Забытая империя, 1 часть

Хампи 111 


Цель книги. Очевидцы событий, на которых опирался автор в процессе написания книги. Воспоминания о посещении Хампи русского путешественника XV века Афанасия Никитина. 


Эта книга посвящена великой Виджаянагарской империи (далее может упоминаться как империя Виджаянагар), которая процветала на юге Индии в 1336-1565 годах и ее великолепной столице Виджаянагаре (далее будет иногда упоминаться современное название - Хампи) - величайшему мегаполису средних веков. О существовании империи и Хампи после катастрофических событий в середине XVI века забыли. Поэтому книга названа "Забытая империя". Она полностью основана на документах и хрониках, которые проливают свет на события далеких времен. После глубоких исследований каждого документа в отдельности, путем сопоставления фактов удалось сложить воедино истинную картину с максимальной достоверностью. Мы бы никогда не узнали об империи Виджаянагар и Хампи, а также об интересных событиях, случившихся в XIV-XVI веках в центральной и южной Индии без работ нижеперечисленных историков,  путешественников и летописцев.

Хампи, Вирупакша 
Португальцы: 

  • Фернао Нуниш (был в Хампи в 1535-37 годах) - крупный португальский торговец лошадьми. Позволил нам окунуться в бытовую жизнь короля и простых жителей Хампи с их религиозными службами и праздниками. Ему удалось восстановить большинство событий, начиная с момента зарождения королевства. Можно не сомневаться в его описании состояния дел в империи Виджаянагар во время правления короля Ачьюта Райя, так как он сам присутствовал при этом. Он писал наиболее полно и последовательно, поэтому половина информации в книге "Забытая империя" основывается на его хрониках. Остальные авторы либо добавляют к изложенному события, свидетелями  которых они были, что, безусловно, делает общую картину более яркой и связанной деталями, либо, каждый по своему повторяют Нуниша.

  • Дуарте Барбоза (был в Хампи в 1508-14 годах) - первый португальский мореплаватель, офицер, летописец, прибывший на корабле Васко Да Гамы на западное побережье Индии. Замечания автора перевода обозначается здесь и далее серым цветом. Он написал «Книгу Дуарте Барбозы», содержащую подробное описание этого региона, населяющих его народов и их обычаев, о первых шагах колонизаторов в Индии и торговле, дал описание того, что из себя представляли Виджаянагарское королевство и его столица в самом начале правления короля Кришна Дева Райя. В 1519 г. записался в экспедицию Фернана Магеллана, которому приходился шурином.  

  • Доминго Паэс (был в Хампи в 1520-22 годах) - путешественник, поведавший о месте расположения Хампи, устройстве города, рассказал о народе, проживающем в королевстве, его бытовой жизни и праздниках. Он подробно изложил факты из жизни короля Кришна Дева Райя после личной с ним встречи.

  • Куто (был в Хампи в 1565 г.) - путешественник. Он рассказал о последних годах империи при короле Рама Райя. Будучи очевидцем  заключительной  битвы  Виджаянагарской  империи, подробно написал о соотношении сил, стратегии и тактике противоборствующих сторон. 

Итальянцы: 

  • Никколо Конти (был в Хампи в 1420 г.) - самый первый европейский  путешественник из тех, что, побывав в Хампи, оставил записи о своем визите (записывал с его слов Поджио Браччолини). Никколо Конти родом из Венеции, прожил 1 год в Дамаске, где выучил язык и принял ислам. Отправившись с караваном из Дамаска через Багдад, Басру и Ормуз, он оказался в индийском Гуджарате. Потом по западному побережью Индостана достиг Хампи. Он рассказал о расположении города, поведал о народных праздниках и разработке месторождений алмазов. 
     
  • Вартема (был в Хампи в 1506 г.) - путешественник, прибывший с португальцами и описавший освоение ими новых земель
  • Чезаре Федеричи (был в Хампи в 1567 г.) - путешественник, поведавший о событиях спустя 2 года после разрушения Хампи.

  • Сассети (был в Хампи в 1578-88 годах) - путешественник, рассказавший о ситуации в регионе после распада империи. 

 Арабы:   

  • Ибн Баттута (был в Хампи визитами в 1333-42 годах) - марокканец, очевидец зарождения Виджаянагары, летописец делийского султана Мухаммад-шаха II, у которого был на службе 8 лет в качестве судьи и фикиха (богослова-законоведа). Ибн Баттута посетил все страны арабского мира. При его участии Мальдивские острова перешли из буддизма в ислам.   

  • Абдул Разак (был в Хампи в 1442-43 годах) как персидский посол, лично встречался королем Дева Райя II, рассказал о заговоре против него. Подробно изложил информацию о жизни в Хампи, об укреплениях города, расположении и назначении некоторых зданий. 

  • Мухаммед Феришта (записи им были сделаны в 1607 г.) - индийский историк иранского происхождения, служивший при дворе султана Биджапура Ибрахима Адил-шаха II, автор исторического труда - компиляции «Тарих-и Феришта», подробно описывающего историю Индии мусульманского периода. Он оказался единственным из вышеперечисленных людей, который никогда не посетил Хампи и даже не жил в те времена. Со слов других он попытался собрать всевозможные сведения о периоде существования Виджаянагары. Интересны его повествования о том, что происходило в стане мусульманских государств, как развивались дела у португальцев. Зачастую, его описания несколько разнятся с официальной версией, он иногда ошибался в датах и путал имена. Тем не менее, путем сопоставления событий, слегка поправляя Феришту в процессе изучения его работ, появилась возможность добавить интересные детали к общей картине. 

Ценность арабских хроник в том, что составившие их летописцы, видели события с той стороны границы, что также помогло получить более полное описание происходящего.

Столицу королевства сейчас принято называть Хампи по названию деревушки, близ которой находятся руины древнего города. Сами жители во времена существования Виджаянагарского королевства называли свою великую столицу Виджаянагара, что значит город-победитель. У португальцев название города звучит как Биснага, Биснагар, Биджанагар, Биджанагер. А Виджаянагарское королевство они называли Нарсимга. Арабы упоминали Хампи как Биджануггер, Биджанагар, Биджнуггер, на картах итальянцев Хампи обозначался как Бизенегалия. В скобках далее в тексте, вслед за общепринятыми сейчас названиями городов и именами королей, иногда приводятся названия и имена, которые употреблялись авторами хроник.

Итак, начнем рассказ с рукописей русского путешественника Афанасия Никитина родом из Твери. Его заметки также использовались при написании книги. Он отправился в долгий путь в Индию в 1462 г. Точно известно, что А. Никитин проехал почти по всему западному побережью страны и прожил в Индии 6 лет с 1468 г. Виджаянагарскому королевству тогда уже было 135 лет. Он называл столицу Хампи Бичинегер. 

Путь Афанасия Никитина 
Кликните на карту и она увеличится 

Хампи Никитин карта
Вот, что он пишет: "Здесь проживает много людей и в основном они небогатые. Но встречаются и те, кто утопает в роскоши и удовольствиях. На улицах таких несут на серебряных носилках человек 20, за ними следуют около 300 всадников и 500 пеших воинов. Далее идут горнисты, 10 музыкантов и 10 человек, освещающих путь факелами. Что же касается султана (так он называл короля), то рядом с ними можно всегда насчитать около 1 тыс. всадников на лошадях с золотыми парадными конскими сбруями, 100 верблюдов, 300 трубачей и столько же танцоров. Султан сидит в золотом седле на коне в амуниции с сапфирами и золотыми деталями. На головном уборе можно увидеть большой бриллиант. Из оружия на нем 3 позолоченных меча. Брат султана едет в золотой ложе с бархатным балдахином и орнаментом из драгоценных камней. В длительных походах рядом с братом следуют мать и сестра в позолоченных паланкинах, а сзади следуют 2 тыс. женщин верхом на лошадях. Впереди кортежа скачут 300 всадников-мужчин.

Индуистский султан живет в Бичинегере - огромном городе в горах (так он назвал холмы), который окружен тремя линиями укреплений из мощных стен. Город расположен в горной долине. Река разделяет его от страшных джунглей. С одной стороны город неприступен полностью. Мусульманские султаны вели войны с королевством. Однажды, когда они подошли к одному из городов индуистский султан мог выставить только 300 слонов, 50 тыс. всадников и 100 тыс. пеших воинов. Тогда как у мусульман было свыше миллиона воинов и 575 слонов. Индийские воины ходят почти голыми и босиком. В руках у них только щит и меч. Некоторые имеют луки со стрелами. Они очень часто используют в битвах слонов, на которых надевают стальные пластины, а на бивни закрепляют острые косы. На тело слонов привязывается цитадель, в которой могут находиться до 12 человек в доспехах с ружьями и стрелами. Враг тогда осаждал город месяц и потерял много людей. Мусульманам не хватало воды и пищи, хотя они видели озеро, но оно было для них недоступно. Город с первой осадой они не взяли. Но когда мусульмане пришли вновь, хану Мелику удалось ворваться внутрь. Но победа досталась с трудом. 20 дней его солдаты не ели и не пили, а 5 тыс. лучших воинов потеряли жизнь. В захваченном городе хан обезглавил 20 тыс. жителей и столько же взял в плен и продал. Сокровищ в городе не оказалось".   

Забытая империя, 2 часть
Забытая империя. Вступление 
Фото Хампи
Экскурсия в Хампи  


© Текст зарегистрирован и отображается в поисковых системах как
первоисточник, 
перепечатка текста не разрешается, rossyanka.ru 

Телефон/WhatsApp: +91 (989) 039-19-97 или WhatsApp: +38 (098) 231-41-58 
Звоните в России: +7 (921) 636-39-86