Виджаянагарская империя и Хампи

Библиотека "Россиянки"


 

Хампи 111

 

3 часть

4 часть


 

Первый "белый" человек в Индии

 

Первым европейцем, чьи письменные воспоминания о Хампи сохранились до сегодняшнего дня был Никколо Конти. Он побывал в столице Виджаянагарского королевства во время правления Дева Райи II в 1420 г. Как и многие путешественники тех времён, он не обладал талантом писателя. Просто записывал всё что видит, как ребёнок, оказавшийся в новом месте, в котором никто до него никогда не был и потому рассказать не мог, и всё, что он увидел представляло открытие. Тем не менее такие сведения для истории очень ценны.

Он пишет, что великий город Бизенегалия был окружён стенами, протянувшихся между холмами. В городе проживало много людей и около 90 тыс. мужчин могли быть призваны в армию в любой момент. А со всего королевства король мог собрать армию в миллион и более воинов. Конти впечатлили катапульты, использовавшиеся для разрушения стен при осаде и он пишет о них и "каменных шарах". Для него удивительным стало наличие индуистского лунного календаря, в котором было 12 месяцев, названных в честь знаков зодиака. Тогда как на севере Индии в городе Камбей (сейчас в штате Гуджарат) люди писали уже на бумаге, в южном королевстве использовали сухие листья деревьев. Заёмщик, который не мог расплатиться становился рабом кредитора. И таких было очень много.

Особое внимание итальянец уделил описанию красочных праздников. На индуистский Новый год весной проводился фестиваль, когда божество ставили на огромную деревянную колесницу. Сотни мужчин за канаты возили её по городу. Внутри сидели женщины, поющие гимны богу. Некоторые люди бросались под колёса и умирали в мучениях - такой уход из жизни считался высшим проявлением веры. Другие же просили привязать их верёвками к колеснице, как орнамент. В полуживом состоянии они болтались так всю дорогу. Три раза в год торжественно устраивался ещё один фестиваль, когда женщины и мужчины всех возрастов купались в реках или море, потом одевались в новые одежды и три дня к ряду пели и плясали. Во время осеннего праздника Дивали внутри храмов и на их крышах люди зажигали бесчисленное количество ламп, горящих и день, и ночь. Самый красивый фестиваль под названием Маханавами (Дасера, Дашахра) проводился в течение 9 дней в октябре. Жители зажигали огни на всех улицах и вывешивали на дома красивые ткани с рисунками. Каждый день жрецы проводили службу. Верующие несли в храмы апельсины, лайм и благоухающие фрукты. Во время весеннего праздника Холи люди в течение трёх дней обливали друг друга, прохожих и даже короля шафрановой водой. В атмосфере царило веселье.

 

Хампи, Занана

Во время тренировки по фехтованию


 

Абдул Раззак об устройстве Хампи

 

Через 23 года после венецианца Конти Хампи посетил персидский посол Абд (Абдул) ар-Раззак Самарканди.О нём подробнее упоминается здесь.Он лично встретился с Дева Райей II в период с апреля по 5 декабря 1443 г. Вот что он резюмировал (в скобках мои заметки): “Виджаянагарское королевство простирается от реки Кришна на севере до мыса Коморин на самом юге. Столица Биджанагар являет собой потрясающий город. Никогда ещё человеческий глаз не видел, а человеческие уши не слышали о таком красивом и пригодном для жизни городе. Биджанагар построен по такому плану, что 7 крепостей находятся одна внутри другой. Город связан с внешним миром тремя дорогами с трёх сторон. Первая стена задолго до подъезда к центру города высотой в человеческий рост и уходит глубоко вглубь земли. Она находится между двумя холмами. Её протыкает основная дорога, через которую проходят все торговцы и путники, прибывающие на западное побережье Индии. Предназначена стена для того, чтобы вражеские войска не смогли легко пройти дальше по направлению к городу и задержались. Через 2 мили (3.2 км) следует вторая часть похожих укреплений с воротами, но уже серьёзней. Система такова, что торговцы, проходящие через любые ворота по направлению к центру столицы обязаны заплатить налог. Всё пространство между тремя первыми укреплениями занимают обрабатываемые поля. Кое-где между ними видны дома с садами. От третьей до седьмой линии укреплений следуют дома простых жителей, базары и магазины. Бесчисленное количество горожан заполняет улицы. После четвертой линии укреплений, за красивыми воротами дома уже больше в размерах, а вдоль главной улицы, по которой путник продолжает приближаться к центру города с обеих сторон располагаются лавки. Пятая стена представляет собой весьма серьёзные укрепления, протянувшиеся почти на 3 мили (5 км) от озера Камалапурам и до реки. Она полностью защищает западные рубежи Хампи.

 

Хампи, Занана

Стена Занана, за которой развлекались женщины гарема

 

Шестая стена также начинается от озера Камалапурам и окружает Хампи с юга. Седьмая линия окольцовывает всю центральную часть города, примерно 1х2 мили (1.6х3.2 км). Там внутри находятся дворцовые комплексы и правительственные постройки. Стена прерывается только на северо-востоке, где есть естественная преграда - холм из гранитных глыб. Сам Хампи протянулся на 8 миль (12.8 км) с юга на север и на 7 миль (11.3 км) с запада на восток. С севера город разделяет река Тунгабхадра. За рекой расположен очень укреплённый пригород Анегунди. (первая столица королевства; чтобы использовать реку, как дополнительное препятствие для вражеских войск, первый король перенёс столицу на южный берег и дал новое имя Виджаянагара). Недалеко от дворца короля располагаются четыре длинных базара. Каждый представляет из себя галерею из гранита, кое-где со вторым этажом. Самое большое здание в Хампи - это королевский зал собраний. Розы продаются везде, как будто люди не могут без них жить. Люди одной профессии представляют свой товар в магазинах, следующих друг за другом. Ювелиры торгуют в основном на базарах и продают рубины, изумруды, жемчуг и бриллианты. В центральной части города протекает множество каналов - город отлично снабжаем водой. В комплексе, окружённом массивными стенами, находится Диван-хане (или контора министра; сейчас он обозначается как Занана, на персидском значит "женские комнаты" или "женский двор").

 

Хампи, Занана

Дворец Лотос на территории Занана (гарема)

 

Король обладает самой большой властью в Индии и называется Райя (видоизменённое от "раджа"). Те короли, чьи территории даже не принадлежали Виджаянагаре, например, порт Каликут, всё равно в страхе платят ему дань”. Заканчивает Абдул Раззак впечатлениями об увиденных в городе тысяче слонов, “напоминающих гору и дьявола одновременно”. Слоны использовались в армии. По его словам, всё войско короля состояло из 1 млн. и 100 тыс. воинов.


 

Абдул Раззак о заговоре против короля Дева Райи II

 

”Однажды брат короля пригласил близкое окружение к себе в дом на обед. Пользуясь обычаем, согласно которому нельзя было принимать пищу рядом друг с другом, он попросил гостей по одному проследовать в его трапезную для приёма своей части кушаний. Там в это время двое убийц устроили засаду и убивали смоченными ядом кинжалами каждого гостя, включая сына короля. В шуме музыки и красоты представления никто не мог предположить что происходит. Потом коварный заговорщик отправился к своему брату во дворец. Он вошёл в покои и пригласил короля также прийти на обед. Король ответил, что неважно себя чувствует. Тогда братишка достал кинжал и несколько раз ударил Дева Райю II. Думая, что тот скончался, он дал указание помощнику отрезать голову жертве, а сам выбежал на крытую галерею дворца и во всеуслышание заявил, что король, его братья и всё окружение им убиты и да здравствует новый король! Но Дева Райя остался жив. При помощи охранника он смог убить, приблизившегося к нему врага, и через некоторое время выбежал через гарем. В этот момент его брат-злодей всё ещё выкрикивал речи. Тут все увидели настоящего короля. После случившегося оказалось, что из всех приближённых только визирь короля Данайк остался жив. Он в это время был с визитом на Цейлоне. Участники заговора были пойманы. По приказу короля с живых заговорщиков содрали кожу или сожгли вместе с семьями.

Эту жуткую историю рассказал также португалец Нуниш, лишь с тем изменением, что это племянник, а не брат устроил резню. Он добавил, что король после отравления смог прожить еще 6 месяцев. Феришта вспоминает, что Алам-шах (султан Дели в 1445 - 1451), прослышав о случившемся в Хампи и, видимо думая, что королевство ослаблено из-за вражды за власть, направил королю требование заплатить 700 тыс. варахас (монет). Король в гневе на султана направил войско, чтобы разгромить наглеца. Были взяты крепости Мудгал и Райчур и мусульмане были отброшены до Биджапура. Тем не менее был заключен мир, по которому (очень интересная ситуация) именно король Виджаянагары продолжал исправно платить дань султану в обмен на то, что тот никогда не будет больше предпринимать военные походы на территорию Виджаянагары.

 

Хампи Вирупакша

Башня при храме Вирупакши


 

Борьба за власть в Виджаянагарском королевстве

 

До сих пор сложно установить кто правил после смерти Дева Райи II с 1444 и до 1449 гг. Упоминается его сын Пина Райя (или Чикка Райя), а также Дева Райя III. Вероятно, оба персонажа - это одно и то же лицо. Вообще, с 1444 по 1490 гг. продолжался период, когда в течение 45 лет власть переходила из рук в руки восьми королей. Даты их правления сложно установить точно. По всей видимости, они были только номинальными главами без реальной власти, поэтому о них почти не упоминают путешественники. Скорее всего, все эти годы реально страной правил министр Нарасимха, ставший официально королём примерно в 1490 г. В воспоминаниях летописцев остались записи, что король Малликарджуна правил примерно в 1452 - 1453 и 1464 - 1465 годах и отдавал брахманам 50 % всех поступлений в казну. Всё своё правление он защищал интересы только этой малой части населения, что косвенно говорит о зависимости.

Чуть более известно о Вирупакше I (на португальском Верупакарао, примерно 1470 - 1471). Он проводил бездарную жизнь, часто напиваясь и заботясь только о себе и своих женщинах. Он не появлялся на людях и не виделся с чиновниками. Отупевший от пьянства король был невыносим для приближённых. Однажды ему приснилось, что один из них хочет его убить. Это было достаточным основанием для казни несчастного. Тогда многие короли отказались быть вассалами Виджаянагары.


 

Никитин и Гаван

 

В 1468 г. на пике славы Бахманийского султаната в его столицу Бидар прибыл русский купец и путешественник Афанасий Никитин - второй европеец на индийской земле. Он описывает годы пребывания здесь в своих заметках "Хождение за три моря". Никитин был знаком с Махмудом Гаваном - самым ярким представителем султаната за всё время его существования.

Мелик Махмуд Гаван служил Бахманийскому султану Мухаммад-шаху III.Мелик соответствует княжескому титулу. Гаван был родом из Ирана (Персии). В те времена на работу во дворцах многочисленных султанатов Индии приезжали целыми коллективами умнейшие и влиятельные люди из Ирана. Тогда это государство было самым передовым и служило примером для других. Мировые торговые пути из Китая и Индии, Африки и Европы сходились как раз здесь. Гаван был учёным, прогрессивным государственным деятелем и успешным полководцем. Используя междоусобицу в стане государства индусов в 1469 г., Махмуд Гаван отвоевал малабарский берег. Там находился Гове (в легендах Говапури, а позже Гоа) - морской порт, связывающий Индостан с Африкой, Аравийским полуостровом и Европой. Порт стал обеспечивать наполнение казны Бахманидов. Через 30 лет сюда прибудут португальцы, чтобы остаться в Гоа на 460 лет (до 1961 г.).

Именно такие люди, как Гаван в древности свергали правителей и были основателями новых династий. Нет свидетельств, что у Гавана имелись такие планы. Но Мухаммад-шах III ревновал Гавана и боялся потерять свой авторитет. В 1481 г. Махмуду Гавану отрубили голову по надуманному приговору.

 

Притхвирадж Капур

Махмуд Гаван и Афанасий Никитин (кадр из кинофильма 1957 г.)


 

Король Вирупакша I и сыновья

 

Самым стратегическим товаром были лошади для армии и личного использования правителей всех государств Индостана. Лошадей здесь не разводили. Виджаянагарская империя в этом плане была полностью зависима от арабов, имевших монополию на продажу этих животных. Но тогда хотя бы был порт, откуда везли лошадей. Теперь его не стало. В Гоа с 1510 г. прочно обосновались португальцы. Старший из двух сыновей Вирупакши I не мог вынести позора и убил бездарного отца (того что слыл пьяницей), но добровольно признался в содеянном и отказался от трона в пользу младшего брата Прадха Дева Райя (Падеарао,1476 - 1477). Тогда министры подговорили короля убить старшего брата. Мол тот, убив отца, может сделать то же самое и с ним. Прадха совершил убийство брата своими же руками. В целом он повторил беззаботную жизнь отца. Арабский летописец Феришта утверждает, что убийство сына Вирупакша I организовал министр Нарасимха, который фактически правил страной. Скорее всего, тот сын, убив безвольного отца, был весьма решителен и умён и мог действительно стать законным королём с причитающейся ему полнотой власти. Нарасимху же устраивали только короли-марионетки.

Недолго собирали цветы радости из королевского сада следующие короли, правившие всего по году: Раджасекхара - в 1468 - 1469, 1479 - 1480 и 1486 - 1487 гг., Вирупакша II - в 1483 - 1484. Уже 40 лет королевство было под угрозой распада из-за постоянной борьбы за власть и бездарного руководства.


 

Раздел Бахманийского султаната

 

Этим не смогли воспользоваться враги-мусульмане. Не всё было гладко и в стане Бахманийского султаната. В 1482 г. во времена Махмуд-шаха II (1482 - 1518), которому было всего 12 лет начались междоусобицы. Сильное государство Бахмани, с которым Виджаянагарское королевство граничило на севере, разделилось на 5 государств:

- Биджапурский султанат со столицей в Биджапуре под управлением Адил-шахов, (существовал в 1490 - 1686);

- Бидарский султанат со столицей в Бидаре под властью Барид-шахов (образован в 1527 г., а через 92 года вошёл в состав Биджапурского султаната);

- Берарский султанат с Имад-шахами (образован в 1490 г., а через 84 года вошёл в состав Ахмаднагарского султаната);

- Ахмаднагарский султанат под властью Низам-шахов (1490 - 1636);

Голкондский султанат со столицей в Голконде, руководимый Кутб-шахами (1518 - 1687).

Все султанаты в конечном итоге угасли и вошли в состав Могольской империи примерно в одно и то же время.

 

Хампи Карта Индии


 

Серый кардинал Нарасимха

 

В сложный период для Виджаянагары появляется фигура Нарасимхи (Нарсимгуа) - одного из уважаемых военачальников. О нём уже упоминалось выше. Нарасимха жил на юго-востоке королевства. Там же он призвал людей присоединиться к нему и идти на Хампи, чтобы свергнуть действующего короля ради сохранения королевства и нашёл всеобщую поддержку. До тех пор, пока восставшие не проникли во дворец, не встретив какого-либо сопротивления, король не верил в то, что его свержение возможно. И только когда заговорщики были уже у дверей его комнаты, он умудрился убежать. Нарасимха не стал его преследовать, а просто принял власть в свои руки.

Феришта пишет, что Нарасимха несколько иначе узурпировал власть. Он просто стал опекуном маленького наследника, выполняя временно его функции. Однажды один из вассалов попросил помощи у Нарасимхи для того, чтобы разобраться с Адил-шахом, терроризирующим приграничные районы королевства. Нарасимха взял с собой мальчика и лично отправился в военный поход. Захватив города Мудгал и Райчур, он привёл в бешенство султана этих земель Адил-шаха. Тот послал войска отвоевать города. Нарасимха на этот раз потерпел поражение и вынужден был отступить. Во время отступления в мальчика попала стрела и живым до Хампи он не доехал.

Так или иначе, началось правление Нарасимхи, как короля и основателя второй династии, правившей 77 лет. Официально на троне он был с 1490 по 1498 гг., но как всемогущий министр, сосредоточивший в своих руках всю власть, вероятно, он правил с 1453 г. ещё при короле-марионетке Малликарджуне. Он был так любим народом, что королевство назвали в его честь Нарсимга. Король активно закупал лошадей в Иране и Адене, что привело в Хампи купцов и укрепило кавалерию. За лошадей он выкладывал столько денег, сколько просили торговцы. Даже за умершую в пути лошадь при предъявлении её хвоста Нарасимха платил, как за живую. Король вернул в состав империи утерянные предшественниками земли и оставил после себя мир и спокойствие в королевстве. Только три важнейших города-крепости: Райчур, Удаягири и Кондевид (на персидском: Рачол, Одегари и Конадолги, первые две крепости сейчас индийские города, последняя - находится в городе Гунтур) портили картину его успехов. Нарасимха скончался в 1503 г., так и не успев их приструнить. Перед смертью он попросил своего министра Нарасу Найка (Нарсенака) захватить эти города во что бы то ни стало и передать одному из двух тогда ещё маленьких сыновей сильное государство с укреплёнными границами на севере.

 

Хампи Матанга

Храмовый комплекс Кришны в Хампи


 

Нараса Найк

 

Итак, от имени малолетнего сына Нарасимхи править начал Нараса Найк (Вира Нарасимха). Не всем он нравился. Злоумышленники подкупили пажа принца. Это позволило им отравить наследника таким образом, чтобы все подумали на Нараса Найка. После ареста последнего встал бы вопрос о власти. Вот тут главный заговорщик и дал бы о себе знать. Чтобы не выглядеть лицом заинтересованным в убийстве, Нараса Найк тут же возвёл в короля другого сына Нарасимхи Тамарао (на португальском). У Нараса Найка как министра не хватало власти, чтобы наказать подозреваемого. Однажды он сделал вид, что отправился на другой берег на охоту, а сам ретировался в родную Пенуконду (Пенагумдим) 215 км юго-восточнее Хампи. Там он собрал войско и отправил Тамарао письмо, рассказав в нём о факте предательства со стороны некоего капитана Тумарсаа. Но молодой король не имел ничего против заговорщика, так как благодаря тому стал неожиданно королём. Тогда Нараса Найк прибыл с войском к стенам Хампи и пять дней упрашивал отдать приказ о наказании Тимарсаа. Наконец, голову заговорщика показали министру. Удовлетворённый Нараса Найк, вошёл в город с почётом, как уважаемый и справедливый человек. Его войска вернулись в Пенуконду.

Тамарао был пока слишком юным и неопытным, чтобы справляться с делами государства и проведением военных кампаний. Нараса Найк уговорил Тамарао в целях безопасности оставаться в Пенуконде. Принимая во внимание, что это был родной город министра, можно сделать вывод, что он просто изолировал молодого короля, приставив к нему 20 тыс. стражников. Сам же министр взялся за восстановление порядка в королевстве по своему усмотрению. Один из его советников выразил мнение высокопоставленных чиновников - они не хотели бы видеть Тамарао королём. Это вполне совпадало с планами Нарасы Найка. Принц внезапно исчез для всех, а на самом деле ночью был убит в саду и там же похоронен.

Феришта повторяет эту историю, но, вероятно преуменьшает возраст детей. Он указывает, что Нараса Найк (Химраадж) сам участвовал в первом отравлении. Трёхмесячный брат убитого по имени Тамарао совсем не мешал ему править до тех пор, пока наследник не достиг юношеского возраста. Тогда коварный правитель отравил и его.


 

Кришна Дева Райя на троне

 

Министр Нараса Найк правил примерно с 1498 по 1503 г. А так как его сыновья стали последователями на троне, будем считать его королём Виджаянагары. После смерти Нараса Найка корону получил старший из пяти его сыновей Бусбалрао (1503 - 1509), который умер от болезни через 6 лет. Перед смертью он тайно встретился с министром Салува Тимма (Сальватима) и сказал о своём желании оставить трон сыну восьми лет отроду. Было очевидно, что королём станет его брат Кришна Дева, ввиду юного возраста сына. Бусбалрао этого очень не хотел и приказал министру выколоть глаза брату. Но Салува Тимма тут же встретился с Кришна Дева и рассказал о коварном плане брата, на что то ответил, что никогда и не думал о троне и вообще хотел быть прожить свою жизнь в качестве аскета-йоги. Министр приказал привести ему козла. После чего вынул у него глаза и представил Бусбалрао в последний час его жизни. Королём стал Кришна Дева Райя (Криснарао, 1509 - 1530 годы). Ему было чуть более 20 лет. С его приходом начался наивысший расцвет Виджаянагарского королевства. Во многом этому помогла португальская экспансия на западном побережье Индии. Через несколько месяцев после начала правления этого короля они объявили Гоа столицей всех восточных владений Португалии.

 

3 часть

5 часть

Фото Хампи

Экскурсия

 

 

© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru