Остров Диу

Библиотека "Россиянки"


 

Фоторассказ об острове, городе и форте Диу

 

Представляю вам статью о бывшей португальской колонии в Индии, о том, как здесь живут сейчас и что стоит посетить. Также коснусь истории, торговых путей в конце XV века и начале XVI века, осаде Диу в 1538 г. турками-османами. Расскажу о кораблях, которые составляли передовые флоты в те времена. Изучая период существования Португальской Индии, я был обязан посетить это место и увидеть всё своими глазами, как пару днями ранее сделал это в Дамане на противоположной стороне Камбейского залива. В Гоа добро пожаловать на мою экскурсию по столице владений Португалии в Азии, где увидите интересные объекты той эпохи.

 

Диу на карте

Фото Диу

 

Какой же богатой страной всегда была Индия. Торговцы всего мира грезили мечтой поторговать с ней. Плавание Васко да Гамы из Лиссабона в Индию продолжалось 10 месяцев, став географическим открытием. До этого торговые пути из Индии в Средиземное море проходили через Персидский залив и Красное море. Все были долгими и опасными. Отправляясь в плавание или путешествие по земле, никто не мог сказать, что вернётся назад живым. Нередко караваны подвергались нападению пиратов и банд разбойников, корабли попадали в шторм, людей косили незнакомые болезни. Путь к конечной точке и назад занимал месяцы. Иногда оказывалось, что на обратном пути власть в тех или иных странах менялась, налоги увеличивались. Даже перекраивались границы и менялись названия государств. Такое случилось во время обратного путешествия в Тверь из Индии русского купца Афанасия Никитина в 1469 г., о чём он пишет в своих заметках "Хождение за три моря".

 

Диу на карте

Диу на карте Индии

 

Правители всех стран в целом благоволили торговцам и защищали их. Они понимали важность торговли и положительного имиджа страны. Встречи людей из разных уголков мира приносили в страну, в том числе последние достижения в области науки и техники. Если пути пойдут в обход, это могло стать причиной забвения городов. Короли, шейхи, султаны пытались контролировать торговые пути. Заключались союзы, плелись интриги. Одни собирали флоты для захвата важных портов, другие строили укрепления и оборонялись. Как ни странно это звучит, конфликты и войны заставляли человечество совершенствоваться, чтобы противостоять угрозе и просто остаться в живых.

Одним из пунктов на торговом пути был диво-остров Диу.

 

Диу на карте

Карта острова Диу

 

Долгих 426 лет Диу был частью заморских владений Португалии, а именно с 1535 по 1961 год. Пожалуй, из сотни португальских фортов XVI века по всему миру форт Диу был самый укреплённый. Таким образом подчёркивалась его важность... в препятствовании торговли арабов с Индией через Красное море и Персидский залив, чтобы обеспечить гегемонию португальцев, которые выбрали путь в Индию из Европы через юг Африки. Все товары региона Индийского океана должны были отныне доставляться в Лиссабон и уже оттуда развозиться по Европе. Португальцы своего добились. Очень быстро Генуя и Венеция утратили своё значение, Османская Турция и другие кусали локти от прекращения торговли традиционными путями. Но просто так никто не собирался уступать португальцам.

 

Диу Форт внешне

Табличка на стене форта Диу

 

Сегодня Диу - остров площадью 38 км² и город на юге полуострова Катхиявар, на котором также расположен индийский штат Гуджарат. Диу сложно назвать городом, скорее это посёлок со скромными разноцветными домами и вполне счастливыми жителями, чьи родственники запросто могут иметь португальский паспорт и жить в Европе.

 

Диу Аэропорт

В аэропорту Диу

 

Таких маленьких аэропортов я не видел даже в удалённых посёлках Якутии. Ничего удивительного - аэропорт связывает только 3 города Индии. Я прилетел сюда из Сурата, а улетел на Андаманские острова с посадкой в Ахмадабаде. Самолёты также летают в Диу из Мумбаи. При подлёте я заметил, что места вокруг пустынные. То ли из-за жары ничего не растёт, а может земли заполняются периодически солёной водой. Скорее всего, и то и другое. Португальцы завезли сюда пальмы Хока (Hyphaene thebaica). Такие растут в Африке по берегам Нила в Египте и Судане, а также у рек в Кении. Плоды очень вкусные и съедобные, считается, что они обладают лечебными свойствами. Интересно, что больше нигде в Индии эти деревья не прижились. Колонизаторы не поленились и потратились, значит это было нужно.

 

Диу Город

Старых домов в Диу осталось мало

 

Если бы жители Диу посетили большой, сумасшедший по динамике жизни город Индии, с ними случился бы инфаркт. Но, конечно же, населению Диу в этом надобности нет. 25 тыс. человек живут тихой и размеренной жизнью. Даже работа у многих приятная - рыбалка на свежем воздухе в бескрайнем море. Днём здесь особенно жарко, потому люди отдыхают дома. А мне и утром, и вечером казалось, что в Диу вечное воскресенье, так как дороги пустые и людей на улице мало. Редкая рикша проедет мимо. У водителя существует всего два тарифа - 100 ₹ по городу и 500 ₹, если ехать в другой конец, а это всего лишь 10 км. Я проехал вокруг всего острова. Здесь точно не найдёте шокирующей индийской нищеты.

 

Диу Город

Пальмы Хока в Диу

 

Диу не входит в состав ни одного из 29 штатов Индии. Это одна из союзных территорий, управляемых из Дели. Перечислю все союзные территории:

- Дадра и Нагар-Хавели и Даман и Диу.

- Лакшадвип в Аравийском море;

- Андаманские и Никобарские острова в Бенгальском заливе;

- Джамму и Кашмир (штат до 2019 г.);

- Ладакх (часть, отделённая от Джамму и Кашмир);

- Пондичерри (бывшая французская колония);

- Чандигарх - столица двух штатов Пенджаб и Харьяна;

- Дели, как столичный округ.

 

Диу Город

Типичные дома в Диу

 

В соседний штат Гуджарат из Диу можно попасть двумя дорогами. В отличие от Гуджарата, где очень строгий сухой закон, в Диу можно купить алкоголь и даже дешевле, чем в Гоа. Потому и установлены границы со шлагбаумами со стороны Диу и при въезде в Гуджарат. Вывозить алкоголь не полагается, напиваться следует только в Диу.

Туристу стоит запланировать одну ночёвку и потратить целый день на осмотр острова с отдыхом на пляже. Интерес представляет восточная оконечность острова. Её можно обойти пешком. Туристов и отелей здесь немного. В городе сразу за стеной отели идут друг за другом. Они словно соревнуются у кого название более пафосное: Royal, Prince, President, Star. Я клюнул на The Grand Highness - "Великое высочество". Рядом есть пара кафе, лавки, фрукты на лотках, единственный алкогольный магазин. На пляжах не найдёте лежаков и кафе. В Диу и близко нет развитой туристической инфраструктуры, как в Северном Гоа.

 

20240319_194549

Мой отель в Диу


 

Что посетить в Диу

 

  • Форт Форталеза Диу.
  • Форт Пани Кота.
  • Крепостная стена.
  • Церковь Св. Павла.
  • Церковь Св. Франциска.
  • Церковь Св. Фомы.
  • Каменоломня (пещеры) Найда.
  • Музей ракушек.
  • Пляж Нагао.
  • Пляж Джаландхар.
  • Пляж Гоола (на полуострове).

 

Диу на карте

Карта восточной части острова, где расположен город, живёт основное население и находятся интересные объекты


 

Значение форта Диу (Diu Fort)

 

На португальском Fortaleza de Diu или Fortaleza de São Tomé - главное туристическое место острова. В XVI веке для португальцев форт являлся наиважнейшим в Азии, так как располагался в стратегическом месте на карте. Здесь проходил самый короткий морской путь из Индии в порты Аравии, Ирана, Восточной Африки, откуда товар развозился по Европе. Разумеется, в Индию корабли также шли гружёными. Тогда не было возможности плыть от начальной до конечной точки без транзитных остановок. Корабли именно в Диу не останавливались - Диу не был портом. Здесь располагалась военно-морская база, с которой португальцы могли контролировать морской путь.

 

Диу Форт внешне

Пристань

 

На фото вид с бастиона Св. Георга: стены форта и пристань. Судя по старинной карте, сюда заходили корабли. Мы видим, что места немного. Значит предназначена пристань была только для португальских судов. Здесь можно было отремонтировать корабль или заправить ёмкости питьевой водой. Рядом за стеной расположено два резервуара. Вода - то что оказывалось самым ценным во время длительного мореходства. Она быстро протухала. Потому вторую часть морского пути приходилось пить вино и портвейн. В Диу всегда была чистая питьевая вода.

Как пишет Афанасий Никитин в 1469 г., ничего особенного, кроме драгоценных камней, главным образом алмазов, русским людям из Индии не было нужно. Да и за теми охотился разве что Тверской князь. Тверское княжество (1247 - 1485) противостояло Московскому, которое в это время поглощало соседние княжества и собирало земли русские. Напомню, Государём и Великим князем всея Руси был тогда Иван III Васильевич (правил с 1462 по 1505 г.), преемником стал Василий III (1505 - 1533), а в 1530 г. родился Иван IV (Грозный). Присоединение Тверского княжества состоялось в 1485 г. Торговый путь русских купцов шёл по Волге через Каспий в порты Северного Ирана.

Если климат и образ жизни русским людям позволял обходится без заморских пряностей, то специи в Европе ценились очень высоко. Они использовались для консервирования мяса. Это было важно до изобретения электрических холодильников. А шли пряности из Индии и о. Цейлон именно этим путём. С открытием сегодняшней Индонезии и Малайзии португальцы начали возить специи и оттуда. Разумеется, список товаров для обмена был гораздо шире. В Индии очень ценились импортные лошади.

 

Диу Форт внешне

Входные ворота в форт

 

Это ворота на узкую дорожку, слева и справа от которой вода. Дорога идёт вдоль крепостной стены и канала, заканчиваясь мостом и вторыми воротами, которые были под контролем орудий с бастиона Св. Георга и ружей с этой стены. После поворота направо были третьи и четвёртые ворота, обеспечивая туристу приятную познавательную прогулку внутрь. Но для врага весь этот путь был дорогой в ад.

В основном торговые суда принадлежали исламским странам. Распространённым языком в регионе был фарси. Торговцам было вполне комфортно встречать не только по пути, но и в Индии единоверцев. Тогда Индия состояла из множества султанатов, управляемых выходцами из Ирана и Афганистана, которые не без успеха насаждали индийцам новую веру. Не улыбайтесь. В те времена обе страны были очень развитые. Город Герат в Афганистане был мировым центром наук. А Иран вообще являлся центром мира и самым большим рынком, куда свозились товары отовсюду. Европейские торговцы и русские купцы дальше Ирана за товаром и не ходили. Сам Иран мог предложить всему миру большое количество различных тканей, керамику, фрукты, лошадей и др. товары.

 

Карта

 

Путь из Европы в Индию через Южную Африку, открытый Васко да Гамой в 1498 г., кроме португальцев в начале XVI века никто бы не повторил. Разве что испанцы, но им для разграбления хватало и открытой Колумбом шестью годами ранее Америки. Никто не обладал столь передовым морскими судами, с такими опытными командами и точными картами. А главное, португальцы смогли установить контроль на Африканском континенте над пунктами для технологических остановок кораблей.

Традиционный путь из Индии через индийские Сурат, Диу и далее через о. Сокотра в Красное море и о. Ормуз в Персидский залив по мнению португальцев должен закрыться для конкурентов. Без военной базы это не представлялось возможным осуществить. Лучшего места для базы, чем на о. Диу и не придумать.

 

IMG_0544

 

Вход к бастиону Св. Лучии, вдающегося стрелой в море. Форт Диу был устроен так, что внутри него также были крепостные стены, обеспечивая любому из бастионов возможность изолированно ото всех вести долгую оборону, даже если весь форт был уже под контролем врага.

Благодаря внедрению передовых оборонительных технологий, Диу стал самым мощным фортом в заморских владениях Португалии. Это создало условия для развития большого португальского города и обеспечить независимость от военной помощи из Лиссабона и Гоа. Более того, расположенный между португальским о. Ормузу берегов Ирана и Даманом на индийском берегу, сам Диу должен был способен прийти на помощь любому из них.

В 1538 г. после успешного 4 месячного противостояния осаде гуджаратских военных и османского флота, португальцы сделали выводы. В 1546 г. форт приобрёл ещё более грозный вид, тот, что мы видим сегодня.


 

Устройство форта Диу

 

Форт расположен на самом востоке острова там, где с 3-х сторон его окружает вода. Камни в воде и волны не позволяли кораблям и даже лодкам приблизится к крепостной стене. Высадиться в таких условиях, а потом идти на штурм стен не представлялось возможным. Так что португальские защитники форта могли оставить пару наблюдателей, и сконцентрироваться на 4-й стороне, куда враг мог дойти по земле. Ширина крепостной стены позволяла развернуть здесь орудия и иметь у бойниц достаточно много солдат. Перед стенами имелся ров. Осаждающим не было смысла его преодолевать, так как они оказывались совершенно беспомощными у крепостной стены, которая опускалась в воду. Штурмующим могли помочь лишь осадные пушки, но такую толщу стены нужно было пробивать несколько месяцев.

 

IMG_0592

Бастионы Св. Доминго и Св. Николая соединены посредством куртины

 

Бастион (bastionato на итальянском - "всякая выступающая постройка") - пятистороннее долговременное укрепление, возводившееся на углах крепостной стены.

Куртина (cortina на итальянском значит "завеса") - крепостная стена, соединяющая соседние бастионы. Куртина обычно являлась объектом атаки осаждающих, которые стремились проделать в ней брешь для штурма. Чтобы прикрыть куртину от огня и затруднить атаку в конце XVI века перед ней стали возводить равелин.

 

Диу Форт внешне

 

Перед куртиной и бастионами в 1542 г. был вырыт канал, проходивший от моря до моря. Форт как бы оказывался на острове. Вы видите начало этого канала и бастион Св. Филиппа. Канал предстояло вырубать вручную в скальной породе. Потому работа проделана адская. Ширина рва составляет примерно 15 метров, а глубина 5 метров.

 

Диу Форт внешне

Ров и стены форта

 

А теперь посмотрим на бастионы Св. Тиагу и Св. Филиппа. Каждый из них мог сражаться отдельно друг от друга. Между ними был не то ров, не то резервуар с дождевой водой. Без продуманной системы хранения воды не было смысла устраивать такую сложную оборонительную схему. В жарком климате доступ к питьевой воде был очень актуальным. Также нужны были прохладные подвалы для хранения пищи и сухие помещения для хранения пороха по всему периметру форта.

 

Диу

Бастион Св. Филиппа - крайний слева, бастион Св. Тиягу - башня в центре

 

Диу Форт
Бастион Св. Тиягу и ров

 

Через промежуток времени проблемы с провизией и боеприпасами непременно настали бы у осаждавших форт. Где бы они достали воду, когда выпили ту, что имелась на кораблях? В Диу я не обнаружил рек и упомянул о жарком климате, в котором разве что африканские пальмы могут расти. В форте было всяко больше пороха, ядер, чем поместилось бы на корабли. Пища хранилась в лучших условиях. Воды хватило бы на 6 месяцев, после чего резервуары наполнились бы дождевой водой во время муссонов. Да и спать можно было безопасно в казармах, а не на уязвимых кораблях и наспех сделанном лагере. Таким образом, обороняющиеся были в более комфортном положении. Хотя мне бы не хотелось вдруг оказаться и в этом лагере во время осады.

 

Диу Форт

Бастион и часовня Св. Георга

 

Форт окружает крепостная стена с 7-ю бастионами. Шесть из них названы в честь христианских святых. И в форте имеется шесть часовен в их честь. Самая большая - часовня Святого Тиягу. Седьмой бастион на самой высокой точке форта назван Каваллерио. Здесь установлен маяк, на который можно взобраться. Световой луч от маяка был виден 32 км вдаль. На каждом бастионе были бронзовые пушки. Десятки из них до сих пор можно увидеть. Догадываюсь, что в стенах было много помещений, куда, к сожалению, доступа туристам нет. На три бастиона также не зайти.

 

IMG_0608

Маяк Диу и бастион Каваллерио

 

Я видел в форте Диу какой-то туннель, но путь преграждала решётка. Кстати, в описании указывается, что такой туннель из форта Диу наружу был не один. Внутри форта сохранилась две цистерны для питьевой воды, названные "Король" и "Королева". Они расположены рядом с пристанью. Понятно, что сосуды в трюмах кораблей, пришедших издалека, здесь наполнялись водой. В центре форта сохранился большой каменный дом со рвом. Может это был дом губернатора или церковь. Казармы, склады, мастерские, кухни, тюрьма, если они были не внутри бастионов и стен, а на площадке форта, не сохранились. Вход в форт бесплатный.

 

IMG_0537

Главный бастион в честь Св. Георгия - самый большой и старый в форте; с него осуществлялся контроль над входом и пристанью

 

Форт Диу был только частью португальских укреплений острова, как самое последнее пристанище в случае угрозы. В 1250 метрах от форта город защищала высокая крепостная стена длиной 1200 метров, идущая с юга от пляжа Джаландхар на север. Параллельно ей следует глубокий ров, который с высоты стены кажется невероятно глубоким.

 

Диу Стена

 

По стене шириной в 2 метра можно прогуляться от одного берега острова до противоположного, не встретив ни одного человека, увидеть сверху посёлок Диу с одной стороны, пещеры Найда, пальмовый лес с птичками и цветами на деревьях - с другой. Сойти со стены можно в двух местах на пути. Обязательная остановка у главных ворот - Зампа. Судя по старинным картам, были также стены по берегам.

 

Диу Стена

 

Диу Стена


 

Другие значимые места острова Диу

 

Фортим ду Мар или Пани Кота (Pani Kota Fort) - это форт в форме корабля в море между о. Диу и полуостровом со сложным написанием Ghogholа (Гогола, Гоола, Гогла). Внутри есть маяк и часовня. В тёмное время форт красиво подсвечивается. Есть версия, что отсюда существовал подводный туннель. Добраться до форта можно на лодке.

 

Диу Пани Кота

Форт Пани Кота

 

Церковь Святого Павла посвящена Богоматери Непорочного Зачатия. Строительство датируется 1601 - 1610 годами. Тогда заказчиками строительства были иезуиты. Построена в стиле португальской готики. По архитектуре церковь Св. Павла очень напоминает иезуитскую базилику Бом Иисус в Гоа. Главный фасад претендует на звание самого изысканного среди построенных португальцами католических церквей в Индии. На фасаде есть украшения из причудливой лепнины в виде ракушек и элементов резьбы по дереву.

 

Диу Город

Церковь Св. Павла

 

Церковь Святого Франциска Ассизского построена в 1593 г. Окнами она выходит на Аравийское море. Когда-то здесь был францисканский монастырь, сегодня - больница.

Церковь Святого Фомы построена в 1598 г. и используется как музей.

В Диу есть, возможно, единственный в мире музей, целиком посвящённый морским раковинам. Коллекция насчитывает до 3 тыс. экземпляров. Это недалеко от пляжа Нагоа и аэропорта.


 

История Диу

 

Обратите внимание, на этой карте Диу 1729 г., сами дома выглядят как мини-крепости. Хорошо видно стену с башнями, проходящую через весь остров. Город со временем разросся и люди поселились по правую сторону от крепостной стены.

 

Диу на карте

 

Афанасий Никитин упоминает в своих записках порты на пути к Индии: Мошкат (Мускат), Ормуз, Дег (Гвадар), и в Индии: Кучьзрят (Диу, от слова "Гуджарат"), Чювиль (Чол), Дабул (Дабхол). Крупный порт Камбей (Камбат) в начале XVI заилился и уступил своё место Сурату, о котором Афанасий ещё не слышал. С захвата португальского Сурата в 1615 г. англичане начали колонизацию Индии, создав для этого первое в Британии акционерное общество Ост-Индская компания.

Иностранные корабли привозили в индийские порты в XV - XVI веках:

  • лошадей из Аравии и Туркмении;
  • бархат, сатин, дамастную ткань (узорчатую шёлковую или полотняную) из Ирана;
  • ртуть, как лекарство;
  • шафран из Ирана;
  • фарфор из Китая (доставлялся по земле в Иран и оттуда по миру).

В Индии загружали на борт:

  • железо;
  • специи: перец, имбирь, кари, корицу, кардамон;
  • алмазы, жемчуг;
  • рис;
  • миробалан (одно из омолаживающих средств в восточной медицине) и другие лекарства.

 

На юге Индии самым богатым государством в те века была Виджаянагарская империя. Во многом торговля с ней обогатила правящий класс Португалии. В великолепную столицу этого королевства Хампи мы дважды в неделю с русским гидом возим туристов из Гоа на экскурсию.

 

Диу на карте

 

Посмотрим на геополитическую обстановку начала XVI столетия, когда португальцы освоились в Индийском океане и к середине века монополизировали всю торговлю этого обширного региона.

В 1204 г. после захвата крестоносцами родного Константинополя - родины православия - началось процветание Венецианской Республики. Тогда Венеция стала спонсором тех, кто разграбил город и получила хороший куш для дальнейшего развития. К началу XVI века Венеция была богата, могущественна и внушала страх своим врагам. Обладая многочисленным флотом, успешно торговала с Индией через египетские порты. Дальше предпочитали не плавать и не рисковать. Вспомним, когда подданный Генуэзской Республики Христофор Колумб просил денег на свою экспедицию в Индию, его не поддержали ни знать Генуи, ни дожи Венеции. Тогда он принёс славу Испании, правда, вместо Индии открыв другой континент, жителей которого всё равно назвали индейцами.

В это же время процветала также Дубровницкая республика, которая хоть и платила дань Османской империи, но получила от них же исключительное право плавать в Чёрном море, закрытом для кораблей других стран.

Из южно-индийского княжества Каликут в порты Камбей и Сурат свозились специи и другие товары. Каликут был хорошо известен европейцам, как богатейшее государство где-то на краю Света. Именно сюда прибыл Васко да Гама. Но факторию здесь португальцы так и не смогли удержать.

Наконец, султанату Гуджарата - первого из множества государств на Индостане на пути торговцев, доставались бенефиты в виде товаров и с востока, и с запада, а также налогов. Отдав свой порт Диу португальцам, о доходах можно было забыть.

 

Диу Стена

Зампа - главные ворота Диу

 

Прогуливаясь по верху стены в этом месте можно спуститься вниз. Ворота построены иезуитами, так как над изображением Иисуса Христа их аббревиатура IHS. А ещё выше симпатичный балкон - отличное место для речей или проповедей.

Португальцы в начале XVI века договорились с Ватиканом, державшим европейских правителей под своей властью через кардиналов, что никто не может составить им конкуренцию к востоку от Африки. Но за это король был вынужден делиться награбленным с папой Римским. В 1510 г. Гоа был объявлен столицей владений Португалии на Востоке, в основном будущих. Португальцы дошли до Китая (Макао), Японии (Нагасаки), Малайзии (Малакки), Индонезии (Тимор). Идеолог Португальской империи Афонсу де Албукерке поставил цель - захват всех торговых путей не только в Аравийском море, но и в Индийском океане.

В 1507 г. был захвачен важнейший порт Ормуз в Персидском заливе (сегодня иранский остров) почти такого же размера, что и Диу. Десятки правителей почувствовали себя уязвимыми. Это заставило их забыть все распри и объединиться перед новой угрозой.

 

Диу Стена

Крепостная стена города Диу

 

В 1509 г. португальцы предприняли первую неудачную попытку овладеть о. Диу. Произошло крупное сражение между ними и флотом султана Гуджарата, заморина Каликутского, мамлюкского султаната Египта при поддержке Османской империи, Венеции и Дубровника.

В 1517 г. уже османы объединили усилия с Гуджаратом, чтобы не дать португальцам закрепиться в Красном море и на севере Аравийского моря. Османский адмирал Сельман Рейс назначил капитана Хоку Сефера оборонять Диу. Там уже была крепость.

Португальцы принялись топить все чужие торговые суда в Аравийском море. Им очень нужен был Диу. Сурат был разграблен португальцами. И с 1530 г. венецианцы перестали получать индийские товары от османов из Египта.

 

Диу Стена

Прогулка по крепостной стене

 

В 1521 - 1531 г. под командованием адмирал Диогу Лопиша ди Секейры и 9-го губернатора Португальской Азии Нуну да Куньи (правил с 1529 по 1538) португальцы предприняли ещё три попытки захватить Диу и снова неудачно.

В этот период император Великих Моголов Хумаюн расширял свои владения и угрожал Гуджарату. Султан Гуджарата Бахадур-шах заключил соглашение с португальцами, предоставив им временные права на Диу в обмен на португальскую помощь. Таким образом, в 1535 г. Диу достался португальцам без боя. Когда угроза от моголов ушла, Бахадур-шах попросил португальцев также закончить своё пребывание на острове. Возможно, португальцы перехватили письмо с просьбой к османам прислать флот. После переговоров судно шаха до берега не дошло.

В 1536 г. Сулейман I назначил губернатора османского Египта Хадима Сулеймана-пашу организовать экспедицию в Индию и лично возглавить её. Чтобы избежать утечки информации, было запрещено судоходство по Красному морю. Согласно Тарих-и-Шер Шахи - историческому труду, датированному 1580 г., османские силы насчитывали 80 судов и 40 тыс. воинов. Гаспар Коррейра - средневековый историк, автортруда Lendas da India ("Легенды Индии"), описывающего португальский период в Азии, пишет, что турки собрали в Суэце армаду, состоящую из 40 королевских галер, 15 галер бастард, 6 галиотов, 5 галеонов и нескольких судов из Гуджарата с 400-ми артиллерийскими орудиями, 10 тыс. моряками и гребцами, из которых 1500 были христианами, 6 тыс. солдат, из которых 1500 были янычарами. 10-ю галерами и почти 1 тыс. наёмников командовал венецианец. Это был самый крупный османский флот, когда-либо отправленный в Индийский океан.

 

Турецкая каракка

Турецкая каракка

 

20 июля 1538 г. армада отплыла из Джидды, остановившись у о. Камаран в Красном море, прежде чем отправиться в Аден. Сулейман-паша пригласил на борт корабля правителя Адена шейха Амира бин Давауда, благосклонно относившегося к португальцам и там же повесил его. 19 августа экспедиция покинула Аден и вскоре достигла о. Сокотра. Далее путь был на Диу.

 

Диу на карте

Карта Диу 1539 г.

 

Главой Диу являлся опытный Антониу да Сильвейра, управлявший в прошлом Бассейном (сейчас индийский Васаи - Вирар) и Ормузом. В португальской крепости проживало около 3 тыс. человек, из которых только каждый пятый был солдатом.

Осада Диу началась 26 июня 1538 г., когда гуджаратские войска под командованием выходца из Албании Ходжи Зуфара, будущего губернатора Сурата беспрепятственно переправились через пролив Диу на западную сторону острова. В 5 км отсюда с юга острова на север проходила, упомянутая мной выше, городская крепостная стена внушительной высоты с невероятно глубоким рвом, вырубленным в песчанике. Препятствие сдержало врага на некоторое время. Португальцы успели перенести провизию в форт на восточной оконечности, а также сжечь некоторые объекты городе. Все укрылись в неприступном форте.

Гуджаратцы выставили у западной стены форта осадные пушки. Эти василиски, вылитые из бронзы, весом до 1800 кг внушали страх уже при своём виде. Эти крупнокалиберные пушки получили название "Тиро де Диу". На пушках были отлиты хвалебные арабские надписи: "От нашего Господа Султана султанов всех веков, продолжателя традиции Пророка Милосердного Бога, того, кто борется за возвышение заповедей Корана, разрушает дома идолопоклонников, победителя в бою во время схода двух армий, наследника царства Соломона, того, кто верит в Бога-Благодетеля, обладателя всех добродетелей - Бахадур-шаха". Экземпляры хранятся сейчас в Лиссабонском военном музее. Но даже они не нанесли ощутимых разрушений крепостным стенам. Так гуджаратцы простояли у стен форта 2 месяца.

 

Биджапур

Пушки для штурма крепостей

Типу Султан 3

 

Наконец, 4 сентября к острову прибыл османский флот. Это стало неожиданностью для гарнизона. Форт был полностью блокирован с моря, но губернатор Антониу да Силвейра успел отправить судно в Гоа за подмогой. Через 10 дней оно дошло до Гоа. Но там уже знали об осаде Диу, как знали об этом и в Лиссабоне. Сообщения о готовящемся в Египте нападении на Диу осман достигли Венеции и оттуда дошли до Португалии. Король Иоанн III приказал отправить в Индию 11 каракки 3 тыс. солдат, из которых 800 были фидальго (имевших дворянский титул), вместе с новым вице-королём Гарсия де Норонья (10-й губернатор Португальской Индии, правил в1538 - 1540).

Но пока защитники Диу были один на один с Сулейман-пашой и его флотом.500 янычар с ходу высадились на берег штурмовать стены форта, и, потеряв 50 человек, приступили к разграблению города. Это вызвало недоумение у гуджаратцев. Так как общая цель была в другом.

 

Диу, янычар

Турецкий янычар XVI века

 

7 сентября на Диу обрушился сильный шторм, повредивший часть османского флота. Португальцы же восстановили запасы воды. Турки принялись выгружать артиллерию и возводить осадные сооружения. Есть версия, что гуджаратские власти перестали доверять османам, опасаясь, что те могут обосноваться в Диу после изгнания португальцев. Так или иначе, они прекратили снабжение османов.

Португальский очевидец пишет: "В шахматном порядке выстроились огромные галеры с парусами фиолетового и зелёного цветов, палубные тенты были буквально увешаны флагами, а длинные знамёна так низко свисали с верхушек мачт, что концы касались поверхности воды".

28 сентября османская артиллерия открыла огонь по крепости. Португальцы потопили галеру, но потеряли несколько человек при взрыве двух пушек.

5 октября турки завершили осадные работы и собрали всю артиллерию, которая включала 9 василисков, 5 больших бомбард, 15 тяжелых орудий и 80 средних и малых пушек. 27 дней они ежедневно обстреливали крепость. Осаждавшие форт Диу смогли спуститься в ров, заложить взрывчатку и сделать брешь в стенах. Но португальцы заделали брешь. У защитников форта оставалось совсем мало пороха и всего лишь четыре десятка боеспособных мужчин. Говорят, даже женщины участвовали в обороне.

 

Диу Форт внешне

Скалистый берег

 

Заканчивался 4 месяц осады. За это время португальский флот мог быть собран из разных частей Света или прибыть из Лиссабона. Ау османов нет даже поддержки со стороны Гуджарата, боеприпасы и еда заканчиваются. И вот разведка доложила о 24 галерах португальцев, движущихся в направлении Диу. На самом деле это был лишь авангард основного флота, состоящего из 14 галеонов и нескольких каравелл. Но и этого хватило туркам, чтобы наложить в штаны и поспешно поднять якоря. Как итог, их потери составили примерно 1700 убитых и раненых. В спешке были оставлены тяжёлые осадные пушки.

По словам историка Жуана де Барруша, губернатор да Кунья собрал в Гоа флот, который насчитывал 170 судов разного типа и 4500 солдат. Похожие цифры приводит Франсиско де Андраде. Вот ниже его сведения. А я сразу же даю краткие описания и изображения судов именно XVI века.

 

Итак, португальцы готовы были направить в Диу:

  • 9 тяжёлых и 13 малых каракк.

Каракка изобретена в Португалии в XIV веке специально для океанских плаваний. Оставалась крупнейшим судном в мире вплоть до середины XVI века. Имело длину до 50 метров, ширину до 12 метров, высоту борта до 9 метров, водоизмещением до 200 тонн.

  • 14 галеонов.

Галеон впервые появился в 1535 г. Так что применительно ко времени, описываемому в статье, галеон явился самым передовым судном. Имел 3-5 мачт и корпус из дуба, который по сравнению с караккой был прочнее и более длинным. Низкая баковая надстройка делала судно очень устойчивым во время ветра и волн, и как результат, галеон получил звание самого быстрого мореходного судна века. Ещё два важных факта: галеон был лучше вооружён, а его строительство обходилось дешевле. Не осталось свидетельств какие точно в размерах были первые суда.До 1580 г. не было ни одного трактата как строить корабли. Мастерство передавалось устно и с помощью практических навыков.

 

Диу, военный флаг

Военно-морской флаг Португалии

 

  • 8 каравелл армады и 5 латинских каравелл.

Каравелла была изобретена в середине XV века. Конструкторами не предполагалось использование каравелл в сражениях, на судне не было портов для пушек, но лёгкие орудия на верх борта позже устанавливались. Судно было настолько манёвренным, что его почти невозможно было взять на абордаж. Это могло пригодиться, потому каравеллы тоже входили в состав военных эскадр.

Каравелла армады имела 4 мачты с прямыми парусами наиболее пригодными к плаванию в открытом океане. По 15-20 орудий на каждом борту длиной 15-35 метров делали её вполне грозной. Обычная ширина каравеллы 4-9 метров, осадка 2-4 метров, водоизмещение 50-80 тонн.

 

Каравелла латина, Диу

Латинская каравелла

 

Латинская каравелла более знаменита. Она имела 2-3 мачты с косыми латинскими парусами. Именно они помогли португальцам осваивать западный берег Африки, так как были приспособлены к плаванию в мелководье, но к эпохе Великих географических открытий в конце XV века стали играть второстепенную роль в составе эскадр. Если Бартоломеу Диаш в 1488 г. впервые достиг мыса Доброй Надежды из Лиссабона на 2-х каравеллах, то уже через 4 года флагманом экскадры Христофора Колумба становится каракка (или нау) "Санта-Мария" в сопровождении двух каравелл "Пинты" и "Ниньи", а также грузового судна. Когда Васко да Гама отправился покорять Индию в 1497 г., в его эскадре было уже 2 каракки, 1 каравелла и 1 вспомогательное судно. В первом кругосветном путешествии Магеллана в 1519 - 1522 годах участвовали 4 каракки и только 1 каравелла.

  • 13 королевских галер, 1 галера бастард , 18 лёгких галер, 11 бригантин средиземноморских.

Все эти суда относятся к одному классу. Галера известна с древнейших времён. Это гребное судно с 1-2 мачтами с латинскими парусами. Бригантины имели прямые паруса на передней мачте (фок-мачте) и косые на задней (грот-мачте). Они были быстроходнее обычных галер. На всех галерах был 1 ряд вёсел. Длина галеры в XVI веке составляла до 60 метров, ширина 7,5 метров, осадка до 2 метров. На борту были от 16 до 32 вёсел длиной до 15 метров. На каждой банке размещалось от 3-х до 6-ти гребцов с общим веслом.

 

Диу, корабли

На старой гравюре изображены: вверху две португальские каракки, в центре галеон, внизу каравелла и две галеры.

 

Тип корпуса королевской галеры узкий. Она была быстроходна, обладала хорошей манёвренностью. Экипаж, включая воинов, составлял до 450 человек. На борту были каюты для офицеров.

Галеры бастарды использовались для перевозки солдат и грузов. Они имели широкую круглую корму, что обеспечивало большую вместительность за счёт низкой скорости и маневренности. Известно, что турки в XVI веке использовали в качестве гребцов христиан-католиков, захваченных в плен. Но рабы на галерах с древности, вопреки образу по кинофильмам, использовались только в самом крайнем случае, когда вольнонаёмных гребцов не хватало. Гребцы входили в отряд высокооплачиваемых и хорошо снабжаемых солдат с хорошим отношением к ним офицеров.

  • 15 галиотов (полугалер).

Представлял собой тип корабля с вёслами. Было самым популярным судном среди пиратов Северной Африки той эпохи, охотившихся на венецианские торговые корабли. Галиот имел 2 мачты и около 16 пар вёсел. Военные корабли несли до 10 пушек малого калибра и от 50 до 150 человек личного состава.

Также в составе эскадры было 44 лёгких судов, на борту которых находилось 5 тыс. португальских и 3 тыс. индийских солдат, 1,5 тыс. португальских моряков, множество местных моряков и гребцов, а также около 400 тяжёлых пушек и 600 лёгких орудий.

Как раз в тот момент, когда экспедиция собиралась отплыть в Диу, появилось известие, что осада снята.

В 1541 г., коль уж собрали такую армаду в Аравийском море, португальцы с участием 72 кораблей разорили в Красном море важный порт Суакин (в Судане) на полпути в Лиссабон. Ситуация почти из известного кинофильма: "Пусть на обратном пути Казань возьмут, ну, чтоб два раза не ездить".

 

Взятие Суакина, Диу

Осада Суакина

 

Неудача турок-османов у стен Диу похоронило их надежду расширить влияние в Индийском океане. Больше султаны не посылали в Индию военный флот. По сути, из турецких побед этого похода можно назвать лишь захват Адена, куда флот и вернулся после позорного бегства из Диу. Османы установили в Адене, 100 артиллерийских орудий на случай, если португальцы будут преследовать их. Турки убили всех 140 пленных и выставили головы в Каире. Тут уже природная сущность этого дикого народа.

Глава гуджаратского отряда, участвовавшего в осаде Диу в 1538 г., Ходжа Зуфар, одно время управлял Диу, мог выслужиться у португальцев, ведь он так понравился губернатору да Кунье, что тот рекомендовал его капитану форта Сильвейре. Но вот она судьба. Зуфар, будучи мусульманином, предпочёл другую сторону. Дослужился до губернатора Сурата, который процветал до прихода португальцев в этот регион, и те стали его врагами. Амбиции не оставляли ничего другого, как снова предпринять попытку штурма Диу в 1546 г. И напрасно он это сделал. Зуфару снесло голову пушечным ядром, выпущенным португальцами из форта Диу.

Есть сведения, что в 1670 г. вооружённая группа бандитов из Маската разграбила город Диу. Тогда Португалия фактически была частью Испании, а испанцам не хотелось защищать португальские владения в Индийском океане. С XVIII века форт Диу потерял своё стратегическое значение. До декабря 1961 г. его население из поколение в поколение наслаждалось вполне спокойной жизнью. В ходе СВО "Виджай" индийцы отобрали все клочки португальских владений на индийском субконтиненте и присоединили к Индии. Гарнизон Диу сдался за 2 дня. С индийской стороны погибло 7 воинов 20-го батальона из Джодхпура. Им в Диу поставлен памятник.

 

Диу Форт внешне

Закат со стен форта Диу

 

См. также:

Португальская Индия

Португальское наследие Гоа

 

Приглашаю вас на свои экскурсии в Гоа и по Индии.

 

 

© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru