более 1000 лет Сарнатх был религиозным центром буддистов. Путешественники, религиозные деятели и философы древности упоминают Сарнатх. С приходом ислама на Индостан, начались религиозные гонения и забвение. В 1194 г. монастырь в Сарнатхе был разрушен. Повсеместно запрещались буддийские службы. Только в конце XIX века Сарнатх стал возрождаться как центр паломничества и религиозной жизни для буддистов со всего мира. Здесь выстроены храмы и монастыри таких национальных буддийских общин, как: тайской, японской, шри-ланкийской, тибетской, бирманской. В Сарнатхе расположен Центральный университет тибетологических исследований, археологический музей, замечательный парк со статуей Буддыи современные буддийские храмы. Но обо всём по порядку.


 

Буддийский комплекс в Сарнатхе

 

Раскопки XIX и начала XX веков обнажили несколько монастырей, ступ, храмов надписей на камне, скульптур, датируемых периодом III век до н. э. - XII век.

 

Сарнатх 1
Руины буддийского монастыря в Сарнатхе

 

Сарнатх 19

 

Самые примечательные древности - это ступы Дхармараджика и Дхамек, останки храма Мулагандха Кути и монастыря Дхармачакраджина вихор, фрагмент колонны Ашоки (Ashokan pillar).

 

Сарнатх
Карта комплекса в Сарнатхе

 

Начну обзор с колонны. Ашо́ка - царь империи Маурьев с 273 по 232 год до н. э. Сама империя существовала в период 322 - 187 годы до н. э. Во время правления Ашоки население государства насчитывало 40 млн. человек и охватывало территорию больше, чем сегодняшняя Индия. Государство было буддийским.

 

Империя Маурьев

 

Монолитная колонна из чунарского песчаника высотой более 15 метров явила пример для строительства подобных по всему Индостану. Колонна Ашоки сейчас установлена на территории воинской части и попасть туда туристу сложно. Она сужается до диаметра 71 см в основании и 56 см на вершине. Капитель украшена четырьмя львами - замечательным примером искусства маурьев. Эти львы стали гербом Республики Индия.

 

Будда в Сарнатхе 9

 

В комплексе Сарнтатха под стеклянным саркофагом можно увидеть уникальный фрагмент с древнейшими надписями. Всего их три. Самая ранняя - это указ Ашоки, в котором царь предостерегает монахов и монахинь от раскола сандхи - буддийской общины. Следующая упоминает 40 летие царствования правителя Кушанского царства (существовало в 30 - 375 годы). И третья создана в ранней письменности Государства Гуптов (IV - VI века) и обращается к учителям сект Вастипутрии и Самитии, которая являлась ответвлением первой и стала одной из 20 ранних буддийских школ Индии.

 

Сарнатх 12
Знаменитый фрагмент текста на колонне Ашоки

 

Мулагандха Кути - останки громадного храма высотой 61 метр, в котором возможно Будда пребывал в медитации. Его толстые стены были вполне предназначены для поддержки высокой надстройки. Храм стоял на квадратной платформе, каждая сторона которой была длиной более 18 метров. Вход устроен с восточной стороны и идёт сквозь прямоугольный зал, перед которым длинный открытый двор. В основе архитектурного стиля стоит кирпичная лепка с декоративными узорами. Скорее всего храм был построен в период существования Государства Гуптов.

 

Сарнатх 6
Мулагандха Кути

 

Ступа Дхармараджика (Dharmarajika stupa) построена царем Ашокой для увековечивания останков Будды. Тогда было возведено сотни буддийских ступ. Но ступа Дхармараджика была одной из семи основных. Первоначально она была небольшой - 15 метров в диаметре. Впоследствии высоту увеличили, добавили проход вокруг ступы с монолитными лестничными пролётами по четырём сторонам света, чтобы подняться наверх. Всё это было снесено Джагат Сингхом, служившим королю Бенареса радже Чет Сингху в 1794 г. Здание было разобрано и использовано в качестве строительного материала. Тогда внутри короба из камня была обнаружена шкатулка из зелёного мрамора с ценнейшими реликтами - частью праха Будды. Шкатулка была просто выброшена в реку Ганг. А камень, в котором нашли шкатулку сейчас представлен в музее Колкаты. Позже во время раскопок были обнаружены два бесценных изображения Бодхисаттвы периода Кушанского царства из красного песчаника и изображение периода Гуптов сидящего Будды в момент достижения просветления.

 

Сарнатх 26
Ступа Дхармараджика

 

Ступа Дхамек (Dhamek stupa) сохранилась до наших дней и потому является жемчужиной Сарнатха. Ступа выполнена в виде цилиндрической башни высотой 33 метра. Как и другие постройки в этом комплексе, она была построена на месте ранее существовавшего строения. Ступа имеет возраст более 1500 лет.

 

Сарнатх 10
Ступа Дхамек

 

Сарнатх 21
Фрагмент стены, украшенной растительными и геометрическими орнаментами типичными для эпохи Царства Гуптов

 

Монастырь Дхармачакра джина вихор, согласно надписи на каменной плите, найденной в ходе раскопок, был подарен монахам буддийской царицей Кумар Деви, женой царя Говинда Чандра Дев (1114 - 1154) из Каньякубьи (сегодня Каннаудж). В длину с востока на запад объект протянулся на 232 метров. Имелось двое ворот-арок высотой более 88 метров. Фундамент монастыря высотой 244 см был выложен из аккуратно точёных кирпичей и декорирован элегантной планкой с декоративными деталями на внутренней и внешней гранях. Подземный ход под монастырем уходит в длинуна 55 метров со стенами высотой 183 см.

 

Сарнатх 8
Подземный ход монастыря

 

Интерес представляет надпись на санскрите, обнаруженная в монастыре в 1908 г. Первые два стиха содержат призыв к Луне и Васудхаре - богине богатства и процветания. 11-й стих представляет генеалогию, жизнь и достоинства Кумар Деви. С 14 по 20 стих упоминает генеалогию семьи Гахадвала Говинды Чандры. Два стиха отмечают, что Кумар Деви построила монастырь, способствовала созданию из меди Дхармачакры (на санскрите "колеса закона"), а также восстановила образ Будды. Похвала царице продолжается ив 24-м стихе. А два заключительных - информируют, что этот текст, называемый прашасти, был составлен поэтом Шрикундой и выгравирован Ваманой.

 

Сарнатх 15

 

Вход в комплекс в Сарнтатхе иностранцу стоит 300 ₹. Археологический музей находится рядом. Там сохраняются бесценные находки, сделанные во время многолетних раскопок в Сарнатхе - керамика, скульптуры, надписи в камне.

Больше всего паломников приезжают сюда в конце декабря - начале января, когда активизируются перемещения буддистов, связанные с ежегодными учениями Далай-ламы в Бодх-Гая.


 

Ступа Чаукханди

 

Также в Сарнатхе я сфотографировал ещё одну ступу Чаукханди (Chaukhandi stupa). Считается, что здесь Будда встретился со своими первыми учениками, которые в дальнейшем тоже достигли просветления. Вероятно, между IV и VI веками здесь стоял храм. В могольскую эпоху он был перестроен в восьмиугольную башню, которую мы видим сейчас, но не в честь события упомянутого выше, а в связи с приездом в Сарнатх Хумаюна, правителя Великих Моголов.

 

Chaukhandi Stupa


 

Парк Сарнатха

 

В парке, кроме буйства зелени необычного для паркового ансамбля Индии, есть интересная 26-ти метровая статуя Будды из чунарского песчаника.

 

Будда в Сарнатхе Wat Thai Sarnath Temple

 

Производство статуи Будды заняло 11 лет и началось в 1995 г. Ещё 6 лет всё это собирали в одну конструкцию. Только в 2011 г. долгострой закончился и люди увидели результат.

 


Будда в Сарнатхе 11

 

Будда в Сарнатхе 10

 

Будда в Сарнатхе 6

В парке имеется буддийский храм

Будда в Сарнатхе 7

 

Будда в Сарнатхе 12

 

Рядом расположена тибетская средняя школа. Как раз в момент моего визита занятия закончились и родители забирали своих чад домой.


 

Тибетский университет в Сарнатхе

 

Центральный университет тибетологических исследований - единственный ВУЗ в Индии с преподаванием на тибетском языке и единственный полностью спонсируемый государством. Среди студентов в основном выходцы с Тибета и представители других гималайских народов. Университет открыт для поступления граждан всех стран.

 

Тибетский институт

 

Территория достаточно обширная. Внутри я почувствовал резкий контраст между тем, что было за воротами и что находилось внутри. Один шаг за ворота и ты в раю. Шум большого города резко пропадает. В парке много зелени, идеальные газоны, размашистые деревья. Щебетание птиц раздаётся со всех сторон. Есть недорогая столовая, спортивное поле, сад. Прямо-таки приятно учиться.

 

Тибетский институт 10

 

Тибетский институт 11

 

Тибетский институт 4 2

 

Тибетский институт 3 2

 

Тибетский институт 2

 

Тибетский институт 12

 

Тибетский институт 9

 

Тибетский институт 7

 

Тибетский институт 6

 

Тибетский институт 1

 

См. также:

О буддизме

Ладакх - Индийский Тибет

Экскурсия в Малый Тибет из Гоа

Фото поселения тибетцев в Карнатаке

 

Читайте другие статьи в моей библиотеке.

Приглашаю вас на экскурсии в Гоа и по Индии.

Буду рад вашему комментарию ниже.

 

 

© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru

Комментарии

Комментариев пока нет