Главная \ Фоторассказы

Фоторассказ о форте Гвалиор

0
613

Библиотека "Россиянки"


 

Гвалиорский форт с несколькими дворцами внутри - прекрасный памятник культуры и архитектуры Индии XV века. Сюда чаще попадают, продолжая путешествие по маршруту Дели - Агра. Я же посетил его в конце маршрута Варанаси - Праяградж - Каджурахо. Путешественнику вполне хватит 5 часов на осмотр. В Гвалиоре есть аэропорт, поэтому с промежуточной посадкой можно вылететь отсюда куда угодно. Сейчас я расскажу вам о форте, его истории и области, где он находится.

 

Фото форта Гвалиор

 

Ман Мандир 2


 

Город Гвалиор и Мадхья-Прадеш

 

Гва́лиор (Gwalior) - город милионник в штате Мадхья-Прадеш. Он расположен в самом центре Индии, что с запада на восток, что с севера на юг. Это южнее Дели и Агры, а расстояние от них составляет 300 км и 122 км, соответственно. Форт стоит на утёсе высотой 90 метров, и двухстах метрах над уровнем моря. Город вырос вокруг древнего форта сравнительно недавно.

Мадхья-Прадеш - второй по территории крупный штат Индии (всего 29 штатов). Здесь проживает почти 73 млн.человек. Это очень индуистский штат - более 90 % жителей поклоняются индуистским богам; более 6 % населения - мусульмане. Кроме Гвалиора в штате находятся крупные города Индаур (Индор) и Бхопал, где в каждом проживает свыше 1 млн. человек.

 

Мадхья Прадеш

 

В штате Мадхья-Прадеш есть важные туристические места Индии обязательные для познания страны:

- деревня Санчи с раннебуддийскими монастырями и первой ступой в истории, возведённой при царе Ашоке в III веке до н. э. и ставшей символом колеса дхармы и прообразом для других ступ в мире;

- деревня Кхаджурахо с 15-ю великими индуистскими храмами 950 - 1050 гг.;

- деревня Орчха с дворцами и индуистскими храми XVI - XVIII веков;

- город Гвалиор с крепостью XV века и дворцами внутри.


 

История региона Малва и Гвалиорской крепости

 

Гвалиорский форт упоминается в истории как один из важнейших центров области Ма́лва или Малава. Здесь и сегодня живёт народ малавов со своим языком и культурой.

В V веке до н. э. регион был в составе империи Маурьев. Наивысшего расцвета Малва достигла в период династии Гупта в IV - VI веках. Город Удджайн был не только столицей области Малва, но и столицей царей империи Гуптов. В это время город был центром астрономии Индии. С IV века по 1884 г. в Индии именно через Удджайн было принято проводить нулевой меридиан - начало отсчёта географической долготы. Потом весь мир перешёл к Гринвичскому нулевому меридиану.

В 1022 г. Махмуд Газни ушёл от стен форта Гвалиор после 4-х дневной осады в обмен на дань из 35 слонов. История описана в Табакат-и-Акбари - библиографическом сборнике, который в обязательном порядке составляли при эмире или султане мусульманских государств. Газневиды - тюркская династия из города Газни, в 961 - 1186 гг. правившая Газневидским государством (сегодня: Иран, Афганистан, Туркменистан, Северная Индия, Узбекистан).

 

Гвалиор

Форт Гвалиор на гравюре 1790 г.

 

Где-то далеко в Самарканде за 2400 км от Гвалиора произошли события, которые оказали влияние на крепость и в XV веке она приобрела современный вид. Тамерлан или Тимур (1336 - 1405), тюрко-монгольский завоеватель основал империю Тимуридов на территории современного Ирана, Ирака, Узбекистана, Таджикистана, части Сирии, Афганистана. В 1398 г. Тимур разбил войско Делийского султана, разграбил и сжёг Дели. Десятки тысяч пленных индийских воинов были казнены. На следующий год завоеватель дошёл до берегов Ганга.

Не осталось свидетельств была ли его ордами взят Гвалиор. Но местным правителям пришло осознание, что без мощной крепости не уберечься от новых набегов с севера. В 1399 г. правитель и военачальник Томара принялся перестраивать форт. Были построены также дворцы в крепости. В Самарканд Тамерлан прибыл с огромной добычей и обещал вернуться в Индию. Столицей Самарканд оставался 35 лет. В год смерти Тамерлана главный город Тимуридов перенесли в Герат. Здесь был русский купец, путешественник Афанасий Никитин примерно в 1465 г. Тогда этот афганский город был одним из крупнейших культурных, научных, ремесленных и торговых центров Центральной Азии, имел связи с Индией, Китаем и Русью. Это развенчивает мифы о вековой отсталости Афганистана и "культурности" европейцев, которые несколько веков как раз в этот период даже не мылись. Провокации англосаксов сегодня делают не только Афганистан, но и весь регион очагом нестабильности. По их мнению в подбрюшье России, Ирана, Индии и Китая не должно быть спокойно. Вот четыре как раз настоящих древних культур и цивилизаций, которые всегда мешали англосаксам и Ватикану осуществлять свои грязные дела.

 

Ман Мандир 10

 

Афганская династия Лоди с момента основания в 1451 г. правила Делийским султанатом. В 1519 г. форт Гвалиор перешёл под их власть после годичной осады. Самый выдающийся правитель династии Томара Ман Сингх тогда был убит. При нём построен тот самый дворец, который составляет славу форта Гвалиор.

В 1526 г. после битвы при Панипате Бабур (1483 - 1530) ликвидировал Делийский султанат и основал империю Великих Моголов, которая далее правила почти всей территорией современной Индии, кроме королевства Виджаянагар на юге полуострова. Ни что не вечно. В 1858 г. и эта империя исчезла.

В начале XVIII века маратхи завоевали Малву. Маратхская конфедарация или Государство маратхов просуществовало с 1674 по 1820 гг.

В 1726 г. Гвалиорское княжество со столицей в Удджайне откалывается от маратхов. При Махададже (правил в 1761 - 1794) Гвалиорское княжество охватывало значительную часть Северной Индии от Дели до Джайпура.

В 1780 г. английские колониальные войска штурмовали Гвалиорскую крепость. О присутствии англичан в Индии есть отдельная статья.

В 1810 г. столицей Гвалиорского княжества стал город Лашкар в 6 км к югу от Гвалиора. В ходе англо-маратхских войн (1803 г. и 1818 г.) гвалиорские правители потеряли часть своих земель. А в 1843 г. британские солдаты снова атаковали Гвалиор. Во время восстания сипаев, вошедшее в историю, как Индийское народное восстание 1857 - 1859 гг., раджа сохранил верность британской короне, однако, его солдаты взбунтовались. Тогда англичане в третий раз оккупировали крепость и устроили здесь свою базу. В 1886 г. войска передислоцировались в Джханси 100 км на юг.

 

Джайны

 

Гвалиорское княжество прекратило существование в 1948 г., когда упразднились все государства на Индостане и образовалась Республика Индия, взявшая за основу административно-территориальное деление на штаты. Регион Малва остался на карте. Сегодня большинство населения Малвы задействовано в сельском хозяйстве. Успешное выращивание хлопка повлияло на развитие текстильной промышленности. Главным городом Малвы является Индаур с населением около 2 млн. жителей.


 

Дворцы форта Гвалиор

 

Согласно легенде, местный правитель Сурадж Сен вылечился от проказы, когда мудрец по имени Гвалипа предложил ему воду из священного пруда, который сейчас находится в форте. Благодарный царь построил крепость и назвал её в честь исцелителя.

Причиной строительства в VI веке стало стремление контролировать важную торговую дорогу. В XV веке местным князьям из династии Томаров, подчинявшихся Делийскому султану понадобилась защита от непрошенных гостей Тамерлана и его последователей.

 

Гвалиор 6

 

Форт расположен на плоской вершине 90-метрового утёса из песчаника и базальта. Неправильно называть это укрепление фортом. Форт - этот небольшая цитадель в каком-то стратегическом месте. Например, португальцы в индийских Гоа и Дамане, устраивали их в устьях рек. Внутри нёс службу небольшой гарнизон, и люди не жили здесь постоянно. В случае с Гвалиором мы имеем дело с крепостью, одной из крупнейших в Индии. Внутри сохранились редкие памятники индийского зодчества XI века: шесть дворцов, шесть храмов, мечеть. Крепость покрывает всю поверхность утёса, длина которого 2 км, а ширина в одном месте достигает 1 км. Общая же площадь - 3 км². Здесь можно было постоянно жить. Восемь резервуаров обеспечивали водой 15 тыс. человек круглый год.

 

Джахангир Махал 13

Вид на искусственный пруд из мавзолея Бхим Сингх Рана


 

Джайнские храмы у форта Гвалиор

 

Большинство туристов заходят на территорию форта через Восточные ворота. Они же ведут ко дворцу Гуджари. У меня был план увидеть джайнские изваяния у подножия утёса. Потому еду к воротам Урваи или Западным воротам. Уже здесь внизу была первая стена крепости. Рикша доезжает к шлагбауму, после которого транспорту, кроме двухколёсного ездить не полагается. Пришлось идти пешком вверх вдоль южной стороны форта примерно 1 км. Это было легко - утром не жарко, - и интересно - вдоль дороги можно увидеть джайнские пещерные храмы Сиддханчал (Siddhanchal jain temple caves), датируемые VII - XV веками и огромные каменные скульптуры тиртханкаров, высеченных в скалах позже. Над которыми вдалеке уже виднелись стены крепости.

 

Джайны 2

 

Тиртанхаров в джайнизме насчитывается 24. Все они представлены здесь: 24 сидят в позе падмасаны (лотоса), 40 - в позе кайотсарга (расслабления) и около 840 идолов, вырезаны на стенах и колоннах. Самый высокий идол - это изображение стоящего Ришабхи или Адинатхи, 1-го тиртханкары, его высота составляет 18 метров. Статуя 23-й тиртханкары Паршванатхи имеет 13 метров в высоту и 9 метров в ширину. Идол 7-го тиртханкары Супаршванатхи в позе лотос высотой 11 метров. Мастера работали над скульптурами с 1341 по 1479 гг. в период правления королей из династии Томар. В эпоху империи Великих Моголов многие статуи здесь и в индуистских храмах округи были изуродованы мусульманами, в чьей религии исламе запрещено изображать людей и животных. Внутри форта Гвалиор есть ещё 11 небольших джайнских храмов.

 

Джайны 17

Статуя Ришабхи

 

Подхожу ко вторым воротам, название которых выяснить не удалось (на фото внизу). Вхожу внутрь крепости наверху. Передо мной поля и большие бесхозные пространства, деревья, дорога с кучами мусора по обочинам. Думаю раньше каждая пядь бесценной земли под охраной мощных стен использовалась по назначению, сегодня не так. На этом самом месте могли жить люди или выращиваться зерновые культуры. Если прямо здесь забраться на крепостную стену, можно пройти вдоль не один километр, любуясь видами на город Гвалиор. Из окон многих дворцов открывается та же панорама.

 

Джайны Урваи ворота

 

Все семь ворот форта Гвалиор представляют из себя пример исламской архитектуры XVI века. Спроектированы так, чтобы сквозь можно было пройти слону с сидящими на нём людьми. Двое ворот с запада я уже упомянул. Если заходить в Гвалиор с востока, то последовательно минуете ворота:

  • Аламгири;
  • Бадал - главные и самые красивые;
  • Ганеш (на фото ниже);
  • Лакшман;
  • Хати Пол "Слоновьи".

 

Ворота Ганеш


 

Дворцы форта Гвалиор

 

Дворец Ман Сингх

 

На рикше, предложившей услуги за вторыми воротами решил проехать ко дворцу Ман Сингх (Man Singh Palace). Его ещё часто зазывают дворец Ман Мандир. Время постройки дворца находится в интервале с 1486 по 1517 гг. Дворец является самым великолепным зданием в комплексе форта и одним из красивейших и лучше всего сохранившихся во всей Индии.

 

Гвалиор 1

 

На картине вход правителя на слоне через последние седьмые ворота Гвалиорской крепости, названные Хати Пол (Хатия Паур). Они названы в честь статуи слона (хатхи) в натуральную величину, которая когда-то украшала ворота. С этой же точки я сделал фото в 2023 г., на котором вместилась беседка справа. К ней раньше подходил слон. Махараджи забирались в беседку или их приносили сюда на паланкине. Таким образом торжественно происходило оседлание слона, которые затем выходил из крепости через упомянутые ворота.

 

Ман Мандир 11

 

Для осмотра открыты не все помещения дворца. Ограничения доступа к некоторым интересным местам в Индии, за осмотр которых туристом было заплачено, всегда вызывают у меня недоумение. Для иностранца вход во дворец стоит 300 ₹.

Половина территории дворца - это сад, куда когда-то можно было выйти на свежий воздух из каменного мешка или золотой клетки для женщин гарема. Но в сад сейчас не пройти. Во всём дворце можно увидеть три помещения под открытым небом, например, зал аудиенций. Судя по металлическим петлям на стенах, в солнечные дни ткань натягивалась для создания тени.


Во дворце открыты для осмотра покои раджи, другие помещения, включая подземелье, где в заключении томились известные в разные времена люди благородных кровей. Как это водится в индийских дворцах того времени, проходы выглядят как лабиринты с узкими коридорами и крутыми лестницами. Только опытный человек сможет здесь ориентироваться быстро. Созданы идеальные условия для прослушивания, шпионажа, заговоров, а может и нападений с устранением неугодных. Для речевой коммуникации в некоторые помещения ведут трубы - своего рода древний телефон.

 

Ман Мандир 28

 

Многометровые стены дворца - зачастую есть часть крепостной стены. Выглянуть в окно или выйти на веранду можно только на самом верху. Создаётся двоякое впечатление. Вроде грозный общий вид. Но с другой стороны дворец похож на тот, что мы представляли в детстве, читая восточные сказки. Круглые башни, ниши в центре, сохранившаяся облицовка стен синей, желтой и зелёной керамической плиткой, созданной по иранским технологиям, - всё придаёт дворцу издалека вид шкатулки с драгоценностями. Дворцу Ман Сингх удалось избежать влияния могольской архитектуры. Всё, что вы видите - 100 % индуистский стиль, принятый в оформлении зданий Индии в XVI веке.

 

Ман Мандир


 

Дворец Гуджари

 

В отличие от пяти других дворцов Гвалиорской крепости, Гуджари Махал находится внизу утёса. Снаружи дворец сохранился практически в первозданном виде. Сегодня вся территория преобразована в археологический музей. Редкие артефакты включают индуистские и джайнские скульптуры, датируемые I и II веками до н. э., миниатюрную статую Салабханджики (традиционное изображение женщины рядом с деревом), терракотовые предметы и копии фресок пещер Багх.

 

Гуджари махал

 

Дворец был построен правителем Ман Сингх Томаром (1486 - 1516) для своей гуджарской жены, дочери молочника Мриньяни. Якобы во время охоты Ман Сингх влюбился в косоглазую красавицу. Она согласилась выйти за него замуж при условии, что тот построит для неё дворец с непрерывным водоснабжением через акведук из реки Рай.

 

Гвалиор

Восточные ворота

 

Заходим через Аламгири (Восточные ворота) постройки 1660 г. Поворачиваем налево. Тут же вторые ворота с названием Бадал. Они мощные и роскошные, какими и должны быть главные ворота крупной крепости. Большинство посетителей проходят в форт таким путём. Это первые двое из пяти ворот крепости Гвалиор при входе с востока. Чтобы оказаться во дворце Гуджари нужно повернуть направо после вторых ворот.

 

Гуджари Махал 2

Ворота Аламгири, двор и ворота Бадал


 

Дворец Карн

 

Вход в ту часть на утёсе, где находятся четыре дворца обойдётся иностранцу 250 ₹. Людей там совсем немного. И никакой охраны. Ходи, где угодно и фотографируй что хочешь. Но нужно включать воображение. Конечно, дворцы были роскошно отделаны, не как сейчас, а во дворах прекрасные растения создавали тень и прохладу, а вода в бассейнах была чистой.

Дворец Карн находится напротив дворца Викрам. Карн Махал (Karn Mahal) был построен вторым королём династии Томаров Карн Сингхом.

 

Карн Махал


 

Дворец Викрам

 

В Викрам Махале (Vikram Mahal) когда-то находился храм Шивы. Поэтому его называют также Викрам Мандиром. "Мандир" дословно - "обиталище" или индуистский храм. Храм был разрушен в период Великих Моголов, но теперь восстановлен. Дворец и храм построены при Викрамадитья Сингхе, старшем сыне Ман Сингха. Пусть фамилия не сводит с толку. Он не представитель сикхизма. Сикхов в мире примерно 25 млн. Большая часть живёт в индийском штате Пенджаб. К мужскому имени обязательно добавляется слово "сингх" ("лев"), а к женскому "каур" ("львица"). Так они подчёркивают гордость за своё имя и равенство со всеми представителями общины. О них обязательно напишу статью на сайте. Викрамадитья Сингх был приверженцем Шивы. А также представителем раджпутов. Раджпуты - народ, которые считают своих предков воинами из высокого сословия кшатриев. Родом они из сегодняшнего Пакистана, поселились в Раджастхане (сегодня штате Индии).

 

Викрам махал


 

Дворцы Джахангир и Шахджахан

 

Это самый большой дворцовый комплекс в крепости Гвалиор. Он состоит из двух дворцов: Джахангир (Jehangir Palace) и Шахджахан (Shahjehan Palace), из себя представляющих лучший пример архитектуры Моголов. Построены в период правления падишахов империи Великих Моголов Джахангира (1605 - 1627) и Шах Джахана (1627 - 1658).

 

Гвалиор 8

Дворец Джахангир (вид с севера)

 

Джахангир известен тем, что отменил веротерпимость в Могольской империи, провозглашённую его отцом Акбаром, что привело к недовольству среди военачальников-индуистов. Их восстание возглавил сын Джахангира Хусрау-мирза, который был позже ослеплён. Джахангир вёл войны в Афганистане и с раджуптами. Именно Джахангир разрешил в 1611 г. деятельность англичан в лице Британской Ост-Индской компании, грабивших Индию в течение следующих 337 лет. В 1620 г. он разгромил войско султанатов плоскогорья Декана: Биджапура, Ахмаднагари и Голконды. Султан Ахмаднагара Малик Амбар тогда руководил объединённой армией, в итоге согласился стать вассалом моголов и даже чеканить монеты с изображением Шах Джахана.

 

Джахангир Махал 10

В центре двора расположен бассейн

 

Шах Джахан воспользовавшись ослаблением Ахмаднагарского султаната, осадил его столицу Даулатабад. Султан Малик Амбар был отправлен в подземелье дворца Ман Сингх, в которое можно спуститься во время самостоятельной экскурсии по этому дворцу в Гвалиорской крепости. Султаны Голконды и Биджапура согласились платить дань. Государства плоскогорья Декан были покорены.

Также Шах Джахан прославился участием в одной из самых романтичных любовных историй человечества, женившись на Мумтаз-Махал (1593 - 1631) и построив в честь супруги знаменитый Тадж-Махал.

В 1632 г. три месяца Шах Джахан держал в осаде португальцев, основавших порт Хугли (в будущем город Колката). В 1648 г. он перенёс столицу из Агры обратно в Дели. Был свергнут сыном Аурангзебом и заточён в Красный форт Дели в 1658 г., где скончался спустя 8 лет.

 

Джахангир Махал 7

Вид из дворца Шах Джахана на стены Гвалиора, северную часть города и мавзолей Бхим Сингх Рана


 

Мавзолей Чхатри Бхим Сингх Рана

 

Бхим Сингх Рана (1707 - 1756) махараджа из княжества Гохад (город Гохад находится в 40 км от Гвалиора). Он овладел фортом в 1740 г., когда сатрап Великих Моголов Али Хан сдался в плен. Через 15 лет был построен огромный бассейн. А ещё через год маратхи завоевали Гвалиор, смертельно ранили Бхим Сингха Рана. Его жена Рошани тогда совершила самосожжение, как это было широко принято у индуистов и особенно у раджпутов после смерти мужа. Преемник Чхатар Сингх снова отбил форт в 1780 г. Он посчитал, что обязан построить мавзолей в честь великого предшественника возле бассейна. Слово "чхатри" в названии усыпальницы означает "павильон в форме купола". Через 8 лет умер сам. Тогда в государстве воцарилась анархия и начались грабежи. Так часто происходит в истории, когда замены сильному лидеру нет.

 

Джахангир Махал 5


 

Индуистские храмы в форте Гвалиор

 

Храмы Сас и Баху

 

Храмы Сас и Баху (или Сас-Баху мандир, Sas-Bahu Mandir) представляют собой два храма XI века. Слово "сас" означает "свекровь", а "баху" - "невестка". Вот такой символизм, хотя оба посвящены богу Вишну. Один храм большего размера и имеет три этажа. Другой - одноэтажный и небольшой. Вокруг открывается вид на южную часть города Гвалиор.

 

Гвалиор 2

 

Храмы восстановлены из руин. В разрушении оказались виноваты не время или природные стихии, а многочисленные вторжения мусульман, чьих предводителей я уже упоминал выше. Изображения внутри храмов изуродованы.

Сас и Баху - вишнуитские храмы. Иногда Вишну изображается восьмируким. Здесь же он в форме Падманабхи, который встречается чаще и четырёхрукий.

 

Сас-Баху

 

Храм Сас находится на платформе длиной 30 метров и шириной 19 метров. 12 углов храма в точности повторяют 12 углов платформы. В этот храм можно зайти с трёх сторон. Святилище квадратное. Храм покрыт резными изображениями. В частности над входной дверью мы видим Вишну, Брахму и его супругу Сарасвати, и на колоннах различные изображения из эпосов индуизма. Особенностями храма являются этажность и высокий потолок. Обычно индуистские храмы более скромны в размерах.

 

Сас-Баху 16

 

В индуистский храм главный вход всегда с востока. На фото внизу вход в меньший по размеру храм Баху находится слева. По углам святилища (справа) установлены 4 колонны. Каждая сторона имеет размер 280 см. В святилище есть изображение Вишну, рядом с которым стоит Брахма, держащий Веды с одной стороны, и Шива, держащий трезубец, с другой стороны. Зал для молитв также представляет собой квадрат со стороной 710 см, но уже с 12-ю колоннами. Крыша состоит из двух квадратов, которые пересекаются, образуя восьмиугольник.

 

Сас-Баху 12


 

Храм Тели ка Мандир

 

Третий индуистский храм в форте Гвалиор называется странно, а именно Телика. Три фото представлены ниже. "Телика мандир" (Teli ka Mandir) буквально переводится, как "храм торговца маслом". Есть версия, что деньги на храм пожертвовали представители этого дела. А может это не торговцы маслом, а нефтяники? Первая в мире добыча нефти из буровой скважины состоялась в 1846 г. близ Баку. Но нефть известна человечеству с древнейших времён. Раскопками на берегу Евфрата установлено существование нефтяного промысла за 6000 лет до н. э. В то время её применяли в качестве топлива, а нефтяные битумы в строительном и дорожном деле. В 941 г. "греческий огонь" византийских кораблей сжёг русский флот князя Игоря Рюриковича у стен Константинополя.

 

Teli ka Mandir 2

 

Обязательно стоит обратить внимание на ворота перед входом в храм. Здесь следует предъявить билет во дворец Ман Сингх. У ворот храма продажи билетов нет. Храм Телика датируется не позже IX века на основании изучения письменности (палеографии), художественного стиля, архитектурного дизайна и небольших надписей на камнях (эпиграфика). Это шедевр индийского искусства поздней эпохи династии Гуптов.

Храм до XIX века пребывал в руинах и сейчас имеет признаки повреждений. Скорее всего храм стал жертвой варварского набега мусульманской армии под руководством Кутб-ад-Дина Айбака (1206 - 1210) и Илтутмиша (1211 - 1236). Первый основал Делийский султанат, а второй был его третьим правителем. В этот период пострадали и другие храмы в форте. Их могли просто разобрать для строительства из этих материалов мечети. Но и мечеть не сохранилась. Она была разрушена армией индуистских маратхов.

 

Teli ka Mandir 1

 

У Телика не типичный дизайн для индуистского храма, поскольку он имеет прямоугольное святилище вместо квадрата. Размеры святилища составляют 18x12 метров. Высота башни над святилищем 24 метра. Такие башни встречаются только в Южной Индии. Возможно, какой-то приезжий мастер предложил такой вариант. Другие элементы архитектурного стиля представляют архитектуру Северной Индии. Так, на индуистских храмах здесь обычно устанавливались амалака и калаша. Скорее всего они были и здесь на башне, но утрачены.

Платформа с каждой стороны имеет 18 метров. Портик выступает на 3 метра. Над ним находится купол в форме бочкообразного свода высотой 9 метров, длина которого перпендикулярна длине святилища. В стенах храма есть многочисленные ниши для статуй, но сейчас все они пустые. Дверь в храм достигает аж 11 метров в высоту, а дверной проём богато украшен. Проходя вокруг святилища, видим на стенах изображения влюблённых пар на разных стадиях ухаживания и близости (майтхуна). Это всё в избытке присутствует на храмах Каджурахо.

 

Teli ka Mandir

 

Первоначально храм посвящён Вишну. Есть повреждённое изображение этому богу, а Гаруда (орёл, транспортное средство Вишну) виден над первым дверным проёмом. Когда храм ремонтировали, то установили в святилище лингам, а над святилищем поместили изображение быка Нанди - транспорт Шивы. Над другим проёмом видим изображение Ганеши - сына Шивы (бога мудрости с головой слона). Так храм вдруг стал шиваитским. В Индии есть три ветви индуизма: вишнуизм, шиваизм и шахтизм. Так вот, авторы угодили и представителям последних, которые поклоняются группе женских божеств (matrikas). На входе в храм и на панелях есть несколько надписей. Одна из них представляет собой гимн богине Дурге - грозному воплощению жены Шивы Парвати. У дверного проёма стоят богини Ганга и Ямуна, в честь которых в Индии назвали две крупнейшие реки.


 

Храм Чатурбхудж

 

Чатурбхудж - так и сегодня называют в этой обширной области бога Вишну. Вспомним храм с таким же названием в Каджурахо. Этот храм (Chaturbhuj Temple) датируется 876 г.

В древних текстах цифра ноль упоминалась. Но в этом храме есть самое раннее известное эпиграфическое свидетельство, высеченное в камне, которое использует концепцию нуля. В надписи говорится, что община посадила сад размером 187х270 хаст (85х123 метров), что сад каждый день давал 50 гирлянд для храма.

Храм очень маленький, но достойный, чтобы не пройти мимо. Состоит из квадрата со сторонами 370 см. У входа в храм есть портик, поддерживаемый четырьмя резными колоннами. На колоннах изображены рельефы людей, медитирующих в позе асан йоги, а также влюблённых пар. Справа и слева установлены галереи. Двери охраняют богини Ганга и Ямуна. Башня над святилищем вырезана из монолитной скалы. Надписи восхваляют Вишну, Шиву и 9 воплощений Парвати. Есть изображения Ганеши, Варахи (Вишну в ипостаси кабана) и четырёхрукого Вишну, в котором заключено одновременно изображение его супруги Лакшми.

 

Храм Чатурбхудж

 

Итак, город Гвалиор стоит посетить после Агры, если есть время на путешествие. И приехать сюда без ночёвки на полдня только ради форта с дворцами. Хорошо, если во время визита вы застанете индуистский праздник, чтобы увидеть, как самые талантливые народные танцоры региона исполняют традиционный для штата Мадхья-Прашеш танец ахири. Его исполняют мужчины и женщины, которые, как они верят, являются потомками Кришны. А тот любил потанцевать по поводу и без повода. Сюжет основан на индийской мифологии и очаровывает зрителей завораживающими движениями танцоров и яркими костюмами.

Как населённый пункт Гвалиор не представляет интереса у туристов. Это видно по отельной базе и аэропорту, где редко бывает один самолёт из одного единственного города - Нью-Дели. Для знакомства с крупным мегаполисом, то поезжайте в индийский Лондон - Мумбаи. А если хотите оказаться в настоящем индуистском городе, лишённом суеты, то подойдёт Удайпур, где помимо наблюдения за сценами из повседневной жизни на милых улочках, можно насладиться красивыми видами с вершин, поплавать на кораблике по чудным озёрам, отведать блюда индийской кухни, посетить замечательный дворец и остаться на ночь, а то и две в одном из отелей, многие из которых выглядят как роскошные дворцы и сами по себе достойны внимания.

 

Фоторассказы

 

Читайте другие статьи в моей библиотеке.

Приглашаю вас на экскурсии в Гоа и по Индии.

Буду рад вашему комментарию ниже.

 

 

© Текст зарегистрирован в поисковых системах как первоисточник, перепечатка не разрешается, rossyanka.ru

Комментарии

Комментариев пока нет