Главная \ Библиотека \ Святая Екатерина Александрийская \ Монастырь Св. Екатерины на Синае

Монастырь Святой Екатерины на Синае в Египте


Библиотека


Я дополнил материал о святой Екатерине и крупнейшем в Азии соборе в ее честь, который находится в индийском Гоа рассказом о Синайском монастыре.

Монастырь Св. Екатерины включен в список ЮНЕСКО на территории Египта как один из самых древних непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Он основан IV веке на горе Синай на высоте 1570 м. Сегодня здесь служат православные греки. Первыми названиями были монастырь Преображения и монастырь Неопалимой Купины. В XI веке монахи переименовали его в честь обнаруженных в VI веке на Синае мощей святой Екатерины.   

Монастырь в Синае
Монастырь Св. Екатерины на Синае


История монастыря Св. Екатерины на Синае  

Монахи поселились в этом районе в III веке. Жили они разрозненно, и по воскресеньям собирались возле Неопалимой Купины, пока не обратились к жене византийского императора Константина Елене в 330 г. с просьбой о строительстве маленькой церкви, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников. Церковь была построена.

В VI веке Византийский император Юстиниан I (482-565 годы) приказал укрепить церковь мощными стенами вокруг, и послал солдат для постоянной охраны. Над главными монастырскими воротами сохранилась надпись: "С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царём ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нем игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527". Император поселил здесь 200 семей, которые в последствии приняли ислам и стали бедуинским племенем. Потомки этого племени до сих пор обслуживают монастырь.

Юстиниан 
Юстиниан, мозаика церкви Сан-Витале в Равенне (Италия)

В 625 г. арабы завоевали Синай. Тогда делегация монахов прибыла в Медину и там получила охранную грамоту. Оригинал грамоты с 1517 г. хранится в Стамбуле, а копия выставлена в монастыре. Арабы обязались защищать монастырь и освободили его от налогов. В монастыре была построена небольшая мечеть. К началу IX века в монастыре осталось всего 30 монахов.

В период с 1099 по 1270 год Ближний Восток пережил 8 крестовых походов. Теперь монастырь оберегался Синайским орденом крестоносцев, которые, построив на пути множество крепостей, обязались охранять всех верующих, следовавших из Европы с целью паломничества. В монастыре появилась католическая часовня.

Османская империя завоевала Египет и Синайский полуостров в 1517 г. и предпочла не вмешиваться в дела монастыря.

Монастырь в Синае 1Синайские горы (Египет)

Монастырь поддерживал связи с Россией с 1375 г., когда митрополит Макарий прибыл просить милостыню к русскому царю. В благодарность за пожертвования через 15 лет монастырь Святой Екатерины подарил великим князьям икону с изображением Неопалимой Купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля.

Царь Иван Грозный в 1558 г. направил в дар монастырю покров на мощи святой Екатерины. Царь писал архиепископу Синайскому: "Ты бы, отче, сам и во всём своём архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Федоре, и о всём православном христианстве".

Монастырь в Синае 4
Утро в Синайских горах

В 1619 г. синайский архимандрит участвовал вместе с иерусалимским патриархом Феофаном в молебне перед ракой Сергия Радонежского в Троице-Сергиевской лавре. После этого на Синай пошли многочисленные пожертвования от русских царей. В самые тяжелые времена, когда в 1625 г. монастырю угрожало разорение и истребление старцев русский царь Михаил Федорович оказал помощь, которую в благодарственном письме монахи назвали "манной небесной" (изначально манной небесной Бог кормил Моисея во время 40-летних скитаний после исхода из Египта). Грамота гласила, что монастырь может присылать послов к русскому царю за помощью раз в четыре года. В итоге в 1682 г. архиепископом Ананием монастырь был передан полностью под покровительство России.

От имени царей Петра, Иоанна и царевны Софьи монахам была выдана грамота: "В призрение своё государское тое святую гору и монастырь пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины для единения нашея благочестивыя христианские веры принять изволили". Синайские монахи получили от царевны Софьи серебряную раку для мощей св. Екатерины. Еще одну раку монастырь получил от Александра II в 1860 г. А когда через 11 лет после этого была построена колокольня, государь прислал девять колоколов, которые используются и сейчас. Русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря.

Монастырь вёл обширную просветительскую и культурную деятельность. В XVIII веке была открыта духовная школа на о. Крит, а всего на острове три подворья. Подворья монастыря были также открыты в России, три в Египте, девять в Греции, по одному в Ливане, Палестине, Румынии и Турции. Сейчас монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной церкви, а подворья находятся под юрисдикцией иерусалимского патриарха. Общее собрание монахов решает все вопросы.

Тысячи паломников и туристов посещают монастырь в наши дни. Все посетители получают серебряные кольца в память о кольце на пальце Екатерины. Считается, что она получила его во сне, обручаясь с Иисусом, а когда проснулась, кольцо было на пальце. Именно по кольцу опознали мощи святой. На кольце для посетителей изображено сердце и слова ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).


Здания и постройки монастыря Святой Екатерины на Синае

Базилика Преображения - главный храм монастыря. Базилика состоит из трех нефов и посвящена Преображению Иисуса Христа. Строительство осуществлялось по приказу императора Юстиниана. Вход украшают резные двери времен Крестовых походов из ливанского кедра. Двери в главный неф базилики относятся к VI веку. Над входной дверью помещена греческая надпись: "Вот врата Господа; праведные войдут в них". Нефы базилики разделяют 12 коринфских колонн, соединенных арками. Над арками окна. В ниши под бронзовые пластины помещены мощи святых. На колоннах иконы XII века. С 1714 г. пол в базилике мраморный. Потолок изготовлен из ливанского кедра и расписан звёздами на синем фоне в XVIII веке.

Монастырь в Синае 2 Монастырские стены

Центральное место в базилике принадлежит мозаике "Преображение Господне" VI века, которая обрамлена медальонами с 16 апостолами и пророками. В центре мозаики Иисус Христос, а по сторонам два изображения пророка Моисея: стоящего перед Неопалимой Купиной (слева) и получающего на Синае Скрижали Завета (справа). Апсиду украшают медальоны с изображениями агнца между двух летящих ангелов, Богородицы и Иоанна Крестителя.

Главный предмет поклонения - мощи святой Екатерины находятся в алтаре базилики в мраморной раке. Внутри раки хранятся два серебряных ковчежца с главой и десницей (правой рукой). Ещё одна часть мощей - палец находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики. Реликвии всегда открыты верующим для поклонения.

Часовня Неопалимой Купины расположена за алтарем базилики. Это возможно самое древнее монастырское строение в мире. Она упоминается еще в IV веке. Согласно Библии здесь Моисей разговаривал с Богом. Так как часовня посвящена Благовещению, кругом расставлены иконы в честь этого праздника. В апсиде сохранилось мозаичное изображение креста X века, икона Богородицы с младенцем Иисусом, сидящей в центре Неопалимой Купины. Так как иконостаса в часовне нет, верующие видят место, где росла Купина под престолом. Оно обозначено отверстием в мраморной плите с надписью XIII века на греческом языке, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, Св. Екатерины и Синайского монастыря. Сам куст пересажен и растет до сих пор в нескольких метрах от часовни. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Колодец Моисея - действующий и поныне - расположен к северу от базилики Преображения и считается тем колодцем, у которого согласно Библии, Моисей встретил семь дочерей священника Рагуила.

Часовни на территории монастыря: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, Святого Антония, Святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, Святых Сергия и Вакха, Святых апостолов и пророка Моисея.

Трапезная XI века, сейчас используется по назначению. Стены ее украшают фрески, а на полу стоит резной стол XIV века в стиле рококо.

Сад соединяется с монастырём древним подземным ходом, используемым по настоящее время. Здесь выращиваются оливы, яблони, груши, гранаты, абрикосы, вишни, сливы, айва, миндаль, виноград и шелковица, а также овощи для монастырского стола. 

Кладбище с часовней и семью могилами расположено вне монастырских стен рядом с садом. Через определённое время кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.
 

Св. Екатерина 1 
Икона "Святая Екатерина Синайская с житием", Синайский монастырь, начало XIII века


Сокровища монастыря Святой Екатерины на Синае 

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоёван и разорён, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой из книг, рукописей, грамот. Эта библиотека уступает по историческому значению только библиотеке Ватикана.

С момента образования библиотеки в 1734 г. начались изучения книг и рукописей. Ранее доступа к ценнейшим произведениям не было. Что не помешало разграбить часть из них. Самая большая утрата для монастыря - Синайский кодекс IV века, один из древнейших текстов Библии, выполненный пергаментной рукописью. Обнаружен немцем Константином фон Тишендорфом в 1844 г. Им же вывезен в Россию в 1859 г. Император Александр II в качестве благодарности за кодекс направил монастырю 9 тыс. рублей. Синайский кодекс якобы хранился в России до 1933 г. В английской версии, по распоряжению И. В. Сталина все 4 тома бесценного произведения были проданы Британскому музею, который за день смог собрать ради такого удачного приобретения 100 тыс. фунтов. 
Скорее всего Британский музей выкрал эти тома из России еще раньше. Британцы никогда не платят, если это можно украсть - такова их подлая сущность, давшая о себе знать во время оккупации и разграбления Индии, вплоть до 1947 г. и других колоний. 

В настоящее время кодекс по частям хранится в 4 местах:

  • в Санкт-Петербурге в Российской национальной библиотеке (nlr.ru) - фрагменты 3-х листов;
  • в Лейпциге - 43 листа, приобретённые Тишендорфом в 1844 г.;
  • в Лондоне - 347 листа из тех, что были привезены Тишендорфом в 1859 г. в Россию;
  • в монастыре Св. Екатерины – 12 листов.

Монахи монастыря Святой Екатерины готовы предъявить расписку, что Тишендорф обещал возвратить пергаменты в монастырь сразу после завершения их научного издания и требуют возврата святыни.

Св. Екатерина
Фрагмент полиптиха "Святая Екатерина Синайская",  К. Кривелли, 1471 г.

Так или иначе, часть рукописи Ветхого Завета была утрачена, но новозаветный текст сохранился целиком. А некоторые части старинной рукописи сохранены в хорошем состоянии. Это позволяет предположить, что кодекс был разделён и хранился в нескольких местах монастыря. Сейчас предпринимаются попытки соединить все части кодекса: codexsinaiticus.org/ru/.

В настоящее время в библиотеке монастыря хранятся манускрипты:

  • упомянутые выше 12 листов одного из древнейших текстов Библии Синайского кодекса;
  • Сирийский кодекс V века;
  • 10 листов манускрипта VI века на греческом языке с текстом Евангелия от Матфея;
  • греческое Евангелие 717 г. - подарок монастырю византийского императора Феодосия III;
  • Синайская псалтырь XI века - древнейшая псалтырь на славянском языке;
  • 3304 манускрипта и около 1700 свитков; 2/3 написаны на греческом;
  • 5000 книг,  религиозного и исторического содержания, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания;
  • грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

Невероятную ценность имеют иконы монастыря. Двенадцать самых редких икон написаны в VI веке восковыми красками. Сегодня это древнейшие иконы в мире. Часть монастырской коллекции относится к раннему византийскому периоду до X века. Эти иконы выполнены греческими, грузинскими, сирийскими и коптскими мастерами. Присутствуют уникальные иконы периода Крестовых походов. Одна икона XIII века в монастыре почитается чудотворной. На ней изображение Богородицы со сценами богородичного цикла. Несколько менее древних икон было вывезено и хранятся сейчас в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве (khanenko.museum).